О музыке и окружающем.

Esprit de L'Escalier Авторская проза 24 июня 2016 Рейтинг: 0 Голосов: 0 848 просмотров
(Ассоциации, ею навеянные)




Прослушал в бессчётный раз Пятый концерт для фортепиано и оркестра Бетховена, а потом ещё и его же Третью «Героическую» симфонию, и вдруг пришла в голову такая мыслишка:

А ведь в обоих этих гениальных произведениях используется достаточно простая по звучанию ИСХОДНАЯ мелодия! С сильными маршевыми мотивами. И ЧТО делает талант Бетховена с этими вроде простенькими звукосочетаниями!!! Недаром Бетховена называют гением вариаций – он ухитряется создать из немногих нот неисчислимое количество мелодий и оттенков! Схоже вроде бы с простой мелодией в Баховской хоральной прелюдии для органа BWV 639. А до чего же прекрасно и гармонично всё это звучит у Баха!

Но, интересно, одна мысль потянула за собой другую — ассоциацию литературную:

А ведь и в литературе используется тот же приём «вариаций» – берётся часто простенькое событие и описывается так, что восхищаешься именно ОПИСАНИЕМ, не самим событием. Часто зауряднейшим и обычным в рутине нашей жизни. Я уже не раз приводил примеры такого гениального описания. «Пассажир» и «Пнин» у Набокова.

Два гениальных романа Ильфа и Петрова, там не счесть таких шедевров.




Я даже «Коэффициент гениальности» для этого придумал давным-давно и описал его в заметочке «Процент таланта» и в «Дорога в Никуда или Кривая, которая никуда не выведет."

Дробь, в знаменателе которой стоит НЕзаурядность события или факта, породившего некую мысль, а числителе тоже НЕзаурядность этой мысли. Чем зауряднее событие, факт или мысль в знаменателе и чем незаурядней результат в числителе, тем гениальней произведение. Не знаю, правда, в каких единицах эту незаурядность измерять. По сути — это величина, обратно пропорциональная вероятности. Но сама ВЕРОЯТНОСТЬ чего-либо измеряется в единицах безразмерных. А НЕвероятность? Допустим, будем измерять её в «ЛЕМах» (по имени совершенно НЕЗАУРЯДНОГО писателя и мыслителя Станислава Лема.) Итак, НЕВЕРОЯТНОСТЬ, но в определённых пределах АДЕКВАТНОСТИ реальному сверху и снизу. (Иначе любую необычную мысль идиота и психопата тоже можно возвести в ранг гениальности, что часто и делают, к сожалению!)

То есть, чем больше такое число, тем выше гениальность мысли, теории, произведения искусства или науки. Ну, что, скажите, незаурядного, в виде из окна поезда, подъезжающего к городу, и уже въехавшего в пригороды?

Что может быть зауряднее чувств гробовых дел мастера, прогорающего из-за хронической нехватки «клиентуры», или описания очереди на почте??? Скучная тягомотина реальной жизни, тривиальность! А с каким блеском эта тривиальность описана у тех же Набокова и Ильфа и Петрова! Потому, думаю, все попытки экранизации романов двух последних привели к тотальной неудаче, хоть и создавались далеко не бездарными режиссёрами и актёрами!

Сила таланта романов Ильфа и Петрова в гениальной точности и, одновременно, неожиданности того, КАК они описывают. И это НЕЛЬЗЯ передать никакими зрительными образами! Нас смешат и восхищают НЕ события, а само их словесное выражение!

Следующая мысль: Музыкальна ли литература? О поэзии и спрашивать нечего – многие стихи и целые поэмы Пушкина звучат как музыка Моцарта.




(«Влюблённо над ухом её прошептал

Слова, слаще звуков МоцАрта:

Графиня! Графиня!

Графиня, ценой одного rendezvous

Хотите, пожалуй, я Вам назову

Три карты, три карты, три карты...»

Да уж, слаще звуков МоцАрта предложение переспать с ним за тайну трёх карт! Либреттист оперы «Пиковая дама» был явно не в ладах с морально-этической оценкой таких предложений!

«Графиня вспылила: Как смеете вы?!

Но граф был не трус...»)




А проза? Ответ: Да. Некоторые образцы прозы звучат очень музыкально. Для меня, сугубо субъективно, разумеется. У Солженицина в «Раковом корпусе» есть, например, два таких эпизода, в которых я услышал некий острый финальный аккорд:

Молодого парнишку Прошку выписывают из больницы с диагнозом «Tumor cordis. Casus Inоperabilis». И когда Прошка спрашивает Костоглотова, что там написано. Олег, ПОНЯВ, ЧТО там написано по-латыни, говорит пренебрежительно, что, мол, ничего особенного. Святая ложь во спасение.

«И вы уси выздоравливайтэ, хлопцы! Та до хаты! Та до жинки! — Прошка всем им пожал руки и ещё с лестницы весело оборачиваясь, помахивал им. И уверенно спускался.

К СМЕРТИ»! – Завершает главу Солженицын.




Другой пример в том же романе. Молоденькой девушке должны ампутировать грудь, в которой обнаружена раковая опухоль. Солженицын описывает очень нежно и лирично любовную сцену с участием этой девушки и Димки, мальчика, тоже пациента этого ракового корпуса.

«Асины слёзы падали ему на стриженую голову.

Она не убирала, не отводила, и он снова возвращался к румянцу и мягко делал губами так, как её будущий ребёнок с этой грудью уже не сделает никогда. Никто не входил, и он обцеловывал это нависшее над ним тёплое чудо.

СЕГОДНЯ — ЧУДО, А ЗАВТРА — В КОРЗИНУ,»

Написал, как будто резанул острейшим скальпелем! Тоже, страшный финальный аккорд.




Музыкальна ли настоящая литература? Музыкальна, как и всё НАСТОЯЩЕЕ!




Альберт Эйнштейн беседовал с Нильсом Бором о квантовых идеях последнего.

«Это было так, – вспоминает Эйнштейн, – точно из под ног ушла земля и нигде не было видно твёрдой почвы, на которой можно было бы строить. Мне всегда казалось чудом, что этой колеблющейся и полной противоречий основы оказалось достаточным, чтобы позволить Бору, человеку с гениальной интуицией и тонким чутьём – найти главнейшие законы спектральных линий и электронных оболочек атомов, включая их значение для химии. Это кажется мне чудом и теперь! Это наивысшая музыкальность в области мысли!»

Сам этот отрывок воспоминаний Эйнштейна тоже полон музыки! И необыкновенно интересен и парадоксален такой вот отрывочек: «… точно из под ног ушла земля...»

Генрик Антон Лоренц, великий голландский физик, одним из первых принявший и восхитившийся Теорией Относительности, а затем много лет пропагандировавший её, признавался В ТОМ ЖЕ: Он говорил, что с созданием Теории Относительности он «потерял почву под ногами»!!!

(Об этой проблеме я писал в заметках:

Эйнштейн едет в Японию

Крылья вместо мастерка каменщика)




Ещё об Эйнштейне.

«Он участвовал также в благотворительных концертах. На этом поприще слава пришла к нему с неожиданной стороны. Как-то в одном из городов Германии он выступал в концерте. В публике сидел молодой журналист, которому предстояло написать отчёт о концерте.

Он обратился к одной из слушательниц: Кто этот Эйнштейн, который выступает сегодня?

Боже мой, разве вы не знаете? Это же великий Эйнштейн!

Ах, да, конечно. – И он принялся что-то строчить...

На следующий день в газете был напечатан отчёт о выступлении великого музыканта Альберта Эйнштейна. В статье говорилось об Эйнштейне как о музыкальной знаменитости, скрипаче-виртуозе!

Дома у Эйнштейна все веселились, читая этот «отчёт» и больше всех он сам. Вырезал заметку и при любой возможности показывал её знакомым:

Вы думаете, я учёный? Ничего подобного! Я – знаменитый скрипач, вот кто я на самом деле!» (Из книги Б.Г.Кузнецова «Эйнштейн»)




Это тоже, о музыке и окружающем!

18 VI 2016

Похожие статьи:

Авторская прозаМне тело кажется подвластным...
Авторская прозаКаков король, таковы и нравы. МРАЗЬ!
Авторская прозаЛишь при Советской Власти...
Авторская прозаТупица с чувством юмора или смотри эпиграф.
Авторская прозаСВОЁ - ЧУЖОЕ
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Свежее в блогах

Они кланялись тем кто выше
Они кланялись тем кто выше Они рвали себя на часть Услужить пытаясь начальству Но забыли совсем про нас Оторвали куски России Закидали эфир враньём А дороги стоят большие Обнесенные...
Говорим мы с тобой как ровня, так поставил ты дело сразу
У меня седина на висках, К 40 уж подходят годы, А ты вечно такой молодой, Веселый всегда и суровый Говорим мы с тобой как ровня, Так поставил ты дело сразу, Дядька мой говорил...
Когда друзья уходят, это плохо (памяти Димы друга)
Когда друзья уходят, это плохо Они на небо, мы же здесь стоим И солнце светит как то однобоко Ушел, куда же друг ты там один И в 40 лет, когда вокруг цветёт Когда все только начинает жить...
Степь кругом как скатерть росписная
Степь кругом как скатерть росписная Вся в траве пожухлой от дождя Я стою где молодость играла Где мальчонкой за судьбой гонялся я Читать далее.........
Мне парень сказал что я дядя Такой уже средних лет
Мне парень сказал что я дядя Такой уже средних лет А я усмехнулся играя Словами, как ласковый зверь Ты думаешь молодость вечна Она лишь дает тепло Но жизнь товарищ бесконечна И молодость...