А. С. ПУШКИН. АНЧАР. Сочинения

Сочинение "Стихотворение А.С.Пушкина «Анчар»"

(вариант 1)

 

На всех стихиях человек —

Тиран, предатель или узник.

А. С. Пушкин

 

В 1828 году А. С. Пушкин оказался в невыносимо тяжелых условиях. Придирки правительства к поэту, вернувшемуся из ссылки, не прекращались. Пушкина вызывают на допросы. Принимается постановление Государственного совета по делу о стихотворении «А. Шенье». На душе постоянная тревога и ощущение гнетущей силы, с которой нет сил бороться.

 

Тогда-то и рождается стихотворение «Анчар», в котором остро звучит тема деспотизма, угнетения одного человека другим. О ядовитом дереве, анчаре, растущем на островах Зондского архипелага, в конце XVIII — начале XIX века имелись сведения и в художественной, и в научной литературе. Необычное название, мрачная экзотика — все это поразило воображение поэта. Фактические данные о дереве яда рождали образы, ни с чем не сравнимые по своей силе.

 

Пушкин читал в журнальных статьях о преступниках, осужденных на смерть. Последний шанс получали эти люди — добывали яд с вредоносного дерева и несли своим господам. Многие здесь и погибали.

 

Для А. С. Пушкина стихотворение «Анчар» было важным, оно закрепляло связь со временем. Вероятно, не зря в его черновой рукописи обозначена точная дата написания — 9 ноября 1828 года.

 

Образ анчара возникает уже в первой строфе и дается в торжественно-мрачном тоне. Это подчеркивают эпитеты: «чахлая», «скупая» пустыня, раскаленная зноем почва.

 

Употребление старославянской формы «раскаленный» делает стих приподнятым, величественным.

 

Сравнение «как грозный часовой» необыкновенно выразительно.

 

Пушкин создает символический образ. Его не интересует больше само дерево, растущее на острове Ява. Потрясает какой-то просветленный пушкинский гуманизм. Поэт поднимается до постановки огромной проблемы о праве человека на жизнь и о праве на его жизнь со стороны другого человека.

 

Во второй и последующей строфах усиливается мрачный характер образа: возникает тема яда.

 

Природа жаждущих степей

Его в день гнева породила

И зелень мертвую ветвей

И корни ядом напоила.

 

В третьей строфе яд показан в движении, он смертоносен:

 

Яд каплет сквозь его кору…

 

Трагизм заключается в том, что к дереву, к которому «и птица не летит», «и тигр нейдет», а ветер, соприкоснувшийся с ним, «мчится прочь уже тлетворный», человека отправляют «властным взглядом». Причем посылающий прекрасно знает о последствиях своих действий. Посланный же «послушно в путь потек», потому как раб, давно забывший, что он такой же человек. Подданный выполнил свою миссию: принес с ядовитого дерева своему князю «смолу» и «умер… у ног непобедимого владыки». Доволен остался деспот, разослав с принесенным ядом гибель «к соседям в чуждые пределы», умножая и распространяя вокруг себя зло.

 

Психологическая основа пушкинского стихотворения — кровное и искреннее сочувствие человеку, обреченному на гибель.

 

Стиль на удивление спокоен. Несмотря на это, голос Пушкина будто заклинает: подобное недопустимо в человеческом обществе.

 

Сочинение "Стихотворение А.С.Пушкина «Анчар»"

(вариант 2)

 

 

После возвращения из ссылки Пушкин понял, что его мечты о свободном творчестве не могут осуществиться. Царь и его слуги не оставляют поэта в покое. Тайные агенты следят за каждым его шагом, его произведения подвергаются жестокой цензуре. В 1828 году против поэта возбуждается дело по обвинению в создании противоправительственного произведения "Андрей Шенье" и безбожной поэмы "Гаврилиада". Эти обстоятельства личной жизни, а также усиление правительственной реакции и послужили поводом для создания аллегорического стихотворения "Анчар", содержащего резкий протест против губительной силы деспотизма.

В основу сюжета этого произведения Пушкин положил полулегендарные сведения о существовании на острове Яве ядовитого дерева упас-анчар. Путешественники рассказывали, что это дерево отравляет окрестный воздух и сок его смертелен. Вожди местных племен посылали приговоренных к смертной казни собирать ядовитую смолу анчара, которую употребляли для отравления стрел. Великий поэт использовал эти рассказы о ядовитом дереве, чтобы создать аллегорический образ неограниченного деспота, несущего смерть и уничтожение всему живому, отнимающего у человека самое дорогое — жизнь.

Стихотворение делится на две части: в первой части дается описание ядовитого дерева, во второй рассказывается о всесильном владыке, пославшем на смерть своего раба, чтобы при помощи добытого им яда сеять смерть среди своих соседей.

Ядовитое дерево рисуется поэтом как предмет, несущий гибель всему живому, как какое-то фантастическое существо, всесильное и всеуничтожающее. При изображении анчара Пушкин использовал художественные детали, направленные на раскрытие его основного свойства — губительности для всего окружающего: анчар стоит "в пустыне чахлой и скупой", "один во всей вселенной", породила его природа "в день гнева", ядом напоены его корни и ветви; от зноя яд каплет, а к вечеру застывает "густой прозрачною смолою"; к нему не летит птица, и "тигр нейдет"; дождь, оросивший его листы, стекает уже ядовитым на песок. Для зарисовки образа дерева поэт воспользовался по преимуществу выразительными и оценочными эпитетами: "пустыня чахлая и скупая", "почва, зноем раскаленная", "природа жаждущих степей", "зелень мертвая ветвей", "вихорь черный" и "тлетворный", "лист его дремучий". Употреблено одно сравнение ("анчар как грозный часовой"), раскрывающее, подобно эпитетам, губительную силу зла этого дерева.

В образе владыки Александр Сергеевич подчеркивает его всевластие, безжалостность ("послал к анчару властным взглядом", "непобедимый владыка"), гибельность для всего окружающего (умирает раб, "гибель разослал к соседям в чуждые пределы"). В образе раба подчеркнута его безропотность, покорность своей судьбе ("послушно в путь потек", "умер бедный раб у ног непобедимого владыки"). Образ князя и образ слуги резко противопоставлены друг другу, Пушкин воспользовался приемом антитезы при обрисовке этих образов ("непобедимый владыка" и "бедный раб"), однако, резко осудив такое разделение людей, поэт отметил в них общее: "Но человека человек послал к анчару".

А образ анчара дополняет образ владыки, усиливает его, делает ярким и более значительным. Анчар несет смерть окружающей природе, князь — людям.

Идейный смысл стихотворения "Анчар" — изображение губительной для общества власти самодержавия, призыв к его уничтожению. Мысль эта выражена в аллегорических образах и поэтому стихотворение было пропущено цензурой.

Появление в печати "Анчара" имело большое общественно-политическое значение. Это было выступление поэта против самодержавия, хотя и замаскированное.

Похожие статьи:

Учебный залСОЧИНЕНИЯ по поэме Лермонтова «Песня про купца Калашникова»

Учебный залА. С. ПУШКИН. Анализ стихотворений, сочинения

Учебный залГОГОЛЬ. ПЕТЕРБУРГСКИЕ ПОВЕСТИ. Сочинения

Учебный залСОЧИНЕНИЯ по поэме Пушкина «Цыганы»

Учебный залПЛАТОНОВ А. П. КОТЛОВАН. Сочинения

Видеоролики по теме

Зимняя дорога -- А.С.Пушкин - Сквозь волнистые туманы -- романс Марина Черкасова

Зимняя дорога -- А.С.Пушкин -...

16 февраля 2016
Пушкин записи -- krasivaya pesnya na gitare безумно -- красивый+романс Эта красивая песня - романс на стихи Александра Пушкина -- Зимняя дорога -- Поет Марина Черкасова - знаменитая певица - гитарный аккомпанемент - цыганские гитаристы аранжировщики - Вава Поляков, Иван Ром-Лебедев, Ромуальд...
Заур Тутов - Я ехал к Вам (Б.Зайцев - А.С.Пушкин)

Заур Тутов - Я ехал к Вам...

27 декабря 2015
Памяти Валентины Толкуновой. Я ехал к Вам (Б.Зайцев - А.С.Пушкин) Автор видеоролика - Алина Белка. Поёт народный артист России, народный артист Карачаево-Черкесской, Кабардино-Балкарской республик, республики Адыгея и республики Дагестан ЗАУР ТУТОВ Народный артист России, народный артист...
Живой А.С. Пушкин. Выпуск 2/5.

Живой А.С. Пушкин. Выпуск 2/5.

26 ноября 2015
Видео из серии жизнь замечательных людей Живой А.С. Пушкин. Выпуск 2/5.. Они разные, оставившие свой след в истории. Живой Пушкин - проект, подготовленный к 200-летию со дня рождения поэта. Это документальный рассказ о жизни поэта и той эпохе, что вошла в историю под названием пушкинской. От...
Живой А.С. Пушкин. Выпуск 3/5.

Живой А.С. Пушкин. Выпуск 3/5.

26 ноября 2015
Видео из серии жизнь замечательных людей Живой А.С. Пушкин. Выпуск 3/5.. Они разные, оставившие свой след в истории. Живой Пушкин - проект, подготовленный к 200-летию со дня рождения поэта. Это документальный рассказ о жизни поэта и той эпохе, что вошла в историю под названием пушкинской. От...
Живой А.С. Пушкин. Выпуск 4/5.

Живой А.С. Пушкин. Выпуск 4/5.

26 ноября 2015
Видео из серии жизнь замечательных людей Живой А.С. Пушкин. Выпуск 4/5.. Они разные, оставившие свой след в истории. Живой Пушкин - проект, подготовленный к 200-летию со дня рождения поэта. Это документальный рассказ о жизни поэта и той эпохе, что вошла в историю под названием пушкинской. От...