А. С. ПУШКИН. КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА. Сочинения


 

Пушкин "Капитанская дочка" — сочинение " ГЕРОИ “КАПИТАНСКОЙ ДОЧКИ” В ИСТОРИЧЕСКОЙ МЕТЕЛИ"

 

“… Облако между тем обратилось в белую тучку, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала все небо. Ветер завыл, пошел мелкий снег и вдруг повалил хлопьями; сделалась метель. В одно мгновение темное небо смешалось со снежным морем. Все исчезло...”

 

Русский бунт, как и эта метель, начинался с мелких недовольств, их становилось все больше и больше, они делались все серьезнее. Пружина народного терпения все сжималась и сжималась. И вот наконец распрямилась и ударила по обидчику. Тысячи крепостных двинулись на угнетателей. Все смешалось...

 

“Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный”. Он, как буран, кружит над страной, неся в себе тысячи снежинок и рождая новые и новые снежные хлопья. Снежинки сталкиваются, одни разлетаются в разные стороны, иные соединяются и летят рядом. Так и люди: гонимые бунтом, они мечутся, сталкиваются друг с другом, разлетаются или соединяются. На душе у многих темнота, смута, они действуют по инстинкту самосохранения, предавая родителей, братьев, идеалы, которыми руководствовались в жизни, клятву. Но иные, стойкие душой, остались верны своим принципам, действуя по чести, по долгу, по внутреннему голосу совести. Они выбирают смерть во имя долга, но не союз с бесчестным самозванцем и бунтарем.

 

Бунт Пугачева, как волна, набежал на Россию. Быстро продвигались мятежники вперед, и вскоре бунт докатился и до Белогорской крепости, где находился главный герой “Капитанской дочки” Петруша Гринев. Разные чувства были в момент осады на душе у белогорцев. Но, как ни сражались защитники крепости, она была взята. На крыльце комендантского дома был учинен суд. В жизни каждого человека бывает пересечение двух дорог, и на перепутье лежит камень с надписью: “С честью пойдешь по жизни — умрешь. Против чести пойдешь — жив будешь”. Именно перед этим камнем стояли сейчас обитатели крепости, в том числе Гринев и Швабрин.

 

В креслах на крыльце комендантского дома сидел предводитель бунтарей Пугачев. Он совал в лицо присягавшим ему белогорцам свою жилистую руку и говорил властным голосом: “Целуй руку! Целуй руку!” Одни, движимые страхом, подходили и целовали, другие выбирали смерть.

 

На душе у Петруши было тяжело. Сейчас он должен сделать выбор всей своей жизни: либо поцеловать руку, либо нет. Но какой глубокий смысл стоит за этим поцелуем, какая трагедия души, какая ответственность перед родиной, государыней, которой присягал, перед родителями и всем дворянством русским и, наконец, Машей — возлюбленной! Ведь присягнув Пугачеву, убийце Машиных родителей, Петруша становился соучастником преступления. Поцеловать руку — значит предать все жизненные идеалы, предать честь. Не поцеловать — пойти на плаху. Гринев выбирает смерть. Ему были присущи такие качества, как доблесть, достоинство, благородство, верность. Он не мог преступить морального кодекса и жить подлой жизнью предателя. Лучше он умрет, но умрет героем. Он не целует руку Пугачева. Случайно его слуга Савельич спасает его от смерти. Но мысль о подлой жизни или честной смерти покидает душу Гринева ненадолго.

Пугачев приглашает Петрушу на пир и после ведет с ним разговор с глазу на глаз. В этот момент между ними происходит словесная дуэль. Но неожиданно для них обоих в Гриневе-ребенке просыпается воин. Он с достоинством стоит за свои идеалы, свою честь перед Россией и готов принять смерть. Но одновременно в Пугачеве-разбойнике просыпается человек. Он начинает понимать Петрушу: “А ведь он прав! Он человек чести. Не важно, что он еще молод, а главное, он не по-детски оценивает жизнь!” И на этом этапе Пугачев с Гриневым нашли общий язык. Их души как бы слились в единое целое и взаимно обогатились.

 

Но совсем другим характером обладал один из обитателей крепости — Швабрин. Поняв, что крепость осады не выдержит и будет взята, он из чувства страха перед смертью и самосохранения перебегает на сторону Пугачева. И когда Пугачев сидит как царь на крыльце комендантского дома, Швабрин уже среди его старшин. Он одет по-казацки, обстрижен а-ля Пугачев. Он вьется вокруг Пугачева, старается ему во всем угодить. Он, как червяк, ползает перед ним, угождает ему только для того, чтобы не быть раздавленным. Швабрин не понимает, что такое честь и долг. Может быть, в глубине души он знает, что есть такие чувства, но они ему не присущи. В экстремальных ситуациях он прежде всего хочет выжить, пусть даже через унижение/

 

Совсем иная позиция у супругов Мироновых и родителей Гринева. Честь и Долг в их понимании превыше всего. Понятие чести и долга у них не выходит за рамки устава, но на таких людей всегда можно положиться. Они по-своему правы.

 

Прав и Петруша, увидевший в бунтовщике и злодее Пугачеве человека. Он сразу заметил его черные, огненные глаза, в которых светились ум, смекалка, воля, достоинство бывшего крепостного, вырвавшегося на волю. Он оценил и неоднозначность преступника, разобрался в его мотивах. Калмыцкая сказка о вороне и орле раскрыла Гриневу влюбленность Пугачева в волю, свободу. Песня “Не шуми мати, зеленая дубровушка”, которую как-то вдохновенно пели разбойники, показала юноше их обреченность и готовность идти на виселицу. Гринев жалел Пугачева и хотел уговорить его сдаться властям. Он готов был спасти Емельку, Емельяна Пугачева, который открылся ему всей самобытностью и талантливостью натуры. Историческая метель стала для Гринева школой мужания, взросления. Робкий, домашний мальчик, недавно гонявший голубей и лизавший пенки от варенья, оказался перед вопросами серьезными: на каких путях могут соединиться крестьянская и дворянская Россия? На путях взаимной доброты, христианского милосердия. Я думаю, в будущей своей помещичьей жизни Гринев никогда не будет ярым крепостником, он будет отцом крестьянам.

 

Возмужала в “исторической метели” и Маша, о которой Марина Цветаева, мне кажется, пишет излишне неуважительно: “о ней только и слышно, что она бледна”. Представить страшно, как это поехать ей, провинциалке, в Петербург к государыне! А она едет! Она убеждает царицу в невиновности жениха. Она побеждает свой страх, свою “несветскость”.

Именно Маша Миронова отразила главное, что есть в натуре русской женщины, — способность идти во имя любимого на жертвы.

 

“Историческая метель” испытывает человека, дом, семью, нацию на прочность. А. С. Пушкин не ставил своей задачей показать в романе злодейства и зверства пугачевцев.

 

Ему хотелось вглядеться в человека перед лицом испытаний. И, читая повесть, мы испытываем радость — человек жив, человек сохранился, человек остался человеком.

 

 

 

 

Пушкин "Капитанская дочка" — сочинение " Береги честь смолоду… (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»)"

 

Нам выпало жить в страшное (я не побоюсь этого слова) время, когда экономический кризис в стране повлек за собой бездуховность, безнравственность, беспринципность. Люди замкнуты и злы, основная проблема большинства из них — добыча денег и пропитания. Не хочу быть строгим судьей, но понятие честь, по-моему, многим людям в наше время вовсе не знакомо. А если и знакомо, то воспринимается как пережиток прошлого. Когда в нашем классе проводили диспут на тему “Что такое честь”, один мой одноклассник прямо так и высказался: “Честь в наше время — привилегия нищих, а я хочу жить, а не нищенствовать, так что мне с ней не по пути”. С этим учеником, чувствовала я, соглашались многие. И тут бы совсем отчаяться, но мысль о том, что противников такого суждения ничуть не меньше, согревала душу. Значит, Петр Гринев, один из любимых мною пушкинских героев, не одинок. Значит, и в наше время есть люди, для которых честь — основной жизненный принцип, несмотря ни на какие перипетии судьбы.

Понятие чести воспитывается в человеке с детства. Пример этому — все тот же Петруша Гринев, из повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка”, о котором я собираюсь рассказать. Вырасти бесчестным ему было, по-моему, практически невозможно. С детства мальчика окружали люди, честь для которых была превыше всего.

Отправляя сына служить отечеству, старший Гринев на прощание сказал ему: “Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду”.

И Петр берег. По дороге к месту службы он по наивности проигрался человеку, с которым едва свел знакомство. Никакие уговоры Савельича броситься победителю в ноги не заставили Гринева сделать это: коль проигрался — нужно отдавать. Честь свою Петр Гринев не запятнал даже в тех случаях, когда за нее легко можно было поплатиться головой. Первый случай — это дуэль. Петр не мог просто так оставить без ответа бесстыдный наговор Швабрина на Машу Миронову. Защитить ее от сплетен отвергнутого и из-за этого разгневанного воздыхателя, было для Гринева делом чести. Что касается Швабрина, то он в повести — полная противоположность Гриневу, человек, для которого понятия “честь и благородство” вовсе не существуют. Во время поединка Швабрин не гнушается воспользоваться двусмысленностью ситуации для нанесения бесчестного удара. Ничего не стоит этому глубоко безнравственному человеку присягнуть другому государю, в то время как Гринев и тут благороден. А ведь Швабрин — образованный человек, он не был “недорослем”, каким был тот же Гринев. Этим фактом Пушкин подчеркивает, что благородство и образованность — две разные вещи. Более того — огромное значение имеют взаимоотношения в семье, в которой человек воспитывался.

Второй случай, в котором наиболее ярко проявились высокие нравственные качества одних героев и низость чувств других — приход в Белогорскую крепость Пугачева. Предпочтя благородную смерть позорному помилованию, погибли капитан Миронов и его жена, малообразованные, наивные и, на первый взгляд, недалекие люди.

Их примеру готов был последовать и Гринев, но случай спас его от смерти. И причиной этому — тоже благородство Петра, проявившего в отношении “вожатого”, который помог когда-то им выбраться из пурги. К счастью, человек этот оказался не кем иным, как самим Пугачевым. Руководитель народного восстания предлагает Гриневу пойти к нему в услужение, но Петр, хорошо осознавая, что своим отказом может разгневать Пугачева, все же отклоняет его предложение. Отклоняет опять же — из чувства благородства: он присягнул служить императрице.

Выслушав доводы молодого дворянина, Пугачев не разгневался, более того — проникся к нему симпатией и даже помог в освобождении Маши Мироновой. И все это, на мой взгляд, не из-за заячьего тулупчика, а благодаря благородству и высокой нравственности Гринева, так поразившими народного бунтаря.

Благородные чувства Гринева проявились и в эпизоде его ареста. Петр не хочет впутывать в эту историю свою возлюбленную, поэтому и не называет ее имени. Но Маша сама отправляется в Петербург искать заступничества и находит. Ей помогает сама императрица. История с Пугачевым для влюбленных заканчивается хорошо, они счастливы. Такой оптимистичный финал, на мой взгляд, автор придумал потому, что хотел подчеркнуть — на благородство чаще всего отвечают благородством. А может быть и потому, что Пушкину просто очень хотелось, чтобы это было именно так.

Что касается Гринева, то он до конца своей жизни остался человеком чести. Став Гриневым-мемуаристом, этот человек правдиво и без искажений передал бумаге не только свои встречи с предводителем восстания, но и свои мысли относительно его. Он рассказал о Пугачеве всю правду, несмотря на то, что она противоречила той, что сложилась в официальном мнении о народном бунтаре.

 

 

Пушкин "Капитанская дочка" — сочинение "Сравнительная характеристика Гринева и Швабрина"

 

Белогорская крепость находилась вдалеке от тогдашних культурных и политических центров, однако и до нее докатилась волна пугачевского бунта. Небольшой гарнизон принял неравный бой. Крепость пала. Емельян Пугачев учиняет свой "императорский" суд, то есть безжалостно расправляется с безоружными людьми. Именно этот момент в повести является ключевым для сравнительной характеристики двух героев "Капитанской дочки" — Гринева и Швабрина. Гринев получил воспитание в семье отставного военного и сам стал офицером. Петруша — мягкий и совестливый юноша, исполненный самых радужных мечтаний. Для него верх человеческого благополучия — служба в гвардии. Однако сама ясизнь рассеивает его иллюзии. После карточного проигрыша Зурину Гринев испытывает стыд. Последовавшая вскоре встре-час вожатым показывает, что Петруша — хороший человек. Несмотря на увещевание Савельича, Гринев дарит вожатому заячий тулупчик со своего плеча. Служба в Белогорской крепости оказалась необременительной, Петруша влюбляется в дочь коменданта Машу Миронову. Влюбленность делает Гринева поэтом. Своими стихотворными пробами Петруша делится с Алексеем Швабриным — молодым офицером, сосланным в крепость за участие в дуэли. Оказывается, Шваб-рин тоже был влюблен в Машу, но получил отказ. Швабрин пытается очернить девушку в глазах Гринева, и тот вызывает его на дуэль. Петруша получает от своего бывшего друга легкую рану. Но даже и после этого Швабрин продолжает завидовать Гриневу, ведь Маша и ее родители заботливо ухаживают за раненым юношей. Однако вскоре Швабрин получает возможность отомстить. Пугачев звал всех желающих присоединиться к своему мятежному войску. Швабрин с радостью соглашается: он присягает на верность самозванцу. Гринев же, невзирая на смертельную опасность, не изменяет воинской присяге и осмеливается вступиться за осиротевшую Машу Миронову. Таким образом, соперники в любви и противники на дуэли встают по разные стороны баррикад. Положение Швабрина все-таки менее выгодно: присоединившись к Пугачеву, он тем самым раз и навсегда поставил себя вне закона. Гринев, которого Пугачев помнит по встрече в пути, рассказывает самозванцу правду о своей возлюбленной, надеясь на снисхождение со стороны предводителя. Этот психологический бой Гринев выигрывает, спасая себя и Машу. Два офицера российской армии — Петр Гринев и Алексей Швабрин ведут себя совершенно по-разному: первый следует законам офицерской чести и хранит верность воинской присяге, второй с легкостью становится предателем. Гринев и Швабрин — носители двух принципиально различных мировоззрений. Именно такими их изображает автор повести "Капитанская дочка".

 

 

Пушкин "Капитанская дочка" — сочинение "Образ Пугачева в повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка".

 

В “Капитанской дочке” А. С. Пушкин обращается к событиям крестьянского восстания 1773—1774 гг. во главе с Емельяном Пугачевым. В этой повести Пушкин сумел нарисовать яркую картину стихийного крестьянского восстания, показать его на широком национальном и социальном фоне. При этом он придерживался убеждений, согласно которым в повести должна быть “историческая эпоха, развитая в вымышленном повествовании”.

Предводитель восстания Емельян Пугачев изображен Пушкиным не кровожадным убийцей, каким показывали его историки XVIII—XIX веков, а талантливым и смелым народным вождем. Природные ум, сметка, энергичность, выдающиеся способности этого человека способствовали тому, что он возглавил крестьянское восстание. К нему начали стекаться люди со всей страны: и белогорские казаки, и башкиры, и татары, и чуваши, и крестьяне с уральских заводов. Они уважали Пугачева, доверяли ему во всем.

Пугачев жестоко расправляется с теми, кого он считает угнетателями крестьян. Для него нет хороших помещиков и представителей власти. В лице дворян он видит только врагов. Поэтому он так беспощаден к капитану Миронову и его подчиненным, хотя это были добрые люди. Но Пугачев помнит и добро, которое ему когда-то сделали. В награду за чарку водки, поднесенную “вожатому” во время бурана, и за заячий тулупчик Гринев получает жизнь. Три раза испытывал судьбу Петр Гринев, и три раза Пугачев его миловал. “Мысль о нем неразлучна была во мне с мыслию о пощаде, — говорит Гринев, — данной мне им в одну из ужасных минут его жизни, и об избавлении моей невесты...” И действительно, Пугачев проявляет великодушие, когда освобождает Машу Миронову из рук Швабрина, несмотря на то, что она капитанская дочка, и отпускает Гринева вместе с ней. При этом он наказывает Швабрина, приговаривая: “Казнить так казнить, жаловать так жаловать”.

При знакомстве с Пугачевым Гринев убеждается в том, что это совсем не такой человек, каким считали его царские власти. Еще при первой их встрече, когда Пугачев выступает в роли “вожатого”, Гринева поражает хладнокровие этого человека. Тогда Гринев видит “вожатого” как простого человека, внешность которого тем не менее кажется ему “замечательной”: “Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское” — так описывает он внешность героя.

История взаимоотношений Гринева и Пугачева — это прежде всего история милосердия. С милосердия начинается эта история, им и кончается. Вспомним первую встречу Гринева с Пугачевым, когда Гринев приказывает отдать Пугачеву свой заячий тулуп. Савельич изумлен. И дело не только в том, что тулуп дорог. Подарок бессмыслен. “Зачем ему твой заячий тулуп? Он его пропьет, собака, в первом кабаке”. Да, не полезет этот юношеский тулуп на пугачевские “окаянные плечища!” И Савельич прав: тулуп трещит по швам, когда Пугачев надевает его… Однако пишет Пушкин:”Бродяга был чрезвычайно доволен моим подарком”. Тут не в тулупе дело… Тут впервые промелькнуло между офицером Гриневым и беглым казаком Пугачевым нечто иное… В благодарности Гринева не просто благодарность. Тут жалость, милосердие и… уважение. Уважение к человеку и его достоинству. И человеку холодно. А человеку не должно быть холодно. Потому что он образ Божий. И мы не должны безразлично проходить мимо человека, которому холодно, потому что это кощунство. Все это почувствовал Пугачев. Потому и такое теплое напутствие Гриневу: “Спасибо ваше благородие! Награди вас Господь за вашу добродетель. Век не забуду ваших милостей!” И завязались между героями отношения, где высший и низший едины, где нет ни господина, ни раба, где враги — братья. Чем можно ответить на милость, на милосердие? Чем его измерить? Только милосердием же.

Пушкин изображает Емельяна Пугачева не только как предводителя восстания, но и как простого казака. Речь Пугачева наполнена пословицами, поговорками, иносказаниями, которых человеку из другой среды не понять. Он заставляет называть себя царем-батюшкой, потому что в народе всегда жила вера в “доброго царя”. В его отношениях с подчиненными полный демократизм, нет никакого чинопочитания, каждый может свободно оспорить мнение своего “государя”. “Улица моя тесна; воли мне мало. Ребята мои умничают. Они воры. Мне должно держать ухо востро: при первой неудаче они свою шею выкупят моею головою”, — с горечьюосознает Пугачев, которого уже не радует власть.

Герой понимает, что он всего лишь самозванец. Он чувствует свою обреченность и живет только надеждой на будущее.

И все же главное в образе Емельяна Пугачева — это величие и героизм, что нашло выражение в символичном смысле сказки об орле и вороне. Герой считает, что лучше прожить жизнь короткую, но достойную, чем жить триста лет и питаться падалью. Он ассоциирует себя с орлом, который живет “всего-навсего только тридцать три года”, но зато пьет “живую кровь”.

Подчеркивая в Пугачеве храбрость и героизм, ум и смекалку, Пушкин показывает в этом человеке лучшие черты русского национального характера. Но Пушкин далек от идеализации Пугачева — предводителя крестьянского восстания. Автор “Капитанской дочки” отдает предпочтение реформам перед революцией, он не приемлет кровопролития. Именно поэтому мы читаем в повести его ставшие широко известными слова: “Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!” Расценивая пугачевское восстание не иначе, как бессмысленный бунт, автор вместе с тем не ставил своей целью показать в повести злодейства пугачевцев. Он пытался воссоздать историю восстания и личность крестьянского вожака, и нужно отметить, что этот замысел Пушкин мастерски реализовал.

 

 

Пушкин "Капитанская дочка" — сочинение "Капитанская дочка"

 

“Капитанская дочка” положила начало русскому историческому роману. Своими произведениями на исторические темы Пушкин внес вклад огромной ценности в русскую литературу. В своих исторических произведениях он воссоздал самые значительные эпизоды из жизни России от глубокой древности до 1812 года. Особенно привлекают поэта эпохи переворотов и кризисов начала XVII и XVIII веков.

Роман “Капитанская дочка” повествует о драматических событиях 70-х годов XVIII века, когда недовольство крестьян и жителей окраин России вылилось в войну под предводительством Емельяна Пугачева. Но роман не ограничивается только этой темой, она одна из многих, поставленных в этом многоплановом и философском произведении. Параллельно в романе Пушкин ставит и решает ряд важных вопросов: о патриотическом воспитании, о любви и верности, чести и достоинстве человека. Форма и язык произведения доведены Пушкиным до совершенства. За кажущейся простотой и легкостью скрываются серьезнейшие вопросы бытия.

Пушкин изображает Пугачева сложной и противоречивой натурой. С одной стороны, он вор и злодей, объявленный государственным преступником, но он же справедливый и благородный человек, помнящий добро, помогающий Гриневу выбраться из занятой мятежниками крепости, а потом освобождающий Машу Миронову от тирании Швабрина.

Пушкин стремится объективно показать эту историческую личность, сыгравшую огромную роль в судьбе России. Перед нами предстает человек плоть от плоти народа, знающий его самые сокровенные чаяния и горести. Емельян Пугачев старается помочь, кому возможно. По природе он не жестокий человек, об этом можно судить по его отношению К Гриневу, Маше, Швабрину… Расправа же над непокорными офицерами — вынужденная мера военного времени. Так почему же все-таки исторический роман назван “Капитанская дочка”? Мне кажется, что это название наиболее полно отражает суть его. Произведение, помимо описанной темы, повествует о данной и искренней любви, ради которой Гринев отправляется в стан мятежников, а робкая и нерешительная Марья Ивановна Миронова едет ко двору императрицы, чтобы спасти своего возлюбленного, отстоять свое право на счастье, а главное — утвердить справедливость. Она смогла доказать невиновность Гринева, верность его данной присяге.

Постепенно главной героиней романа становится Марья Ивановна — капитанская дочка. Из робкой “трусихи” она, по воле обстоятельств, перерождается в решительную и стойкую героиню, сумевшую добиться торжества справедливости.

Название романа “Капитанская дочка”, как мне кажется, отражает суть произведения.

 

 

Пушкин "Капитанская дочка" — сочинение "А.С.Пушкин. «Капитанская дочка». Судьбы героев и смысл эпиграфа «Береги честь смолоду». "

 

«Капитанская дочка» — это и исторический роман (о крестьянском бунте под предводительством Пугачева), и семейная хроника Гриневых, и роман-биография Петра Гринева, и роман воспитания (история становления характера дворянского «недоросля»), и роман-притча (судьбы героев — подтверждение нравственного тезиса, ставшего эпиграфом к роману: «Береги честь смолоду»).Гринев — свидетель и участник исторических событий. Формирование личности молодого дворянина — это непрерывная цепь испытаний его чести и человеческой порядочности. Уехав из дома, он то и дело попадает в ситуации нравственного выбора. Сначала они ничем не отличаются от тех, что бывают в жизни каждого человека (проигрыш ста рублей Зурину, встреча с вожатым во время бурана, любовный конфликт). Он абсолютно не готов к жизни и должен полагаться только на нравственное чувство. Наставлением сурового отца, полученным перед отъездом, и ограничился его жизненный опыт.

 

Нравственный потенциал героя раскрылся во время бунта. Уже в день взятия Белогорской крепости ему несколько раз пришлось выбирать между честью и бесчестием, а фактически между жизнью и смертью.

 

Но самое главное нравственное испытание оказалось впереди. В Оренбурге, получив письмо от Маши, Гринев должен был сделать решающий выбор: солдатский долг требовал подчиниться решению генерала, остаться в осажденном городе — долг чести требовал откликнуться на отчаянный призыв Маши: «вы один у меня покровитель; заступитесь за меня бедную». Гринев-человек победил Гринева-солдата, присягнувшего императрице, — он решился уехать из Оренбурга, а затем воспользовался помощью Пугачева.

 

Честь Гринев понимает как человеческое достоинство, единство совести и внутреннего убеждения человека в своей правоте. Такое же «человеческое измерение» чести и долга мы видим у его отца, который, узнав о мнимой измене сына, говорит о пращуре, умершем за то, что честь «почитал святынею своей совести».

 

Честь стала в романе мерой человечности и порядочности всех героев. Отношение к чести и долгу развело Гринева и Швабрина. Искренность, открытость и честность Гринева привлекли к нему Пугачева («Моя искренность поразила Пугачева»). В исторических испытаниях в человеке проявляются скрытые волевые качества (Маша Миронова). Подлость и низость делают его законченным негодяем (Швабрин). История дает шанс спастись даже в сложных испытаниях тем, кто честен, человечен и милосерден.

 

 

Пушкин "Капитанская дочка" — сочинение " РОЛЬ ПИСЕМ ГЕРОЕВ В РОМАНЕ ПУШКИНА "КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА"

 

 

Эпистолярный жанр, жанр письма на Руси оформился еще в XVI веке ("Переписка Ивана Грозного с князем Курбским (Серебряным)"). Копия, безусловно, как это доказывают найденные археологами письменные свидетельства, "письмописание", как одно из средств коммуникации, существовало и намного раньше. С появлением светской литературы жанр этот не утрачивает своей актуальности. И уже не только служит средством общения между людьми, но порой даже вводится на страницы литературного произведения. Появляются повести и романы в письмах, что, конечно, было вызвано стремлением подражать французской литературе, в частности o Руссо (ведь роман "Юлия, или Новая Элоиза" был написан в виде писем). И это нововведение, конечно, помогало как в общей характеристике персонажа, как в раскрытии авторского отношения к нему и всему происходящему, так и развитию действия в общей концепции произведения. Использует этот прием и Пушкин. Причем в его произведениях письмо, выражение мыслей и чувств на бумаге становится своеобразной проверкой для героя. "Ум" и "сердце", "чувства" и "разум" обязательно соседствуют в письмах пушкинских героев, что позволяет расценивать их с двух этих позиций. Весь роман Пушкина "Капитанская дочка" написан в виде

большого письма, послания, "записок" — так определяет их сам Пушкин, — написанных Петром Гриневым и адресованных, возможно, внукам. Не случайно автор разделяет себя и рассказчика (Гринева), тем самым позволяя и себе сделать заключительную приписку (от издателя).

Но начнем не с этого. Как же влияют письма на развитие действия?.. Какова их художественная роль в структуре романа?

Итак, с одной стороны, жанр исторического романа определял задачи произведения — полностью раскрыть эпоху, но с другой — само название ("Капитанская дочка") обнаруживает еще один план произведения — показать простую человеческую жизнь, понять человека в своем времени, его интимные, духовные и общественные стремления. Причем оба эти "плана" взаимосвязаны, и поэтому можно говорить о нескольких конфликтах в романе: историческом, личном, общественном, психологическом и бытовом. При раскрытии их огромную роль играют письма героев, "вносящие" живую струю в роман. Так, есть в произведении письма, описывающие исторические события или предвещающие их. Письмо генерала капитану Миронову даже написано подобно исторической записке, как на лексическом так и на стилистическом уровне, и является завязкой исторического конфликта. Само письмо построено как целостное произведение: сначала экспозиция (вводится образ Пугачева — "раскольник", "злодей", "самозванец"), затем динамичная картина его действий, созданная с помощью обилия глагольных форм ("собрал", "произвел", "разорил", "учиня", "произведя"), и вывод (приказ отразить, а то и истребить "указаного злодея"). Но это письмо поднимает не только исторические, но и бытовые и философские вопросы.

Так, например, приписка "по секрету" обыгрывается Пушкиным в добром и немного ироничном эпизоде попытки Ивана Кузь-мича скрыть положение дел от Василисы Егоровны; употребление же единственного числа по отношению всех действий Пугачева как бы создает образ его одиночества; и именно за этим письмом следует вопрос, поставленный Гриневым, который можно расценивать как риторический: "Как ты думаешь, чем это кончится?"

Есть в произведении упоминание и о другом письме с историческим контекстом (воззвание Пугачева). Противопоставление двух этих посланий дается Пушкиным относительно лексики и интонации, служит для создания характеристик обоим лагерям; это начальная точка сравнения их (особенно эта тема будет развита далее при описании двух советов).

Письма Зурина Гриневу, отца Гринева Петруше и Савельичу, оренбургскому генералу раскрывают бытовой и нравственный конфликты. Не случайно при прочтении последнего письма генерал постоянно делает поправки от себя, что создает образ единения написанного и действительного, на страницы романа входит мотив правды жизни, что соответствует идеям реалистического произведения.

Письмо Маши является кульминацией как личного, так и психологического конфликтов (полностью раскрываются характеры Маши, Швабрина и Гринева).

В приписке издателя вкратце дается текст еще одного письма (Екатерины II отцу Гринева). Причем в нем поднимается одна из главных проблем всего произведения — согласие ума и сердца. "… похвалы уму и сердцу дочери капитана Миронова", — говорится в нем, и невольно напрашивается сравнение с текстом Грибоедова ("Ум с сердцем не в ладу"). То есть, как уже говорилось, каждый герой расценивается с позиций разума и чувства, но мотив Грибоедова "живой" и "не живой" жизни вводится с помощью писем и их влияния на развитие сюжета и в действие романа (вспомним совет оренбургских чиновников, образы Швабрина и Гринева, да и само противопоставление мира и бунта).

Итак, письма помогают раскрытию конфликта. Но это не единственная их роль в произведении. Большое значение имеют они и в композиции, повороте сюжета, и в раскрытии характера героя. Каждое письмо опровергает намерение или предположение, сделанное раньше, и совершенно неожиданно направляет события в другое русло. Итак, рассмотрим их согласно "хронологии" романа. Все "блестящие надежды" Петруши "рушатся", ибо отец его пишет письмо не князю Б., а старинному своему товарищу, что, в общем-то, и является началом всех событий, произошедших с ним, можно даже сказать, что это и есть завязка всего произведения.

Текст письма появляется на страницах романа позже и вновь рушит все надежды Гринева (эпизод с "ежовыми рукавицами"). Этим постоянным приоритетом воли отца над мечтами сына Пушкин поднимает еще один вечный вопрос русской литературы — проблему "отцов" и "детей", "мудрости и неопытности".

Письмо Зурина Гриневу является своеобразной экспозицией характера Петра Андреевича, ибо заставляет его перейти к решительным мерам ("сейчас" или "никогда"). Письма отца Гринева Петру и Савельичу есть развитие любовного и психологического конфликтов, вновь изменяют они привычный ход событий, поворачивают сюжет (открывается невозможность Маши' и Гринева быть вместе; раскрываются характеры отца Петра Андреевича, Маши, Петра и Швабрина). С помощью аллитерации звуков [с], [т] и [п] и интонации (обилия восклицательных и вопросительных предложений) Пушкин передает негодование отца. "Сын мой Петр!" — начинается письмо, адресованное Гриневу, и фраза эта, благодаря восклицательному знаку и всему фонетическому составу, звучит как "Сын мой Камень!" (ведь Петр в переводе с греческого — "камень"), и становится ясно, почему Петр Андреевич с первых же строк увидел, что все дело не состоялось. Обращение же к Савельичу еще более сурово. "Стыдно тебе, старый пес!", "пошлю свиней пасти!" — пишет ему отец Гринева. Но все же Пушкин изображает его и как отца заботящегося, как о физическом ("Хорошо ли его залечили?"), так и о духовном здоровье ("Что из тебя будет?") сына.

В ответном письме Савельич пытается вернуть все на прежнее место. "Грамота" его имеет кольцевую композицию (повествование начинается и заканчивается пересказом письма оппонента), что, возможно, символизирует попытку его помирить отца с сыном и "восстановить" ход событий жизни. Но она неумолима, поэтому приходит еще одно, секретное, письмо, меняющее уже не только судьбу Гринева, но и судьбу всех обитателей белогородской крепости. -' o

И вот… в крепости появляется уже знакомый по письму "злодей" Пугачев, который и здесь производит грабежи и убийства и по счастливой случайности спасает Гринева. Но преподнесенный ему Савельичем список "разграбленного добра" и последующий "припадок великодушия" не позволяет расценивать его лишь как тирана.

 

 

Пушкин "Капитанская дочка" — сочинение "Народ в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»"

 

В “Капитанской дочке” А. С. Пушкин создал поистине народные характеры, поистине русские. Он показал, что наравне со свободолюбием и мятежностью, наравне с величием и достоинством, национальному характеру присущи смиренность и послушание — качества, сформированные многовековым рабством. Как пример таких характеров в повести следует рассматривать образы Савельича и капитана Миронова.

Савельич — слуга молодого дворянина, Миронов — бывший солдат, получивший за храбрость в бою офицерское звание и должность коменданта Белогорской крепости. Казалось бы, что у этих людей может быть общего? Но общее есть — отсутствие самостоятельности. И Савельич, и Миронов привыкли жить по давно заведенному уставу: беспрекословно подчиняться и безоговорочно выполнять указы, первый — помещика, второй — правительства.

Такой образ жизни представляется им единственно возможным: так жили их деды, так живут они, и только так должны жить их дети и внуки. Люди, подобные Савельичу и Миронову, никогда не смогут воспротивиться власти, как бы ни было им тяжело.

Наиболее запоминается образ Савельича. Читая повесть, я поражалась неподдельной привязанности этого дворового человека к своему хозяину, его смекалистости, уму, его чувству ответственности, и вместе с тем мне было до слез жалко Савельича: отдавая всю душу, всего себя боярскому дитяти, он редко когда слышал слова благодарности за свою добродетель, чаще — оскорбления и ругательства.

Впервые вырвавшись из-под опеки родных, Петр Гринев в первом же кабаке напивается до беспамятства да к тому же проигрывает в карты случайному человеку. Для Савельича это — удар, ведь он относится к Гриневу, как собственному ребёнку, более того — в его руки вручили хозяева дальнейшую судьбу своего сына. А к порученному делу Савельич привык относиться очень ответственно, поэтому-то и старается он внушить молодому барину и своему воспитаннику, что так поступать — необдуманно. И что же слышит в ответ: “Я твой господин, а ты мой слуга. Деньги мои… А тебе советую не умничать и делать то, что тебе приказывают”. Оскорбление было таким тяжелым, что Савельич даже заплакал. Однако он помнил о своем долге сдерживать молодого барина, похоронив свою обиду, снова попытался образумить Гринева, на что получил еще более оскорбительное: “… подавай сюда деньги или я тебя взашей прогоню”.

А эпизод с дуэлью. Узнав о том, что замыслили Гринев со Швабриным, Савельич, не раздумывая, мчится к месту дуэли, чтобы, если это потребуется, заслонить своего хозяина собственной грудью: “Бог видит, бежал я заслонить тебя своею грудью от шпаги Алексея Иваныча”. А в результате ему не только не вынесли благодарность, а еще его и обвинили: Гринев-младший за донос, Гринев-старший за молчание. В этом эпизоде наиболее ярко и отчетливо проявляется драматизм положения простого человека: все его обвиняют, а он ни в чем не повинен. И в ответ на все оскорбления и ругательства — смирение, потому что это его удел. А почему, за что такой удел, Савельич не задумывается.

Он уяснил только одно: главное в жизни — добродетель.

И этим одним он руководствуется. Поэтому-то готов Савельич сунуть свою голову в петлю вместо Гринева. Только благодаря ему Гринев остался жив, но и тут Савельич не услышал от своего воспитанника слов благодарности. И принял это как должное.

Пугачева и его братию Савельич не приемлет, называет его “злодеем” и “разбойником”. Он глух к провозглашенной мятежниками вольности, он слеп к событиям и судит о них с позиций своих хозяев. От этого Савельич выглядит еще более жалким: он на стороне тех, кто не ставит его ни в грош.

Что касается капитана Миронова, то этот “честный и добрый”, скромный, готовый подчиняться во всем жене, человек был мужественным солдатом. Ему свойственно чувство верности долгу, слову, присяге и, наоборот, противны измена и предательство. Именно в этих качествах проявляется его русская натура, русский характер. Миронов смел, но действует бессознательно. Выступая на борьбу с мятежниками, он ни разу не задался вопросом: что это за борьба, откуда мятежники, почему мятежники. Миронов получил приказ — и он с честью его выполняет. Правда, благородству у капитана Миронова стоит поучиться. Последние минуты его жизни вызывают восхищение — он тверд и непоколебим в своих ответах, он готов принять смерть, но изменить присяге и долгу — никогда. В этом тоже проявляется истинно русская натура этого героя.

Показана в повести и та часть народа, что способна на протест. Это Пугачев и его собратья. Сочувствуя их угнетенному и бесправному положению, автор, однако, как противник всяких революций, не скрывает темных сторон восстания и поведения бунтовщиков: грабежи, жестокость народа и его предводителя в борьбе со своими мучителями, возможность предательства Пугачева его же соратниками.

Таким образом, в “Капитанской дочке” на примерах Пугачева и его единомышленников, Савельича и Миронова Пушкин раскрыл глубоко драматичную, исполненную острых противоречий судьбу народа в самодержавном крепостническом государстве.

 

 

Пушкин "Капитанская дочка" — сочинение " Женские образы в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»"

 

Среди тех немногих женских образов, которые встречаются в повести, наибольшее впечатление произвели на меня образы Василисы Егоровны Мироновой — жены капитана Миронова и ее дочери Маши Мироновой.

Что касается Василисы Егоровны, то в ее образе автор показал нам простую русскую женщину, хранительницу семейного очага и счастья, не забитую, не слабую, а самоотверженную и благородную, умеющую принять важное решение, и в тоже время по-женски любознательную, проницательную и смекалистую.

С Василисой Егоровной мы знакомимся одновременно с главным героем повести Петром Гриневым. И так же, как и он, оказываемся смущены и удивлены видом жены коменданта: “У окна сидела старушка в телогрейке и с платком на голове. Она разматывала нитки...”. И внешность, и одежда, и занятие Василисы Егоровны не соответствовали ее положению жены коменданта. Этим автор, на мой взгляд, подчеркивал происхождение Василисы Егоровны из народа. На это же указывала и речь ее, насыщенная пословицами, и обращение к Гриневу: “Прошу любить и жаловать. Садись, батюшка”. Мужа своего Василиса Егоровна уважала, называла его и в глаза и за глаза по имени и отчеству. Но, как и всякая сильная женщина, чувствовала над ним превосходство.

До прихода Пугачева Василиса Егоровна казалась мне этакой проворной русской старушенцией, крепко держащей в руках и дочь свою Машу, и слабовольного мужа (таким кажется мне в начале повести капитан Миронов), одинаково интересующейся солением огурцов и всеми делами, что происходили в крепости. Из-за всего этого Василиса Егоровна выглядела в моих глазах немного даже смехотворной. Совсем другой предстала передо мной старушка с приходом в крепость Пугачева. Навязчиво любопытствующая, занятая лишь домашними делами и хлопотами, Василиса Егоровна превратилась в самоотверженную, благородную женщину, готовую в тяжелую минуту разделить, если придется, трагическую участь своего мужа. Узнав, что крепость может оказаться в руках мятежников, Василиса Егоровна отказалась от предложения мужа укрыться у родственников в Оренбурге: “— Добро, — сказала комендантша, — так и быть, отправим Машу. А меня и во сне не проси: не поеду. Нечего мне под старость лет расставаться с тобой да искать одинокой могилы на чужой сторонке. Вместе жить, вместе и умирать”. Разве не достойны уважения эти слова, и разве не достойна уважения жена, сказавшая их мужу?! Сказанное Василиса Егоровна подтвердила на деле: когда, повесив коменданта, казаки вытащили ее из дома “растрепанную и раздетую донага”, Василиса Егоровна не стала просить пощады, а громко закричала: “Отпустите душу на покаяние. Отцы родные, отведите меня к Ивану Кузьмичу”. Так вместе они и погибли.

Марья Ивановна, дочь Мироновых, оказалась достойной своих родителей. Она взяла у них самое лучшее: честность и благородство. Описывая Машу Миронову, невозможно не сравнить ее с другими пушкинскими героинями: Машей Троекуровой и Татьяной Лариной. В них много общего: все они выросли в уединении на лоне природы, всех их питала народная мудрость, однажды полюбив, каждая из них оставалась навсегда верной своему чувству.

Только Маша Миронова, на мой взгляд, оказалась сильнее своих предшественниц, она, в отличие от них, не смирилась с тем, что уготовила ей судьба, а стала бороться за свое счастье. Прирожденные самоотверженность и благородство заставили девушку побороть робость и пойти искать заступничества у самой императрицы. Благодаря этому Маша Миронова оказалась счастливее других пушкинских героинь.

 

«История пугачевского бунта» и вымышленное повествование в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Сочинение

Исторический материал о Емельяне Пугачеве А. С. Пушкин собирал в течение долгого времени. Его волновал вопрос самого крупного в российской истории народного восстания. В романе «Капитанская дочка» на историческом материале проясняется судьба России и русского народа. Произведение отличается глубоким философско историческим и нравственным содержанием.

Главная сюжетная линия романа – это, конечно, восстание Емельяна Пугачева. Достаточно мирное течение авторского повествования в первых главах внезапно прерывается. Судьбу главных героев определяет уже не любовь и не воля родителей, а гораздо более страшная сила, имя которой «пугачевщина». Пугачевский бунт – самый страшный и широкий бунт в истории русского народа. А. С. Пушкин погружает нас в особую атмосферу, что царила тогда в нашей стране.

Сначала образ мятежного народа возникает очень смутно – только из обрывков разговоров. Однако события развиваются достаточно стремительно. Очень скоро то, что было лишь догадками, намеками, отдаленными по времени событиями, возникает вдруг отчетливо и ясно при получении капитаном Мироновым письма о начале бунта.

Народ в то смутное время волновался, роптал, но этот ропот не находил себе выхода. Как раз в этот период объявился Пугачев, выдававший себя за императора Петра III. Он оказался в нужном месте в нужное время. Будучи от природы наделен качествами лидера, Пугачев сумел повести за собой огромные массы народа.

Пушкин очень живо описывает вступление Пугачева в город после взятия Белогорской крепости. Народ с хлебом солью выходил навстречу Пугачеву, кланялся до земли, звонили колокола. Предводителя мятежников встречали как настоящего императора. Затем автор описывает сцену расправы с двумя старыми заслуженными офицерами и беззащитной Василисой Егоровной. Народ не осуждает это убийство. Хотя ни Мироновы, ни Иван Игнатович ни в чем не виноваты, хотя их знали, ценили и уважали многие, но никто не проявил к ним ни капли сочувствия или сострадания в последнюю минуту, никто не пожалел о них. О них забыли сразу, бросившись вслед за Пугачевым. Народ принял расправу над Мироновыми как законную и необходимую меру. Это событие с особенной силой подчеркивает жестокость и беспощадность восстания.

Далее следует сцена попойки Пугачева с товарищами, при которой присутствует Гринев. В этой сцене автор утверждает очень важную мысль: среди мятежников существуют крепкие взаимоотношения, товарищество, их объединяют общая цель и уверенность в своих силах.

Впоследствии Гринев снова станет свидетелем межличностных отношений мятежников, когда будет присутствовать на «совете», в котором принимали участие Пугачев, Белобородов и беглый каторжник Хлопуша. Пугачев здесь проявляет себя как решительный и принципиальный человек, защитник народа, Хлопуша – как умный, расчетливый и дальновидный политик, не лишенный своеобразных представлений о честности (он всегда «губил супротивника» лишь в открытом поединке). Белобородов же показывает себя ярым противником дворянства, он предлагает казнить всех людей дворянского происхождения, попавших к ним в руки, не считаясь с личными качествами дворян.

Создавая образы трех руководителей восстания, Пушкин показал их как ярких личностей со своими индивидуальными чертами. Но все они объединены общим пониманием того, что такое справедливость.

Трагизм судьбы Пугачева и обреченность восстания подчеркиваются в той главе, где Пугачев рассказывает о своем намерении идти на Москву. Он признается Гриневу, что опасается своих людей, так как они могут предать его в любую минуту. Это важно для понимания идеи Пушкина: Пугачев видит безнадежность борьбы, но не считает ее бессмысленной. В Пугачеве ярко проявился народный характер, ведь он и есть выразитель чаяний и надежд народа.

Даже если бунт обречен на поражение, он закономерен, и его нельзя избежать, ведь правда истории – на стороне свободного человека. Свободолюбивый народ должен бороться за свои права. А. С. Пушкин не только не осуждает бунтарей, но и восхищается ими, подчеркивая поэтичность бунта. Однако важно помнить, что при всем этом автор вполне реалистичен. Он не скрывает темных сторон бунта: мелких грабежей, возможности предательства в рядах мятежников, жестоких расправ, бессмысленности некоторых деяний, таких как убийство Василисы Егоровны.

Итак, А. С. Пушкин, назвав бунт «бессмысленным и беспощадным», тем не менее понимает его огромное значение. Он, прекрасно осознавая роль народа в истории, раскрыл ее и перед своими читателями. Этот роман – одно из лучших художественных произведений не только о пугачевском восстании, но и о русском национальном характере.

 

Сочинение: «Русский бунт» в изображении А. С. Пушкина. (По роману «Капитанская дочка»)

 

Замечательному русскому поэту второй половины двадцатого столетия Давиду Самойлову принадлежит следующая стихотворная строчка: «Мужицкий бунт — начало русской прозы». Самойлов был большим знатоком пушкинского творчества и подметил характерную для отечественной классики особенность, заключающуюся в том, что прозаики золотого века русской литературы обращались в своих произведениях прежде всего к изображению социальных основ народной жизни. На­род и власть, взаимоотношения различных классов и сословий российского общества, противоречия между ними, приводящие к кровавым противостояниям, — вот проблемы, волновавшие русских прозаиков. У истоков этого направления отечественной словесности стоял Александр Сергеевич Пушкин, ярким подтверждением чему стали его знаменитые романы «Дубровский» и «Капитанская дочка». В 1821 году Пушкин формулирует для себя основные принципы своего понимания прозаического повествования: «Точность и краткость — вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей — без них блестящие выражения ни к чему не служат». После завершения «Повестей покойного Ивана Петровича Белкина» — первого своего прозаического опыта, он за­думывает широкое историческое полотно — роман из эпохи пугачевщины. Занимаясь сбором материалов для этого произведения, он параллельно начинает писать другой роман — «Дубровский». Самыми впечатляющими страницами романа «Дубровский» оказались те, на которых автор изображает сцены мужицкого бунта. Образ Архипа-кузнеца, поднявшего топор на своих притеснителей, наполнен символическим смыслом: вот что ждет власть предержащих, если они не перестроят общественные отношения на основах социальной справедливости. Еще шире развернуты зловещие картины русского бунта в романе «Капитанская дочка», по праву считающемся верши­ной пушкинской прозы. Произведение о пугачевщине Пушкин пишет на основе собранных им богатейших материалов. Это не только исторические документы, но и устные предания, услышанные от людей, живущих в тех местах, где происходили пе­чально памятные кровавые события. Поэтому и получился таким достоверным образ крестьянского вождя, выдававшего себя за царя Петра Третьего, а на самом деле беглого донского казака Емельяна Пугачева. Наряду с документальными, в романе «Капитанская дочка» видны и фольклорные корни образа героя-бунтовщика. При всей исторической точности повествования в сюжете угадываются черты народной волшебной сказки. Такой сказочного происхождения деталью становится совершенно реальный заячий тулупчик, которым Петруша Гринев наделил выручившего его в буран «вожатого». И бескорыстно сделанное им добро откликается той добротой, которую проявляет преобразившийся в грозного разбойника «вожатый», спасающий жизнь героя в самых безвыходных ситуациях. Авторская позиция в трактовке образа Пугачева неоднозначна. С одной стороны, Пушкин разделяет точку зрения своего молодого героя — дворянина Петруши Гринева, смело противопоставляющего требованиям бунтовщиков понятия чести и долга. С другой стороны, отношение автора к самозванцу не лишено сочувствия и симпатии. «Странная дружба», соединившая дворянина Петра Гринева и вождя крестьянского восстания Емельяна Пугачева, несет в себе глубокий идейный смысл, который стремится донести до читателей автор. Это идея единства нации, примирения между враждующими общественными слоями. Стоящие по разные стороны баррикад герои «Капитанской дочки» сумели найти общий язык, проникнуться друг к другу чисто человеческой симпатией. Они почувствовали, при всей противоположности классовых интересов, коренное духовное родство: ведь оба они русские люди. К единству русской нации призывает Пушкин в своем произведении. В романе «Капитанская дочка» мы встречаем и предостережение будущим поколениям России: «Не приведи Бог видеть русский бунт — бессмысленный и беспощадный. Те, которые замышляют у нас невозможные перевороты, или молоды и не знают нашего народа, или уж люди жестокосердые, коим чужая головушка полушка, да и своя шейка копейка». Опыт русских революций двадцатого века подтвердил пророческую сущность слов великого русского поэта.

 

Пушкин "Капитанская дочка" — сочинение "Образ Гринева"

 

Пётр Гринёв – герой повести «Капитанская дочка», от имени, которого ведётся повествование. Образ Гринёва – продолжение темы рядового человека, «ничтожного героя», начатой в 1830 году «Домиком в Коломне» и «повестями Белкина». Сын симбирского помещика, много лет безвыездно живущего в своём имении, Пётр Андреевич Гринёв рос и воспитывался в обстановке провинциально-поместного быта, проникнутого простонародным духом. Окрашенные иронией картины его детства, образования, воспитания стоят порой на грани карикатуры и несколько напоминают знаменитую комедию Фонвизина. Да и сам герой признаётся, что рос «недорослем».

Существенно и то, что отец героя, Андрей Петрович, этот опальный аристократ, служивший в своё время при графе Минихе и, видимо, принуждённый выйти в отставку после переворота 1762 года, — деталь, имевшая для Пушкина родственно-личный смысл. Судьба Гринёва — старшего «дворянина в мещанстве», типична, по мысли Пушкина, для времени, когда старинное дворянство утрачивает свою значимость, беднеет, превращается в «род третьего состояния» и тем самым – в потенциально мятежную силу.

Лучшие черты Гринёва, обусловлены происхождением и воспитанием, его безошибочное нравственное чутьё ярко проявляются в минуты испытаний, решающих поворотов судьбы и помогают ему с честью выходить из самых трудных ситуаций. Герою хватает благородства просить прощения у крепостного – преданного дядьки Савельича, он сразу же сумел оценить чистоту души нравственную цельность Маши Мироновой, твёрдо решив женится на ней, он быстро разглядел натуру Швабрина. В порыве благодарности он без раздумий дарит заячий тулупчик встречному «вожатому», а главное – умеет разглядеть в грозном бунтовщике Пугачёве незаурядную личность, отдать должное его справедливости и великодушию. Наконец, ему удаётся сохранить человечность, честь и верность себе в условиях жестокой и бесчеловечной междоусобной войны. Для Гринёва равно неприемлемы стихия «русского бунта, бессмысленного и беспощадного», и формализм, бездушная холодность официального, бюрократического мира, особенно отчётливо проявившееся в сценах военного совета и суда.

Более того, оказавшись в критической ситуации, Гринёв стремительно изменяется, вырастает духовно и нравственно. Вчерашний дворянский недоросль, он предпочитает смерть малейшему отступлению от велений долга и чести, отказывается от присяги Пугачёву и любых компромиссов с ним. С другой стороны, во время суда, снова рискуя жизнью, он не считает возможным назвать имя Маши Мироновой, справедливо опасаясь, что она будет подвергнута унизительному допросу. Отстаивая своё право на счастье, Гринёв совершает безоглядно смелый, отчаянный поступок. Ведь предпринятая им самовольная поездка в «мятежную слободу» была опасна вдвойне: он не только рисковал быть схваченным пугачёвцами, но ставил на карту карьеру, благополучие, доброе имя, честь. Акция Гринёва, вынужденная безответственностью и пассивностью командования, равнодушием к судьбе дочери героически погибшего капитана Миронова, представляла прямой вызов официальным кругам.

Именно в этом герое Пушкин отразил свои взгляды на пугачёвщину.

 

 

 

 

Пушкин "Капитанская дочка" — сочинение "Взгляды и характер Гринева"

 

 

Пускай послужит он в армии, да

потянет лямку, да понюхает

пороху, да будет солдат,

а не шаматон.

А. Пушкин

 

Наряду с другими важными вопросами роман “Капитанская дочка” ставит проблему воспитания молодого поколения в духе патриотизма. Как же предлагает писатель воспитывать истинных граждан страны? Пушкин слишком умен, чтобы давать готовые рецепты. В образах Гринева и Швабрина он показывает примеры диаметрально противоположных характеров, а выводы должны делать сами читатели.

Роман написан в виде мемуаров Петра Андрейча Гринева, где он вспоминает свою молодость и встречи с “разбойником Пугачевым”. Детство и юность Гринева ничем не отличались от жизни других барчат-недорослей, поэтому в романе об этом сказано вскользь, а вот о предстоящей службе в армии Гринев рассказывает подробно, ибо мечтал служить в Петербурге, в гвардии, надеялся на веселую и беззаботную жизнь. Отец же определил ему другое: “Чему научится он в Петербурге? Мотать да повесничать? Нет, пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон”. Спорить с отцом не принято было, он решает, что делать “Петруше”, в его напутствии сыну звучит серьезный наказ, который сын даже в мыслях не попытался оспорить. Авторитет отца — это основа семьи. Для Петра Гринева — это своеобразная клятва на верность семье, которую он никогда не предаст. Отец наставляет: “Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: “Береги платье снову, а честь смолоду”.

Гринев хорошо усвоил урок отца. Он прекрасно понимает, что за проигранный долг надо платить. На возражения Са-вельича Петр Андреич отвечает дерзостью, но деньги Зурину возвращает. Одаривает вожатого заячьим тулупом, то есть, по словам Савельича, ведет себя “как дитя неразумное”, но, на наш взгляд, благородно.

История взаимоотношений Гринева и Пугачева — это прежде всего история милосердия. С милосердия начинается эта история, им и кончается. Вспомним первую встречу Гринева с Пугачевым, когда Гринев приказывает отдать Пугачеву свой заячий тулуп. Савельич изумлен. И дело не только в том, что тулуп дорог. Подарок бессмыслен. “Зачем ему твой заячий тулуп? Он его пропьет, собака, в первом кабаке”. Да, не полезет этот юношеский тулуп на пугачевские “окаянные плечища!” И Савельич прав: тулуп трещит по швам, когда Пугачев надевает его… Однако пишет Пушкин:”Бродяга был чрезвычайно доволен моим подарком”. Тут не в тулупе дело… Тут впервые промелькнуло между офицером Гриневым и беглым казаком Пугачевым нечто иное… В благодарности Гринева не просто благодарность. Тут жалость, милосердие и… уважение. Уважение к человеку и его достоинству. И человеку холодно. А человеку не должно быть холодно. Потому что он образ Божий. И мы не должны безразлично проходить мимо человека, которому холодно, потому что это кощунство. Все это почувствовал Пугачев. Потому и такое теплое напутствие Гриневу: “Спасибо ваше благородие! Награди вас Господь за вашу добродетель. Век не забуду ваших милостей!” И завязались между героями отношения, где высший и низший едины, где нет ни господина, ни раба, где враги — братья. Чем можно ответить на милость, на милосердие? Чем его измерить? Только милосердием же.

Служба в крепости для Гринева необременительная, а после того, как он увлекся капитанской дочкой, даже и приятная.

Дуэль со Швабриным прибавляет положительных черт Гриневу. Он не какой-то неумеха, а человек, имеющий представление, как обращаться со шпагой. И, не сподличай Шваб-рин, еще неизвестно, как бы закончилась дуэль.

Немаловажное значение в формировании характера Гринева сыграла любовь его к Маше Мироновой. В любви человек открывается до конца. Мы видим, что Гринев не просто влюблен, он готов взять на себя ответственность за любимую. А когда Маша остается беззащитной сиротой, Петр Андреевич рискует не только своей жизнью, но и честью, что для него важнее. Он это доказал при взятии Белогорской крепости, когда, не присягнув “злодею”, ждал расправы. “Пугачев махнул платком, и добрый поручик повис подле своего старого начальника. Очередь была за мной. Я смело глядел на Пугачева, готовясь повторить ответ великодушных моих товарищей”.

Гринев ни разу не отступил от наказа отца, а когда пришла очередь отвечать за клевету Швабрина, Петр Андреич даже и не подумал оправдываться Машиным именем.

С начала и до конца романа мы видим мужающего, постепенно взрослеющего героя, который свято соблюдает данную присягу и завет отца. Этот характер, порой по-юношески беспутный, но добрый и стойкий, вызывает симпатию читателей. Гордость охватывает за сознание, что такими были наши предки, одержавшие многие славные победы.

Читая роман, не только восхищаемся его лучшими героями, но им хочется подражать. В этом Пушкин видел главное предназначение литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сочинение: «Русский бунт» в изображении А. С. Пушкина. (По роману «Капитанская дочка») «Русский бунт» в изображении А. С. Пушкина. (По роману «Капитанская дочка») Замечательному русскому поэту второй половины двадца­того столетия Давиду Самойлову принадлежит следующая сти­хотворная строчка: «Мужицкий бунт — начало русской прозы». Самойлов был большим знатоком пушкинского творчества и подметил характерную для отечественной классики особен­ность, заключающуюся в том, что прозаики золотого века рус­ской литературы обращались в своих произведениях прежде всего к изображению социальных основ народной жизни. На­род и власть, взаимоотношения различных классов и сословий российского общества, противоречия между ними, приводя­щие к кровавым противостояниям, — вот проблемы, волновав­шие русских прозаиков. У истоков этого направления отече­ственной словесности стоял Александр Сергеевич Пушкин, ярким подтверждением чему стали его знаменитые романы «Дубровский» и «Капитанская дочка». В 1821 году Пушкин формулирует для себя основные прин­ципы своего понимания прозаического повествования: «Точ­ность и краткость — вот первые достоинства прозы. Она требу­ет мыслей и мыслей — без них блестящие выражения ни к чему не служат». После завершения «Повестей покойного Ивана Пет­ровича Белкина» — первого своего прозаического опыта, он за­думывает широкое историческое полотно — роман из эпохи пугачевщины. Занимаясь сбором материалов для этого произве­дения, он параллельно начинает писать другой роман — «Дуб­ровский». Самыми впечатляющими страницами романа «Дуб­ровский» оказались те, на которых автор изображает сцены му­жицкого бунта. Образ Архипа-кузнеца, поднявшего топор на своих притеснителей, наполнен символическим смыслом: вот что ждет власть предержащих, если они не перестроят обще­ственные отношения на основах социальной справедливости. Еще шире развернуты зловещие картины русского бунта в романе «Капитанская дочка», по праву считающемся верши­ной пушкинской прозы. Произведение о пугачевщине Пушкин пишет на основе собранных им богатейших материалов. Это не только исторические документы, но и устные предания, услы­шанные от людей, живущих в тех местах, где происходили пе­чально памятные кровавые события. Поэтому и получился та­ким достоверным образ крестьянского вождя, выдававшего себя за царя Петра Третьего, а на самом деле беглого донского казака Емельяна Пугачева. Наряду с документальными, в романе «Капитанская дочка» видны и фольклорные корни образа героя-бунтовщика. При всей исторической точности повествования в сюжете угадыва­ются черты народной волшебной сказки. Такой сказочного происхождения деталью становится совершенно реальный за­ячий тулупчик, которым Петруша Гринев наделил выручивше­го его в буран «вожатого». И бескорыстно сделанное им добро откликается той добротой, которую проявляет преобразив­шийся в грозного разбойника «вожатый», спасающий жизнь героя в самых безвыходных ситуациях. Авторская позиция в трактовке образа Пугачева неодно­значна. С одной стороны, Пушкин разделяет точку зрения сво­его молодого героя — дворянина Петруши Гринева, смело про­тивопоставляющего требованиям бунтовщиков понятия чести и долга. С другой стороны, отношение автора к самозванцу не лишено сочувствия и симпатии. «Странная дружба», соединившая дворянина Петра Грине­ва и вождя крестьянского восстания Емельяна Пугачева, несет в себе глубокий идейный смысл, который стремится донести до читателей автор. Это идея единства нации, примирения меж­ду враждующими общественными слоями. Стоящие по разные стороны баррикад герои «Капитанской дочки» сумели найти общий язык, проникнуться друг к другу чисто человеческой симпатией. Они почувствовали, при всей противоположности классовых интересов, коренное духовное родство: ведь оба они русские люди. К единству русской нации призывает Пушкин в своем произведении. В романе «Капитанская дочка» мы встречаем и предостере­жение будущим поколениям России: «Не приведи Бог видеть русский бунт — бессмысленный и беспощадный. Те, которые замышляют у нас невозможные перевороты, или молоды и не знают нашего народа, или уж люди жестокосердые, коим чужая головушка полушка, да и своя шейка копейка». Опыт русских революций двадцатого века подтвердил пророческую сущность слов великого русского поэта.

Больше сочинений и гдз на: http://vsesochineniya.ru/sochinenie-russkij-bunt-v-izobrazhenii-a-s-pushkina-po-romanu-kapitanskaya-dochka.html

 

Похожие статьи:

Учебный залСОЧИНЕНИЯ по творчеству М. Горького
Учебный залСОЧИНЕНИЯ по творчеству А. И. Куприна
Учебный залСОЧИНЕНИЯ по роману М. Шолохова "Тихий Дон"
Учебный залСОЧИНЕНИЯ по роману Лермонтова "Герой нашего времени"
Учебный залСОЧИНЕНИЯ по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин"