СОЧИНЕНИЯ по «Божественной комедии» Данте Алигьери

 

 Сочинение «Особенности композиции «Божественной комедии» Данте Алигьери»  «Божественная комедия» — вершина творчества Данте Алигьери Это произведение стало не только итогом творческой деятельности писателя, а и итогом развития художественной, философской и религиозной мысли Средневековье. Создание такого произведения — первый шаг к эпохе Возрождения. Главной идеей произведения является постоянный поиск человеком нового пути в жизни. Структура произведения — своеобразное путешествие в потусторонний мир, осуществленная поэтом в воображении. Комедией произведение было названо потому, что счастливо заканчивается, а «Божественной» ее назвал Джованни Боккаччо. Комедия состоит из трех частей: Ада, Чистилища и Рая. Это произведение — символическое изображение реального мира, отражение внутренних переживаний автора, сомнений, борьбы, и в тот же время все произведение пронизано глубокой верой в добро. Каждая часть комедии состоит из 33 песен, но в первой части есть еще дополнительная песня, благодаря которой количество песен во всем произведении равняется 100. Первая часть «Ад» начинается рассказом о внутреннем состоянии поэта, который пройдя половину жизненного пути», вдруг «оказался в темном лесу, потеряв верный путь во тьме долины». Сбившись из дороги в лесу поэт встретил рысь, которая символизирует охоту, волчицу, которая символизирует жадность, и льва, который символизирует гордыню. Попытка найти правильную дорогу и выйти из дремучего леса, который символизирует Италию, делается на рассвете, который символизирует начало новой жизни. Потеряв путеводную нить — свет звезды в долине, герой встречает Вергилия — любимого поэта Данте, который становится его проводником кругами ада.Начиная с четвертой песни, мы узнаем о структуре ада, который состоит из девяти кругов. Чем легче грех человека, тем более легкое наказание, но чем глубже он проникает в душу человека, тем более сильное наказание ему угрожает. И если на поверхности земли в первых кругах ада находятся души некрещеных грудных детей, нарушителей брачной верности чревоугодники, то на последних кругах ада находятся предатели и убийцы. В центре ада живет Люцифер. Увидев ад, поэт утверждает, что во всех своих поступках необходимо руководствоваться долгом, верой, надеждой и любовью. Потом поэт и его проводник попадаются в Чистилище. Если аду соответствовали черный и красный цвет — цвет тьмы и огня, то чистилищу присущий серый цвет — цвет сумерек. По представлению Данте, чистилище выглядит как гора, возле подножия которой расположено предчистилище, немного выше расположено семь кругов, в которых грешники очищаются от семи грехов. В конце концов, на самой вершине горы расположен земной рай, где жили Адам и Ева. Чистилище во всем противопоставляется аду: чем выше круг, тем человечнее и совершеннее душа. В девятом круге чистилища происходит встреча с душами поэтов-трубадуров. Во время подъема Данте находит то, что потеряли люди — совесть, волю, ум. Третья часть поэмы — «Рай». В этой части Данте путешествует со своей любимой — Беатриче. Им раскрывается новый мир, в котором торжествуют ум, любовь, добро и красота. Этот мир озарен светом, который излучают души. Свет двигает планеты и звезды. Свет — это также и символ знания. В каждом кругу рая Беатриче рассказывает Данте то, что он должен постигнуть. Рай — это возможность любви. В ней вся тайна бытия. На этом путь Данте завершается. Он пришел к заветной мечте. Художественная структура поэмы «Божественная комедия» отображает представление о вселенной, которые были присущи эпохе Средневековья. А переживания, раздумья и соображения, которые прозвучали в поэме, свидетельствуют о приближении эпохи Возрождения. Свою поэму Данте считал святым произведением, а главную цель человечества поэт усматривал в том, чтобы вырваться из плена эгоизма к свету новой жизни.  Cочинение «Проблематика поэмы Данте «Божественная комедия» Поэма «Божественная комедия» является вершиной творчества Данте. Поэма была задумана как «видение» — путешествие поэта в загробный мир, и состоит из 3 частей: «Ада», «Чистилища», и «Рая». Еще римские поэты изображали загробный мир. Жанр загробных путешествий стал популярным в средние века. Герой поэмы — сам Данте — воплощает в своем образе греховное человечество. Чтобы бы выйти из состояния греховности и политической анархии, оно через мир осуждения (Ад), очищения (Чистилище) должно получить блаженство (Рай). Под руководством Вергилия (символ земного ума) Данте оказывается в Аду — подземном мире, разделенном на 9 колец, потом поднимается вверх в Чистилище, очищается от грехов и в сопровождении Беатриче (символ божественного ума) поднимается в Рай. «Комедия» выходит за рамки жанра «видение»: Данте рассматривает там вопрос богословия, морали, истории, науки, эстетичных понятий эпохи. Это поэтическая энциклопедия средних веков и раннего Возрождения. Богословские вопросы Данте чаще решает в духе Фомы Аквинского. Тем не менее, его религия носит частный характер, который обусловлено влиянием еретических и мистических учений XIII столетия. Центральное место в поэме занимают вопрос морали и политики, грехам Данте предоставляет политическую и социальную окраску. Политику обсуждают загробные жители всех трех миров. Данте — активный флорентийский гражданин — заботится не только о спасении души, но и о таком политическом устройстве, при котором не было бы распрей и люди жили бы счастливо. Его волнует внутренняя флорентийская борьба за власть, судьба Италии, которая разрушалась войнами, падение авторитета церкви, столкновенье папской и императорской власти, идеал монархии. Поражает в поэме отрицательное отношение автора к предателям, ко всем, кто желает нажить богатство нечестным путем (к таким людям принадлежат и служители церкви). Данте осуждает ростовщичество и продажу церковных должностей. Его идеал, выражен в 17 песне «Рая» — патриархальная Флоренция прошлого. Личное отношение Данте к каждому из грешников — уважение к Латини, ненависть к Филиппо Ардженти — предоставляет особый колорит поэме. Данте выступает в ней одновременно и как личность, и как представитель человечества в целом. Согласно теме и жанру «Комедия» является аллегорией, которая была единственно оправданным видом искусства к тому времени. Произведение Данте тесно связано с реальностью, отображает его время, создает лицо современников автора. Самыми яркими возникают в поэме образы грешников «Ада», что не покаялись — трагические фигуры, которые не лишились своих страстей, — их характеры и судьбы раскрываются в исповеди и кратком описании жестов, поз, голоса. Упоминается и нежная Франческа, и Фарината, что пренебрегает Адом, смелый Улисс и злой Уголино, что видел гибель своих детей. Менее выразительными являются образы грешников, которые покаялись в «Чистилище» — патриот Сорделло, ленивый Белаква, суровый Марк Ломбардский. Особое место среди персонажей «Комедии» занимают Вергилий, Беатриче и сам поэт. Вергилий изображен как мудрый и снисходительный наставник, грусть делает его мягким и человечным. Беатриче автор изображает как символ божественной мудрости, а в отдельных эпизодах и просто как человека. Сам Данте возникает человеком гордым, страстным, нетерпимым и вместе с тем чутким к человеческим страданиям. В поэме, где согласно ее средневеково-религиозному пафосу время не стоит перед судом вечности, нет исторической перспективы. Персонажи всех времен и народов выступают рядом в каждой сцене. Проблематика «Божественной комедии» Данте имеет неоднозначный характер. Аллегоричность поэмы была подмечена еще во времена автора. Низменность образов грешников, которые покаялись, и тех, что не смогли покаяться, тоже имеет аллегорическое значение. Политический подтекст предоставляет поэме особое звучание. Неравнодушие автора к политическим проблемам того времени выказывает в нем гражданина-патриота своей родины. Объединение философско-религиозных, моральных и политических мотивов в поэме ставят ее в один ряд с лучшими произведениями человечества всех времен и народов.   Cочинение «Девять кругов Дантового Ада» Имя Данте — это символическое обозначение драгоценнейших достижений культуры нашего времени, ее синтетический образ, который определяет и предсказывает ее характер, сущность и направление. Данте — прежде всего поэт, автор «Новой жизни» и «Божественной комедии», «Пира» и «Стихотворений». Гениальный поэт был мыслителем, ученым и политиком. Ученость Данте современники ценили не меньше, чем достоинства его поэтических произведений. Поэтическая слава Данте основывается на грандиозном здании «Божественной комедии».«Божественную комедию» Данте писал почти четырнадцать лет. Слово «божественная» почитатели прибавили после смерти автора. Для Данте это была комедия, соединяющая возвышенное с обыденным и тривиальным. Кроме того, «Божественная комедия» — священная поэма, повествующая об откровениях неземного бытия. Данте преследовал поучительные цели и писал произведение не только этическое и религиозное, но и ученое. Призрачные научные построения Данте оказались емкими и способными вместить в себя удивительное душевное своеобразие. Поэтому вместе с тем «Божественная комедия» — это и очень личное произведение, в котором идет речь о вечной любви.Данте творчески чувствовал органическое единство мира. Ощущение всего мироздания как живой целостности позволило Данте взглянуть на мир, для него нет разницы между «маленькой» и «великой» Флоренцией. Для поэта «бездушный лик» природы и мир человека едины и крепко связаны друг с другом. Зло, поднимающееся из глухих тайников души, — это то самое зло, которое подтачивает изнутри прекрасный центр божественного плода — Вселенной. Лихоимец, по мнению Данте, виновен так же, как и насильник и развратник, которые отступают от путей и указаний природы. По мере того как жизненный опыт открывал перед Данте отвратительную картину падения человека, для него становилась все более отчетливой необходимость спасения мира. И поэт хотел оповестить всех о грозящей беде и бил тревогу, раскрывая перед всеми свою хорошо продуманную и строго рассчитанную картину и систему мирских и человеческих дел.«Божественная комедия» состоит из трех частей: «Ада», «Чистилища» и «Рая». Данте любознательно и пытливо изучал проблемы естествознания, охватил своим пониманием все формы физического мира и соединил эти интересы с самыми бесстрашными полетами фантазии. «Божественную комедию» он построил как роман приключений, действие которого развивается в неведомых странах. Данте очень точно описывает все мелочи и подробностипути. Изменения почвы, спуски, лестницы, скалы, тропинки и проходы обрисованы автором так, что у читателя не остается сомнения в реальности изображаемого.В первом круге ада нет мук, а есть только тихая грусть и вздохи. Тут — души добродетельных нехристиан и некрещеных младенцев, героев Древней Греции и Рима. Здесь в светлом, уютном месте Данте встречает величественные тени Гомера, Овидия, Горация, Лукана, тут постоянно живет и дух Вергилия. Данте размещает здесь вместе с героями Троянской войны и Юлием Цезарем дух султана Саладина, который воевал с крестоносцами.Настоящий ад начинается со второго круга, в котором вихрь гонит души повинных в сладострастии. Здесь, в пятой песне, один из самых трогательных моментов мировой поэзии — история несчастной любви Паоло и Франчески. И хотя Данте как христианин должен был осудить любовников, все повествование проникнуто сочувствием, которое невозможно выразить. Сочувствует Данте и чревоугоднику Чакко, который находится в смрадном болоте под холодным дождем в следующем, третьем круге. Именно Чакко предсказывает Данте его будущее изгнание. Следующие четвертый и пятый круг (скупцы и расточители, гневные) пройдены вроде бы успешно. Зато перед шестым кругом — огненным городом, где начинается глубинный ад, в котором караются самые страшные грешники, Данте и его проводнику приходится остановиться. Только посланец с неба приходит на помощь и раскрывает перед ними ворота. Здесь, в шестом кругу ада, — еретики.В трех самых нижних кругах наказывается насилие. В седьмом круге Ада — насилие над ближним и над его достоянием (тираны, убийцы, разбойники), над собою (самоубийцы и моты), над божеством (богохульники), над естеством (содомиты), над естеством и искусством (лихоимцы). В восьмом — обманувшие недоверившихся (сводники и обольстители, льстецы). В девятом — обманувшие доверившихся (предатели родных, родины и единомышленников, друзей и сотрапезников, благодетелей, величества божеского и человеческого). Поскольку обманывать способны только сознательные существа, то эти грехи — более тяжелые, чем насилие. Сюда Данте помещает и продажных пап. И, наконец, в глубине девятого круга мучаются трое самых позорных, по мнению Данте, предателей — Юда и Брут с Кассием, убившие Цезаря.Читатели вместе с Данте вступили в преддверие «Ада», где караются столь ненавистные ему «нерешительные», не примкнувшие ни к одной из партий, и увидели, как они несутся вслед за знаменем — нагие, мучимые мухами и осами, обливаясь кровью и слезами, которыми у их ног питаются отвратительные черви. И читатели ни на минуту не остаются в неведении относительно всехужасов и чудес, открывающихся перед нашими глазами. Мы вместе с автором проходим через тесный и смрадный «Ад», озаренный багровым заревом города Данте, видим там пленительную Франческу, узнаем подробности мучений, видим злобные игры адских служителей, слышим, какая мука уготована ненавистному Бонифацию, как терзается в центре Джудекки гигантский Люцифер. Ненависть, скорбь, негодование и гордое упорство в грехе — вот господствующая атмосфера, в которой разворачиваются отдельные сцены и картины.Но все-таки верится, что и сегодня, когда многие потеряли прямую дорогу, выйти из «темной чащи» недоверия и сомнений поможет гармоничность мира великого Данте, где властвует «любовь, которая водит солнце и другие звезды». Cочинение «Наказание грешников в «Божественной комедии» Данте» «Божественную комедию» Данте создал в изгнании. В этом произведении отобразились яркие картины современности через восприятие поэта, охваченного бурей различных чувств. Мысли о том, что человек должен отвечать за свои поступки, заставила Данте по-своему рассказать об адских мучениях, которые ждут тех, кто при жизни нарушал нормы морали. Не случайно Ад Данте изображает, как большую пропасть, которая спускается в центр Земли. Идя постепенно путями девяти кругов Ада, поэт наблюдает, кто и за что несут наказание здесь. Вот перед воротами Ада слышится плач — это страдают люди, которые на земле и не грешили, и не были добродетельные — все те, кто проявлял заботу лишь о самих себе. От них отвернулись силы и Ада, и Рая. Так поэт говорит о том, что каждый человек должен избрать моральную позицию и жить по нормам морали, не стараясь отречься от обязанностей перед людьми и Богом. Данте вмещает отдельно на зеленых лугах при светлых солнца, тех праведных людей, что жили по христианству. Среди них прославленные поэты, ученые и герои: Гомер, Гораций, Овидий, Лукиан, Эней, Аристотель, Сократ, Платон и прочие. За что же люди страдают адскими муками? Поэт считает, что это и те, кто увлекался чувствительной любовью — Клеопатра, Семирамида, Елена, Ахиллес и прочие, — и те, кто за жизнь был жадным или расточительным, кто проникался лишь накоплением денег. В Аду страдают злые и завистливые, горят материалисты, которые не верили в бессмертие души, а также еретики. Ведь Данте был сыном своего времени и не мог остаться в стороне от проблем церкви. Не случайно же именно в Ад он помещает не только обычных грешников, виновных в насилии против людей и Бога, но и Папу Римского. Здесь подготовлено и место для Папы Бонифация VIII. Данте описал мучения волхвов, которые при жизни старались отгадать будущее людей. Теперь они ходят задом, так как наказаны таким образом. Одним из самых страшных грехов поэт считает воровство и измену. Воры находятся среди страшных змей, которые клубятся везде и жалят грешников. А те, кто предал своих близких, показаны застывшими во льду головой, а слезы, которые вытекают из их глаз, замерзают, мучая их. Здесь владение Сатаны. И здесь наказывается Иуда, который предал Христа, потом Брут и Кассий, которые убили Цезаря. Так в «Божественной комедии» Дайте эмоционально, точно воссоздал саму суть позорных поступков, за которые всех ждет страшное наказание. Затем его произведение можно рассматривать как предупреждение человечеству, которое забывает о грехе неправедной жизни. В пору Возрождения, когда распространились идеи гуманистической философии, к ней обратился Данте Алигьери— последний поэт Средневековья и вместе с тем первый поэт Нового времени. На протяжении многих лет на чужбине Данте вынашивал и обрабатывал свое прекрасное творение — поэму «Божественная комедия». Он закончил ее незадолго до смерти. Произведение это — итог всей его жизни — дает широкую картину представлений Данте о мире, о действительности и пламенной проповеди дорогих ему идей. «Божественная комедия» — высшее достижение средневековой культуры, которое знаменует собой переход к новой эпохе. Огромная по объему поэма имеет три части — «Ад», «Чистилище», «Рай» — согласно трем этапам мысленного путешествия поэта. Она начинается описанием состояния человека, который переживает духовный кризис, болезненно ищет путь к истине. Земную жизнь, пройдя до половины,Я очутился в сумрачном лесу, Любимая поэта Беатриче просит Вергилия вывести Данте на правильный путь: Мой друг, хотя и счастье с ним не дружит,Нашел помеху в дебри пустыннойНа своим пути и от ужаса отвернулся:Боюсь, чтобы он так не заблудился.Иди же и твоим праведным словомИ всем, что нужно для его избавления.Спасай его, чтобы и меня утешить. Вергилий ведет Данте через ад, который состоит из девяти кругов. В первом они видят души праведников, поэтов и героев дохристианской давности. Христос выводит оттуда ветхозаветных праотцев и пророков — Адама, Авеля, «чистого сына его», Ноя, Моисея, «уставщика и служителя», «седого Авраама», Якова Израиля и его детей. Среди них, кто удостоен райского блаженства, упомянуты героини библейских бытовых, героических и лирических рассказов — Сарру, Ребекку, Рут, Юдиту. К их обществу после прощания с Данте присоединяется и Беатриче. Спускаясь ниже и ниже, поэт видит грешников — ростовщиков, жадных, насильников, воров, корыстолюбцев. В адскую бездну сброшены жестокие тираны, которые в бессильной злобе скрежещут зубами в огневой реке, и папы, которые грешили при жизни. На девятом кругу ада — озеро, где в лед навечно вмерзли предатели родных и родины. Пройдя через чистилище, поэт в сопровождении Беатриче отправляется в путешествие по райским сферам. Здесь Данте встречает апостола Петра, Якова, Иоанна. Беатриче, его проводница и наставница, предлагает подвергнуть испытанию его «по легким и трудным вопросам». Демонстрируя эрудицию, Данте показывает осведомленность не только в Библии, а и в «человеческих науках» — физике, философии. Он, как и другие философы — гуманисты, убежден, что существуют разные пути к познанию истины, и человек не должен пренебрегать ни одним. На страницах поэмы имена Христа, праведников и святых встречаются рядом с именами Горация, Сенеки, Ювенала, персонажами греческой и римской мифологии. Это характерно для гуманизма. Объединение «Христа с Цицероном» свидетельствует, что Данте не присущи фанатизм, замкнутость, ограниченность, что он черпает богатства из всего наследия духовной культуры. Рай, по представлению христиан, — место, где властвует справедливость и вечное блаженство. Они верят, что рай создан лишь для них. Но Данте понимает, что праведники были и до Христа, существуют и вне его религии, и он помещает в рай всех, кто заслуживает вознаграждение, поднимая тем самым канонические представления. Прежде чем подняться в небо, Беатриче дает Данте возможность в последний раз взглянуть на грешную землю, где властвует зло, рожденное алчностью, под которой поэт понимает власть материальных интересов. И Данте убежден, что мир идет не к гибели, а к рассвету, что за зимой настанет весна, что за цветком вызреет плод, что добро победит. Как видим, вся поэма, и особенно часть «Ад», пронизанная духом пылкой политической борьбы, рожденной новой эпохой. С наибольшим презрением изображает поэт нерешительных, но желающих в жизни бороться на чьей-то стороне. Образ родного города Флоренции, судьбы, люди, обычаи, события общественной жизни постоянно оживают перед Данте в картинах загробного мира. Остро выраженные во всей поэме симпатии и антипатии автора. Для императора Генриха заготовлен трон в раю, в аду ждут заклятого политического врага Данте — папу Бонифация. Данте выступает с острой критикой официальной католической церкви.  Cочинение «Актуальна ли «Божественная комедия» в наше время» Как часто мы жалуемся, что не знаем, как поступить и не имеем того, с кем можно посоветоваться. Грустим, что нашего опыта не хватает, лишь бы решить какие-то проблемы, сделать правильный выбор, проанализировать ситуацию. Но на самом деле мы имеем вволю источников, откуда можем черпать жизненные знания, которых нам не хватает, откуда можем узнать больше о жизни и о сущности человека. Да, я имею в виду книги. Многие, наверное, считают, что главная функция книжек — развлекательная: захватывающий сюжет, интересные эпизоды — и ты такой удовлетворен, но, к сожалению, не все понимают, что когда учебник — источник знаний в определенной области науки, то художественная литература — источник знаний о жизни. И каждый должен научиться воспринимать то поучительное содержание, определенную авторскую философию, что заложена в классической литературе. Даже те, кто согласен со мной относительно поучительной функции литературы, прочитав «Божественную комедию», могут подумать: да, литература учит, но чему нас, современных людей, может научить это произведение, которое было написано десятки лет назад, и есть какой-то непонятной выдумкой давнего мыслителя?.. Тем не менее лично уверен, что вечное произведение Данте не потеряло своей актуальности и, наверное, не утратит ее некогда. В «Божественной комедии» автор изобразил Ад, Чистилище и Рай, подав подробную «классификацию» человеческих пороков и добродетелей. В Аду мучаются скупые, прелюбодеи, ростовщики, разбойники, грабители, убийцы, даже слишком напыщенные и и ленные тоже попали в Дантов Ад. В Чистилище люди заслужат прощения за свои грехи. Рай, так же, как Ад и Чистилище, распределяется на несколько уровней, где праведники размещены за количеством добрых дел, сделанных при жизни и за «степенью святости». Думаю, что, «классификация» Данте многим может показаться противоречивой (ведь понятие о грехе, точнее о тяжести греха, вопреки неприкосновенности религиозных канонов, все равно изменяется). Например, Данте размещает в одном из кругов Ада алхимиков, тогда как нам они кажутся таинственными средневековыми волшебниками, которые верили в существования магических сил, в возможность добыть бессмертие больше через свою наивность и традицию алхимии, чем через порочность… И в любом случае снова вспомнить, читая это произведение, о том, что леность или гордыня является грехом, — не будет лишним. Но произведение Данте намного глубже, это не простой перечень грехов и добродетелей человека! И глубина его философского, поучительного содержания — большая, чем напоминание о том, что быть разбойником не следует… Читая «Божественную комедию», более всего пищи для раздумий я вынес из разговоров, которые ведет лирический герой с разными «жителями» Ада и Рая. Вот, например, находясь на первом уровне Рая, герой спрашивает, почему монахини, которые были украдены из монастырей, не могут попасть к высшим уровням Рая. И Беатричче, которая сопровождает героя Раем, отвечает, что жертва так же несет ответственность за то, что произошло, если она не боролась достаточно. Эта мысль звучит в произведении довольно попутно, но насколько ценна эта мысль! Откровенно говоря, я даже не ожидал подобных взглядов в произведении, написанном на границе Средневековья и Ренессанса, когда кротость была одной из главных основ религиозности… Читая это произведение, я уже в который раз убедился в том, что взгляды Данте были на самом деле очень прогрессивными как и в то время. Но возвратимся к этой мысли: значит, кротость судьбы — не всегда красивая черта, и борьба с несправедливостью необходима! Больше того, чрезмерная кротость собственно тоже считается за грех (через нее монахини не могут подняться выше). На самом деле, эта мысль, хотя и не новая, но по-настоящему полезная так как ее следует напомнить многим моим знакомым, лишь бы вылечить их от чрезмерного фатализма и привычки жаловаться на собственную «судьбу»! Встретив в Раю души справедливых людей, которые сложились в символическую форму Орла (как символ справедливости), Данте отмечает: «Орел говорит «Я», а слышится «мы», так как справедливость — коллегиальная!» Разве не правда, актуально и для нашей времени! Наверное, многим моим современникам следовало бы перечитать это произведение, особенно это касается людей, которые так или иначе связаны с властью. Наиболее поучительным показался мне эпизод беседы апостолов с главным героем. Определения, данные понятием надежды, веры, любви, мне сдались просто блестящими. А относительно их актуальности — это вечные темы, вечные ценности, ясная вещь, никогда ее не потеряют. Читая «Божественную комедию», я также отметил, насколько важной есть для автора Любовь. И это не только любовь к женщине, которую он потерял, это Любовь высшая, философская, Любовь как состоянию души, как способ взаимодействия с миром. Даже в конце произведения, когда герой видит божество, он отмечает, что именно Любовь и возвращает его душу в божественную... Проблемы ответственности за собственную судьбу, справедливости, сущности человеческих чувств, проблемы внутренней гармонии и любви — все эти вопросы остаются в нашей жизни. Я не могу сказать, что эти проблемы есть абсолютно не решаемыми, просто каждый человек должен найти собственные ответы. Здесь едва ли кто-то решит что-то за нас самих, но чтобы сформировать собственную позицию, мы можем обратиться к мыслям других людей. Произведение Данте Алигьери «Божественная комедия» имеет глубокую метафоричность и поучительное содержание. Итак, каждый, кто умеет воспринимать подтекст произведения, согласится, что «Божественная комедия» очень актуальная сегодня и может помочь нам в поисках собственного пути.  Cочинение «Жанр сюжет и система образов в поэме «Божественная комедия» Величайшим произведением Данте стала «Божественная комедия», приблизительные хронологические рамки которой — 1300-1321 гг. Над этим главным произведением своей жизни поэт работал много лет и вложил в него весь свой внешний и внутренний опыт. Свою работу он смог закончить в последние месяцы жизни. Данте назвал свою поэму «Комедия» («La Commedia»), имея в виду ее «средний стиль», счастливый финал и к определенной мере развлекательность. Конечно, он написал ее на итальянском языке. Эпитетом «божественная» означил «Комедию» Дж. Боккаччо, и этот эпитет, который выражал увлечение художественным совершенством произведения, быстро «врос» в название поэмы Данте. «Божественная комедия» написана в жанре видения, популярного в средневековой литературе, в котором по обыкновению изображали «хождение по мучениям» (т.е. в ад, где находились грешники), при этом туда могли попасть лишь святые, иногда — Богородица. Данте значительно видоизменил этот жанр, срисовав не одни лишь бездны Ада, а и весь универсум, и вдобавок прошел через все круги потустороннего мира лично; живой, грешный мужчина, он сделал универсум частью своей личной жизни. И хотя Данте писал о своем «сне, видении», много его современников считали, что он на самом деле побывал в «реальном» потустороннем царстве. В те времена бытовал даже анекдот о двух женщинах, которые якобы видели, что борода Данте «обожжена адским огнем». Идя по средневековой традиции, Данте вложил в свое произведение четыре смысла: буквальный, аллегорический, моральный и анагогичный (мистический). Первый из них предусматривал «натуральное» описание потустороннего мира со всеми его атрибутами — и поэт сделал это настолько убедительно, словно видел на собственные глаза то, что было лишь произведением его чрезвычайного воображения. Второй смысл предусматривал выражение идеи бытия в ее абстрактной форме: в мире все двигается от тьмы до света, от страданий до радости, от ложи до истины, от плохого до доброго. Главной можно считать идею восхождения души через познание мира. Моральный смысл предусматривал идею отплаты за все земные дела в потусторонней жизни. Данте искренне верил в то, что любой человеческий поступок обязательно будет иметь божественную благодарность, отсюда и идея жестокой отплаты тиранам, и идея благодарности «вечным светом» святым. Поэт считал себя обязанным быть максимально конкретным и описательным в этих потусторонних картинах. Анагогичный смысл предусматривает интуитивное постижение божественной идеи через восприятие красоты самой поэзии как языка также божественного, хотя и созданного умом поэта, земного человека. Жанровую своеобразность дантовской «Божественной комедии» определить нелегко, по этому поводу существует обширная литература. Можно констатировать то, что это поэма универсально-философского характера и в этом аспекте может быть сопоставлена с такими произведениями «синтезированных жанров», как трагедия Й. В. Гете «Фауст» или созданным в XX ст. под влиянием и Данте, и Гете роман Г. Булгакова «Мастер и Маргарита». Во всех случаях глобальные параметры мира в его тягучести за границу реального соотносятся с личными судьбами творческой личности, поэта, ученого, его любимой женщины и того, кто может быть и другом, и оппонентом, так как в Гете это дух возражения Рафаэль, у Булгакова — гуманный лиходей Воланд, а в Данте — надежный спутник в Аду и Чистилище — друг и учитель древнеримский поэт Вергилий. Образы Данте, Вергилия, Беатриче могут рассматриваться и в пластической конкретности, и аллегорически. Данте — аллегория человека вообще и человечества в целом, которое зашло в безысходность и ищет «верного пути», Вергилий — воплощение земного ума, поскольку он является спутником Данте и постоянно объясняет все события в Аду и Чистилище. Но земной ум способен воспринять лишь трагическое или печальное, величие божества и радость блаженства ум постигнуть не способный. Из-за этого на пороге Рая Вергилий оставляет Данте, а в обители вечного света его проводником становится Беатриче, аллегория небесной мудрости. Дантовский образ может включать несколько аллегорических значений, Беатриче воплощает также силу любви в ее философском, больше того — в ее трансцендентальном понимании. И вместе с тем это аллегория Красоты, и связанное с ней представление о том, что Красота спасет мир. Это новая Беатриче, в которой, тем не менее, живет частичка той юной девушки, которая когда-то, на Земле, повстречалась Данте на улицах Флоренции и ответила на его поклон.Этой поэтической тройке, которая воплощает важнейшие элементы жизни, дополнением служит весь мир, представленный в многочисленных персонажах, и каждый из них оригинальный и не повторяет другого. Разнообразие мира развернуто в этих эпизодичных фигурах — воплощениях индивидуальной человеческой судьбы, определенной заведомо, по мнению автора, самым Творцом. Мир, изображенный в «Божественной комедии», геометрически взвешенный, точный, высчитанный к миллиметру, поскольку мудрость творца гармонично распределила в нем безобразное, обычное и прекрасное. Познание этого мира и составляет смысл дантовского морального восхождения. «Божественная комедия» делится на три части («кантики»): «Ад», «Чистилище» и «Рай». Поэт с добросовестностью геометра чертит пространственные параметры: в Аду — девять кругов, в Чистилище — два передчистилища и семь уступов горы, которая возвышается к небам, а в Раю — девять небесных сфер. Композиция дантовской поэмы построена с учетом так называемой магии чисел, согласно которой священными есть числа 3, 9 и 10. В «Божественной комедии» три кантика, три центральные фигуры, в каждом кантике по 33 песни, а поскольку есть еще первая песня — пролог, то общая сумма песен равняется 100. Мир Данте исключительно целостный и гармонический, удивительно даже именно это объединение математической точности мышления с неудержимой фантазией поэта. В изображении странствия потусторонним миром поражает объединение достоверности картин, перенесенных из земного бытия, и аллегоричности, которая привносит в эти картины определенную зашифрованность. Чтение поэмы и раньше нуждалось в комментариях, которые расшифровывали обычные для средневековой культуры аллегории. В первой песне-прологе Данте рассказывает о том, как «одолев полпути жизни земной» (в те времена — 30 лет) он «попал в пасмурный лес густой», и этот дикий лес — аллегория земного бытия, и, возможно, в какой-то мере в ней зашифрованная и жестокая историческая эпоха, в которой жил поэт. Преисполненный страха и смятения, герой поэмы ищет утраченную «определенную дорогую» (аллегория идеала), но дорогу ему заступают три зверя. Существует целая дискуссия в научной литературе об аллегорическом смысле каждого из этих олицетворений человеческих недостатков, но большинство склоняется к мысли, в которой лев — аллегория жестокости и гордыни, в нем черты тирана-властителя; волк — аллегория эгоизма и жадности; пантера — вранья, обмана и сладострастия; со всеми этими человеческими грехами Данте неоднократно будет встречаться в разных кругах Ада и на уступах горы Чистилища. Опасных зверей отгоняет Вергилий, верней, это всего лишь тень Вергилия, который пришел помочь Данте, так как его вызвала из адских глубин тень святой Беатриче, повелев Вергилию спасти ее друга. Аллегория — небесная мудрость идет спасать человека, посылая ей ум. Каждая кантика имеет свое аллегорическое содержание: Ад — воплощение страшного и безобразного, Чистилище — поправимых недостатков и утоленной печали. Рай — аллегория Красоты, Радости. Каждая форма наказания в Аду также имеет свой аллегорический ракурс, как и каждое испытание в Чистилище и каждая форма награды в Раю. Вообразив этот мир как основанный Творцом, Данте на самом деле сконструировал его сам.  Cочинение «История Франчески и Паоло в произведении Данте «Божественная комедия» Данте Алигьери был сыном своего времени, и потому в его произведениях отразились моральные убеждения человека средневековья. Так вот, изображая девять кругов «Ада», он помещает туда тех, кто, по его мнению, провинился перед Богом, людьми, собой. В одном из таких кругов поэт показывает грешников, которые увлекались чувствительной любовью.Автор эмоционально убедительно изображает саму атмосферу, где, кажется, трепещет сам воздух. Здесь нет света, и слышится плач. Сюда вмешивает поэт Семирамиду, Клеопатру, Елену, Ахиллеса и других. Но среди них больше всего поразила Данте история Паоло и Франчески да Римини. Казалось бы, о чем здесь говорить, когда Франческа и Паоло виновны в прелюбодеянии. И поэт видит здесь не только и не столько вину молодых влюбленных, но и лживость морали общества. Разве справедливо было связывать семейными узами юную Франческу с нехорошим, хромым Джанчотто из города Римини, из-за того что, так хотели родственники? Девушка была отдана замуж против воли и благосклонности сердца. Но у нее одна жизнь, в которой она лишь хотела быть пусть немного, но счастливой. О чистом и красивом характере отношений Паоло и Франчески свидетельствует рассказ Франчески. Паоло был младшим братом ее мужа. Как-то они читали с Паоло рыцарский роман о возвышенной любви рыцаря Ланчелота к королеве Джениеври, и в это время Паоло, не выдержав, поцеловал ту, которую давно любил. Здесь и застал их Джанчатто, который, обвинив их в прелюбодеянии, убил обоих, Данте сочувствует влюбленным, так как любит людей и признает их право на счастье. В этом круге «Ада» грешники обречены на пожизненное кружение в адском вихре. И среди многочисленных пар, которые проносятся мимо него, Данте обращает внимание именно на тех влюбленных, которые напоминают пару голубей. И от печального рассказа об их любви он теряет сознание. Как в пламени жадности голубиВ родные гнезда между зеленых кронЛетят на крыльях общей судьбы, —Они вдвоем из окружения Дизони. Изображая историю двух влюбленных, Данте выступает с позиции гуманизма: надолго опередив свое время, он провозглашает право человека быть счастливым.  Cочинение «Любовь что движет солнце и светила» по «Божественной комедии» Данте Приблизительно в середине XII века в Европе постепенно набирает силу новое культурное движение — Возрождение, или Ренессанс. У первоистоков этого движения стоял Данте Алигьери. Некоторые историки литературы считают его одновременно и представителем средневековья, и первым из титанов эпохи Возрождения. У неподготовленного читателя может возникнуть вопрос: почему это величественное, но не развлекательное произведение названо «комедией»? Ответ прост. Во времена Данте комедией называли не только смешное, но и вообще любое драматическое зрелище. «Божественная комедия» является необычайно гармоничным творением. Поэтика его до сих пор с технической точки зрения считается непревзойденной. «Божественная комедия» состоит из трех частей — «Ад», «Чистилище» и «Рай». Главным действующим лицом «комедии» являются сам Данте и его проводник Вергилий — древнеримский поэт, которого причисляют к одним из первых язычников, принявших христианскую идею. Мечтой великого итальянца было повести всех обездоленных к счастью. Сделать это Данте решил на собственном примере. Он проводит своих героев и читателя через все круги Ада, через Чистилище к Раю. Автор этим продемонстрировал путь для всего человечества к спасению души. Для понимания смысла «Божественной комедии» важно то, что Данте высвечивает в ней глубинный смысл бытия, его трехслойный состав: личную жизненную драму, мир природы, историю человече ства. Таким образом автор обращался не только к современникам, но и к отдельным потомкам. Путешествие по запредельному миру начинается с Ада. Сначала Данте описывает мрачный лес, который ассоциируется у него с тогдашней Италией. Главной бедой своих современников Данте считал эгоизм, гордость, склонность к насилию, чрезмерную привязанность к земным утехам. Три зверя — пантера, лев и волчица, которые появляются перед ним, последовательно символизируют человеческие пороки. Одной из вершин мировой литературы считается описание девяти кругов Ада. Над адскими воротами — мрачная надпись:  «Ничто не вечно, я же — на века. Оставь надежду, всяк сюда сходящий». Эти строки напоминают о том, что человеческая жизнь, лишенная всех надежд, превращается в настоящий ад. Данте неоднократно подчеркивает, что чем глубже грех проникает в человеческую душу, тем страшнее наказание, ожидающее ее. Поэтому в первом круге Ада находятся некрещеные младенцы и добродетельные нехристиане, во втором — нарушители супружеской верности, в третьем — чревоугодники, в четвертом — скряги и растратчики, в пятом — гневливцы, в шестом — еретики, в седьмом — насильники, в восьмом — обманщики, сводники, соблазнители, льстецы, святотатцы, колдуны, взяточники, лицемеры, лукавые советники, приспешники разврата, делатели фальшивых металлов, людей, денег и слов, в девятом — все предатели во главе с Иудой, Брутом и Кассием. Данте считает, что человек, который в своих поступках не руководствуется верой, надеждой и любовью, бросает себя в ад еще при земной жизни. После Ада дорога Данте лежит через Чистилище. Там он поднимается на гору и находит то, что утратило человечество, то есть совесть и свободу воли. Третья часть «Божественной комедии» открывает читателю новый мир, исполненный красоты и добра. На берегах Святосияющей реки пламенеют огненные цветы — души праведников. Выше находится престол Бога. Он словно охватывает всю Вселенную. Дальше душу ведет «любовь, что движет солнце и светила». Данте приходит к пониманию того, что миром движет любовь. Именно она определяет гармонию мироздания. Сам Данте считал «Божественную комедию» творением, освещенным высшим светом. Главной целью человечества, по мысли автора, является освобождение из цепей пороков, которое в конце концов приведет к полному слиянию человеческого и божественного начал в человеческой личности. Имя Данте — это символическое обозначение драгоценнейших достижений культуры нашего времени, ее синтетический образ, который определяет и предсказывает ее характер, сущность и направление. Данте — прежде всего поэт, автор «Новой жизни» и «Божественной комедии», «Пира» и «Стихотворений». Гениальный поэт был мыслителем, ученым и политиком. Ученость Данте современники ценили не меньше, чем достоинства его поэтических произведений. Поэтическая слава Данте основывается на грандиозном здании «Божественной комедии».«Божественную комедию» Данте писал почти четырнадцать лет. Слово «божественная» почитатели прибавили после смерти автора. Для Данте это была комедия, соединяющая возвышенное с обыденным и тривиальным. Кроме того, «Божественная комедия» — священная поэма, повествующая об откровениях неземного бытия. Данте преследовал поучительные цели и писал произведение не только этическое и религиозное, но и ученое. Призрачные научные построения Данте оказались емкими и способными вместить в себя удивительное душевное своеобразие. Поэтому вместе с тем «Божественная комедия» — это и очень личное произведение, в котором идет речь о вечной любви. Данте творчески чувствовал органическое единство мира. Ощущение всего мироздания как живой целостности позволило Данте взглянуть на мир, для него нет разницы между «маленькой» и «великой» Флоренцией. Для поэта «бездушный лик» природы и мир человека едины и крепко связаны друг с другом. Зло, поднимающееся из глухих тайников души, — это то самое зло, которое подтачивает изнутри прекрасный центр божественного плода — Вселенной. Лихоимец, по мнению Данте, виновен так же, как и насильник и развратник, которые отступают от путей и указаний природы. По мере того как жизненный опыт открывал перед Данте отвратительную картину падения человека, для него становилась все более отчетливой необходимость спасения мира. И поэт хотел оповестить всех о грозящей беде и бил тревогу, раскрывая перед всеми свою хорошо продуманную и строго рассчитанную картину и систему мирских и человеческих дел. «Божественная комедия» состоит из трех частей: «Ада», «Чистилища» и «Рая». Данте любознательно и пытливо изучал проблемы естествознания, охватил своим пониманием все формы физического мира и соединил эти интересы с самыми бесстрашными полетами фантазии. «Божественную комедию» он построил как роман приключений, действие которого развивается в неведомых странах. Данте очень точно описывает все мелочи и подробности пути. Изменения почвы, спуски, лестницы, скалы, тропинки и проходы обрисованы автором так, что у читателя не остается сомнения в реальности изображаемого. В первом круге ада нет мук, а есть только тихая грусть и вздохи. Тут — души добродетельных нехристиан и некрещеных младенцев, героев Древней Греции и Рима. Здесь в светлом, уютном месте Данте встречает величественные тени Гомера, Овидия, Горация, Лукана, тут постоянно живет и дух Вергилия. Данте размещает здесь вместе с героями Троянской войны и Юлием Цезарем дух султана Саладина, который воевал с крестоносцами. Настоящий ад начинается со второго круга, в котором вихрь гонит души повинных в сладострастии. Здесь, в пятой песне, один из самых трогательных моментов мировой поэзии — история несчастной любви Паоло и Франчески. И хотя Данте как христианин должен был осудить любовников, все повествование проникнуто сочувствием, которое невозможно выразить. Сочувствует Данте и чревоугоднику Чакко, который находится в смрадном болоте под холодным дождем в следующем, третьем круге. Именно Чакко предсказывает Данте его будущее изгнание. Следующие четвертый и пятый круг (скупцы и расточители, гневные) пройдены вроде бы успешно. Зато перед шестым кругом — огненным городом, где начинается глубинный ад, в котором караются самые страшные грешники, Данте и его проводнику приходится остановиться. Только посланец с неба приходит на помощь и раскрывает перед ними ворота. Здесь, в шестом кругу ада, — еретики. В трех самых нижних кругах наказывается насилие. В седьмом круге Ада — насилие над ближним и над его достоянием (тираны, убийцы, разбойники), над собою (самоубийцы и моты), над божеством (богохульники), над естеством (содомиты), над естеством и искусством (лихоимцы). В восьмом — обманувшие недоверившихся (сводники и обольстители, льстецы). В девятом — обманувшие доверившихся (предатели родных, родины и единомышленников, друзей и сотрапезников, благодетелей, величества божеского и человеческого). Поскольку обманывать способны только сознательные существа, то эти грехи — более тяжелые, чем насилие. Сюда Данте помещает и продажных пап. И, наконец, в глубине девятого круга мучаются трое самых позорных, по мнению Данте, предателей — Юда и Брут с Кассием, убившие Цезаря. Читатели вместе с Данте вступили в преддверие «Ада», где караются столь ненавистные ему «нерешительные», не примкнувшие ни к одной из партий, и увидели, как они несутся вслед за знаменем — нагие, мучимые мухами и осами, обливаясь кровью и слезами, которыми у их ног питаются отвратительные черви. И читатели ни на минуту не остаются в неведении относительно всех ужасов и чудес, открывающихся перед нашими глазами. Мы вместе с автором проходим через тесный и смрадный «Ад», озаренный багровым заревом города Данте, видим там пленительную Франческу, узнаем подробности мучений, видим злобные игры адских служителей, слышим, какая мука уготована ненавистному Бонифацию, как терзается в центре Джудекки гигантский Люцифер. Ненависть, скорбь, негодование и гордое упорство в грехе — вот господствующая атмосфера, в которой разворачиваются отдельные сцены и картины.  Cочинение «Божественная комедия» и ее поэтический мир» Главным произведением Данте Алигьери, принесшим ему мировую известность, является поэма «Божественная комедия». Она стала своеобразным мостом между культурой средневековья и эпохой Возрождения. Сам поэт назвал ее просто — «Комедия». Под этим термином в средние века принято было понимать любое произведение с печальным началом и счастливым концом. Эпитет же божественная был добавлен критиками позже, но не для обозначения ее религиозной направленности, а как выражение исключительного поэтического совершенства.Данте одним из первых в западноевропейской литературе сделал предметом поэзии изображение человеческих страстей, причем для нахождения наиболее ярких образов обратился к загробному миру.Его поэма отличается необычайно четкой, продуманной композицией, в чем нашло отражение своеобразие художественного стиля поэта. Он разделил свое произведение на три части, каждая из которых посвящена изображению определенного места в загробном царстве: ада, чистилища и рая. Каждая часть в свою очередь подразделяется на тридцать три песни. Вообще, троичное деление характерно для всей поэмы и является глубоко символичным. Оно воплощает в себе христианскую идею о троице. Кроме того, каждая из трех частей оканчивается одним и тем же словом «звезды» (звезда в христианстве является символом Иисуса Христа), а само имя Христа рифмуется только с самим собой и не упоминается в разделе, посвященном описанию ада.Поэма Данте очень оригинальна, но при ее создании Данте все же опирался на многочисленные средневековые и античные источники. Поэтому произведение построено в виде довольно популярных в средние века видений, или хождений по мукам, которые в поэтической форме повествуют о скитаниях человека по загробному миру и о постижении им тайн этого мира. Но если их целью было показать греховность земной жизни и обратить внимание людей к жизни загробной, то в «Божественной комедии» автор стремится показать и искоренить пороки общества, а страдания грешников в аду призваны пробудить в человеке желание исправить свое земное существование. Поэт не уводит читателей от реальности, а заставляет полностью погрузиться в нее, задуматься над своей жизнью, переосмыслить ее в свете полученных знаний. Из античных источников «Божественной комедии» наибольшую роль сыграла «Энеида» Вергилия, где описывается, как Эней спускается в Тартар с целью увидеть своего покойного отца.В поэме чувствуется удивительное поэтическое мастерство Данте, не имеющее себе равных в мировой литературе. Он обладал уникальной способностью с помощью нескольких штрихов создать образы, глубоко отличающиеся друг от друга между собой. Все его персонажи конкретны и индивидуальны, и это усиливает ощущение их реального существования. В «Божественной комедии» ярче всего проявилась противоречивость характера поэта и его творчества; здесь сильнее всего ощущается переходность той эпохи, в которую она было написана. Религиозные тенденции тесно переплетаются в ней со средневековыми устремлениями. Особенно важную роль в этом играют аллегории, которыми пронизано все произведение. Каждый момент в нем истолковывается не только буквально, но и иносказательно, причем в нескольких планах: моральном, религиозном, биографическом и других.Читая произведение, мы поражаемся тому, каким богатством художественных форм пользуется автор: каждая из частей поэмы имеет свой фон, свою окраску. Так, в «Аду» преобладают мрачные тона, зловещие краски, мистическое сочетание красного и черного цветов, что наполняет душу ощущением чего-то страшного, тревожного, неотвратимого. В «Чистилище» этот пугающий тон сменяется бледным и туманным. Здесь в основном присутствуют голубые, зеленые, золотистые цвета; появляются детали живой природы — море, скалы, луга, деревья. И уж совсем иная окраска «Рая», где мы видим вокруг блеск и прозрачность. Тут все наполнено волшебным светом, гармонией и мелодичностью. Цветовое разнообразие поэмы помогает автору передать смену своего настроения, утвердить оптимистическое начало, пробудить стремление к лучшему. Но в ярком тоне «Рая» он вовсе не желает показать прелести жизни после смерти, он призывает людей создать эту жизнь на земле. Стараясь придать еще большую убедительность своей идее, Данте прибегает к сильному, энергичному языку. Он не останавливается перед грубыми выражениями, так как опасается, что его стих недостаточно «хриплый и скрипучий, как требует зловещее жерло, куда спадают все Другие кручи».Характерно и то, что поэма написана народным языком, так как Данте стремился быть понятым самым широким кругом читателей. И он в полной мере достиг своей цели. Его произведение сразу же приобрело огромную популярность в народе, а впоследствии многие великие деятели уверенно причисляли «Божественную комедию» к шедеврам мирового искусства, в которых, по словам А. С. Пушкина, «план обширный объемлется творческою мыслию».  Cочинение «Поэтика и стилистика «Божественной комедии» Данте» «Божественной комедии» имеет приметы реализма: пластичность персонажей, скульптурный контур портрета. Иногда Данте даже использует другой язык: его прованские трубадуры разговаривают на прованском языке, жители итальянской провинции употребляют в речи диалектизмы, а святые в Раю — латинские слова, латынь используется и в латинских песнопениях. Но в этой разнообразной языковой палитре Данте имеет меру. Его Вергилий разговаривает лишь итальянской, автор «Энеиды» не использует латыни. Образы Данте и Вергилия аллегорические, но вместе с тем каждый из них имеет индивидуализированный характер, отдельные эпизоды психологически убедительны. Образ героя поэмы не идентичный образу автора. Герой «Божественной комедии» эмоциональный, он может быть сердитым с предателями, преисполненным сожаления и сочувствия к Франческе, зажигательным, но почтительным с Фаринатою — чрезвычайно богатая гамма чувств. Вместе с тем он будто бы наивный, неоднократно спрашивает у Вергилия о всем, что видит. Но автор «Божественной комедии» всезнающий: так как именно он сконструировал весь этот мир, населенный душами, именно он расселил их на свое усмотрение, автор объективный, он осуждает людей, но сердцем жалеет их. Есть один момент в «Раю», когда на миг перед нами возникает автор «Новой жизни», юный Данте, это момент первой встречи Данте с Беатриче на пороге Рая: В венке из деревянных масел из-за белой занавесиЯвилась женщина, и свертками спадалЗеленый плащ ей на убор алый.Моему духу, какой не трепеталУже давно у нее на препоне,Так как уже давно ее не встречал,Не глаза — силы тайные, замечательные,Идя от нее, и чувство крепкое —  Дали узнать пыл бывшей любви. В «Божественной комедии» земное время и вечность взаимосвязаны, пейзажи потустороннего мира постоянно сопоставляются с земными. Данте — первый средневековый поэт, который ввел описания природы. В «Аду» — это пасмурные бездны, багряные вспышки пламени, кровавые реки, тучный, будто стекло, лед девятого круга (при этом поэт сопоставляет его с Дунаем в Австрии и с Доном, который тогда именовался Танаисом). В «Чистилище» и «Раю» пейзажи пронизаны светом, здесь превалируют белый, зеленый, красный цвета. Но особенно характерными для дантовских пейзажей есть движение (ветра, моря, трав) и свет, игра света: Зарница гнала сумерки туманные,И в дали, куда они плыли,Замерцало море в трепетании. Каждый кантик имеет свою стилистическую особенность: «Ад» написан большей частью «средним стилем», иногда с использованием вульгаризмов, в «Чистилище» средний стиль уже пронимается высокими словами, в «Раю» они доминируют. Знатоки Данте дружно соглашаются с тем, что «Ад» скульптурное, «Чистилище» — живописно, а в «Раю» доминирует музыка. Но вместе с тем поэме Данте присущее стилистическое единство — в полноте и разнообразии лексики, в объединении всех средневековых стилей. В «Аду» рядом с безобразными картинами, изображенными умышленно грубо, есть эпизоды трагически-величественные (эпизод из Уголино, Улиссом), есть лирично-патетичные эпизоды (эпизод с Франческой). Наоборот, в «Раю» случаются резкие, гневные тирады. Поэма Данте написана терцинами, ее строфа состоит из трех строк, рифмование перекрестное — аба бвб вгв гдг и т. Поэт дает мистическое число 3 — три строки, трехкратная рифма. Строфы напоминают разомкнутую цепь, каждая песня заканчивается отдельной строкой. Терцина осталась в литературе уникальной, связанной с именем автора «Божественной комедии», поэты более поздних эпох редко использовали ее (Дж. Г. Байрон, А. Пушкин, И. Франко и др.), но только тогда, когда хотели напомнить о стиле Данте или каким-то чином соотнести с ним свои произведения.     

Похожие статьи:

Учебный залСОЧИНЕНИЯ по творчеству М. Горького
Учебный залСОЧИНЕНИЯ по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин"
Учебный залСОЧИНЕНИЯ по роману М. Шолохова "Тихий Дон"
Учебный залСОЧИНЕНИЯ по творчеству А. И. Куприна
Учебный залРЕФЕРАТ: Анализ комедии Гоголя «Ревизор»