СОЧИНЕНИЯ по поэме Лермонтова «МЦЫРИ»


«Мцыри»Краткое содержание поэмы Мцхет — древняя столица Грузии, основанная там, «где, сливаяся, шумят, / Обнявшись, будто две сестры, / Струи Арагвы и Куры». Тут же, в Мцхете, и собор Светицховели с усыпальницами последних царей независимой Грузии, «вручивших» «свой народ» единоверной России. С тех пор (конец XVII в.) и осеняет благодать Божья многострадальную страну — цветёт она и благоденствует, «не опасаяся врагов, / За гранью дружеских штыков». «Однажды русский генерал / Из гор к Тифлису проезжал; Ребёнка пленного он вез. / Тот занемог...» Понимая, что в таком состоянии живым он ребёнка до Тифлиса не довезёт, генерал оставляет пленника в Мцхете, в тамошнем мужском монастыре. Мцхетские монахи, праведные мужи, подвижники, просветители, вылечив и окрестив подкидыша, воспитывают его в истинно христианском духе. И кажется, что упорный и бескорыстный труд достигает цели. Позабыв родной язык и привыкнув к плену, Мцыри свободно изъясняется по-грузински. Вчерашний дикарь «готов во цвете лет изречь монашеский обет». И вдруг, накануне торжественного события, приёмыш исчезает, незаметно выскользнув из монастырской крепости в ужасный тот час, когда святые отцы, испугавшись грозы, столпились, как агнцы, вокруг алтаря. Беглеца, естественно, ищут всей монастырской ратью и, как положено, целых три дня. Безрезультатно. Однако через некоторое время Мцыри всё-таки находят совершенно случайно какие-то посторонние люди — и не во глубине Кавказских гор, а в ближайших окрестностях Мцхета. Опознав в без чувств лежащем на выжженной зноем голой земле юноше монастырского служку, они приносят его в обитель. Когда Мцыри приходит в себя, монахи учиняют ему допрос. Он молчит. Его пробуют насильно кормить, ведь беглец истощён, как будто перенёс долгую болезнь или изнурительный труд. Мцыри отказывается от пищи. Догадавшись, что упрямец сознательно торопит свой «конец», к Мцыри посылают того самого чернеца, который когда-то выходил его и окрестил. Добрый старик искренне привязан к подопечному и очень хочет, чтобы его воспитанник, раз уж ему на роду написано умереть таким молодым, исполнил христианский долг смирился, покаялся и получил перед кончиной отпущение грехов. Но Мцыри вовсе не раскаивается в дерзком поступке. Наоборот! Он гордится им как подвигом! Потому что на воле он жил и жил так, как жили все его предки — в союзе с дикой природой — зоркие, как орлы, мудрые, как змеи, сильные, как горные барсы. Безоружный, Мцыри вступает в единоборство с этим царственным зверем, хозяином здешних дремучих лесов. И, честно победив его, доказывает (самому себе!), что мог бы «быть в краю отцов / Не из последних удальцов». Ощущение воли возвращает юноше даже то, что, казалось бы, навсегда отняла неволя: память детства. Он вспоминает и родную речь, и родной аул, и лица близких — отца, сестёр, братьев. Больше того, пусть и на краткий миг, жизнь в союзе с дикой природой делает его великим поэтом. Рассказывая чернецу о том, что видел, что пережил, блуждая в горах, Мцыри подбирает слова, поразительно похожие на первозданность могучей природы отчего края. И только один грех тяготит его душу. Грех этот — клятвопреступление. Ведь когда-то, давно, ещё отроком, беглец поклялся самому себе страшною клятвою, что убежит из монастыря и отыщет тропу в родные пределы. И вот он вроде бы придерживается правильного направления: идёт, бежит, мчится, ползёт, карабкается — на восток, на восток, на восток. Все время, и днём, и ночью, по солнцу, по звёздам — на восток от Мцхета! И вдруг обнаруживает, что, сделав круг, возвратился на то самое место, откуда начался его побег, подвиг Побега, В ближайшие окрестности Мцхета; отсюда рукой подать до приютившей его монастырской обители! И это, в понимании Мцыри, не простая досадная оплошность. Годы, проведённые в «тюрьме», в застенках, а именно так воспринимает приёмыш монастырь, не только физически ослабили его тело. Жизнь в плену погасила в его душе «луч-путеводитель», то есть то безошибочно верное, почти звериное чувство своей тропы, которым от рождения обладает каждый горец и без которого в диких безднах центрального Кавказа ни человек, ни зверь выжить не могут. Да, Мцыри вырвался из монастырской крепости, но той внутренней тюрьмы, того стеснения, которое цивилизаторы построили в его душе, ему уже не разрушить! Именно это ужасное трагическое открытие, а не рваные раны, нанесённые барсом, убивают в Мцыри инстинкт жизни, ту жажду жизни, с какой приходят в мир истинные, а не приёмные дети природы. Урождённый свободолюбец, он, чтобы не жить рабом, умирает как раб: смиренно, никого не проклиная. Единственное, о чем он просит своих тюремщиков, чтобы похоронили его в том уголке монастырского сада, откуда «виден и Кавказ». Его единственная надежда на милосердие прохладного, с гор веющего ветерка — вдруг донесёт до сиротской могилы слабый звук родной речи или обрывок горской песни...                   Сюжет и композиция поэмы «Мцыри» М. Лермонтова Поэма «Мцыри» — романтическое произведение. Сюжет ее прост: это история короткой жизни молодо­го юноши, послушника в грузинском монастыре. Привезенный тяжелобольным пленником в этот монастырь, он был оставлен на попечение монахам русским генералом. Выздоровев через некоторое время, постепенно «к плену он привык», «был окрещен святым отцом» и «уже хотел во цвете лет изречь монашеский обет», как вдруг решился на побег в одну из ненастных осенних ночей. Пытаясь вернуться в родную страну, из которой был вырван совсем ребенком, Мцыри скитается в лесу три дня. Убив в битве барса, тяжело раненный, Мцыри был найден монахами «в степи без чувств» и возвращен в монастырь. Но сюжет поэмы составляют не эти внешние факты жизни главного героя, а его переживания. Композиция произведения своеобразна: поэма состоит из вступления, краткого рассказа автора о жизни героя и исповеди героя, причем порядок событий при изложении изменен. Повествование начинается с небольшого вступления, где автор рисует вид заброшенного монастыря: Немного лет тому назад, Там, где сливался, шумят,  Обнявшись, будто две сестры, Струи Арагвы и Куры, Был монастырь. Из-за горы И нынче видит пешеход Столбы обрушенных ворот, И башни, и церковный свод; Но не курится уж под ним Кадильниц благовонный дым, Не слышно пенье в поздний час Молящих иноков за нас. Теперь один старик седой, Развалин страж полуживой... В небольшой 2-й главе-строфе рассказывается о прошлом Мцыри: как попал в монастырь, о том, что совершил побег и вскоре был найден умирающим. Остальные 24 главы представляют собой монолог-исповедь героя. Мцыри рассказывает о тех «трех блаженных днях», которые он провел на воле, чернецу. Форма исповеди позволяет автору раскрыть внутренний мир своего героя, ведь основная задача писателя не столько показать события жизни героя, сколько раскрыть его внутренний мир. Старик безмолвно слушает беглеца, и это позволяет читателю увидеть все происходящее с героем исключительно глазами самого героя. В центре поэмы — образ несчастного юноши, попавшего в незнакомый и чуждый ему мир. Он не пред­назначен для монастырской жизни. В 3-й, 4-й и 5-й главах юноша говорит о своей жизни в монастыре и открывает душу: оказывается, смирение с неволей было кажущимся, а на самом деле он «знал одной лишь думы власть, Одну — но пламенную страсть: она, как червь», в нем жила, «Изгрызла душу и сожгла. Она мечты» его «звала От келий душных и молитв В тот чудный мир тревог и битв, Где в тучах прячутся скалы, Где люди вольны, как орлы». Единственное его желание — быть свободным, познать жизнь со всеми ее радостями и печалями, любить, страдать. В 6-й и 7-й главах беглец рассказывает о том, что он увидел «на воле». Мир величественной кавказской природы, открывшийся перед юношей, резко контрастирует с видом мрачного монастыря. Здесь герой настолько погружается в воспоминания, что забывает о себе, ничего не говорит о своих чувствах. То, какими словами он рисует картины природы, характеризует его как цельную, пламенную натуру: … Пышные поля, Холмы, покрытые венцом Дерев, разросшихся кругом, Шумящих свежею толпой, Как братья в пляске круговой. Я видел груды темных скал, Когда поток их разделял, И думы их я угадал... Я видел горные хребты, Причудливые, как мечты, Когда в час утренней зари Курилися, как алтари, Их выси в небе голубом, И облачко за облачком, Покинув тайный свой ночлег, К востоку направляло бег - Как будто белый караван Залетных птиц из дальних стран! Вдали я видел сквозь туман,  В снегах, горящих как алмаз, Седой, незыблемый Кавказ; И было сердцу моему Легко, не знаю почему. С 8-й главы начинается повествование о трехдневном скитании. Последовательность событий уже не нарушается, читатель шаг за шагом двигается вместе с героем, переживает вместе с ним. Мцыри рассказывает о встрече с молодой грузинкой, о том, как сбился с пути, о битве с барсом. Главы 25-я и 26-я — прощание Мцыри и его завещание. Поняв во время скитаний, что «на родину следа не проложить уж никогда», послушник готов умереть. Те три дня, которые он провел на воле, стали самым ярким воспоминанием в жизни юноши. Смерть для него — избавление от монастыря-тюрьмы. Единственное, о чем сожалеет герой, что его «труп холодный и немой Не будет тлеть в земле родной, Й повесть горьких мук» его «не призовет меж стен глухих Вни­манье скорбное ничье на имя темное» его. Поэтому он просит старца похоронить его в саду, откуда виден Кавказ. Его мысли даже перед смертью,— о Родине: Оттуда виден и Кавказ! Быть может, он с своих высот Привет прощальный мне пришлет, Пришлет с прохладным ветерком... И близ меня перед концом Родной опять раздастся звук! И стану думать я, что друг             Иль брат, склонившись надо мной, Отер внимательной рукой С лица кончины хладный пот, И что вполголоса поет Он мне про милую страну... И с этой мыслью я засну, И никого не прокляну! Все особенности сюжета и композиции поэмы «Мцыри» позволяют сосредоточить внимание читателя на характере главного героя.

 

МЦЫРИ КАК РОМАНТИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ. СОЧИНЕНИЕ

 

Одной из вершин художественного наследия Лермонтова является поэма "Мцыри" — плод деятельной и напряженной творческой работы. Еще в раннюю пору в воображении поэта возник образ юноши, произносящего на пороге смерти гневную, протестующую речь перед своим слушателем" — старшим монахом. В поэме "Исповедь" (1830 год, действие происходит в Испании) герой, заключенный в темницу, провозглашает право на любовь, которая выше монастырских уставов.

 

Увлечение Кавказом, стремление к изображению ситуаций, в которых с наибольшей полнотой может раскрыться мужественный характер героя, приводит Лермонтова в пору высшего расцвета его дарования к созданию поэмы "Мцыри" (1840 год), повторяющей многие стихи из предшествующих стадий работы над тем же образом. Перед "Мцыри" была написана поэма "Беглец". В ней Лермонтов развивает тему кары за трусость и предательство. Краткий сюжет: изменник долгу, забывший о родине, Гарун сбежал с поля битвы, не отомстив врагам за гибель отца и братьев. Но беглеца не примет ни друг, ни возлюбленная, ни мать, даже от трупа его все отвернутся, и никто не отнесет его на кладбище. Поэма призывала к героизму, к борьбе за свободу отчизны. В поэме "Мцыри" Лермонтов развивает идею мужества и протеста, заложенную в "Исповеди" и поэме "Беглец". В "Мцыри" поэт почти полностью исключил любовный мотив, игравший столь значительную роль в "Исповеди" (любовь героя-монаха к монахине). Этот мотив отразился лишь в краткой встрече Мцыри с грузинкой у горного потока. Герой, побеждая непроизвольный порыв молодого сердца, отказывается от личного счастья во имя идеала свободы. Патриотическая идея сочетается в поэме с темой свободы, как и в творчестве поэтов декабристов. Лермонтов не разделяет этих понятий: в одну, но "пламенную страсть" сливается любовь к отчизне и жажда воли. Тюрьмой становится для Мцыри монастырь, душными кажутся ему кельи, сумрачными и глухими — стены, трусливыми и жалкими — стражи-монахи, сам он — рабом и узником. Его желание узнать, "для воли иль тюрьмы на этот свет родились мы", обусловлено страстным порывом к свободе. Короткие дни для побега — это для него воля. Только вне монастыря он жил, а не прозябал. Только эти дни он называет блаженством. Свободолюбивый патриотизм Мцыри меньше всего похож на мечтательную любовь к родным красивым пейзажам и дорогим могилам, хотя герой тоскует и о них. Именно потому, что он истинно любит отчизну, он хочет сражаться за свободу родины. Но вместе с тем поэт с несомненной симпатией воспевает воинственные мечты юноши. Поэма не раскрывает до конца стремлений героя, но они ощутимы в намеках. О своем отце и знакомых Мцыри вспоминает прежде всего как о воинах; не случайно ему снятся сражения, в которых он побеждает, недаром мечты влекут его в "чудный мир тревог и битв". Он убежден, что мог бы быть "в краю отцов не из последних удальцов". Хотя судьба не дала Мцыри изведать упоение битвой, но всем строем своих чувств он — воин. Суровой сдержанностью он отличался еще с детских лет. Юноша, гордясь этим, говорит; "Ты помнишь, в детские года слезы не знал я никогда". Волю слезам он дает лишь во время побега, потому что никто их не видит. Трагическое одиночество в монастыре закалило волю Мцыри. Не случайно, что он бежал из монастыря в грозовую ночь: то, что устрашило боязливых монахов, наполняло его сердце чувством братства с грозой. Мужество и стойкость Мцыри с наибольшей силой проявляется, в битве с барсом. Его не страшила могила, потому что он знал; возврат в монастырь — это продолжение прежних страданий. Трагический финал свидетельствует о том, что приближение смерти не ослабляет духа героя и мощи его вольнолюбивого патриотизма. Увещевания старого монаха не заставляют его раскаяться. Он и теперь бы "рай и вечность променял" за несколько минут жизни среди близких (стихи, вызывавшие недовольство цензуры). Не его вина, если ему не удалось стать в ряды борцов за то, что он считал своим святым долгом: обстоятельства оказались непреодолимыми, и он напрасно "спорил с судьбой". Побежденный, он духовно не сломлен и остается положительным образом нашей литературы, а его мужественность, цельность, героизм являлись укором, раздробленным сердцам боязливых и бездеятельных современников из дворянского общества.

 

Кавказский пейзаж введен в поэму главным образом как средство раскрытия образа героя. Презирая свое окружение, Мцыри чувствует лишь родство с природой. Заключенный в монастырь, он сравнивает себя с бледным типичным листком, выросшим меж сырых плит. Вырвавшись на волю, он вместе с сонными цветами поднимает голову, когда озолотился восток. Дитя природы, он припадает к земле и узнает, как сказочный герой, тайну птичьих песен, загадки их вещего щебетания. Ему понятен спор потока с камнями, дума разъединенных скал, жаждущих встречи. Взор его обострен: он замечает блеск змеиной чешуи и отливы серебра на шерсти барса, он видит зубцы далеких гор и бледную полосу "меж темным небом и землей", ему чудится, что его "прилежный взор" мог бы следить через прозрачную синеву неба полет ангелов. (Характеру героя соответствует и стих поэмы).

 

Поэма Лермонтова продолжает традиции передового романтизма, Мцыри, полный пламенных страстей, сумрачный и одинокий, раскрывающий свою "душу" в рассказе-исповеди, воспринимается как герой романтических поэм. Однако Лермонтов, создавший "Мцыри" в те годы, когда создавался и реалистический роман "Герой нашего времени", вносит такие черты в свое произведение, которых нет в более ранних его поэмах. Если прошлое героев "Исповеди" и "Боярина Орши" остается совершенно неизвестным, и мы не знаем тех социальных условий, которые сформировали их характеры, то строки о несчастливом детстве и отечестве Мцыри помогают глубже понять переживания и мысли героя. Сама форма исповеди, характерная для романтических поэм, связана со стремлением глубже раскрыть — "рассказать душу". Этот психологизм произведения, детализация переживаний героя естественны для поэта, который в то же время создавал социально-психологический роман.

 

Выразительно сочетание обильных метафор романтического характера в самой исповеди (образы огня, пламенности) с реалистически точной и поэтически скупой речью вступления. ("Однажды русский генерал...") Романтическая поэма свидетельствовала о росте реалистических тенденций в творчестве Лермонтова.

 

Лермонтов вошел в русскую литературу как продолжатель традиций Пушкина и поэтов-декабристов, и вместе с тем как новое звено в цепи развития национальной культуры. По словам Белинского, он внес в национальную литературу свой, "лермонтовский элемент". Сжато поясняя, что надо вкладывать в это определение, критик в качестве первой характерной черты творческого наследия поэта отмечал "самобытную живую мысль" в его стихах. Повторял Белинский "Все дышит самобытною и творческою мыслью".

 

 

ДУХОВНЫЙ МИР МЦЫРИ. СОЧИНЕНИЕ

(По поэме М. Ю. Лермонтова "Мцыри") В 1837 году М. Ю. Лермонтов был сослан на Кавказ. Проезжая по Военно-Грузинской дороге, он увидел остатки существовавшего когда-то монастыря. Там, среди развалин и могильных плит, он увидел дряхлого старика, который рассказал поэту о своей судьбе. Будучи ребенком, он попал в плен. Мальчик тосковал по родине и страстно мечтал вернуться. Но рутинная жизнь монастыря постепенно приглушила тоску. Пленник втянулся в однообразную жизнь послушника и так и не смог осуществить заветную мечту.

 

М. Ю. Лермонтов в течение десяти лет до этого события вынашивал идею создания поэмы об иноке, рвущемся на свободу. И рассказ старика был настолько созвучен с мыслями поэта, что помог воплотить замысел в замечательную поэму "Мцыри". Только в отличие от прототипа, Мцыри хотя бы сделал попытку вырваться из прочных стен устоявшейся монастырской жизни. Повествование ведется в форме монолога, поэтому читатель особенно остро ощущает отчужденность мальчика, его отстраненность от дел житейских, его воспоминания о родине — теплой, яркой, светлой, не идущей ни в какое сравнение с серой, тихой, угрюмой жизнью в теперешней его обители. В первой главе поэмы особенно видны трагические противоречия между душевной силой юноши и жизненными обстоятельствами, загнавшими его в тесные рамки монастырской жизни. И вот, когда юноша должен принять обет, под покровом ночи он исчезает. Он отсутствует три дня. Его находят изможденным и обессиленным. "И близок стал его конец; Тогда пришел к нему чернец".

 

Начинается предсмертная исповедь — одиннадцать глав, повествующих о трех днях свободы, вместивших всю трагедию и все счастье его жизни. Исповедь Мцыри превращается в проповедь, спор с духовником о том, что добровольное рабство ниже, чем "чудесный мир тревог и битв", открывающийся свободой. Мцыри не раскаивается в содеянном, не говорит о греховности своих желаний, мыслей и поступков. Как сон, перед Мцыри встал образ отца, сестер, и он попытался найти дорогу домой. Три дня он жил и наслаждался дикой природой. Он наслаждался всем, чего был лишен, — гармонией, единением, братством. Девушка-грузинка, встретившаяся ему, тоже часть свободы и гармонии, слившейся с природой, но он сбивается с дороги домой. На своем пути Мцыри встретил барса. Юноша уже ощутил всю силу и радость свободы, увидел единство природы я вступает в бой с одним из ее творений. Это было равное соперничество, где каждое живое существо отстаивало право делать то, что предписано ему природой. Мцыри победил, получив при этом смертельные раны от когтей барса, находят в бессознательном состоянии. Придя в себя, Мцыри не страшится смерти, он опечален лишь тем, что его похоронят в родной земле. Мцыри, увидевший красоту жизни, не жалеет о кратковременности своего пребывания на земле, он осуществил попытку вырваться из пут, его дух не сломлен, в умирающем теле живет свободная воля. М. Ю. Лермонтов этой поэмой дал понять нам, что стремления людей выполнимы, надо только страстно желать чего-нибудь и не бояться сделать решительный шаг. Многие, как повстречавшийся Лермонтову старик, не находят в себе сил совершить попытку вернуть себе свободу.

 

Сочинение "Связь человека и природы в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»"

Жизнь людей неразрывно связана с различными природными явлениями. Наше настроение, здоровье, образ жизни и даже благосостояние зависит от природных ресурсов, ландшафта, осадков. В литературе эта связь прослеживается постоянно. Во многих произведениях природа выступает не сама по себе, а в качестве выразителя дум, мечтаний, состояний человека, она предостерегает или успокаивает читателя.

 

В отношении к природе ярко раскрываются характеры героев

 

поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри». Вот, например, монахи монастыря, затерянного среди гор и лесов «там, где, сливался, шумят, обнявшись, будто две сестры, струи Арагвы и Куры». Запертые в стенах монастыря, монахи отделили себя от природы. Они не замечают красоты окружающего мира, боятся ветра, дождя, грозы, молний. Не видя и не слыша ничего, кроме колокольного звона, «келий душных и молитв», эти люди кажутся мне слепыми и глухими, хотя у них есть глаза и уши.

 

Мцыри совсем другой. Задыхаясь в удушливой атмосфере монастыря, он мечтает лишь об одном — побыстрее вырваться отсюда, хоть раз увидеть леса, горы, услышать журчание ручья и рев реки. Пленник с детства, Мцыри бредит свободой. И однажды ночью, в «ужасный час» грозы, юный послушник убегает из своего заточения. Три дня, которые он провел на воле, Мцыри считает лучшими в своей жизни.

 

Ты хочешь знать, что видел я

 

На воле? — пышные поля,

 

Холмы, покрытые венцом

 

Дерев, разросшихся кругом,

 

Шумящих свежею толпой,

 

Как братья в пляске круговой.

 

Скитаясь по горам, вступая в жестокую схватку с лесным барсом, Мцыри не чувствовал себя одиноким. Растворившись в природе, беглец избегал встреч с человеком. Именно в контакте с окружающим миром проявились такие его замечательные качества как смелость, мужество, решительность, способность горячо и самозабвенно любить.

 

Вернувшись в монастырь, умирающий юноша понимает, что горы Кавказа для него милее и роднее воспитавших его монахов. Вот почему последняя просьба умирающего — похоронить его в месте, которое он выбрал сам:

 

Ты перенесть меня вели

 

В наш сад, в то место, где цвели

 

Акаций белых два куста...

 

Трава меж ними так густа,

 

И свежий воздух так душист,

 

И так прозрачно-золотист

 

Играющий на солнце лист!

 

Там положить вели меня.

 

Сочинение "Поэма "Мцыри "– художественный анализ"

Страстную тоску передовых современников Лермонтова по прекрасной, свободной отчизне воплотил поэт в поэме «Мцыри».

 

Прикоснуться к родной земле — вот о чем мечтал одинокий мальчик, выросший на чужбине в сумрачных монастырских стенах, «в тюрьме воспитанный цветок...».

 

Как сон, проносились перед ним воспоминания о родных горах, вставал образ отца, отважного воина с гордым взором. Ему представлялся звон его кольчуги, блеск ружья. Помнил он и песни своих юных сестер. Решив во что бы то ни стало найти путь домой, Мцыри убегает из монастыря ночью в грозу. В то время как распростертые на земле, трепещущие от страха монахи молят бога защитить их от опасности, бурное сердце Мцыри живет в дружбе с грозой. (Данный материал поможет грамотно написать и по теме Поэма Мцыри. Краткое содержание не дает понять весь смысл произведения, поэтому этот материал будет полезен для глубокого осмысления творчества писателей и поэтов, а так же их романов, повестей, рассказов, пьес, стихотворений.) Так знакомит нас поэт со своим героем, бесстрашным юношей.

 

Проведя ночь на свободе, Мцыри просыпается на краю скалистой бездны, над пропастью. Внизу шумит усиленный грозой бурный поток, стремящийся вырваться из тесного ущелья. Мцыри в дружбе с потоком, как и в дружбе с грозой.

 

Еще ближе узнаем мы этого юношу «могучего духа» в битве с барсом. Бешеный скачок зверя грозит ему смертью, но он предупреждает его верным ударом.

 

Сердце Мцыри зажигается жаждой борьбы. Из этой борьбы он выходит победителем.

 

Сцена с барсом является здесь такой же центральной, как «богатырский бой» в «Песне».

 

На вопросы монаха, что делал он на воле, Мцыри отвечает: жил! А на вопрос, что он видел за стенами монастыря, рисует яркую картину поразившей его своей красотой земли.

 

Он видел пышные поля, зеленые холмы, темные скалы, а вдали, сквозь туман, покрытые снегом горы своей далекой отчизны.

 

Лермонтов страстно протестовал против всех видов рабства, боролся за право людей на земное человеческое счастье.

 

Как землю нам больше небес не любить, —

 

Писал еще подростком («Земля и небо»), а потому и монастырь, вырывающий человека из жизни, он изобразил как мрачную тюрьму.

 

Вместо призыва к покорности и смирению, молитвам и покаянию звучал голос его героя Мцыри, звавшего на волю

 

От келий душных и молитв...

 

В тот чудный мир тревог и битв,

 

Где в тучах прячутся скалы,

 

Где люди вольны, как орлы.

 

Мцыри отказывается от рая и небесной отчизны во имя своей земной родины:

 

Увы! — за несколько минут

 

Между крутых и темных скал,

 

Где я в ребячестве играл,

 

Я б рай и вечность променял...

 

Замысел поэмы о монахе, рвущемся на свободу, Лермонтов вынашивал десять лет. Еще подростком, в 1830 году, он написал небольшую поэму «Исповедь». Это была предсмертная исповедь юного монаха, осужденного на казнь за любовь. Он требовал себе права на счастье.

 

Юноша поверял старику свои мечты о жизни, которую у него отняли. Осудившему его на смерть монастырскому закону юноша противопоставляет другой: закон человеческого сердца.

Через несколько лет после «Исповеди» Лермонтов снова вернулся к той же теме в поэме «Боярин Орша». Ее герой — раб. Он также воспитывался в монастыре и также рвался на волю. Он полюбил дочь своего господина, и за это «преступление» его также судят монахи.

 

Многие строки из своих двух ранних поэм Лермонтцв позднее включил в поэму «Мцыри».

 

Сосланный весной 1837 года на Кавказ, он проезжал по Военно-Грузинской дороге. Близ станции Мцхеты, под Тифлисом, существовал некогда монастырь. Здесь встретил поэт бродившего среди развалин и могильных плит дряхлого старика. Это был монах-горец.

 

Старик рассказал Лермонтову, как еще ребенком был взят в плен русскими и отдан на воспитание в этот монастырь. Он вспоминал, как тосковал тогда по родине, как мечтал вернуться домой. Но постепенно свыкся со своей тюрьмой, втянулся в однообразную монастырскую жизнь и стал монахом.

 

Рассказ старика, который в юности был в мцхетском монастыре послушником, или по-грузински «мцыри», отвечал собственным мыслям Лермонтова, которые он вынашивал много-много лет. В творческой тетради семнадцатилетнего поэта читаем: «Написать записки молодого монаха 17-ти лет. С детства он в монастыре, кроме священных книг, ничего не читал. Страстная душа томится. — Идеалы».

 

Но поэт не мог найти для этого замысла воплощения: все написанное до сих пор не удовлетворяло, и ни одну из ранних поэм он не напечатал. Самое трудное заключалось в слове «идеалы».

 

Прошло восемь лет, и Лермонтов воплотил свой старый замысел в поэме «Мцыри». Родной дом, отчизна, свобода, жизнь, борьба — все соединилось в едином лучезарном созвездии и наполняет душу читателя томительной тоской мечты.

 

Гимн высокой «пламенной страсти», гимн романтическому горению — вот что такое поэма «Мцыри»:

 

Я знал одной лишь думы власть,

 

Одну — но пламенную страсть...

 

Свободолюбивый «могучий дух», которым была проникнута поэма «Мцыри», вызвал негодование реакционеров. Этот дух называли преступным. Если человек «добровольно не смиряется, так его смирят и выбьют-таки из него этот могучий дух», писал один реакционный критик по поводу Мцыри, имея при этом в виду и самого автора.

 

С восторгом отзывался о «могучем духе» Мцыри современник Лермонтова, критик Белинский. «Что за огненная душа, что за могучий дух у этого Мцыри», — — говорил он, отмечая близость между чувствами автора и его героя.

 

Лермонтов писал свою поэму со страстным воодушевлением. Когда он ее только что закончил (это было летом 1839 года, в Царском Селе, ныне город Пушкин), к нему зашел знакомый писатель. С пылающим лицом, с горящими глазами встретил его Лермонтов.

 

«Садитесь и слушайте», — сказал он и прочел ему от начала до конца поэму «Мцыри».

 

И недаром так богат язык поэмы: как будто бы «поэт брал цвета у радуги, лучи у солнца, блеск у молнии, грохот у громов, гул у ветров» (В. Г. Белинский), — сама природа, сама земля, права которой Лермонтов отстаивал у неба, служила ему.

 

Cочинение «Пейзаж в поэме "Мцыри" М.Ю. Лермонтова»

Поэма "Мцыри" написана в 1839 г., незадолго до смерти Лермонтова. Это одно из его последних произведений, своеобразный итог всего творческого пути. В поэме воплотился поздний, зрелый лермонтовский романтизм – направление, которому в той или иной степени поэт следовал всю свою жизнь.

Все идеи поздней лирики поэта отразились в этом произведении. К концу жизни ведущей темой в творчестве Лермонтова стала тема одиночества. Но, по сравнению с ранней лирикой, теперь одиночество лирического героя воспринимается как его свобода, то есть он по-новому рассмотрел для себя принцип романтического дуализма (традиционный принцип романтиков, построенный на различии для поэта мира "здесь" и мира "там", противопоставлении идеального и реального). Таким образом, поэт пришел к новому восприятию отношений героя и внешнего мира.

Огромное значение в раскрытие образа одинокого, страдающего и свободного Мцыри имеет романтический пейзаж. Он вообще является одним из наиболее содержательных композиционных компонентов художественного произведения. Самостоятельной ценности он не несет, он почти никогда не является просто объективно-реальным изображением природы, тем более в произведении романтическом, где он резко субъективирован, символичен и подчиняется принципу психологического параллелизма – то есть уподобления внутреннего состояния человека живой природе. Иными словами, для романтиков природа – это своеобразный способ видения и изображения мира.

"Мцыри" – типичная романтическая поэма. Она построена на идее двоемирия и контрасте. Отличительная черта Лермонтова-романтика состоит именно в том, что в его поэмах можно найти множество разнообразных конфликтов. Один из основных – это контраст между миром монастыря, тюрьмой для Мцыри, и миром природы, воплощением свободы, к которому не раз прибегал Лермонтов и в своей ранней лирике. Конфликт двух противоположных миров монастыря резко контрастирует с живым описанием леса, реки, бури и барса. На протяжении всей поэмы пейзаж – фон действия, который не только добавляет красок в разгорающееся противостояние, но и помогает понять природу конфликта.

Пейзаж мира, который находится за стенами монастыря, формирует в основном и образ самого Мцыри. Герой отождествляется с природой, путем изображения различных ее состояний поэт художественно передает различные состояния души юноши – от бури, способной разрушить все на своем пути, до тихой зари, поражающей своей гармонией.

Природа у Лермонтова – это живое существо. Ему не чужды человеческие страдания, с помощью пейзажа автору удается необыкновенно точно описать внутренний мир героя.

От предельно скупых набросков пейзажа монастыря Лермонтов переходит к воплощению свободы – природе леса, он описывает необыкновенное, демоническое буйство звуков и красок.

Один из кульминационных моментов поэмы – встреча героя с барсом. В ней автор показывает полное единение Мцыри с природой. Описание битвы идеально гармонирует с пейзажем, мир как бы застыл под луной, наблюдая за сражением; сказочная поляна в лесу является ареной для схватки романтического героя со зверем, воплощением самой природы.

В сцене боя с барсом наряду с антитезой используется прием олицетворения. Автор отступил от описания общего образа природы. Он наделяет человеческими качествами барса, месяц и лес. Это органично дополняет классический романтический пейзаж. Чувствуется своеобразное напряжение, витающее в воздухе, которое не может оставить читателя равнодушным. В этой сцене все буйство природы, описанное при побеге Мцыри, теперь отражается в душе читателя; этим автор подчеркивает важность эпизода.

Но не менее интересны и другие описания. В самом начале поэмы автор устами Мцыри делает необыкновенно точные зарисовки пейзажей, которыми несчастный юноша успел насладиться за три короткие дня пребывания на воле. И здесь широко использован прием олицетворения: деревья, обнявшись, как братья, пляшут круговую пляску, два утеса над рекой мечтают соединиться друг с другом, их желание так понятно бывшему затворнику: они тоже жаждут свободы, как жаждал он, томясь в своей тюрьме, объединиться с природой. Здесь появляется мысль о том, что мечта Мцыри тоже не осуществится до конца.

Вид горного пейзажа напомнил беглецу его детство, родной аул. И вот уже перед глазами видение – лунные вечера, блеск оружия, отец на коне. Он вспоминает и звуки песен и речей своих сестер, и рассказы стариков.

 

Один из наиболее ярких и важных образов – образ горного потока:

 

…Хотя без слов

 

Мне внятен был тот разговор,

 

Немолчный ропот, вечный спор

 

С упрямой грудою камней.

 

Мцыри понимает поток, потому что это его душа; тоже усиленная грозой, она восстала и сломала старое русло. Но спорить с тяжелыми камнями бесполезно, сокрушается герой.

Обилием различных образов и комбинаций пейзажей Лермонтов достигает полного раскрытия образа главного героя. Как и в любом романтическом произведении, в этой поэме пейзажи формируют образ героя, заставляя его играть всеми возможными оттенками чувств. Вообще же можно говорить о том, что пейзаж в "Мцыри" представляет собой типичный образец романтического пейзажа, со всеми его функциями, особенностями и характерными чертами, что, безусловно, свидетельствует о чистоте стиля произведения.

 

 

Cочинение «Все события трехдневных скитаний Мцыри»

Ни одна минута вольной жизни не была у юноши спокойной, и каждое действие рождало у него новые чувства и настроения. Бегство во время грозы дало наслаждение ощутить дружбу «меж бурным сердцем и грозой», общение с природой принесло радость (ему «было весело вдохнуть… ночную свежесть тех лесов»), в битве с барсом он познал счастье борьбы и восторг победы; встреча с грузинкой вызвала «сладкую тоску». Все эти переживания Мцыри объединяет одним словом — жизнь!.. «Что делал я на воле? Жил». Жить для него — значит находиться в постоянных поисках, тревоге, бороться и побеждать и главное испытывать «блаженство вольности святой». В этих переживаниях очень ярко раскрывается пламенный характер героя. Раньше говорилось о Мцыри-пленнике, жившем в монастыре. Уже тогда это был смелый и гордый юноша, одержимый «пламенной страстью» — любовью к родине и свободе. Но важно заметить, что тогда, в монастыре, он и сам не знал многого о себе, так как только настоящая жизнь проверяет человека и показывает, что он собой представляет.

Что же узнал о себе Мцыри, очутившись на свободе? Обычно сложно дать исчерпывающий ответ на такой вопрос, но каждый отмечает ту или иную сторону поведения и характера героя. На свободе с новой силой раскрылась любовь Мцыри к родине. «Неясная тоска» о ней, испытываемая им в монастыре, превратилась в мечту «пройти в родимую страну». Вид кавказских гор живо напомнил ему родной аул и тех, кто жил там, Интересно, что в воспоминаниях о родине у Мцыри неизбежно возникает образ вооруженного горца, готового к борьбе. Он помнит «блеск оправленных нож он кинжалов длинных», «кольчуги звон и блеск ружья», Любовь к родине слилась для юноши со стремлением к вольности. И если в монастыре Мцыри лишь томился желанием свободы, то на воле он познал «блаженство вольности» и укрепился в своей жажде земного счастья. Он говорит монаху:

 

«…за несколько минут

Между крутых и темных скал,

Где я в ребячестве играл,

Я рай и вечность променял».

 

Эти слова Мцыри могут показаться обычными. Но какая смелость, какой вызов церковной морали с ее лицемерным «небесным счастьем» звучали в этих словах в те годы, когда поэма была написана! Пробыв три дня на свободе, Мцыри узнал, что он смел и бесстрашен. Гроза внушает ему не ужас, а наслаждение; страх не сжимает его души, когда он видит змею и слышит крик шакала;’ он не боится сорваться с обрыва, потому что:

 

«…юность вольная сильна,

И смерть казалась не страшна!»

 

Бесстрашие, презрение к смерти и страстная любовь к жизни, жажда борьбы и готовность к ней особенно ярко раскрываются в битве с барсом. В этой схватке Мцыри забывает обо всем, подчиняясь лишь одному стремлению — выжить,, победить! Смертельная опасность рождает у него не страх, а мужество”, “и он «пламе-6 неет», упивается борьбой. В описании боя Мцыри с барсом много условного, что отчасти можно объяснить связью эпизода с традициями грузинского фольклора, использованными Лермонтовым, отчасти — романтической природой поэмы. Условен, «романтичен» барс — «пустыни вечный гость». Все признаки, нарисованные в нем, могут быть общими и для любого другого хищника. Они не рождают представления о единичном образе, а вызывают в воображении яркий образ хищника вообще, с «кровавым взором», «бешеным скачком», «грозно» блестящими зрачками. Характерно, что все эпитеты, рисующие барса, носят эмоциональный характер. Битва с грозным хищником тоже «романтическая»: человек, вооруженный суком, побеждает кровавого зверя,- но в ней есть подлинная правда искусства, и читатель верит в победу Мцыри. Пламенный характер героя раскрывается здесь в действии, сжигавшая его жажда борьбы находит выход, и мы видим, что юноша не только в мечтах готов к жизни, «полной тревог». Бой с барсом дает Мцыри возможность убедиться, что он «быть бы мог в краю отцов не из последних удальцов». Мцыри — смелый борец, побеждающий в открытой схватке, у него нет презрения к врагу или злорадства; напротив, мужество противника вызывает его уважение, рождающее прекрасные слова о барсе:

 

«Но с торжествующим врагом

Он встретил смерть лицом к лицу,

Как в битве следует бойцу!»

 

«Пламенная страсть» Мцыри — любовь к родине — делает его целеустремленным и твердым. Он отказывается от возможного счастья любви, превозмогает страдания голода, в отчаянном порыве пытается пробраться через лес ради цели — «пройти в родимую страну». Гибель этой мечты рождает у него отчаяние, но и в отчаянии Мцыри предстает не слабым и беззащитным, а гордым и отважным человеком, отвергающим жалость и сострадание:

 

«… помощи людской

Я не желал…

Я был чужой

Для них навек, как зверь степной;

И если б хоть минутный крик

Мне изменил — клянусь, старик,

Я б вырвал слабый мой язык».

 

Мцыри вынослив. В монастыре, испытывая мучительный недуг, он не издавал ни единого стона. В скитаниях, где ему пришлось многое испытать, эта выносливость проявилась с новой силой. Истерзанный барсом, он забывает о ранах и, «собрав остаток сил», вковь пытается выйти из лесу. Надо понять Мцыри как мужественного, бесстрашного, сильного и гордого героя.

 

 

Лермонтов "Мцыри" — сочинение "Откуда бежит Мцыри и к чему он стремится"

 

В центре поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри»; образ юноши-горца, поставленного жизнью в необычные условия. Ребенком больным и измученным, он попадает в плен к русскому генералу, а затем оказывается в стенах монастыря, где о нем проявили заботу и вылечили. Монахам казалось, что к плену мальчик привык и что он «хотел во цвете лет изречь монашеский обет». Сам же Мцыри скажет потом, что он «знает одной лишь думы власть, одну, но пламенную страсть». Не понимая внутренних стремлений Мцыри, монахи оценивали свое отношение к нему как доброе, по своему жалели его и оберегали от тягот жизни, считали стены монастыря «хранителями». Перед кончиной юноши чернец обращается к нему «с увещеванием и мольбой», боясь, что тот умрет без покаяния и не попадет в рай. Почему же все это не трогает Мцыри и он так враждебен к монахам и обители? Монастырь для него; настоящий плен: «Я мало жил и жил в плену», это тесный, душный, однообразный мир с «сумрачными стенами» и «душными кельями». И все, что связано с монастырем, воспринимается им как враждебное живой душе. А в обмен на заботу монахи требовали отказаться от себя, от своих надежд, согласиться с их верой и убеждениями. Но у Мцыри давно жила в душе мечта, которую он определяет так:

 

 

 

Узнать, прекрасна ли земля,

 

Узнать, для воли иль тюрьмы

 

На этот свет родимся мы.

 

 

 

Это говорит о контрасте понимания смысла жизни монахами и Мцыри.

 

Что же значит жить для юноши? Это видеть не сумрачные стены монастыря, а прекрасный естественный свет. Это не томиться в душных кельях, а вдыхать ночную свежесть лесов. Это не склоняться ниц перед алтарем, а испытать радость встречи с бурей, грозой, препятствиями.

 

Не только в мыслях, но и в ощущениях, чувствах своих Мцыри враждебен, чужд монахам. Их идеал; покой, самоотречение ради служения высшей идее, отказ от радостей земного бытия во имя вечного счастья «в святом заоблачном краю». Мцыри же всем своим существом это отрицает. Не покой, а тревоги и битвы; вот смысл человеческого существования. Не самоотречение и добровольная неволя, а блаженство свободы; вот что является высшим счастьем. Не райскую вечную благодать, а живую жизнь с ее напряжением, бурями и опасностями утверждает Мцыри как истинную и достойную человека. И каким смелым вызовом монашеским взглядам звучат его, казалось бы, грустные слова:

 

 

 

…что мне в том?; пускай в раю,

 

В святом заоблачном краю

 

Мой дух найдет себе приют…

 

Увы!; за несколько минут

 

Между крутых и темных скал,

 

Где я в ребячестве играл,

 

Я б рай и вечность променял.

 

 

 

Вся поэма представляет собой страстный призыв к борьбе за свободу, она призывает не мириться с рабскими условиями существования, отрывающими человека от природы, от родного народа, от родины и обрекающими его на пассивное отношение к жизни. В конкретных исторических условиях такой пафос звучал как смелый вызов смирившимся современникам, так как чувства и переживания Мцыри — это чувства и переживания самого поэта. Поэма М. Ю. Лермонтова ставила перед читателями вопросы о судьбе и правах личности, о смысле существования. Образ Мцыри заставляет современников отказаться от равнодушия и апатии, он звал увидеть и почувствовать красоту подвига, понять мысль о необходимости изменить жизнь, сделать ее такой же прекрасной, какою она открылась Мцыри, когда он вырвался из «келий душных».

 

Сочинение "Тема и идея поэмы Мцыри"

 

Тема поэмы — изображение сильной, смелой, свободолюбивой личности, юноши, рвущегося на волю, на родину из чуждой и враждебной ему монастырской среды. Раскрывая эту основную тему, Лермонтов ставит и частные темы, представляющие различные её грани: человек и природа, связь человека с его родиной, с народом, тяжесть вынужденного одиночества и бездействия.

 

Лермонтов пронизывает всю поэму идеей борьбы за свободу, протестом против сковывающих человеческую личность общественных условий. Счастье жизни для Мцыри в борьбе за поставленную им себе цель — обрести родину и свободу.

 

Чтобы подчеркнуть эту целеустремлённость Мцыри, его верность до конца своей «пламенной страсти» к свободе, Лермонтов изменил историю жизни старика-монаха, положенную в основу сюжета поэмы: Мцыри умирает, потому что не может примириться с жизнью в монастыре.

 

Сочинение "Жанр и композиция поэмы Лермонтова «Мцыри»"

«Мцыри» — лирическая поэма. В ней даётся по преимуществу изображение сложных переживаний героя, а не внешних событий. Лермонтов избирает форму поэмы-исповеди, так как рассказ от имени героя давал возможность наиболее глубоко и правдиво раскрыть его духовный облик.

Композиция поэмы типична для романтических произведений: действие сосредоточено около одного героя; монолог-исповедь занимает центральное место; герой поставлен в необычную обстановку.

Но в то же время в поэме есть и некоторые черты, отличающие её от обычных романтических поэм. Это своеобразие заключается в том, что в поэме нет ничего таинственного, недоговорённого. Начинается поэма с точного указания места действия. Затем автор даёт вступление, в котором подготовляет читателя к пониманию душевного состояния героя. Самая исповедь Мцыри, хотя и представляет собой взволнованную речь героя, в то же время последовательно и внутренне оправданно излагает всё им пережитое.

Много места уделено картинам природы. Описания природы служат и для указания места действия, и для характеристики героя. Как различно воспринимает природу Мцыри и монахи:

И в час ночной, ужасный час,

Когда гроза пугала вас,

Когда, столпясь при алтаре,

Вы ниц лежали на земле,

Я убежал. О, я как брат

Обняться с бурей был бы рад,

Глазами тучи я следил,

Рукою молнии ловил...

Тихое утро после грозы поражает Мцыри мирной красотой и богатством творческой жизни. Открывшаяся перед ним картина захватывает его, зовёт к слиянию с природой:

И снова я к земле припал,

И снова вслушиваться стал

К волшебным странным голосам;

Они шептались по кустам,

Как будто речь свою вели

О тайнах неба и земли.

Природа в понимании Мцыри — это воплощение воли, неисчерпаемой силы, красоты — всего, чего не было в «сумрачных стенах» монастыря, в «душных кельях» монахов и к чему так сильно, пламенно рвалась душа свободолюбивого юноши.

 

Сочинение "«Душой — дитя, Судьбой — монах» (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»)

Лермонтов сам был еще молодым семнадцатилетним юношей, когда в душе его родился замысел: «Написать записки молодого монаха 17-ти лет. С детства он в монастыре, кроме священных книг, [ничего] не читал. — Страстная душа томится...». Но только через восемь лет поэт написал произведение, в котором воплотился его идеал. Им стала поэма «Мцыри».

 

Произведение имеет реальную жизненную основу. Сюжет его взят из рассказа о пленном мальчике-горце, отданном на воспитание монахам и тосковавшем по дому, родным, свободной жизни. Лермонтов расширил и углубил этот сюжет, придав ему великий смысл. Мцыри был увезен в монастырь шестилетним мальчиком. С детских лет он сохранил приемы и навыки горца, запомнил свои родные места. Но тоска Мцыри — это не просто тоска по родному аулу. Его родное селение преобразилось в родину-мечту, и вся поэма наполнена чувством родины как высшего идеала:

 

Я цель одну —

 

Пройти в родимую страну —

 

Имел в душе...

 

Но романтическая мечта о неведомом прекрасном крае сталкивается с реальной жизнью, с блужданиями юноши, бежавшего из монастыря, сбившегося с пути, заплутавшего в лесу и снова вернувшегося к тому месту, откуда бежал.

 

Герой поэмы «душой — дитя». Это означает, что его сердце наполнено жаждой жизни, оно хранит восторженные воспоминания о родном крае, родной природе. Мцыри хорошо помнит своих родных и «звук их песен и речей над колыбелию» своей. С грустью и тоской по прошедшему, которого уже не вернуть, вспоминает он свое счастливое детство, когда уходил играть к шумному потоку в ущелье,

 

И взором ласточек следил, Когда они перед дождем Волны касалися крылом.

 

Во время своих скитаний вокруг монастыря он слышит голоса природы, радуется пению птиц, вдыхает аромат сонных цветов. Его сердце бьется живей «при виде солнца и полей». Наивное полудетское чувство пробуждается в нем и при виде грузинской девушки, образ которой связывается в его сознании с песнью духа гор. Он рассказывает обо всем этом монаху, чтобы поделиться с кем-нибудь своими чувствами, «чтоб жить, хоть мысленно, опять», чтобы снова испытать ощущение свободы и счастья.

 

Но Мцыри «судьбой — монах», то есть человек, которого судьба заставляет отказаться от всего, что ему так дорого: родины, семьи, свободы — жизни. В этом противоречии и заключается трагедия героя. К тому же он монах не по своей воле, он — пленник. Он раб и сирота, родители которого были убиты врагами его земли. Вокруг него такие же дети, но у них есть родители, а он никому не может сказать «священных слов отец и мать», он «у себя не находил не только милых душ — могил!» И ему не выбраться из мрачных стен темницы. Проблуждав три дня, он снова оказывается возле монастыря. И тогда начинает сознавать всю горечь своей судьбы:

 

И смутно понял я тогда,

 

Что мне на родину следа

 

Не проложить уж никогда.

 

Жизненная основа поэмы делает ее живой, яркой и убедительной. Монастырь, описанный Лермонтовым, сохранился до сих пор. Теперь его называют «Мцыри», и к нему постоянно направляются экскурсии туристов.

Похожие статьи:

Учебный залСОЧИНЕНИЯ по роману М. Шолохова "Тихий Дон"
Учебный залСОЧИНЕНИЯ по роману Лермонтова "Герой нашего времени"
Учебный залСОЧИНЕНИЯ по творчеству М. Горького
Учебный залСОЧИНЕНИЯ по творчеству А. И. Куприна
Учебный залСОЧИНЕНИЯ по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин"