СОЧИНЕНИЯ по поэме Твардовского «Василий Теркин»

 

Анализ поэмы «Василий Теркин» А.Т.Твардовского

 

 

Александр Трифонович Твардовский родился на Смоленщине в семье простого крестьянина. В 1939 году писатель призван в красную армию. Он работал военным корреспондентом. Здесь начинает складываться образ Васи Теркина – образ бывалого солдата, веселого, легкого человека. Но в 1942 году у Александра Трифоновича меняются взгляды на своего героя. Писателя уже не удовлетворяет веселый образ Васи Теркина. И в 1942 году появляется Василий Теркин. Первые главы были встречены восторженно.

 

Очень интересна композиция произведения. В первой же главе автор сам рассказывает об особенностях своего творения:

 

Словом, книга про бойца

 

Без начала, без конца.

 

Почему так – без начала?

 

Потому, что сроку мало

 

Начинать её сначала.

 

Почему же без конца?

 

Просто жалко молодца.

 

Таким образом, каждая глава является самостоятельным произведением. В книге встречается много лирических отступлений. Целых четыре главы посвящены этому. В написании этого произведения автор проявил полную свободу. В выборе жанра тоже свобода. Это не поэма, а народная книга. Твардовский придумал всеобщий жанр и назвал его «книга про бойца». Темой данного произведения является война. Автор показывает её от начала до конца.

 

Центральным образом является Василий Теркин. Автор постепенно создает портрет Василия. Теркин – обыкновенный солдат:

 

Просто парень сам собой

 

Он обыкновенный.

 

...................

 

Красотою наделен

 

Не был он отменной.

 

Не высок, не то чтоб мал,

 

Но герой-героем.

 

Характер Василия раскрывается постепенно. На протяжении всей книги автор показывает Теркина с разных сторон. Герой проявляет настоящее мужество и смелость в главе «Переправа». Теркин переплыл в воде, которая «даже рыбам холодна». Но все-таки

 

у заберегов корку

 

Ледяную обломав,

 

Он, как он, Василий Теркин,

 

Встал живой, — добрался вплавь.

 

В этой главе мы видим, что Теркин очень веселый, и даже в трагические моменты юмор не покидает его:

 

И с улыбкою неробкой

 

Говорит тогда боец:

 

-А еще нельзя ли стопку

 

Потому как молодец?

 

В главе «Теркин ранен» мы видим дерзкую браваду перед вражеским снарядом. Ухарской выходкой он поднимает боевой дух солдат:

 

Сам стоит с воронкой рядом

 

И у хлопцев на виду,

 

Обратясь к тому снаряду,

 

Справил малую нужду...

 

В немецком дзоте его подстерегают опасности, но и здесь он шутит:

 

-Нет, ребята, я не гордый,

 

Не заглядывая вдаль,

 

Так скажу: зачем мне орден?

 

Я согласен на медаль.

 

В главе «Два солдата» показан Теркин-труженик. Описана встреча двух солдат. Один старый, солдат первой мировой войны, а другой – молодой. В каждом деле Теркин мастер: он может починить часы, наладить пилу, играть на гармони. Василий уверен в победе:

 

И сказал:

 

-Побьем, отец...

 

в главе «Поединок» автор применяет прием противопоставления. Василий Теркин противопоставляется немцу:

 

Немец был силен и ловок,

 

Ладно скроен, крепко сшит,

 

............................

 

Сытый, бритый, береженый,

 

Дармовым добром кормленный,...

 

Наш же Василий намного слабей немца:

 

Теркин знал, что в этой схватке

 

Он слабей: не те харчи.

 

Но все-таки Теркин не уклоняется от ударов и вступает в поединок с немцем. Василий его люто ненавидит. Осознание того, что вся страна за ним стоит, помогло нашему бойцу победить.

 

В главе «Кто стрелял?» автор говорит о мужестве Теркина. Василий «не спрятался в окопчик, поминая всех родных», а встал и начал стрелять «с колена из винтовки в самолет». И в этом неравном поединке Теркин выходит победителем. Даже орден ему дали:

 

-Вот что значит парню счастье,

 

Глядь – и орден, как с куста!

 

В главе «Смерть и воин» описан совсем необычный поединок. Здесь перед Теркиным предстает сама Смерть. Но у нашего бойца такая любовь к жизни, что перед ней отступил и очень страшный противник. Поединок со Смертью – символ бессмертия русского солдата.

 

Образ главного героя дополняется речевой характеристикой. Василий Теркин простой солдат. А значит и речь у него тоже простая, солдатская, самобытная и остроумная. Много в ней грубых просторечных слов, пословиц, поговорок, солдатских слов: «припечет», «пособите», «каюк», «хоть глаз коли», «еле-еле душа в теле», «это присказка покуда, сказка будет впереди».

 

Отчетливы в поэме образы большой и малой родины. Теркин и Твардовский являются земляками. Несколько раз автор вспоминает свою родину. В главе «О награде» он мечтает о светлом будущем, но в конце вспоминает, что край смоленский уже занял враг:

 

А не носит писем почта

 

В край родной смоленский твой.

 

А в главе «О себе» боец вспоминает свое прошлое, грустит о прошедших годах. В поэме возникает образ большой родины, которую автор называет «мать-земля моя родная». В этих главах выражена огромная любовь и гордость за Россию.

 

Во многих главах «книги про бойца» вырисовываются суровые будни войны. Автор применяет прием антитезы. Он противопоставляет ужасный рокот самолета мирному жужжанию майского жука. Этот звук у солдат в перепонках. Чтобы передать военный рев и рокот, автор использует прием аллитерации. Он повторяет буквы «р» и «н».

 

За скупыми строками возникает образ автора. Мы узнаем о нем из лирических отступлений и понимаем, что он очень любит своего героя. Он тоже очень любит свою родную Смоленщину.

 

Автор использует разнообразные художественные средства выразительности. Здесь мы можем увидеть и эпитеты, и метафоры, и антитезу, и гиперболы, и олицетворение, и аллитерацию.

 

Высокий идейный смысл, близость к народному поэтическому языку, простота – все это делает поэму подлинно народным произведением. Не только бойцам на войне стало тепло от этого шедевра, но и сейчас оно излучает неиссякаемую теплоту человечности.

 

 

Автор и его герой в поэме «Василий Теркин». Движение сюжета поэмы

 

 

 

В «Василии Теркине» мало противопоставлений, зато много движения, развития – прежде всего в образах главного героя и автора, их контактах между собой и с другими персонажами. Первоначально они дистанцированы: во вступлении Теркин объединяется только с хорошей поговоркой или присказкой – и наоборот, слова о правде автор произносит явно от себя. Несходство еще более углубляется в главе «На привале», где никак не совпадают две характеристики героя. Вначале его представляет автор:

 

Теркин – кто же он такой?

 

Скажем откровенно:

 

Просто парень сам собой он обыкновенный.

 

А затем дается самохарактеристика, резко отличная от предыдущей своей несомненной, хотя и лукавой, сказочностью:

 

Трижды был я окружен,

 

Трижды – вот он! – вышел вон.

 

Это не контраст – скорее, взаимодополнение, но роли в экспозиции все-таки четко распределены. Вот и «Переправа» открывается авторским повествованием, причем до появления Теркина и по ситуации, и по тону она трагическая. Взят момент, когда солдаты находятся в наибольшей зависимости от судьбы – они в ее руках, а судьба безжалостна:

 

И столбом поставил воду

 

Вдруг снаряд. Понтоны в ряд.

 

Густо было там народу –

 

Наших стриженых ребят…

 

И увиделось впервые,

 

Не забудется оно:

 

Люди теплые, живые

 

Шли на дно, на дно, на дно…

 

На такой горькой ноте завершается первая часть рассказа: смерть всех сравняла, все обезличило – теперь

 

… неизвестно

 

Кто там робкий, кто герой.

 

Перелом в сюжет и настроение вносит приплывший по ноябрьской воде Теркин. Не только ледяную корку у берегов – он обламывает ощущение роковой безысходности, затянувшейся безвестности. Задумывая поэму, А. Твардовский писал весной 1941 года: «Трудность еще в том, что таких «смешных», «примитивных» героев обычно берут в пару, для контраста к герою настоящему, лирическому, «высокому». Больше отступлений, больше самого себя в поэме», то есть для себя он предполагал особую, более приподнятую позицию. В главе «Переправа», да и не в ней одной, случилось, однако, обратное: именно герой поддержал автора, вселил в него, в своих однополчан надежду. Взаимодополнение постепенно сменяется взаимопроникновением.

 

Парность героев, хорошо известная и по «Дон Кихоту», и по «Тилю Уленшпигелю», у Твардовского в конце концов тоже проявилась своеобразно. Наметившаяся в первых двух главах функциональность себя исчерпывает. Высокое и низкое, трагическое и комическое — то, что по исходным замыслам должно было распределяться между двумя образами – совместилось. Совместилось, прежде всего, в герое, который уже в третьей главе, «Перед боем», проявляет помимо неунывающего духа еще и чуткость, тактичность, острое ощущение личной вины.

 

«Василий Теркин» уже далеко отстоит от того самозабвенного слияния людей в коллектив, которым отмечены многие довоенные стихотворения Твардовского, — общность здесь осуществляется как единство индивидуальностей. «Василий Теркин» представляет собой свободную форму и в смысле естественного перетекания автора в главного героя, других персонажей, «своего» в «твое» и обратно. Органично соединяются практически на каждой странице шутка и горесть, бедствие и подвиг, быт и высочайшая духовность. Отсюда – цельность произведения при удивительно широкой философско-психологической амплитуде.

 

 

 

 

 

 

Похожие статьи:

Учебный залСОЧИНЕНИЯ по роману Лермонтова "Герой нашего времени"
Учебный залСОЧИНЕНИЯ по роману М. Шолохова "Тихий Дон"
Учебный залСОЧИНЕНИЯ по творчеству А. И. Куприна
Учебный залСОЧИНЕНИЯ по творчеству М. Горького
Учебный залСОЧИНЕНИЯ по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин"