СОЧИНЕНИЯ по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин"

  

Пушкин "Евгений Онегин" – сочинение: "ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН" — "ЭНЦИКЛОПЕДИЯ РУССКОЙ ЖИЗНИ".

 

"Евгений Онегин" — вершина творчества А.С. Пушкина. В своей восьмой статье "Евгений Онегин" В.Г. Белинский писал: "Онегин" есть самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии, и можно указать слишком на немногие творения, в которых личность поэта отразилась бы с такою полнотою, светло и ясно, как отразилась в "Онегине" личность Пушкина. Здесь вся жизнь, вся душа, вся любовь его; здесь его чувства, понятия, идеалы… Не говоря уже об эстетическом достоинстве "Онегина", эта поэма имеет для нас, русских, огромное историческое и общественное значение". "Евгений Онегин" — уникальное произведение. Уникальным его делает широта охвата действительности, многосюжетность, описание отличительных особенностей эпохи, ее колорита. Именно это дало основание В.Г. Белинскому в своей статье "Евгений Онегин" сделать вывод: "Онегина" можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением". В этом произведении отразился век и современный человек". В нем, как в энциклопедии, можно узнать все об эпохе: о том, как одевались и что было в моде, что люди ценили больше всего, о чем они разговаривали, какими интересами они жили. В "Евгении Онегине" отразилась вся русская жизнь. Кратко, но лаконично изобразил автор глухую помещичью провинцию, крепостную деревню, барскую Москву, светский Петербург, губернские города (в путешествии Онегина). Пушкин правдиво изобразил ту среду, в которой живут главные герои его романа. Автор воспроизвел атмосферу городских дворянских салонов, в которых прошла молодость Онегина. Вспомним, как Пушкин описывает первый выход Онегина в свет: Он по-французски совершенно Мог изъясняться и писал, Легко мазурку танцевал И кланялся нenpuнуждeннo, Чего ж вам больше? Свет решил, Что он умен и очень мил. На мой взгляд, такого рода идеалы были присущи еще барской Москве времен А.С. Грибоедова, описанной в комедии "Горе от ума". Что же это? Неужели ничего не изменилось? К сожалению, нет. Как и тогда, в обществе царит скука, клевета, зависть. Как и тогда, люди тратят свои внутренние силы на сплетни и злобу. Это и порождает пустоту мыслей, холодность сердец, преждевременное старение души и постоянная суета, царящая в свете, превращает жизнь людей в однообразную и пеструю, внешне ослепительную, но в то же время лишенную русской жизни. Искренне она признается Евгению: А мне, Онегин, пышность эта, Постылой жизни мишура, Мои успехи в вихре света, Мой модный дом и вечера, Что в них?.. Это общество коверкает души людей, принуждает соблюдать порядки, заведенные в свете. Именно из-за этого Онегин убивает на поединке Ленского. Ведь как бы душа Евгения не протестовала против поединка, социальные условности все-таки взяли верх. И вот общественное мненье! Пружина чести, наш кумир! И вот на чем вертится мир! — восклицает Пушкин. Светское общество в романе неоднородно. Это и "светская черта", превратившая погоню за модой в главный принцип жизни, и в тоже время круг людей, принятых в петербургском салоне Татьяны, является истинной интеллигенцией. Очень верно объясняет это противоречие Юрий Лотман в своих комментариях к роману: "Образ света получал двойное освещение: с одной стороны, мир бездушный и механический, он оставался объектом обсуждений, с другой — как сфера, в которой развивается русская культура, жизнь одухотворяется игрой интеллектуальных и.духовных сил, поэзией, гордостью, как мир Карамзина и декабристов, Жуковского: и самого автора "Евгения Онегина", он сохраняет безусловную ценность". Общество неоднородно. От самого человека зависит, примет он нравственные законы малодушного большинства или лучших представителей света. Сам Пушкин принадлежал к высшим аристократическим кругам. Поэтому в романе он изобразил, как Евгений Онегин тратит свои лучшие годы на балы, театры, любовные приключения. Однако очень скоро Онегин начинает понимать, что эта жизнь пуста, что за "вне ней мишурой" не стоит ничего. Но, несмотря ни на что, этот герой стоит выше своих сверстников. Именно это, на мой взгляд, вынудило Евгения потерять интерес к жизни. Он впадает в глубокую хандру: Хандра ждала его на страже? И бегала за ним она, Как тень иль верная жена. Барское отвращение к труду, привычка к свободе и покою, безволие и эгоизм — вот то наследие, которое Онегин получил от "высшего света". Провинциальное общество предстает в романе карикатурой на высший свет. Одно появление четы Скотининых на именинах Татьяны заставляет читателей смеяться сквозь слезы. Ведь эти герои уже не первый раз появляются на сцене. За 50 лет до появления на свет "Евгения Онегина" эта чета была высмеяна Фонвизиным в комедии "Недоросль". Таким образом, Пушкин показывает, что за срок, отделяющий современную Пушкину провинцию от провинции, описанной Фонвизиным, ничего не изменилось. Представителями провинциального общества являются семейства Лариных и Ленских. Пушкин тщательно описывает их увлечения, то, как они привыкли проводить время. Они не читали книг и жили, в основном, пережитками старины. Пушкин, раскрывая характер отца Татьяны, писал: Отец ее был добрый малый, В прошедшем веке запоздалый, Но в книгах не видал вреда; Он, не читая никогда, Их почитал простой игрушкой… Таково было большинство представителей провинциального общества. Но на фоне этой глухой помещичьей провинции автор изображает "милую" Татьяну, с чистой душой, добрым сердцем. Почему эта героиня так непохожа на своих близких, на сестру Ольгу, ведь воспитывались они в одной семье? Прежде всего потому, что Татьяна много читала, ей нравилось бродить среди дубрав, мечтать, "она любила на балконе предупреждать зари восход, когда на бледном небосклоне звезд исчезает хоровод..." Глубокой основой образа Татьяны является народность. Именно это помогло ей победить высший свет, и в этой победе — залог победы духа народности над всем ему противостоящим. Весь милый для Пушкина облик Татьяны сближен с исключительно поэтической русской природой, лишенной экзотики. Отсюда и возникает характерное противопоставление деревенской жизни героини, полной тихих и поэтических прелестей, светской суете, где героиня вынуждена носить маску холодной и учтивой вежливости. Белинский писал: "Природа создала Татьяну для любви, общество пересоздало ее". На мой взгляд, это не так. Попав в светское общество, она осталась той же чистой и возвышенной Таней, преданной деревне, своей полке книг, воспоминанию о своей няне: Татьяна смотрит и нe видит, Волненье света нeнaвuдum, Ей душно здесь..., она мечтой Стремится к жизни полевой, В деревню, к бедным поселянам, В уединенный уголок… Белинский считает, что жизнь Татьяны — страдание, ибо весь ее облик, ее чувства и мысли находятся в противоречии с окружающим ее миром. Пушкин умел коснуться так многого, намекнуть о столь многом, что принадлежит исключительно к миру русской природы, к миру русского общества?" — отмечал Белинский в критической статье. Я думаю с этими словами согласятся все, ведь никто, кроме Пушкина, не умел так красочно описать жизнь русского общества на столь интересной стадии развития. И я полностью согласна с Белинским, считавшим "Евгения Онегина" "энциклопедией русской жизни". Роман А.С. Пушкина оказал огромное влияние на современную и последующую литературу. "Пусть идет время и приводит с собою новые потребности новые идеи, пусть растет русское общество и обгоняет "Онегина": как бы далеко оно ни ушло, но всегда будет оно любить эту поэму, всегда будет останавливать на ней исполненный любви и благодарности взор".

 

 

 

Пушкин "Евгений Онегин" — сочинение "ОБРАЗ АВТОРА И ГЕРОЯ В РОМАНЕ ПУШКИНА "ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН".

 

"Евгений Онегин", пожалуй, самое трудное для понимания произведение русской литературы. Про него не скажешь словами Твардовского: "Вот стихи, а все понятно, все на русском языке". Язык этого романа (в широком смысле, не только лингвистическом) очень труден для современного читателя. Не понимали этот язык и современники поэта. Однако они верно уловили, что художественный нерв "Евгения Онегина", средоточие творческих задач, поставленных Пушкиным перед собою, связаны с формой повествования или формой авторского присутствия в тексте. Поначалу, после выхода отдельного издания первой главы, современники решили, что Пушкин подражает байроновскому "Дон Жуану". Действительно, повествователь "Евгения Онегина" перескакивает с предмета на предмет, говорит много необязательного ("светская болтовня"), и все это обильно приправлено шутками и иронией, так что понять мысль автора невозможно, да и облик автора получается каким-то несерьезным. В конце 1 главы Пушкин пишет: "Перечитал все это строго: /Противоречий очень много,/ Но исправлять их не хочу". Признание принципиальное, ибо здесь сам автор обозначил ведущий принцип построения своего романа в стихах. Этот принцип — противоречие. Например, 5 строфа 1 главы весьма критически оценивает уровень образованности Онегина, но затем идет перечисление "всего, что знал еще Евгений", и в 8 строфе делается вывод, что знал он не так уж и мало. Но главное противоречие всего романа и особенно 1-й, ключевой главы — соотношение личности Онегина и личности этого самого Я. от лица которого ведется все повествование. Строфы XV — 1 позволяют заключить, что Онегин и Я, как говорит народ, два сапога пара, близкие по духу, романтически настроенные друзья. Но строфа V решительно объявляет, что "Всегда я рад заметить разность/ Между Онегиным и мной… Как будто нам уж невозможно писать поэмы о другом/, Как только о себе самом". Откуда берутся эти противоречия и почему автор их "терпит"? Дело в том, что на протяжении текста романа значение местоимений 1-ого лица (я, мне, мной, и т.п.) все время меняется. В одних случаях они обозначают автора-поэта, пишущего роман об Онегине и других персонажах. Вспомните все многочисленные рассуждения о литературе, ее истории, теории и практике сочинительства. В других случаях Я обозначает реального человека, который параллельно написанию романа об Онегине живет своей, "биографической" жизнью Пушкина, которая теперь нам хороша известна, да и многим первым читателям была знакома. Таковы, например, три последние строфы 1 главы. И наконец, в ряде эпизодов первой главы Я обозначает некоего вымышленного персонажа, безымянного знакомого Онегина по петербургскому свету. В результате получился очень сложный текст, совмещающий в себе все три мира, причем переходы из одного мира в другой происходят мгновенно, в пределах двух соседних строчек, без всякого предуведомления со стороны "автора". Вот 2 строфа — первая "авторская" (в 1-ом — внутренний монолог Онегина). "Друзья Людмилы и Руслана! С героем моего романа..." — здесь Я — поэт представляет героя своего нового творения. "Онегин, добрый мой приятель, Родился на брегах..." — перед нами Я — вымышленный безымянный персонаж, человек онегинского круга (вряд ли Пушкин стал бы смешивать свою реальность поэта и человека с вымышленной, иллюзорной "реальностью" романных персонажей). "Или блистали, мой читатель..." — опять Я — поэт, имеющий читателя. "Там некогда гулял и я: Но вреден север для меня" — с пушкинским примечанием, глухо намекающим, что реальный "биографический" человек находится сейчас в южной ссылке. В результате такого построения романный текст все время меняется, объекты описания то и дело оборачиваются разными сторонами, описываются с разных точек зрения. Текст "Евгения Онегина" заключает в себе целых три художественных мира, лежащих рядом, часто переходящих один в другой самым незаметным образом и тем не менее нигде не смешивающихся, не путающихся друге другом.

 

Пушкин "Евгений Онегин" – сочинение: "ЗНАЧЕНИЕ КАРТИН РУССКОГО ПЕЙЗАЖА В РОМАНЕ А.С. ПУШКИНА "ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН"

 

Прими собранье пестрых глав, Полусмешных, полупечальных, Простонародных, идеальных, Небрежный плод моих забав. А.С. Пушкин

Когда-то Достоевский сказал: "Красота спасет мир". Наша современная действительность нуждается в спасении: в трудных условиях материальной жизни человек должен найти точку опоры, чтобы не упасть духом, не скатиться в пропасть бытовых проблем и неурядиц, не замкнуться в самом себе. И в этом нам помогает природа, она дает духовные силы, как родник усталому путнику в знойный день. Пушкин писал роман "Евгений Онегин" дольше семи лет. Это огромный период в жизни великого поэта. Из юноши он превратился в окончательно сложившегося зрелого человека и мощного художника. В талантливом и искреннем романе современники Пушкина увидели живую действительность, узнали самих себя и своих знакомых, всю окружающую среду, столицу, деревню, соседей-помещиков и крепостных рабов. Они услышали живую, разговорную русскую речь, еще сильнее почувствовали, как великолепна русская природа. На широком фоне русских картин жизни показана драматическая судьба лучших людей, передовой дворянской интеллигенции эпохи декабристов. В поэтическом наследии Пушкина поражает большая разносторонность его дарования. Изображая пейзаж, чуткий и тонкий ценитель красоты в каждой картине дает свое особенное, порой неуловимое обычным глазом, понимание. Пейзаж у Пушкина не бесчувственный обрез он имеет свой символ, свой смысл. Он пишет: "Иные нужны мне картины люблю песчаный косогор, перед избушкой две рябины, калитку, сломанный забор..." Перед Пушкиным — жизнь и ее повседневная проза. Уже в первых главах-"Евгения Онегина" дана зарисовка столицы и отношение к ней самого автора. "Онегин, добрый мой приятель, родился на брегах Новы, где, может быть, родились вы или блистали, мой читатель. Там некогда гулял и я, но вреден север для меня!" Этой небольшой фразой Пушкин иронично намекает на свою ссылку, в которую он отправился не по своей охоте. Море, буйная стихия вдохновляют Пушкина. Он точно дает зарисовку своего мятежного духа, отдаваясь воспоминаниям молодости: Я помню море пред грозою: Как я завидовал волнам, Бегущим бурною чредою, С любовью лечь к моим нoгaм. Не таков Онегин. Он вырос в Петербурге, не был на юге, природа быстро надоедает ему, как и все на свете. Попав в деревню, Онегин только первые два дня восхищается переменой в его жизни, а потом снова хандрит. Пушкин пишет? "Два дня ему казались новы уединенные поля, прохлада сумрачной дубравы, журчанье тихого ручья. На третий роща, холм и поле его не занимали боле, потом уж наводили сон, потом увидел ясно он, что и деревне скука та же". Отчего же природа не вылечила Онегина? Выросший в свете, который успел своим ядом отравить его, Онегин не был поэтически тонкой натурой, как Ленский, он был ценителем женской красоты, но часто красота внешняя не соответствовала красоте внутренней, поэтому Онегин, развратившись и пресытившись любовью, быстро остывал. Ум его требовал пищи, а пищи вокруг он не видел, душа его молчала. Пушкин, как никто другой, остро чувствует тишину, природу, сливаясь с ней целиком. Самые счастливые творческие мгновения дала ему природа. Поэт грустит о несостоявшейся мечте, когда пишет: "Я был рожден для жизни мирной, для деревенской тишины: в глуши звучнее голос, лиры, живее творческие сны". И далее Александр Пушкин продолжает: "Цветы, любовь, деревня, праздность. Поля! Я предан вам душой. Всегда я рад заметить разность между Онегиным и мной". Татьяна близка Пушкину тем, что она тонко воспринимает красоту полей, лесов, она "дитя природы". Многие писатели заметили, что девушки, выросшие в глухой провинции, более восприимчивы к красоте. "Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок", а Татьяна жила рядом, среди красот русской природы, где "стада бродили по лугам" и "сени расширял густые огромный, запущенный сад". Какая идиллия! Какой отдых для творчества! Странная судьба героев, казалось бы, Ленский внутренне больше подходит Татьяне, он мог бы понять то, чем жила эта героиня. Пушкин о Ленском пишет; "Он рощи полюбил густые, уединенье, тишину, и ночь, и звезды, и луну". Это все очень близко Татьяне, она воспитана на этом романтизме и мечтательности. Но Ленскому дает вдохновенье Ольга, он приписывает ей черты, которые выдумал сам. Мила, прелестна, но не более того. Внутренне пустая и недалекая, она казалась Ленскому другой. Он боготворил в ней то, что ему хотелось видеть, то есть "невинной прелести полна (в глазах родителей), она цвела, как ландыш потаенный, не знаемый в траве глухой ни мотыльками, ни пчелой", а вместо ландыша оказалось, что вырос глупенький сорнячок, который "он любил, как.в наши лета уже не любят, как "одна безумная душа поэта еще любить осуждена". Сон Татьяны неожиданно оказался пророческим, в котором ей приснилось, что Онегин поверг Ленского. Татьяна чутка, у нее хорошо развита интуиция, я думаю, что эту часть души она получила от матери- природы и одиночества. На всю деревенскую природу; на русскую весну, на русскую осень, на русскую зиму- Пушкин смотрит глазами Татьяны. Благодаря ей любовно и трепетно воспроизведены гадания при луне, желания при виде падающей звезды или поэзия русских святок со старой песней о затерянном мужицком рае. Поэтические отражения природы в "Евгении Онегине" просто великолепны. "Как грустно мне твое явленье, весна, весна! Пора любви! Какое томное волненье в моей душе, в моей крови", — пишет автор. Все эти лирические отступления помогают нам глубже увидеть героев и эпоху, понять душу самого автора, почувствовать красоту окружающей природы, ощутить полноту и краски всей нашей жизни. Белинский- очень точно заметил, что Пушкин чувствует бег времени, он выражает лучший тип русского национально характера своей эпохи. Душе поэта чужда кастовая изоляция и духовная ограниченность. Богатая духовная жизнь поэта позволяла ему открывать таящуюся в природе красоту. Пейзаж очень важен в романе, через него Пушкин дал психологически верные портреты героев, донес до нас дух времени. Картины природы в творчестве Пушкина служат превосходным средством воспитания любви к Родине, потому что можно любить лишь -ту землю, ту красоту, среди которой вырос. Милые сердцу картины не забывается никогда, как никогда нельзя забыть детство. Природа делает нас нравственно чище. В "Евгении Онегине" Пушкин писал о себе, о своих чувствах, о своей Родине, где страдал и любил, где набирался творческих сил. Говоря об идейном значении реалистического пейзажа Пушкина, критик Томошевский, написавший ряд замечательных работ о поэте, отметил, что "точность описаний, отказ от жеманства, правдивость отличает поэзию Пушкина и ставя ее в первый ряд по грандиозности изображения русской природы". Писали до Пушкина и после Пушкина, но соперничать с ним не решался никто. Пушкин — гений, об этом знает весь мир.

 

 

Реализм романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

Сочинение

 

В романе “Евгений Онегин” А.С. Пушкин рисует картину жизни разных групп дворянского общества России XIX века, их быт и нравы, жизнь крестьянства.

 

В этом романе, как в энциклопедии, можно узнать все об эпохе: о том, как одевались, что было в моде (“широкий боливар” Онегина, малиновый берет Татьяны), меню престижных ресторанов (“бифштекс окровавленный”), что шло в театре (балеты Дидло). На протяжении действия романа и в лирических отступлениях поэтом показаны все слои русского общества того времени: высший свет Петербурга, дворянская Москва, поместное дворянство и крестьянство. Это позволяет говорить нам об “Евгении Онегине” как об истинно народном произведении.

 

Петербург того времени был местом обитания лучших людей России — декабристов, литераторов. Автор хорошо знал и любил Петербург, он точен в описаниях, не забывая ни о “соли светской злости”, ни о “необходимых глупцах”, “накрахмаленных нахалах” и тому подобное.

 

Описывая московское дворянство, Пушкин зачастую саркастичен: в гостиных он подмечает “бессвязный пошлый вздор”. Но вместе с тем любит Москву, сердце России: “Москва… как много в этом звуке для сердца русского слилось”. Он гордится Москвой 1812 года: “Напрасно ждал Наполеон, последним счастьем упоенный, Москвы коленопреклоненной с ключами старого Кремля”.

 

Для поэта современная Россия — деревенская, и он подчеркивает это игрой слов в эпиграфе ко второй главе. Вероятно, поэтому галерея персонажей поместного дворянства наиболее представительна.

 

Красавец Ленский — романтик немецкого склада, “поклонник Канта”, не погибни на дуэли, мог бы стать великим поэтом.

 

История матери Татьяны трагична: “не спросясь совета, девицу повезли к венцу”. Она “рвалась и плакала сначала”, но заменила счастье привычкой: “Солила на зиму грибы, вела расходы, брила лбы”.

 

Жизнь крестьянства в романе показана скупо, но емко и образно: простой рассказ няни об ее замужестве и сцена сбора ягод в господском саду.

 

Десятая глава “Евгения Онегина” полностью посвящена декабристам.

 

Появление романа А.С. Пушкина “Евгений Онегин” оказало огромное влияние на дальнейшее развитие русской литературы.

 

 

Пушкин."Евгений Онегин".

 

Сочинение

 

Роман "Евгений Онегин" занимает центральное место в творчестве А.С. Пушкина. Это самое крупное произведение поэта, самое известное, оно в наибольшей степени повлияло на развитие русской литературы.

Роман был, по словам Пушкина, «плодом ума холодных наблюдений и сердца горестных замет». Работу над ним Пушкин называл подвигом — из всего своего творческого наследия только «Бориса Годунова» он характеризовал этим же словом. На широком фоне картин русской жизни показана драматическая судьба лучших людей дворянской интеллигенции.

Начал работу над «Онегиным» Пушкин в 1823 году, во время своей южной ссылки. Автор отказался от романтизма как ведущего творческого метода и начал писать реалистический роман в стихах, хотя в первых главах ещё заметно влияние романтизма. Изначально предполагалось, что роман в стихах будет состоять из 9 глав, но впоследствии Пушкин переработал его структуру, оставив только 8 глав. Он исключил из произведения главу «Путешествие Онегина», которую включил в качестве приложения. Из романа также пришлось исключить одну главу полностью: в ней описывается, как Онегин видит военные поселения близ Одесской пристани, а далее идут замечания и суждения, в некоторых местах в слишком резком тоне. Оставлять эту главу было слишком опасно — Пушкина могли арестовать за революционные взгляды, поэтому он уничтожил эту главу.

Публиковался роман в стихах отдельными главами, и выход каждой главы становился большим событием в современной литературе. Первая глава романа была опубликована в 1825 году. В 1831 году роман в стихах был окончен и в 1833 году вышел в свет. Он охватывает события с 1819 года по 1825 год: от заграничных походов русской армии после разгрома Наполеона до восстания декабристов. Это были годы развития русского общества, времени правления Александра I. Сюжет романа прост и хорошо известен. В центре романа — любовная интрига. В романе «Евгений Онегин» отразились события первой четверти XIX века, то есть время создания и время действия романа примерно совпадают.

Александр Сергеевич Пушкин создал роман в стихах подобно поэме лорда Байрона «Дон Жуан». Определив роман как «собранье пестрых глав», Пушкин подчёркивает одну из черт этого произведения: роман как бы «разомкнут» во времени, каждая глава могла бы стать последней, но может иметь и продолжение. И тем самым читатель обращает внимание на самостоятельность каждой главы романа. Роман стал энциклопедией русской жизни 1820-х годов, так как широта охвата романа показывает читателям всю действительность русской жизни, а также многосюжетность и описание разных эпох.

Именно это дало основание В. Г. Белинскому в своей статье «Евгений Онегин» сделать вывод:

«„Онегина“ можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением».

Роману были отданы восемь лет упорной работы (1823-1831).Это самый плодотворный период творчества Пушкина. То обстоятельство, что поэт работал над "Евгением Онегиным" долгие годы, сыграло свою роль. Шло время, совершались значительные события в мире, в стране, в жизни самого писателя. Заканчивал роман уже и тот, и не тот человек, который его начинал.

"Громаден труд Пушкина, создавшего первый русский роман да еще в стихах", писал Белинский.

Почему роман в стихах? Стихотворная форма намного сильнее воздействует на читателя, чем проза, красота повествования достигается за счет строгой формы. Роману свойственны афористичность, образно-метафорическое воссоздание жизни, музыкальность.

Белинский назвал "Евгения Онегина" "энциклопедией русской жизни пушкинского времени". По словам критика, впервые в русской литературе с такой широтой и правдивостью была воссоздана целая историческая эпоха. Многих изумляла формулировка критика: что же это за энциклопедия, если весь роман посвящен светскому франту и его окружению в Петербурге и в деревне? Само понятие "энциклопедия", вызывавшее в сознании тяжелые увесистые тома, как бы вступало в противоречие с этим небольшим по объему произведением, которое, однако, оказалось "томов премногих тяжелей". Роман Пушкина по конкретному историзму, по широте охвата русской жизни и масштабу поставленных в нем этических, социальных, национальных проблем был и остается, может быть, самым уникальным, но и самым загадочным явлением всей русской литературы.

Портрет эпохи складывается в романе из множества деталей и подробностей, среди которых равно важными оказываются такие несопоставимые, на первый взгляд, вещи, как круг чтения и распорядок сельской жизни, быт молодого петербуржца и песня крестьянских девушек, особенности воспитания и образования и моды того времени, предметы российского импорта и экспорта и загадки природы, творческая биография автора и "наука страсти нежной", разные лики русской природы и трагедия Наполеона перед пылающей Москвой. Кое-что Пушкин бросает вскользь, как бы между прочим, а на другом специально задерживается, чтобы привлечь внимание читателя. Но, повторив вслед за Анной Ахматовой слова о Пушкине — "авторе незаменимых слов", — согласимся, что в картине России, созданной поэтом, нет ничего незначительного, всё важно и существенно.

Конечно, главное место в романе отведено Онегину, Ленскому, Татьяне и Ольге. Именно в них, как писал Белинский, "отразилось русское общество в один из важнейших моментов своего развития". Главные герои романа, принадлежащие к одному сословию, тем не менее несут разную содержательную нагрузку: Онегин — типичный петербуржец, получивший традиционное воспитание и, несмотря на яркую индивидуальность, ведущий традиционный для своей среды образ жизни.Ленский — поэт, романтик, который "из Германии туманной привез учености плоды". Татьяна, "русская душою", — самобытная и сильная женская натура, впитавшая тем не менее все "привычки милой старины". Ольга — почти дитя природы, если бы не ограниченность и пошлость того круга, к которому она принадлежит. Только соединив в романе судьбы героев, заставив их взаимодействовать, автор и мог дать обобщенный портрет русского дворянства начала XIX века. Все впечатления своей собственной жизни Пушкин осмысляет в романе и в форме лирических признаний, лирических отступлений, и в описании судеб героев.

Впрочем, подробности жизни главных героев не могут ускользнуть даже от самого невнимательного читателя, но ими далеко не исчерпывается энциклопедичность романа.

Уже в первой главе, целиком посвященной Онегину, мы узнаем и о репертуаре русского театра ("Волшебный край! Там в юны годы, сатиры смелый властелин, блистал Фонвизин, друг свободы, и переимчивый Княжнин...", и Озеров, и Катенин, и Корнель...), и о труде разносчика, извозчика, и об Адаме Смите, книгами которого увлекается главный герой, и об импорте в Россию ("Все, чем для прихоти обильной торгует Лондон щепетильный, что по Балтическим волнам за лес и сало возят к нам"), и о многих мелочах быта, без которых нельзя считать исторически точным изображение жизни в ее многоликости.

Быт поместного дворянства написан не менее подробно и точно:

Она езжала по работам,

Солила на зиму грибы,

Вела расходы, брила лбы,

Ходила в баню по субботам,

Служанок била осердясь...

Однако не только мать Татьяны представлена в романе так подробно, но и все окружение Лариных, причем не только соседи помещики, но и крестьяне, быт которых во многом совпадает с бытом хозяев:

Они хранили в жизни мирной

Привычки милой старины.

У них на масленице жирной

Водились русские блины …

Наивность и простота сельского быта трогают душу поэта, но вовсе не вызывают у него сентиментальных восклицаний и не заслоняют от Пушкина всей косности и неподвижности этой размеренной жизни.

А кроме Петербурга и деревни, есть еще Москва, которая входит в сюжет романа прежде всего как ярмарка невест, куда везут Татьяну. Но автор расширяет сюжетные рамки, напоминая читателям о подвиге Москвы в 1812 году:

Как часто в горестной разлуке,

В моей блуждающей судьбе,

Москва, я думал о тебе ...

Но и этого мало. Пушкин создает блестящий портрет московского барства, весь проникнутый ассоциациями со знаменитой грибоедовской Москвой. Полагаясь на читателя, который, конечно, вспомнит этот "старый образец", воспетый Грибоедовым, Пушкин укладывает в одну строфу целый слой московского общества:

Но в них не видно перемены,

Всё в них на старый образец:

У тетушки княжны Елены

Всё тот же тюлевый чепец,

Всё белится Лукерья Львовна,

Всё то же лжет Любовь Петровна,

Иван Петрович так же глуп,

Семен Петрович так же скуп...

Пушкин не просто охватывает взглядом разные слои русского общества, но глубоко проникает в них, погружая читателя в неповторимый мир национальной стихии.

Конечно, широта охвата национальной жизни не могла быть полной и без сыновнего чувства поэта к родной природе:

Гонимы вешними лучами,

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

На потопленные луга.

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года ....

Может быть, именно эти особенности пушкинского романа имел в виду Белинский, когда говорил, что "Евгений Онегин" — в высшей степени народное произведение", что это "первое истинно национальное русское произведение". Конечно, и чувство родной природы, и стихия русского языка, и природа русского человека с его неудовлетворенностью — все это вместе складывается в единое понятие национальной стихии. И все-таки главное в самом понятии народность, когда мы размышляем над "Евгением Онегиным", — это ясное осознание отличия народности от простонародности. Именно поэтому Белинский был готов услышать, что многие удивятся его мысли о народности пушкинского романа. В эпоху Белинского еще господствовало странное мнение, "будто бы русский во фраке или русская в корсете уже не русские и что русский дух дает себя чувствовать только там, где есть зипун, лапти, сивуха и кислая капуста". Отстаивая свое утверждение, Белинский ссылается и на Гоголя, считавшего, что "истинная национальность состоит не в описании сарафана, но в самом духе народа".

Безусловно, пленительными, естественными и в высшей степени поэтическими являются в "Евгении Онегине" и сцены Татьяны с няней, которую поэт, конечно же, списал с Арины Родионовны, и описание дворового мальчика с Жучкой в коляске, и знаменитая "Песня девушек", которую должны петь крестьянки, чтобы не есть господской ягоды. Но народность романа не в этих превосходных сценах, или, во всяком случае не только в них, но прежде всего в изображении мыслящего человека и его среды.

В том-то и состояла гениальная "находка" поэта, что героем своего произведения он сделал не купеческого сынка и не потенциального бунтаря типа Чацкого, а светского человека, в котором автора привлекали типично русские черты: "мечтам невольная преданность, не подражательная странность и резкий охлажденный ум". Только такой герой и мог держать автора в плену все долгие годы работы над романом. И, конечно, Татьяна Ларина, "русская душою", "милый идеал" Пушкина. Показательно, однако, что и Татьяна, как Онегин, не сливается со средой скотининых, пустяковых и прочих соседей, ещё ярче оттеняющих самобытность любимой героини Пушкина.

"Собранье пестрых глав", как насмешливо писал сам автор о своем романе, стало первым истинно национальным русским романом, "в котором отразился век и современный человек изображен довольно верно".

 

Пушкинский роман в стихах воспринимается легко и естественно, как дыхание, но его «воздушная громада» (А. Ахматова) требует от нас вдумчивости, пытливости мыслей.

 

Содержание по романа главам:

     При чтении первой главы Пушкин сам подсказывает вопрос, вокруг которого должно быть сосредоточено наше внимание: «Недуг, которого причину давно бы отыскать пора…» В итоге чтения первой главы обнаруживается противоречие: при всех блистательных возможностях столичной жизни герой не увлечен ею. И у нас возникает вопрос: Почему Онегин, «забав и роскоши дитя», «к жизни вовсе охладел»?

     Вторая глава, посвященная портретным характеристикам героев и взаимоотношениям их со средой, рождает новый вопрос: почему Онегин чуждается соседей, но сближается с Ленским, хотя они похожи друг на друга, как лед и пламень?

     Третью главу принято считать завязкой конфликта. Но вряд ли Пушкин, с его художественной энергией, растянул бы экспозицию на две главы. Пушкин начал роман решительно. Завязка романа – противоречие в характере героя, странности его хандры при внешнем благополучии условии жизни. Вторая глава ведет к «перемене мест» — смене среды. Однако в усадьбе герой скучает почти также, как в столице. Третья глава – лишь следующий шаг сюжета: герой сталкивается не с деревней, как раньше, но с внутренней природной стихией человеческого сердца – любовью. Вспыхнувшее в Татьяне чувство к Онегину и первый поступок её любви – письмо – и составляют центр главы. Естественно спросить себя: почему любовь проснулась в Татьяне так неожиданно? И почему Татьяна решилась написать письмо Онегину?

     Четвертая глава открывает реакцию героя на любовь. Одинаково ли оценивают объяснение Онегина в саду Татьяна и автор романа? Зачем Пушкин в этой главе рисует «святую жизнь» Онегина и «картину счастливой любви» Ольги и Ленского?

     При чтении пятой главы возникают вопросы о том, почему Татьяна смогла предугадать столкновение Онегина с Ленским, в чем сходство именин со сном Татьяны.

     В сюжете романа пятая глава оказывается новым испытанием героя: что окажется сильнее – желание внутреннего покоя, основанное на сознании превосходства над другими, или сочувствия к чужой любви, снисходительность дружбы?

     Шестая глава обнаруживает мнимость онегинского «чувства превосходства». Это развязка того поединка с обществом, который смутно наметился в хандре у Онегина и разрешился убийством юного поэта, друга. Онегин выжил лишь физически, нравственно он сломлен: предрассудки среды, им презираемым. Оказались сильнее его искренних желаний и затаенных чувств. Почему друзья стали врагами и сталкиваются поединке? Кто виноват в дуэли и ее трагическом исходе?

     Седьмая глава нам представляется паузой, усиливающей колебания нас в оценке Онегина. Общий мотив главы, построенной на двух событиях (посещение Татьяны дома Онегиных и её приезд в Москву), подчеркивает отсутствие героя: «его здесь нет». Это усиливает загадочность, неопределенность фигуры главного героя. Потерпевший нравственную катастрофу, он как будто должен быть безоговорочно осужден нами. Сомнение, одолевающие Татьяну («Уж не пародия ли он?»), повергающие ее в равнодушное оцепенение, казалось бы, еще более способствует осуждению Онегина. Но Пушкин, верный художественной объективности, восьмой главой опровергает поспешные наши заключения, обнаруживает неверность его «прогноза». Гуманизм Пушкина не позволяет торопливо осудить героя, который в финале романа окажется свободным на искреннее чувство, глубокое сострадание.

     После чтения седьмой главы зададимся вопросом: Изменили ли смерть Ленского, отъезд Онегина, неоднократные посещения его дома, переезд в Москву отношение Татьяны к герою?

     Восьмая глава обнаруживает в Онегине возможности, которые за ним прежде не было. Это взлет героя, в котором открылась самозабвенная, непосредственная и поэтическое чувство. Но оно привело его тем не менее к трагическому тупику. «Уход в любовь», как холодное призрение к обществу, помысли Пушкина, не может быть спасительным. В этом развязка внутренней мысли романа. Но все-таки приходится решать вопросы: Любит ли Онегин Татьяну, и от чего она отвергает его.

 

Пушкин "Евгений Онегин" — сочинение ""Евгений Онегин"- роман, в котором отразился век."

 

Роман "Евгений Онегин" занимает центральное место в творчестве Пушкина. Это его самое крупное художественное произведение, оказавшее наиболее сильное влияние на судьбу всей русской литературы. Роман в стихах "Евгений Онегин" писался Пушкиным около 8 лет. Это были годы настоящей творческой зрелости поэта. В 1831 году роман в стихах был окончен и в 1833 году вышел в свет. Он охватывает события с 1819 года по 1825 год: от заграничных походов русской армии после разгрома Наполеона до восстания декабристов. Это были годы развития русского общества времени правления царя Александра 1. В романе переплетены история и современные поэту события. Сюжет романа прост и хорошо известен. В центре романа — любовная интрига. А главной проблемой является вечная проблема чувства и долга. Герои романа Евгений Онегин, Татьяна Ларина, Владимир Ленский, Ольга составляют две любовные пары. Но всем им не дано судьбою стать счастливыми. Татьяна сразу полюбила Онегина, а он сумел полюбить ее только после глубоких потрясений, происшедших в его охлажденной душе. Но, несмотря на то, что они любят друг друга, они не могут стать счастливыми, не могут соединить свою судьбу. И. виноваты в этом не какие-нибудь внешние обстоятельства, а их собственные ошибки, их неумение найти правильный путь в жизни. Над глубокими причинам этих ошибок заставляет Пушкин размышлять своего читателя. На простую сюжетную линию романа нанизано множество картин, описаний, показано множество живых людей с их различной судьбой, с их чувствами и характерами. У Пушкина все это "собранье пестрых глав, полусмешных, полупечальных, простонародных, идеальных" показывало эпоху… Какова же главная мысль, главная идея "Евгения Онегина"? Она состоит в том, что счастливо могут жить лишь люди мало думающие, мало знающие, у которых нет стремлений к высокому, духовному. Люди с чуткой высокой душой обречены на страдания. Они либо гибнут, как Ленский, либо вынуждены томиться "в бездействии пустом", как Онегин, либо молча страдать, как Татьяна. Пушкин отчетливо показывает, что во всех этих роковых ошибках виноваты не его герои, а та среда, та обстановка, которая сформировала такие характеры, которая сделала несчастными этих по существу или по своим задаткам прекрасных, умных и благородных людей. Помещичий, крепостнический строй, непосильный, тяжелый труд крестьян и полное безделье помещиков и господ делали несчастными, коверкали жизнь не только крепостных рабов, но и лучших, наиболее чутких из дворян, помещиков. Эти печальные и горькие мысли о тяжелом неблагополучии всего жизненного строя выражены Пушкиным в последних грустных строках романа.

 

Пушкин "Евгений Онегин" — сочинение "Образ Евгения Онегина"

 

Роман "Евгений Онегин" создавался Пушкиным в течение 8 лет (с 1823 по 1831). Если первые главы романа были написаны молодым поэтом, почти юношей, то заключительные главы писал уже человек с немалым жизненным опытом. Это "взросление" поэта отражено в романе. Главный герой — Евгений Онегин — так же как и сам поэт взрослеет, умнеет, набирается жизненного опыта, теряет друзей, заблуждается, страдает. Как же показаны этапы жизни героя в произведении? Названием романа Пушкин подчеркивает центральное положение Онегина среди других героев произведения. Онегин — светский молодое человек, столичный аристократ, получивший типичное для того времени воспитание под руководством француза-гувернера в духе литературы, оторванной от национальной и народной почвы. Он ведет образ жизни "золотой молодежи": балы, прогулки по Невскому проспекту, посещение театров. Хотя Онегин и учился "чему-нибудь и как-нибудь", он все же имеет высокий уровень культуры, отличаясь в этом отношении от большинства дворянского общества. Пушкинский герой — порождение этого общества, но вместе с тем он и чужд ему. Благородство души, "резкий охлажденный ум" выделяют его из среды аристократической молодежи, постепенно приводят к разочарованию в жизни и интересах светского общества, к недовольству политической и социальной обстановкой: "Нет, рано чувства в нем остыли. Ему наскучил света шум..." Пустота жизни мучает Онегина, им овладевает хандра, скука, и он покидает светское общество, пробуя заняться общественно-полезной деятельностью. Барское воспитание, отсутствие привычки к труду ("труд упорный ему был тошен") сыграли свою роль, и Онегин не доводит до конца ни одного из своих начинаний. Он живет "без цели, без трудов". В деревне Онегин ведет себя гуманно по отношению к крестьянам, но он не задумывается над их судьбой, его больше мучают свои собственные настроения, ощущение пустоты жизни. Порвав со светским обществом и будучи оторван от жизни народа, он теряет связь с людьми. Он отвергает любовь Татьяны Лариной, одаренной, нравственно чистой девушки, не сумев разгадать глубины ее запросов, своеобразие натуры. Онегин убивает своего друга Ленского, поддавшись сословным предрассудкам, испугавшись "шепота, хохота глупцов". В подавленном состоянии духа Онегин покидает деревню и начинает странствия по России. Эти странствия дают ему возможность полнее взглянуть на жизнь, переоценить свое отношение к окружающей действительности, понять сколь бесплодно растратил он свою жизнь. Онегин возвращается в Столицу и встречает ту же картину жизни светского общества. В нем вспыхивает любовь к Татьяне — теперь уже замужней женщине. Но Татьяна разгадала себялюбие и эгоизм, лежащие в основе чувства к ней, и отвергает любовь Онегина. Любовью Онегина к Татьяне Пушкин подчеркивает, что его герой способен к нравственному возрождению, что это не охладевший ко всему человек, в нем еще кипят силы жизни, что по замыслу поэта, должно было пробудить в Онегине и стремление к общественной деятельности. Образ Евгения Онегинаоткрывает целую галерею "лишних людей".

Вслед за Онегиным были созданы образы Печорина, Обломова, Рудина, Лаевского. Все эти образы являются художественным отражением русской действительности.

 Cочинение «Анализ писем Татьяны и Онегина» Письма Татьяны и Онегина резко выделяются из общего текста пушкинского романа в стихах, помогают лучше понять героев, и Даже сам автор выделяет эти два письма: внимательный читатель сразу заметит, что они отличаются от строго организованной «онегинской строфы», здесь – иной стих. Письмо Татьяны к Онегину… Его писала юная уездная барышня (как известно, по-французски), вероятно, переступая через серьезные нравственные запреты, сама пугаясь неожиданной силы своих чувств: Я к вам пишу – чего же боле? Что я могу еще сказать?Теперь, я знаю, в вашей волеМеня презреньем наказать… Уже в этих строках – вся Татьяна. Гордость, ее понятие о приличиях страдают оттого, что ей приходится первой признаваться в любви мужчине. В глубине души Татьяна наверняка была уверена во взаимности. Она предполагает, что могла бы быть счастлива с другим, и в этом предположении есть доля столь несвойственного ей кокетства; но тут же стремительность чувств в ней берет верх: «Другой!.. Нет, никому на свете не отдала бы сердца я…». Резкий, внезапный переход на «ты» – как бы случайный, неосознанный. Почему?.. Татьяна здесь и в последующих строках предельно открыта, абсолютно откровенна. Она рассказывает о своих чувствах, ничего не скрывая, честно и прямо: Вообрази: я здесь одна, Никто меня не понимает, Рассудок мой изнемогает, И молча гибнуть я должна. Так вот что искала она в Онегине!.. Понимание. Онегин с его светской пресыщенностью казался ей, юной деревенской девочке, человеком необыкновенным – а значит, способным ее понять. Но Татьяна сама осознает ужас своего поступка, безнравственного в глазах света (но не в ее собственных!), и пишет: Кончаю. Страшно перечестъ…Стыдом и страхом замираю…Но мне порукой ваша честь,И смело ей себя вверяю… Какая сила и простота в этих словах!.. И вновь – переход на «вы»… Опомнилась, спохватилась, пожалела о собственной смелой искренности («страшно перечесть»), но – ни единого слова не исправила. Вот она – Татьяна Ларина, героиня романа. Онегин не таков. Кстати, не надо забывать, что Онегин в начале романа и в конце его – это разные люди. Письмо пишет «второй» Онегин, изменившийся за время странствий, вновь способный любить. Как и Татьяна, он переступает через неписаные законы общественной нравственности – пишет любовное письмо замужней даме: Предвижу все: вас оскорбитПечальной тайны объясненъе.Какое горькое презреньеВаш гордый взгляд изобразит!.. Здесь не стремительный юный порыв Татьяны, а глубокое чувство зрелого человека. Понимая, что он может повредить репутации Татьяны, Онегин ни в коей мере не ставит ее под удар, ничего не просит: Нет, поминутно видеть вас,Повсюду следовать за вами,Улыбку уст, движенье глазЛовить влюбленными глазами… Вот и все, о большем он не смеет сказать. Теперь это совсем другой человек. Прежний Онегин – тот самый, что дал такую строгую отповедь Татьяне в парке, – не смог бы полностью подчиниться такому чувству, не смог бы так любить: И, зарыдав, у ваших ногИзлить мольбы, признанья, пени,Все, все, что выразить бы мог,А между тем притворным хладомВооружать и речь и взор… Онегин не может (и не смеет, и не имеет права!) выразить иначе свою любовь. Он вынужден притворяться. И в итоге герой признает себя побежденным: Но так и быть: я сам себеПротивиться не в силах боле;Все решено: я в вашей волеИ предаюсь моей судьбе. Заметим, что здесь – почти дословное повторение письма Татьяны: «Все решено: я в вашей воле», – пишет Онегин, а она: «Теперь, я знаю, в вашей воле…». Быть «в чужой воле», зависеть от кого-то – и счастье и несчастье одновременно. Пушкин любит своих героев, но не жалеет их: они должны пройти сложный и тернистый путь нравственного совершенствования, и два письма, таких близких по смыслу и таких разных по его выражению, – этапы этого сложного пути.  

Изображение поместного дворянства в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин".

 

План.

 

1.Вступление. "Евгений Онегин"- "энциклопедия русской

жизни".

2. Основная часть. Сатирическое изображение дворянства в

романе.

1) Пустая жизнь светского общества Петербурга.

2) Косность и консерватизм московского дворянства.

3) Поместное дворянство:

а)сравнение его с дворянством столичным;

б)отсутствие высоких интересов;

в) барский произвол;

г) подражание иностранному, боязнь нового.

4) Отношение автора к дворянству.

3. Заключение. Продолжатель сатиры Фонвизина.

 

Роман "Евгений Онегин", мне кажется, занимает центральное

место в творчестве Пушкина. Это не только самое крупное по

размерам произведение, но и самое широкое по охвату тем, ха-

рактеров, картин, мест. Оно оказало огромное влияние на ста-

новление русского реализма. Писатель работал над ним более

восьми лет.

За широту изображения русской жизни, за глубину типи-

ческих образов и богатство мыслей В.Г.Белинский назвал его

"энциклопедией русской жизни". По нему, действительно, можно

судить об эпохе, изучать жизнь России в 10-20 годах 19 века.

Хотя это время подъема национального самосознания, начало ор-

ганизованного революционного движения, абсолютное большинство

дворянства не было затронуто этими процессами. Только по мяту-

щейся натуре Онегина, его неудовлетворенности жизнью можно

увидеть в романе эти явления ( я не говорю о 10 главе).

Поэт дал нам яркие картины столичного и провинциального

дворянства. Уже с первых строк мы чувствуем пышность и пусто-

ту, "блеск и нищету" петербургского дворянства. Вот отец Оне-

гина, который "давал три бала ежегодно и промотался наконец".

Вот и сам Онегин, который "легко мазурку танцевал и кланялся

непринужденно", и "свет решил, что он умен и очень мил". Дни

его проходят весело, "три дома на вечер зовут". Он легко

вписывался в высшее общество, где присутствуют "необходимые

глупцы", "моды образцы", "с виду злые дамы", "неулыбающиеся"

девицы. Балы, обеды, детские праздники и прочее- вот основное

времяпровождение. Жизнь "однообразна и пестра", и "завтра то

же, что вчера".

Московское дворянство тяжеловеснее. Хотя и здесь:

 

Шум, хохот, беготня, поклоны,

Галоп, мазурка, вальс...

 

Неудивительно, что Татьяне "душно здесь". Московские зна-

комые Лариных наперебой говорят о том, как выросла Таня. Сами

они, однако, не меняются. Пушкин с убийственной сатирой гово-

рит:

Но в них не видно перемены;

В них все на старый образец...

 

И дальше начинает перечислять их "неизменные" качества

так, что читатель невольно чувствует содроганье перед такой

поразительной пустотой, да еще с "прикрасой легкой клеветы".

Правда, "они клевещут даже скучно".

Поместное дворянство всегда считалось главной опорой тро-

на. Посмотрим, как рисует его Александр Сергеевич.

Перед нами проходит галерея образов и типов. Как ни убога

жизнь помещиков по сравнению с человеческим идеалом, все же,

на мой взгляд, они симпатичнее, чем столичная знать. Уже толь-

ко потому, что большинство из них занимаются хозяйством, а

значит, имеют дело в руках. Ведь у высшего света дела-то ника-

кого нет. То, что барин живет рядом, следит за благосостоянием

крестьян, тоже немало. Вспомним "Забытую деревню" Некрасова.

Эти люди живут в ладу с природой, ведут здоровый образ

жизни, не превращая утро в полночь. И, может быть, поэтому

здесь и рождаются такие поэтические натуры, как Ленский и

Татьяна.

Но все-таки какая поразительная убогость! Смотря глазами

образованного человека, Онегина, мы видим портреты сельских

прожигателей жизни. Вот дядя Онегина, который "лет сорок с

ключницей бранился, в окно смотрел и мух давил". Вот помещики,

которые только и говорят о хозяйстве, псарне, вине и своей

родне. Низкая культура, отсутствие высоких духовных интересов,

подражание иностранному, боязнь нового и какая-то душевная

лень- вот характерные черты многих из них. Их образование име-

ет как бы очень внешний налет. Так, мать Тани умела "русский

Н, как N французский", произносить в нос, знала иностранных

авторов не потому, что их прочла, а потому, что московская ку-

зина твердила часто ей о них. Подражание иностранному у многих

проявляется даже в смешных мелочах.

Зато уж спеси помещикам не занимать. И крестьян они за

людей не считают. В них много жестокости, причем часто неосоз-

нанной. Это то, что поэт назвал "барство дикое". Так, мать Ла-

риной сама "служанок била осердясь".

Все они боятся нового, что может ограничить их власть.

Это особенно видно по их отношению к Онегину, когда

 

Ярем он барщины старинной

Оброком легким заменил...

 

Соседи-помещики увидели в этом "страшный вред", а его

ославили, как "опаснейшего чудака".

С другой стороны, в этих людях видно и то, что не может

не нравиться: простота, хлебосольство, сохранение старых

русских традиций.

И столичное, и поместное дворянство видится в остросати-

рическом плане. При всем различии их объединяют паразитизм,

убогость внутреннего мира, пренебрежение интересами других лю-

дей, пустое провождение времени, сплетничество и прочее.

Пушкин открыто смеется или иронизирует над этим общест-

вом, хотя порой с грустью говорит о сельской простоте или с

умилением вспоминает свои забавы. Будучи сам человеком дела,

он не может и не хочет принять пустоту светской жизни, хотя,

конечно, и не чурается ее.

 

Быть можно дельным человеком

И думать о красе ногтей,-

 

говорит он. Но ведь прежде — дельным!

Несомненно, в этом своем романе, как и в других произве-

дениях (например, "Капитанская дочка" в сценах воспитания

Гринева), он является продолжателем сатиры Фонвизина так же,

как и Грибоедова. И темы, и ситуация у трех этих писателей по-

рой сильно похожи. Это значит, что они отражали то типичное,

что было характерным для тогдашней России.

Заложенные традиции сатиры стали основой для ее расцвета

позже. Белинский говорил, что "без "Онегина" был бы невозможен

"Герой нашего времени" так же, как без "Онегина" и "Горя от

ума" Гоголь не чувствовал бы себя готовым на изображение

русской действительности, исполненное такой глубины и истины.

 

Сочинение: "Образ Татьяны Лариной в романе "Евгений Онегин" А. С. Пушкина"

 

В.Г.Белинский назвал "Евгения Онегина" "энциклопедией русской жизни", так как в нем как в зеркале отразилась вся жизнь русского дворянства той эпохи. В центре внимания поэта жизнь, быт, нравы, поступки молодого человека Евгения Онегина. Евгении Онегин является первым литературным героем, открывающим галерею так называемых "лишних людей". Он образован, умен, благороден, честен, но светская жизнь в Петербурге убила в нем все чувства, стремления, желания. Он "до времени созрел", стал молодым стариком. Ему неинтересно жить. В этом образе Пушкин показал болезнь века — "хандру". Онегин действительно тяжело болен социальной болезнью своего времени. Даже искреннее чувство, любовь не способны воскресить его душу. Образ Татьяны Лариной — противовес образу Онегина. Впервые в русской литературе женский характер противопоставлен мужскому, более того, женский характер оказывается сильнее и возвышеннее мужского. Пушкин с большой теплотой рисует образ Татьяны, воплощая в ней лучшие черты русской женщины. Пушкин в своем романе хотел показать обыкновенную русскую девушку. Автор подчеркивает отсутствие в Татьяне необычайных, из ряда вон выходящих черт. Но героиня в то же время удивительно поэтична и привлекательна. Не случайно Пушкин дает своей героине простонародное имя Татьяна. Этим он подчеркивает простоту девушки, ее близость народу. Татьяна воспитывается в усадебном поместье в семье Лариных, верной "привычкам милой старины", характер Татьяны формируется под влиянием няни, прототипом которой поэту послужила чудесная Арина Родионовна. Татьяна росла одинокой, неласковой девочкой. Она не любила играть с подругами, была погружена в свои чувства и переживания. Она рано пыталась понять окружающий мир, но у старших не находила ответы на свои вопросы. И тогда она обращалась к книгам, которым верила безраздельно: Ей рано нравились романы, Они ей заменяли все: Она влюблялася в обманы И Ртардсона и Руссо. Окружающая жизнь мало удовлетворяла ее требовательную душу. В книгах она видела интересных людей, которых мечтала встретить в своей жизни. Общаясь с дворовыми девушками и слушая рассказы няни, Татьяна знакомится с народной поэзией, проникается любовью к ней. Близость к народу, к природе развивает в Татьяне ее нравственные качества: душевную простоту, искренность, безыскусность. Татьяна умна, своеобразна. самобытна. От природы она одарена: Воображением мятежным, Умом и волею живой, И своенравной головой, И сердцем пламенным и нужным. Умом, своеобразием натуры она выделяется среди помещичьей среды и светского общества. Она понимает пошлость, праздность, пустоту жизни деревенского общества. Она мечтает о человеке, который внес бы в ее жизнь высокое содержание, был бы похож на героев ее любимых романов. Таковым ей показался Онегин — светский молодой человек, приехавший из Петербурга, умный и благородный. Татьяна со всей искренностью и простотой влюбляется в Онегина: "… Все полно им; все деве милой без умолку волшебной силой твердит о нем".

Она решается написать Онегину любовное признание. Резкий отказ Евгения является полной неожиданностью для девушки. Татьяна перестает понимать Онегина и его поступки. Татьяна находится в безнадежном положении: она не может разлюбить Онегина и в то же время убеждена, что он не достоин ее любви. Онегин не понял всей силы ее чувства, не разгадал ее натуры, так как выше всего ценил "вольность и покой", был эгоистом и себялюбцем. Любовь приносит Татьяне одни страдания, ее нравственные правила тверды и постоянны. В Петербурге она становится княгиней; обретает всеобщее уважение и преклонение в "высшем свете". За это время она сильно меняется. "Равнодушною княгиней, неприступною богиней роскошной, царственной Невы" рисует ее Пушкин в последней главе. Но все равно она прелестна. Очевидно, эта прелесть была не в ее внешней красоте, а в ее душевном благородстве, простоте, уме, богатстве душевного содержания. Но и в "высшем свете" она одинока. И здесь она не находит того, к чему стремилась возвышенной душой. Свое отношение к светской жизни она выражает в словах, обращенных к Онегину, вернувшемуся после скитаний по России в столицу:… Сейчас отдать я рада, Всю эту ветошь маскарада. Весь этот блеск и шум, и чад За полку книг, за дикий сад, За наше бедное жилище… В сцене последнего свидания Татьяны с Онегиным еще глубже раскрываются ее душевные качества: нравственная безупречность, верность долгу, решительность, правдивость. Она отвергает любовь Онегина, помня, что в основе его чувства к ней лежит себялюбие, эгоизм. Главные черты характера Татьяны — сильно развитое чувстве долга, которое берет верх над другими чувствами, и душевное благородство. Это и делает ее душевный облик таким привлекательным. Татьяна Ларина открывает собой галерею прекрасных образов русской женщины, нравственно безупречной, ищущей глубокого содержания в жизни. Сам поэт считал образ Татьяны "идеальным" положительным образом русской женщины.

 

 

Пушкин "Евгений Онегин" — сочинение "Онегин и Ленский"

 

Пушкин работал мод романом свыше восьми лет, это было самое любимое его произведение, в нем воплотилась вся душа поэта. Роман был, по словам Пушкина, "плодом ума холодных наблюдений и сердца горестных замет". На широком фоне картин русской жизни показана драматическая судьба лучших людей передовой дворянской интеллигенции. Принадлежа к высшим аристократическим кругам, Пушкин хорошо знал жизнь света. Его герой, Евгений Онегин, лучшие свои годы тратит, как большинство людей его круга, на балы, театры, любовные приключения. Очень скоро он начинает понимать, что эта жизнь пуста, что за "внешней мишурой" не стоит ничего, в свете царят скука, клевета, зависть, люди тратят внутренние силы на пустяки и томятся, не зная, как выйти из заколдованного круга. Евгений получает типичное аристократическое воспитание. Пушкин пишет: "Сперва маман за ним водила, потом мосье ее сменил". Учили его всему шутя, но Онегин все же получил тот минимум знаний, какой считался обязательным в дворянской среде. Пушкин, делая зарисовки, как бы вспоминает свою молодость: Мы все учились понемногу, Чему-нибудь и как-нибудь, Но вocnumaньем, слава богу, У пас немудрено блеснуть… Далее он дает характеристику Онегину: Он по-французски совершенно Мог изъяснятъся и писал, Легко мазурку танцевал И кланялся непринужденно. Чего вам больше? Свет решил, Что он умен и очень мил. По своему уму Онегин стоит гораздо выше своих сверстников. Он знал немного классическую литературу, имел представление об Адаме Смите, читал Байрона, но все это не приводит ни к романтическим, пламенным чувствам, как у Ленского, ни к резкости политического протеста, как у Грибоедовского Чацкого. Резкий, охлажденный ум и пресыщение удовольствиями света привели к тому, что Онегин теряет интерес к жизни, он впадает в глубокую хандру: Xaндpa ждала его на страже, И бегала за ним она, Как тень иль верная жена. От скуки Онегин пробует искать смысл жизни в какой-либо деятельности. Он много читает, пробует писать, но первая попытка не привела ни к чему. Пушкин пишет: "Но ничего не вышло из пера его". В деревне, куда Онегин едет за наследством, он предпринимает еще одну попытку практической деятельности: Ярем он барщины старинной Оброком легким заменил; И раб судьбу благословил. Зато в углу своем надулся, Увидя в этом страшный вред, Его расчетливый сосед… Но барское отвращение к труду, привычка к свободе и покою, безволие и ярко выраженный эгоизм — это то наследие, которое Онегин получил от "высшего света". В противоположность Онегину в образе Ленского дан другой тип дворянской молодежи. Ленский играет существенную роль в постижении характера Онегина. Ленский — дворянин, по возрасту он младше Онегина. Он получил образование в Германии: Oн из Германии туманной Привез учености плоды, Дух пылкий и довольно странный… Духовный мир Ленского связан с романтическим мировоззрением, он "поклонник Канта и поэт". У него над разумом довлеют чувства, он верит в любовь, в дружбу, в порядочность людей, это непоправимый идеалист, который живет в мире прекрасных мечтаний. Ленский смотрит на жизнь сквозь розовые очки, он наивно находит родную душу в Ольге, которая является самой обыкновенной девушкой. Причиной гибели Ленского косвенно явился Онегин, но на самом деле он погибает от грубого прикосновения жесткой действительности. Что общего между Онегиным и Ленским? Оба принадлежат к привилегированному кругу, они умны, образованны, выше стоят по своему внутреннему развитию, чем те, кто их окружает, романтическая душа Ленского повсюду ищет прекрасное. Онегин же через все это прошел, устал от лицемерия и разврата светского общества. Пушкин пишет о Ленском: "Он сердцем милый был невежда, его лелеяла надежда, и мира новый блеск и шум". Онегин слушал пылкие речи Ленского с улыбкой старшего, он старался сдержать свою иронию. Пушкин пишет: "И думал, глупо мне мешать его минутному блаженству, и без меня пора придет, пускай покамест он живет да верит мира совершенству. Простим горячке юных лет и юный жар, и юный бред". Для Ленского дружба — острая потребность натуры, Онегин же дружит "скуки ради", хотя по-своему привязан к Ленскому. Не знающий жизни Ленский воплощает в себе не менее распространенный тип передовой дворянской молодежи, так же, как и разочарованный в жизни Онегин. Пушкин, противопоставляя двух молодых людей, тем не менее замечает общие черты характера. Он пишет: "Они сошлись: волна и камень, стихи и проза, лед и пламень, не столь различны меж собой? "Не столь различны меж собой"? Как понимать эту фразу? На мой взгляд, объединяет их то, что они оба эгоцентричны, это яркие индивидуальности, которые сосредоточены только на своей, якобы неповторимой личности. "Привычка всех считать нулями, а единицами — себя" рано или поздно должна была привести к разрыву. Онегин вынужден убить Ленского. Презирая свет, он все-таки дорожит его мнением, боясь насмешек и упрека в трусости. Из-за ложного чувства чести, он губит невинную душу. Кто знает, как сложилась бы судьба Ленского, если б он остался жив. Возможно, он стал бы декабристом, а, может быть, и просто обывателем. Белинский, анализируя роман, считал, что Ленского ждал второй вариант. Пушкин.пишет: "Во многом он бы изменился, расстался б с музами, женился, в деревне счастлив и рогат носил бы стеганый халат". Я думаю, Онегин все-таки был внутренне глубже Ленского. Его "резкий, охлажденный ум" гораздо приятнее, чем возвышенный романтизм Ленского, который быстро бы исчез, как исчезают цветы поздней осенью. Неудовлетворенность жизнью способны испытывать только натуры глубокие, Пушкину ближе Онегин, он пишет о себе и о нем: Я был озлоблен, он угрюм, Страстей игру мы знали оба, Томила жuзнь обоих нас, В обоих сердцах жар угас. Пушкин открыто признается в симпатиях к нему, многие лирические отступления в романе посвящены этому. Онегин глубоко страдает. Это можно понять из строк: "Зачем я пулей в грудь не ранен? Зачем не хилый я старик, как этот бедный откупщик? Я молод, жизнь во мне крепка! Чего мне ждать? Тоска.

 

Похожие статьи:

Учебный залСОЧИНЕНИЯ по роману М. Шолохова "Тихий Дон"
Учебный залСОЧИНЕНИЯ по комедии Грибоедова «Горе от ума»
Учебный залСОЧИНЕНИЯ по творчеству А. И. Куприна
Учебный залСОЧИНЕНИЯ по творчеству М. Горького
Учебный залСОЧИНЕНИЯ по роману Лермонтова "Герой нашего времени"