СОЧИНЕНИЯ по роману Толстого «Война и мир»

 

"Семья Болконских и семья Курагиных в романе Л.Н.Толстого "Война и мир"

 

В романе Л.Н.Толстого «Война и мир» остро поставлена проблема семьи. Автор подробно изображает несколько семейных укладов. Сопоставляя различные варианты семейной жизни, писатель показывает, какой должна быть семья, что такое истинные семейные ценности, и как они влияют на формирование личности.

Болконские и Курагины – дворяне, имеют один и тот же наследственный титул, занимают высокое положение в обществе, богаты и благополучны. Главы семейств – Николай Андреевич Болконский и князь Василий – заботятся о своих детях. Вот только в понятие счастья они вкладывают разный смысл. У каждой семьи своя шкала жизненных приоритетов.

Отличительные черты Болконских – духовность, ум, независимость, благородство, высокие представления о чести, долге. Старый князь, в прошлом екатерининский вельможа, друг Кутузова, — государственный человек. Он, служа Екатерине, служил России. Не желая приспосабливаться к новому времени, которое требовало не служить, а прислуживаться, он добровольно заточил себя в имении. Князь Василий Курагин – приспособленец и карьерист. Этот человек не приносит пользы Отечеству: он просто приближенный царя, «значительный», «важный» слуга при дворе. Князь Василий и его дети вращаются в «высшем свете». Главная задача старшего Курагина – пристроить детей, т.е., используя свои связи, обеспечить сыновьям «теплые» места на службе, а дочери найти богатого мужа.

Болконский неустанно заботится о том, чтобы дети развивали свои способности, умели работать и желали учиться. Он ценил знания, всестороннюю образованность. Поэтому Марья и Андрей получили блестящее образование. Марья много читает, любит музыку. У князя Андрея необыкновенная память, начитанность, он обо всем имеет понятие. Жизнь старого князя Болконского – непрерывная деятельность. Это работа над мемуарами о славной эпохе Екатерины II, физический труд, управление имением. Князь Андрей, как и отец, стремится приносить пользу обществу, сначала избирает военную карьеру, вникает во все тонкости военного искусства. Участвуя в кампании 1805 года, становится «доверенным» адъютантом командующего. Кутузов в письме старому князю так оценил качества князя Андрея: «Ваш сын надежду подает быть офицером, из ряду выходящим по своим знаниям, твердости и исполнительности. Я считаю себя счастливым, имея под рукой такого подчиненного».

Василий Курагин занят только своими личными, корыстными интересами. Сыновьям он готовит облегченный вариант деятельности: Ипполита пристраивает в дипломаты, застраховывает его от опасности военной службы; Анатоль, благодаря связям отца, «числится» при полку. Младший сын доставляет особенно много хлопот отцу, так как Анатоль ведет беспутный образ жизни, пьянствует, проигрывает в карты огромные суммы денег. У князя Василия возникает мысль женить его на одной из самых богатых невест – княжне Болконской. Так в романе впервые сталкиваются порядочность Болконских и низкий расчет Курагиных. С одной стороны, — красивый, но, как говорит сам князь Василий, «беспокойный дурак» Анатоль, ас другой, — внешне не привлекательная, но благородная Марья Болконская. Сватовство Анатоля чуть не погубило жизнь княжны, но на этот раз нравственная опасность миновала Болконских. Старшему Курагину зато блестяще удалась интрига с женитьбой Пьера Безухова на Элен. Много усилий было затрачено князем Василием, но он все-таки добился своего: выдал свою порочную дочь за самого богатого жениха, у которого было сорок тысяч только крепостных.

Курагины постоянно используют других людей для удовлетворения собственных желаний. Из-за Элен дрался на дуэли Пьер. Она не щадила самолюбия мужа и почти открыто изменяла ему. Курагины разрушают счастье Наташи и князя Андрея. Элен знала, что Наташа – невеста Болконского, а Анатоль женат, но, не терзаясь угрызениями совести, устраивала свидания для них, а затем помогала брату организовать похищение девушки. В словах Пьера дана точная оценка Элен: «Где вы – там разврат, зло». Анатолю Безухов тоже пытается объяснить: «… кроме вашего удовольствия, есть счастье, спокойствие других людей, … вы губите целую жизнь из того, что вам хочется веселиться».

Болконские, в отличие от Курагиных, — аристократы в лучшем смысле этого слова. Они горды, но уважают чужие чувства, готовы жертвовать собой, но не причинять боли окружающим. В высшей степени благородно ведет себя князь Андрей со своей женой, которую не любит. Он по-своему жалеет Лизу, не допускает осуждений в ее адрес, щадит ее чувства. Например, показательна эта сцена: простившись с женой, «осторожно отвел плечо, на котором она лежала, заглянул в ее лицо и бережно посадил ее на кресло».

У Болконских и Курагиных между членами семьи существуют совершенно разные отношения. У Курагиных родственные связи формальные, поддерживаются только ради приличия. Князь Василий цинично высказывается: «Мои дети – обуза моего существования. Это мой крест». Старшего сына называет «покойным дураком», а Анатоля – «беспокойным». Курагин жалуется: «… этот Анатоль мне стоит сорок тысяч в год…» Княгиня откровенно завидует богатству дочери. Дети Курагиных, лишенные родительской любви, нравственного воспитания, обнаруживают духовное ничтожество и примитивность жизненных интересов. Болконские по-настоящему привязаны друг к другу. Их объединяет скрытая, не выражающаяся на словах родственная теплота. Старый князь, хотя излишне суров и строг, но гордится сыном и любит дочь, чувствует себя виноватым в ссорах с детьми. Только перед смертью он дает волю чувству жалости и любви к дочери, которое раньше тщательно скрывал. Князь Андрей уважает и высоко чтит своего отца. У них существует настоящее взаимопонимание. Уехав на войну, князь Андрей писал письма отцу каждый день. Дети привыкли считаться со слабостями и причудами старого человека. Поэтому князь Андрей по требованию отца вынужден отложить свадьбу с Наташей на целый год. Однако внутренне Болконские очень близки друг другу. Их любовь проявляется в трудные минуты. Когда пришло известие о гибели князя Андрея, то Марья, обнимая отца, говорит: «Давайте плакать вместе».

Не случайно Толстой подробно описывает домашний быт Болконских. У них есть настоящий, родной Дом, семейный очаг, определенные традиции. Описания дома Курагиных в романе нет, потому что семейные узы этих людей выражены слабо, каждый у них живет обособленно, учитывая прежде всего свои интересы.

Все низменные качества Курагиных проявились во время войны 1812 года. Они вели все ту же праздную жизнь в салонах. Князь Василий спекулировал на патриотизме, а Элен занималась устройством своей личной жизни. Однако в этой «ложной» семье произошло несчастье – Анатолю ампутировали ногу, впоследствии он умер. Автор упоминает о том, что и Элен умерла от какой-то нелепой болезни.

Болконские – патриоты. Своим поведением во время Отечественной войны они выражают народный дух. Князь Николай Андреевич умирает, потому что его сердце не выдержало сдачи Смоленска. Марья отвергает предложение французского генерала о покровительстве. Андрей защищает Отечество на поле боя. Он живет интересами нации и, выполняя свой долг офицера, получает смертельное ранение.

Болконские – образец подлинной семьи. Высокая духовность, истинная красота старого князя и его детей резко противопоставлены бездуховности, «мнимой» красоте Курагиных. О «ложной» семье Курагиных очень точно сказал Пьер: «О, подлая, бессердечная порода!»

 

 

 

 

Сочинение "Пьер в плену (Анализ эпизода)"

 

 Герои Толстого в романе «Война и мир» получают свои нравственные

уроки. Писатель, исследуя законы жизни, определяет

для каждого героя свой, трудный, порой даже страшный путь. Путем,

полным противоречий, нескладностей, но порой осененным счастливым

мигом познания истины, тайны бытия, идет любимый герой

Толстого Пьер Безухов.

   Эпизод «Пьер в плену» является самым важным, в понимании

Толстого, этапом в поисках истины Пьером Безуховым. Именно на

этих страницах происходит нравственное перерождение Пьера.

   Без плена, без встречи с Каратаевым не изменились бы сознание

и мировоззрение Пьера. Эти страницы были необходимы композиционно.

   Должно было совершиться то, что изменило бы Пьера.

   И это «то» должно было «потрясти» его. Толстой выбирает этим

потрясением войну и плен.

   И в нужный момент брожения ума Пьера Толстой посылает

Каратаева, который направит Пьера на «путь истинный». Появись

Каратаев позже или раньше, ничего бы не произошло. Он появляется

только тогда, когда Пьер готов понять его, то есть Толстой сводит

внутреннее состояние Пьера с внешними условиями его жизни.

   Но встреча с Каратаевым не единственная причина нравственного

перерождения Пьера. Эта встреча является окончательным и самым

важным условием его жизни, но без предыдущих внешних толчков

не было бы изменения его сознания.

   Пьер еще ранее, на Бородинском поле, был поражен спокойствием

русского солдата. Не тем спокойствием, что на все «наплевать», а тем

спокойствием, которое показывает внутреннюю свободу.

   Казалось бы, наоборот, простой народ, как самое зависимое

сословие, должен иметь ограниченное рабское сознание. Но вот

парадокс: несвободный народ имеет полную внутреннюю свободу,

а дворяне — самое свободное сословие — в большинстве своем, ее не

имеют. Не имел ее и Пьер. И он начал уже тогда размышлять над

этим парадоксом. Он хотел понять, почему он не имеет спокойствия

и внутренней свободы и в чем заключается причина присутствия их

в человеке? Как нужно жить, что надо делать, чтобы они появились в

нем? Разрешение этих вопросов Пьер находит в Платоне Каратаеве —

одном из тех загадочных людей, о которых он задумывался. Теперь

он мог видеть и познавать то, о чем он ранее только размышлял.

   Ужасы войны: пожар Москвы, мародерство французов, плен, и,

наконец, страшное убийство молодого фабричного людьми, которые

не хотели убивать, — приводит Пьера в отчаяние. В нем

«уничтожается верав благоустройство мира, и в человеческую, и в свою

душу, и в Бога». «Мир завалился в его глазах и остались одни бессмысленные

развалины. Он чувствовал, что возвратиться к вере в

жизнь — не в его власти». Так думал Пьер до знакомства с Каратаевым,

но уже после первой их встречи Пьер почувствовал, что «прежде

разрушенный мир теперь с новой красотой, на каких-то новых и незыблемых

основах воздвигался в его душе». То есть, уже только

с первого разговора Каратаев действует на Пьера своим спокойствием

и внутренней свободой.

   Когда Пьер находился в отчаянии от всего случившегося, сидящий

с ним рядом Каратаев был совершенно спокоен. Ясно, что раз он

солдат, он видел еще больше ужасов смерти, чем Пьер. И находится

он в тех же условиях, что и Пьер, но он спокоен и занимается

своими житейскими делами, которыми он занимался и у себя в деревне,

и в полку, и сейчас здесь, в плену. Пьер, а вместе с ним и читатель,

находят в Каратаеве способность власти над самим собой. Обстоятельства

не влияют на Каратаева, они не могут изменить его, он всегда

остается таким, каков он есть. Он имеет спокойствие и внутреннюю

свободу, которая не утрачивается при внешних обстоятельствах.

   Каратаев спокоен, потому что, как он сам говорит, «не нашим

умом, а Божьим судом». Ему представляется жизнь простой и ясной,

и он так и живет: просто и ясно. Не надо ничего думать о будущем,

ни горевать о прошедшем, ни волноваться о настоящем. Он живет

настоящей минутой и принимает как должное все случившееся.

   Логика его проста, но заключает в себе особую мудрость. Он спокоен,

потому что знает, что все обстоятельства совершаются не по его воле,

а по воле Бога. И также он знает: что бы ни случилось, даже кажущееся

вначале горем, оборачивается счастьем, ему же на благо. «Думали

горе, ан радость!» — говорит он. И главное то, что никто не

может отнять у него свободы, никто не властен над внутренним его

миром. Каратаев «любил и любовно жил со всем, с чем его сводила

жизнь». И он жил, он любил жизнь и просто жил, не создавая себе

кажущихся проблем и неудобств. И поэтому он имел все: он имел

полную независимую ни от кого свободу, он имел бессмертную душу.

   И Пьер через Каратаева тоже понимает, что и он имеет все это.

   И поэтому он и смеется: «Ха, ха, ха! Не пустил меня солдат. Поймали

меня, заперли меня. В плену держали меня. Кого меня? Меня?

Меня — мою бессмертную душу! Ха, ха, ха! Ха, ха, ха.» Именно тогда

у Пьера возникает чувство внутренней свободы. Как они могут держать

его в плену, если они не властны над его душой. Пьер чувствует,

что он не просто человек, а частица чего-то общего, безграничного.

   «И все это мое, и все это во мне, и все это я!»

Теперь он понимает, что раньше, когда он жил в богатстве и никогда

ни в чем себе не отказывал, он был несчастлив и несвободен.

   А теперь, когда он ест лошадиное мясо, когда все его тело болит,

когда его едят вши, когда он еле держится на заструпелых ногах, он

счастлив и свободен! Потому что теперь Пьер узнал всем существом

своим, что человек сотворен для счастья и что счастье в нем самом.

   Каждый сам делает себя несчастным или счастливым. «Чем труднее

становилось положение Пьера, чем страшнее была будущность, тем

независимее от того положения, в котором он находился, приходили

ему радостные и успокоительные мысли». Через Каратаева Пьер

духовно породнился с народом. А простой русский народ — это кладезь,

сочетающий в себе доброту, простоту и мудрость. Пьер обогатился

этой мудростью. Он перенимает от Каратаева любовь и веру

в Бога, любовь и веру в жизнь. И этим он делает свою жизнь простой

и ясной. И это дает ему полное, радостное создание свободы,

которая составляет его счастье!

Если Пьер обрел счастье, встретившись с Каратаевым, то почему

бы нам, читателям, не принять в себя мудрые слова Каратаева?

Мне кажется, что страницы о Каратаеве и его влиянии на Пьера, —

страницы на все времена. Именно в них читатель находит ответ на

вечные вопросы существования человеческого бытия, которые

интересовали людей раньше, сейчас, в настоящее время, и будут еще

волновать в будущем. Именно эти страницы учат читателя, как надо

жить. Именно в них сокрыт секрет человеческого счастья. И именно

в них говорится, как быть свободным.

   Таким образом, эпизод «Пьер в плену» является не только удачей

в композиционном отношении, определившей появление Пьера

в другом, обновленном качестве, но и доводит до логического конца

идею Толстого: «Человек счастлив тогда, когда обретает внутреннюю

свободу». И только ради обретения этой истины стоит жить!

 

Сочинение "Сцена объяснения между Наташей Ростовой и князем Андреем. (Анализ 23 главы, части 3, тома 2 романа Л.Н. Толстого "Война и мир")

 

На фоне грандиозного эпического повествования «Войны и мира» Толстой проникает в глубины человеческой души. Мы видим развитие внутреннего мира его героев. Говоря словами Н.Г. Чернышевского, именно «диалектика души» более всего занимала Толстого. Автор наделяет своих героев богатым и противоречивым внутренним миром, который открывается нам постепенно, на протяжении всего произведения. В связи с этим в отношении каждого толстовского героя мы можем выделить ряд наиболее важных эпизодов, которые помогают увидеть сущность его характера. А если учесть, что особенно глубоко человек раскрывается в любви, то станет излишним объяснять, насколько важны сцены романа, показывающие нам влюбленных героев. Остановимся, к примеру, на сцене объяснения между Наташей Ростовой и князем Андреем.

К этому моменту мы уже успели полюбить Наташу за ее жизнерадостность и непосредственность, успели проникнуться симпатией к Андрею Болконскому, увидев в нем умного, благородного, честного человека. Волею автора полюбившиеся нам герои как будто обретают друг друга. Их встреча, а затем эта странная любовь двух очень разных людей кажутся нам (как в последствии и всем в доме Ростовых) неизбежными. Мы с нетерпением перелистываем страницу за страницей в ожидании чего самого главного, что должно изменить судьбы Наташи и Андрея. Конечно, нашему нетерпению далеко до Наташиного трехнедельного ожидания, когда она, «как тень, праздная и унылая, ходила по комнатам», а «вечером тайно от всех плакала ?». И вот вместе с ней мы, «прислушиваемся» к «чьим-то» шагам и понимаем, что это «он».

А ведь Наташа именно в этот день попыталась начать «тот свой прежний образ жизни, от которого она отстала после бала». Используя свой излюбленный прием контраста, автор дает нам возможность почувствовать, что творится в душе героини в этот момент. В восклицании Наташи «Мама, Болконский приехал !», казалось бы прорывается радость, однако тут же мы слышим: «Мама, это ужасно, это несносно! Я не хочу … мучиться !» Героиня в совершенном смятении, она оказывается беспомощной перед нахлынувшими на нее чувствами. Как плененная когда-то прелестью лунной ночи, она точно также произносит: «Что же мне делать ?..». Этим «не хочу … мучиться» Толстой будто бы показывает удивительную интуицию Наташи, пока не знающий, на какое мучение она, в общем-то, уже обречена.

Через непродолжительное время «он» и «она» будут стоять друг против друга. Всегда выдержанный, князь Андрей и тут не дает своим чувствам власти над собой. А Наташа, не умеющая жить иначе, как только сердцем, не в силах совладать со своими эмоциями. Потому мы и не слышим ее ответной реплики на вопрос князя Андрея. Наташе не всегда нужны слова: многое она может передать взглядом, да и просто всем своим существом. Вот и теперь Наташа мысленно вопрошает своего избранника: «Зачем говорить, когда нельзя словами выразить того, что чувствуешь». Анафорически трижды повторенное Толстым это «зачем» подчеркивает искреннее недоумение Наташи, вызванное вопросом князя Андрея.И вслед за произнесенным «с досадой» двойным «да» Наташа, как всегда, когда ее переполняют чувства, «зарыдала».

А через мгновение мы слышим такое характерное для героини междометие «ах», за которым последует: «… Я так счастлива». Мы не сомневаемся, что так оно и есть, поскольку искренность – отличительная черта Наташи. И тут же мы не можем не улыбнуться, читая, как она, прежде чем поцеловать своего жениха, подумала секунду, как будто спрашивая себя, можно ли это. Мы улыбнемся, но не удивимся, так как знаем, что Наташа, будучи еще пятнадцатилетней девочкой, задавалась подобными вопросами, а именно: что благородно, что неблагородно, как можно и как нельзя поступать.

Несколько далее автор прибегает к помощи еще одного своего излюбленного приема – приема внутреннего монолога. Внутренний монолог помогает понять душевное состояние героев. Пожалуй, нередко невидимые со стороны переживания характеризуют героя ярче, чем его слова и поступки. Вот и Наташа пытается осмыслить свое новое состояние, примерить на себя новую роль, а потому и не слышит очередного вопроса князя Андрея, вопроса, которого ей лучше было бы и не слышать. И тем, что Наташа не понимает вопроса, автор, по сути, показывает, что умный, знающий людей Андрей Болконский не понимает свою избранницу. Он может смириться с жестоким условием отца: отложить свадьбу на год, съездить за границу полечиться. А для Наташи это условие немыслимо, не случайно позднее она четырежды произнесет слово «ужасно». Ей несвойственно мучиться, ее характер не приспособлен к этому. Ей нужно счастье сейчас же, немедленно, нужно, чтобы он, Андрей, все время был с ней рядом.

«Я прошу вас через год сделать мое счастье; но вы свободны …» – произносит князь Андрей. И мы предчувствуем, что это «но» окажется роковым. Не случайно свою весьма «убедительную» речь герой заканчивает с «неестественной улыбкой» на губах. Таким же неестественным, противным всему Наташиному существу оказывается и то, о чем только что говорил князь Андрей. Писатель намеренно, вкладывая в уста героини фразу «целый год !», разбивает первое слово на слоги. Тем самым мы как будто слышим ту интонацию, с какой произносятся эти слова, следовательно, понимаем, что они значат для Наташи. И через мгновение она «опять зарыдала», теперь уже от горя, а не от счастья, как в первый раз. А последние в этой сцене слова героини («я так счастлива») идут как будто не от сердца, и нам не хочется им верить.

Сцена объяснения на этом заканчивается. Как много успела перечувствовать за столь короткое время Наташа. Она успела ощутить себя и самой счастливой, и вместе с тем самой несчастной. Еще большей симпатией проникаемся мы к этой юной героине, умеющей с такой полнотой и искренностью отдаваться первому серьезному чувству. Князь Андрей тоже во все время разговора не изменил себе: оставался, как всегда, спокойным, рассудительным, к тому же исключительно послушным сыном. Правда, при этом, думая о своей любви, он очень мало думал о том, что чувствует Наташа. Это сцена, по сути, подготавливает нас к тому, что произойдет всего через несколько месяцев.

Хотя виноватых при этом мы не найдем: все герои будут жить согласно своим характерам.

 

 

Сочинение "В чем сила и красота характера Пьера Безухова?"

 

Роман “Война и мир” Льва Толстого познакомил нас со многими героями, каждый из которых является яркой личностью, обладает индивидуальными чертами. Одним из наиболее привлекательных героев романа является Пьер Безухов. Его образ стоит в центре “Войны и мира”, потому как фигура Пьера значима для самого автора и играет огромную роль в его произведении. Известно, что судьба этого героя послужила основой замысла всего романа.

Образ Пьера Безухова был задуман первоначально как образ декабриста, но затем Толстой возвратился к додекабрьскому периоду жизни своего героя и представил его юность, мужание. Толстой знал, что именно Пьер Безухов, этот мягкий человек, предстанет впоследствии как организатор тайного общества “независимых и свободных людей”. Именно Пьеру предстоит в дальнейшем обвинить царя в бездействии, резко раскритиковать общественный строи, реакцию и аракчеевщину.

Образ Пьера Безухова, как и образы Наташи Ростовой и Андрея Болконского, дан в динамике, то есть в постоянном развитии. Лев Толстой делает акцент на искренности, детской доверчивости, доброте и чистоте помыслов своего героя. И читатель не может не заметить этих качеств, не оценить их, несмотря на то что сначала Пьер представлен потерянным, слабохарактерным, ничем не выделяющимся молодым человеком.

Первое знакомство с героем происходит на фоне великосветского кружка Анны Павловны Шерер, и уже здесь заметно, что Пьер не вписывается в фальшивое общество льстецов и карьеристов, определяющей чертой которого является всепроникающая ложь. По этой причине появление Пьера у большинства присутствующих вызывает опасение, а его искренность и прямолинейность — откровенный страх. Вспомним, как Пьер отошел от никому не нужной тетушки, заговорил с французским аббатом и увлекся разговором так, что стал явно угрожать нарушить систему светских взаимоотношений, привычных для дома Шерер, чем и оживил мертвую, фальшивую обстановку.

Одним своим умным и робким взглядом Пьер всерьез напугал хозяйку салона и ее гостей с их ложными нормами поведения. Пьер обладает такой же доброй и искренней улыбкой, бросается в глаза его особенная безобидная мягкость. Но сам Толстой не считает своего героя слабым и безвольным, как это может показаться на первый взгляд: “Пьер был одним из тех людей, которые, несмотря на свою внешнюю, так называемую слабость характера, не ищут поверенного для своего горя”.

Да, в образе Пьера Безухова мы находим черты безвольного и даже бессознательного подчинения, которые особенно проявляются в эпизодах женитьбы на Элен и отношений с ней. Точно так же, поверхностно, но в то же время восторженно, со всей душой, Пьер подчиняется духу масонства Ему свойственно в порыве страсти поддаваться подобным мгновенным увлечениям, принимая их за истинные и правильные. А тогда, когда проявляется истинная суть вещей, когда рушатся надежды, Пьер так же активно впадает в отчаяние, безверие, словно маленький ребенок, которого обидели.

И именно в такие, переломные минуты в Пьере проявляются сильная воля и самые лучшие стороны его характера, которые уже нельзя не отметить.

Так, Безухов резко порывает с Элен, узнав о том, насколько сильна была ее любовь к его деньгам. Сам Безухов равнодушен к деньгам и роскоши, поэтому спокойно соглашается с требованиями хитрой жены отдать ей большую часть своего состояния. Пьер бескорыстен и готов на все, лишь бы поскорее избавиться от той лжи, которой окружила его коварная красавица. Несмотря на свою беспечность и молодость, Пьер остро чувствует границу между невинными шутками и опасными играми, которые могут искалечить чью-то жизнь, поэтому он откровенно негодует в разговоре с негодяем Анатолем после неудавшегося похищения Наташи. И это далеко не единственные сцены, где Пьер уже более походит на взрослого самостоятельного человека, смелого, горячего, с независимыми суждениями. Как прекрасен он в своей потерянности во время сражения на поле Бородино, и при спасении девочки во время пожара, и когда вступает “в восторге бешенства” в драку с французами в Москве! Здесь он уже не безвольный и робкий Пьер.

Хочется еще раз отметить умение Толстого изображать своего героя таким, какой он есть, без прикрас, естественным человеком, которому свойственно постоянно меняться. Внутренние перемены, происходящие в душе Пьера Безухова, глубоки, и это отражается на его внешнем облике. При первом знакомстве Пьер — “массивный, толстый молодой человек, сумным наблюдательным взглядом”. Совсем по-другому Пьер выглядит после женитьбы, в обществе Курагиных: “Он молчал… и с видом совершенно рассеянным ковырял пальцем в носу. Лицо его было уныло и мрачно”. А когда Пьеру показалось, что он нашел смысл деятельности, направленный на улучшение жизни крестьян, он “говорил с одушевлением радости”.

И только освободившись от угнетающей лжи светского фарса, попав в сложные военные условия и оказавшись в среде простых русских крестьян, Пьер ощущает вкус жизни, обретает душевное спокойствие, которое снова меняет его внешность. Несмотря на босые ноги, грязную рваную одежду, спутанные волосы, наполненные вшами, выражение глаз его было твердое, спокойное и оживленное, и никогда ранее у него не было такого взгляда.

Так, пройдя тяжелый путь, исполненный ошибок, заблуждений в действительности русской истории, Пьер находит самого себя, сохраняет свою природную сущность, не поддается влиянию общества. На протяжении всего романа герой Толстого находится в постоянных поисках, душевных переживаниях и сомнениях, которые в итоге приводят его к истинному призванию.

И если поначалу чувства Безухова постоянно борются друг с другом, он мыслит противоречиво, то потом он окончательно освобождается от всего наносного и искусственного, обретает истинное лицо и призвание, четко знает, что ему необходимо от жизни. Мы видим, как прекрасна настоящая, неподдельная любовь Пьера к Наташе, он становится прекрасным отцом семейства, активно занимается общественной деятельностью, приносит пользу людям и не боится новых дел.

 

 

Сочинение «ОБРАЗ НАТАШИ РОСТОВОЙ В РОМАНЕ «ВОЙНА И МИР»

 

Наташа Ростова — центральный женский персонаж романа и, пожалуй, самый любимый у автора. Толстой представляет нам эволюцию своей героини на пятнадцатилетнем, с 1805 по 1820 год, отрезке ее жизни и на протяжении более чем полутора тысячах страниц романа. Здесь все: и сумма идей о месте женщины в обществе и семье, и мысли о женском идеале, и незаинтересованная романтическая влюбленность творца в свое творение. Наташа появляется на страницах романа тринадцатилетней. Полуребенок-полудевушка. Толстому важно в ней все: и то, что она некрасива, и то, как она смеется, что говорит, и то, что она черноглаза и волосы ее сбились назад черными кудрями. Это гадкий утенок, готовый превратиться в лебедя. Атмосферу счастья, всеобщей любви, игры и веселости в московском доме Ростовых сменяют идиллические пейзажи имения в Отрадном. Пейзажи и святочные игры, гадания. Она даже внешне, и, думается, совершенно не случайно похожа на Татьяну Ларину. Та же открытость любви и счастью, та же биологическая, бессознательная связь с русскими национальными традициями и началами. Вспомним, как Наташа отплясывает после охоты., — удивляется дядюшка. Кажется, не меньше удивлен и автор:.Однако, как литературный образ, Наташу невозможно полностью понять без определенных литературных проекций. Во-первых, это пушкинская Татьяна Ларина. Их внешнее сходство можно расценивать как цитатное. Кроме того, общая культурная аура, поэтика фольклорных забав и, отдельно, поэтика французских романов, которыми зачитывались барышни той поры. Во-вторых, это Софья из комедии Грибоедова. Влюбленность образованной, умной девушки в подленького и глуповатого Молчалина и любовь-болезнь, любовь-наваждение Наташи к Анатолю Курагину имеют довольно много схожих черт. Обе эти параллели не позволяют полностью объяснить Наташу, однако с ними легче разглядеть причины некоторых ее поступков и душевных движений. В период войны 1812 года Наташа ведет себя уверенно и мужественно. При этом она никак не оценивает и не вдумывается в то, что делает. Она повинуется некоему инстинкту жизни. После гибели Пети Ростова — она главная в семье. Она долгое время ухаживает за тяжело раненным Болконским. Это очень трудная и грязная работа. То, что Пьер Безухов увидел в ней сразу, когда она была еще девочкой, ребенком, — высокую, чистую, красивую душу, Толстой открывает нам постепенно, шаг за шагом. Наташа до самого конца с князем Андреем. Вокруг нее концентрируются авторские идеи о человеческих основаниях нравственности. Толстой наделяет ее необычайной этической силой. Теряя близких, имущество, испытывая в равной мере все тяготы, которые выпали на долю страны и народа, — она не испытывает духовного надлома. Когда князь Андрей пробуждается <от жизни>, Наташа пробуждается для жизни. Толстой пишет о чувстве, которое охватило ее душу. Оно, оставшись навсегда, стало смысловой составляющей дальнейшего существования Наташи. В эпилоге автор изображает то, что, по его представлениям, есть истинное женское счастье… Уже ничего не напоминает в этой сильной, широкой матери прежнюю Наташу. Толстой нарекает ее. Все мысли Наташи вокруг мужа и семьи. Да и мыслит она по-особенному, не умом,. Она словно часть природы, часть того естественного непостижимого процесса, в который вовлечены всю люди, земля, воздух, страны и народы. Не удивительно, что подобное состояние жизни не кажется примитивным или наивным ни героям, ни автору. Семья — обоюдное и добровольное рабство… Она только любит и любима. И в этом для нее скрыто истинное положительное содержание жизни. — единственный роман Толстого, имеющий классический счастливый конец. То состояние, в котором он оставляет Николая Ростова, княжну Марью, Пьера Безухова и Наташу, — лучшее, что он мог придумать и дать им. Оно имеет основание в нравственной философии Толстого, в его своеобразных, но очень серьезных представлениях о роли и месте женщины в мире и обществе.

 

Сочинение "Образ Кутузова и вопрос о роли личности в истории"

 

Сочиняя "Войну и мир", Лев Толстой создавал не просто роман, он создавал роман исторический. Многие страницы в нем посвящены специфически толстовскому пониманию исторического процесса, его философии истории.В связи с этим в романе действует множество реальных исторических персонажей, так или иначе влиявших на состояние европейского и российского общества в начале XIX века. Это император Александр I и Наполеон Бонапарт, генерал Багратион и генерал Даву, Аракчеев и Сперанский.

А среди них персонаж-знак, обладающий совершенно особой смысловой наполненностью, — генерал-фельдмаршал Кутузов Михаил Илларионович, светлейший князь Смоленский — гениальный русский полководец, один из об-разованнейших людей своего времени.

Кутузов, изображенный в романе, разительно отличается от реального исторического лица. Кутузов для Толстого — воплощение его исторических новаций. Он — фигура особенная, личность, наделенная инстинктом мудрости. Он подобен вектору, направление действия которого определяет сумма тысяч и миллионов причин и действий, совершаемых в историческом пространстве.

"История, то есть бессознательная, роевая, общая жизнь человечества, всякой минутой жизни царей пользуется для себя, как орудием для своих целей".

И еще одна цитата: "Каждое действие… в историческом смысле непроизвольно, находится в связи со всем ходом истории и определено предвечно".

Такое понимание истории делает всякую историческую личность личностью фатальной, обессмысливает ее активность. Она для Толстого в контексте истории выступает страдательным зало-гом общественного процесса. Только поняв это, можно объяснить действия, а точнее, не-действия Кутузова на страницах романа.

В Аустерлице, имея превосходящее количество солдат, прекрасную диспозицию, генералитет, тот самый, который он выведет потом на Бородинское поле, Кутузов меланхолически замечает князю Андрею: "Я думаю, что сражение будет проиграно, и я так сказал графу Толстому и просил передать это государю".

А на заседании военного совета перед сражением он просто, по-стариковски, позволяет себе заснуть. Он уже все знает. Ему все известно заранее. Он несомненно обладает тем "роевым" пониманием жизни, о котором пишет автор.

Однако Толстой не был бы Толстым, если бы не показал фельд-маршала еще и живым человеком, со страстями и слабостями, со способностью к великодушию и злобе, состраданию и жестокости.Он тяжело переживает кампанию 1812 года. "До чего… до чего довели! — проговорил вдруг Кутузов взволнованным голосом, ясно представив положение, в котором находилась Россия". И князь Андрей видит слезы на глазах старика.

"Они будут у меня конину жрать!" — грозит он французам. И выполняет свою угрозу. Умел слово держать!

В его бездействии воплощена коллективная мудрость. Он совершает поступки не на уровне их понимания, а на уровне некоего врожденного инстинкта, так, как знает крестьянин, когда надо пахать, а когда сеять.

Кутузов не дает генерального сражения французам не потому, что не хочет, — этого хочет государь, этого хочет весь штаб, — а потому, что это противно естественному ходу вещей, который он не в состоянии выразить словами.

Когда же это сражение происходит, автору не понятно, почему из десятков похожих полей Кутузов выбирает Бородинское, ничем не лучше и не хуже других. Давая и принимая сражение в Бородино, Кутузов и Наполеон поступили непроизвольно и бессмысленно. Кутузов на Бородинском поле не производит никаких распоряжений, он только соглашается или не соглашается. Он сосредоточен и спокоен. Он один все понимает и знает, что по окончании сражения зверь получил смертельную рану. Но для того чтобы он умер, необходимо время. Единственное хрестоматийно-историческое решение Кутузов принимает в Филях, один против всех. Его бессознательный народный разум побеждает сухую логику воинской стратегии. Оставив Москву, он выигрывает войну, подчинив себя, свой ум, свою волю стихии исторического движения, он стал этой стихией. Именно в этом убеждает нас Лев Толстой: "Личность есть раб истории".

 

Сочинение "Кутузов и Наполеон (по роману "Война и мир")"

 

Говоря о Бородинском сражении, нельзя умолчать о двух ключевых фигурах этого решающего события в истории девятнадцатого века: Кутузове и Наполеоне.

Толстой в романе “Война и мир” изображает этих людей диаметрально противоположными. Поведение Кутузова порой озадачивает читателей. Толстой показывает главнокомандующего дремлющим, бездействующим. Но в этом видна особая мудрость этого старого человека. Он не отдает приказы, а как-то особо, по-человечески, говорит:

— Поезжай, голубчик, поезжай, Христос с тобой… Наполеон же деятелен, порой суетлив. Он пишет приказы,

получает подарки, завтракает. В нем чувствуется радостное возбуждение перед решительным боем. Ему предрекают взятие Москвы: “Через три дня вы увидите Москву. Вы, верно, не ждали увидеть азиатскую столицу. Вы сделаете приятное путешествие”.

Для Кутузова и всех русских людей на Бородинском поле решалась судьба: быть или не быть стране.

Для Наполеона же — это очередная победа,— так он думал,— которая сделает его владыкой полумира.

“Весь день 25 августа,— как говорят его историки,— Наполеон провел на коне, осматривая местность, обсуждая планы, представляемые ему его маршалами, и отдавая лично приказания своим генералам”.

Кутузов беседует с князем Андреем, выслушивает проект Денисова об организации партизанских отрядов и отвечает:

“— Хорошо, хорошо, голубчик, оставайся тут, при штабе, завтра поговорим”.

Главнокомандующий как бы нехотя соглашается подписать бумаги:

“Он поморщился...

— Нет, вели подать, голубчик, сюда столик, я тут посмотрю...”

Кутузов слушает доклад “только оттого, что у него были уши… но очевидно было, что ничего из того, что мог сказать ему дежурный генерал, не могло не только удивить или заинтересовать его, но что он знал вперед все, что ему скажут...”. Кутузов считает, что в штабе мало что решается. Все будет зависеть от солдат. Поэтому на желание Андрея Болконского сражаться в полку, Кутузов отвечает:

“— Жалею, ты бы мне нужен был: но ты прав, ты прав. Нам не сюда люди нужны. Советчиков всегда много, а людей нет… иди с Богом своей дорогой. Я знаю, твоя дорога — это дорога чести”.

Русские люди на Бородинском поле показывали чудеса стойкости и героизма. Они понимали, что от каждого зависит исход сражения. Их не надо было опекать и подталкивать вперед. Это была их земля, которую надо было спасти и отстоять. Кутузов верит в солдат и офицеров русской армии. Он плоть от плоти их, так же мыслит и чувствует, как они, поэтому он знает, что французы будут у него “лошадиное мясо есть!”. После встречи с Кутузовым умный и проницательный князь Андрей понял, что главнокомандующий знает, что есть что-то сильнее его воли,— это ход событий, он умеет его видеть и “понять значение”. Кутузов берет на себя великую ответственность, принимая решение о сдачи Москвы. Он хочет сохранить армию, спасти Россию.

Наполеон же полон тщеславия, он, не задумываясь о последствиях, занимает Москву… потом бежит из России, бросив свою армию. Толстой показывает его авантюристом, который ради личной славы вверг тысячи людей в смертельную опасность. И как логическое завершение его бездумной политики Толстой показывает бесславную гибель французской армии и самого Наполеона.

Кутузов же довел порученное ему дело до конца. После изгнания французов из России он умер, но в сердцах всех поколений россиян он останется победителем и освободителем России, ее добрым гением.

 

 

Сочинение «Тема жизни и смерти в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

 

Одной из самых ярких особенностей романа Л. Н. Толстого “Война и мир” является глубокий психологизм и внимание автора к чувствам и мыслям героев. Сам жизненный процесс становится главной темой его творчества. Он показывает всего человека так, что перед нами выступают не остовы и схемы, которыми зачастую грешит типичность, а те неповторимые, единственные, интимные движения определенной души, которые представляют собою и самое дорогое, и самое несомненное в каждом из нас. И главнее, и поразительнее всего то, что именно из этих индивидуальных деталей, из этих человеческих подробностей, из этой россыпи личного вырастает мировая целостность, такое неслыханное обобщение, которое связывает в единое целое не только людей, но и все живое вообще. Понятия “жизни и смерти” являются ключевыми для понимания и философской концепции писателя, и психологии героев, и исторической судьбы страны. Ведь уже в заглавии романа “Война и мир” звучат эти два понятия, противопоставленные и дополняющие друг друга одновременно. Тему жизни и смерти можно рассматривать в романе с разных точек зрения: это и военные события, несущие разрушение, ужас, кровь невинных; это и бессмысленно прожитая жизнь, подобная смерти; это и смерть ради жизни. Отношение к жизни и смерти героев является одним из критериев нравственной оценки персонажей романа.

Прежде чем говорить о жизни и смерти героев, нужно заметить, что смерть действует на них по-разному. Одни умирают тихо, почти бесследно проходит их жизнь. Так изображена смерть старого графа Безухова и Элен. Другие персонажи близки автору и любимы им, поэтому расставание с ними очень болезненно. Таково описание смерти князя Андрея и Лизы Болконской.

Автор делит героев на две группы: развивающихся духовно и замерших в своем развитии. Героев “живых” сразу можно отличить от “мертвых”. Первые (Пьер, Андрей, Николай) меняют свои убеждения, ищут, страдают, а вторые неподвижны и всегда одинаковы. Создается впечатление, что они не способны мыслить и чувствовать вообще. Эти герои способны менять лишь ярлыки-маски. Так князь Василий Курагин сменил маску “государственного человека” на маску “убитого горем отца” (после смерти дочери, к которой он не испытывал почти никаких отцовских чувств); Жюли Карагина сменила маску “утонувшей в пучине меланхолии” на маску “счастливой невесты”. На протяжения всего романа автор ни разу не заглянул в душу к такому герою. Не проявляя никакого интереса к таким душам, он показал, что там все статично, там царит мрак. Такие герои не способны к любви, к проявлениям человеческих чувств. Вот пример. В семье Курагиных умирает дочь Элен, а отец ни на час не прекращает интриговать при дворе, используя свое положение “убитого горем отца”. Как не вспомнить хладнокровное, продуманное поведение Друбецкой в доме умирающего графа Безухова! Эти люди руководствуются лишь эгоизмом и корыстью. Они нравственно бесплодны.

Есть в романе герои “живые”. К ним относятся князь Андрей, княжна Марья, Пьер, Николушка, Наташа, Платон Каратаев и другие.

Смерть физическая ничего не добавляет к смерти “мертвых” героев. Они тонут в забвении. Элен очень быстро забыли в Петербурге. На “живых” героев смерть физическая действует иначе. Они умирают, но после них остается след. Так, князь Андрей оставил после себя сына и добрую память у всех близких. Так, княжна Марья заботится о том, чтобы все ее действия и поступки находились в согласии с волей умершего. Воспитывая Николушку, она все время спрашивает себя, одобрил бы ее действия брат или нет. Николушка мечтает стать таким же, как отец.

Жизнь “живых” не бесполезна.

Есть у Толстого в романе самая загадочная и непонятная смерть -пробуждение от жизни. Эта смерть подобна уходу человека в монастырь. Человек отрешается от всего земного. Такое случилось с князем Андреем. Во сне Андрею кажется, что в комнату врывается пустота и порывом ветра задувается свеча. Описывая мысли умирающего героя, Толстой показывает невозможность для окружающих понять то, что открылось князю Андрею. Такая смерть недоступна “мертвым” героям, они не способны к пробуждению от собственной мелочной жизни.

Наряду с символом смерти — порывом ветра, задувающим свечу, появляется и символ жизни — пламя. Это пламя горит по-разному в каждом герое. Наверное, наиболее ярко горит это пламя в душе Наташи Ростовой. Это не ровное горение в княжне Марье, это не огонь Пьера- то яркий, вдохновенный, то слабый, теряющийся в темноте. Жизнь Наташи — яркое сочное пламя жизни. (Недаром критик и писатель В. В. Вересаев назвал это главное свойство Наташи “живой жизнью”). Поет Наташа или в туфлях на босу ногу совершает свои ночные визиты к матери, или она танцует русскую, и от нее, этой “графинечки”, “где, как, когда всосавшей в себя этот дух”, исходит светлый ток жизнерадостности; и в “бархатной” темноте ночи так много делается, такая радостная работа идет в ее восприимчивой и творческой душе, жадной к бытию, и так все это овеяно счастьем, что, казалось бы, мир склоняется над миром и нет ничего другого, кроме этой отрады, кроме этой девушки, которая горит своим человеческим огнем, дышит всей своей молодой грудью. Наташа проходит путь от маленькой девочки до матери, посвятившей себя детям. Особо Толстой подчеркивает плодовитость Наташи. А жизнь всегда плодовита.

Писатель видит коренное отличие жизни “мертвых” от жизни “живых” героев. “Мертвые” стали мертвыми, так как не было с ними рядом “живых”. А жизнь “живая” преемственна. Так Пьер считает жизнь Платона Каратаева идеальной и стремится подражать ему. Николушка идеализирует “дядю Пьера” и желает стать таким же, как он. Налицо преемственность жизни.

Итак, смерть в романе “Война и мир” показана Толстым в трех аспектах. Есть изображение физической смерти, смерти нравственной и смерти как пробуждения от жизни. Смерть незрима и непонятна, но окончательна и бесповоротна.

Жизнь у писателя также делится на физическую и нравственную. Именно нравственной жизнью живут все положительные герои романа.

 

 

 Cочинение «Кутузов в Бородинском сражении» Кутузов проходит через всю книгу, почти не изменяясь внешне: старый человек сседой головой «на огромном толщином теле», с чисто промытыми складками шрама там, «где измаильская пуля пронзила ему голову». Н «медленно и вяло» едет перед полками на смотре в Браунау; дремлет на военном совете перед Аустерлицем. Он почти не меняется и внутренне на протяжении всего романа: в начале войны 1805 года перед нами тот же спокойный, мудрый, все понимающий Кутузов, что и в конце Отечественной войны 1812 года. Он человек, и ничто человеческое ему не чуждо: старый главнокомандующий устает, с трудом садится на лошадь, с трудом выходит из коляски; на наших глазах он медленно, с усилием жует жареную курицу, увлеченно читает легкий французский роман, скорбит о смерти своего друга, подчиняется царю, светским тоном разговаривает с Пьером. И при всем этом, в нашем сознании он стоит особо, отдельно от всех людей; мы догадываемся о его внутренней жизни, которая не меняется за семь лет, и преклоняемся перед этой жизнью, ибо она заношена ответственностью за нашу страну, и ни с кем е делит ту ответственность, несет ее сам. Но каким же предстает перед нами Кутузов перед Бородинским сражением и во время него? Бородинское сражение — это центр романа, его кульминация; решающий момент в жизни всей страны и многих героев книги. Как только Кутузов принял командование над армиями, он вспоминает о князе Андрее и посылает ему приказ прибыть в главную квартиру в Царево-Займище. Князь Андрей приезжает в тот момент, когда идет смотр войск Кутузовым перед сражением. После смотра Кутузов отправляется в главную квартиру, где, закончив подпись последних бумаг, пригашает к себе князя Андрея для важного разговора. «Умное, доброе и вместе с тем тонко-насмешливое выражение светилось на пухлом лице Кутузова». Может быть, нам покажется странным, но князь с глубочайшим сожалением отказывается от предложения Кутузова. «Благодарю вашу светлость… я привык к полку, полюбил офицеров, и люди меня, кажется, полюбили. Мне бы жалко оставить полк…» Кутузов с сожалением сказал: «Жалею, ты бы нужен был: но ты прав, ты прав…»; «Иди с Богом своей дорогой. Я знаю, твоя дорога — это дорога чести». Двадцать пятого августа «ополченцы и те, которые были в деревне, и те, которые работали на батарее, — побросав лопаты, побежали на встречу церковному шествию». «толпа окружившая икону, вдруг раскрылась. Кто-то вероятно очень важное лицо, судя по поспешности, с которой перед ним сторонились, подходил к иконе». Перед Бородинским сражением Кутузов вел себя довольно-таки странно и не сдержанно, выгоняя все как бы лишних людей из штаба, почти ни с кем не разговаривая и ничего не выясняя. И вот наступает 26 августа — день Бородинского сражения. Наполеону посвящены семь глав из двадцати, описывающих бородинскую битву, а Кутузову всего одна. Наполеон в этих главах напряженно деятелен, а Кутузов по сравнению с ним, бездействует. Еще во время Бородинского сражения Толстой подчеркивал, что Кутузов «не делал Никах распоряжений, а только соглашался или не соглашался с тем, что предлагали ему». Но он «отдавал приказания, когда это требовалось подчиненным. Толстой пытался показать, как спокойно Кутузов отдается воле событий, как мало, в сущности, руководит войсками, зная, что «участь сражений» решает «неуловимая сила, называемая духом войска». Но, когда нужно, он руководит армиями и отдает приказы, на которые никто другой не осмелился бы. Оставляя Москву, он не только отел сохранить русскую армию, — он понимал, что французские войска разбредутся по огромному городу, и это приведет к разложению армии — без потерь, без сражений начнется гибель французских войск.Но со всех сторон на него оказывалось давление, и он вынужден был отдать приказ к сражению, «которого он не одобрял». Но все-таки, как бы противник не наступал, какие бы трудности не подстерегали, какие бы армия не несла потери, все-таки русские отстояли свою честь. Кутузов был показан как полководец, превзошедший над Наполеоном, как великая личность: им была одержана «победа нравственная», потому что на французов «в первый раз под Бородино была наложена рука сильнейшего духом противника».  Cочинение «Роль пейзажа – по роману "Война и мир"» Лев Николаевич Толстой — большой мастер пейзажа. Он включает описание природы в повествовательную ткань романа, чтобы оттенить те или иные чувства героя, показать искусственность или надуманность той или другой теории, иди хочет показать гармонию с великой «матерью-природой». Большую роль играет пейзаж в романе «Война и мир», он помогает писателю показать всю мелочность и смехотворность мечтаний князя Андрея о славе, подвиге… На поле брани перед лицом смерти князь Андрей понял, что кумиры и слава далеки от истинного смысла жизни. «Над ним не было ничего уже, кроме неба,— высокого неба, не ясного, но все-таки неизмеримо высокого, с тихо ползущими по нему серыми облаками… Да! все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме его. Но и того более того нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения. И слава Богу!» Видя теперь так близко своего кумира — Наполеона, князь Андрей понимает всю ничтожность этого «маленького человека», которому он подражал. Все это мелко и незначительно по сравнению с тем, что происходит между его душой и этим высоким небом. Андрей находит подлинный смысл жизни в служении семье, воспитании сына. Князь Андрей считает, что его жизнь кончилась. Нет никакой надежды на счастье. Как бы вторя его мыслям, старый мощный дуб стоит в распустившейся березовой роще. Его сучья-палки торчат в разные стороны, уродливые на фоне молодых березок. Дуб как бы говорит: «Весна, и любовь, и счастье! И как не надоест вам все один и тот же глупый, бессмысленный обман!.. Нет ни весны, ни солнца, ни счастья…» «Да, он прав, тысячу раз прав тот самый дуб,— думал князь Андрей,— пускай другие, молодые, снова поддаются на тот самый обман, а мы знаем жизнь,— наша жизнь кончена!» Он решает существовать тихо и спокойно, доживать свой век, никому не делая зла, заботясь о близких, выполняя свой отцовский задолженность. Но как кардинально меняются мысли князя Андрея после посещения Отрадного, знакомства с Наташей. Ее ночной разговор с Соней, нечаянно подслушанный князем, раскрывает ему душу этой девушки. Ее восторженность и упоение жизнью передаются невольно Болконскому. Он начинает понимать ценность жизни, каждого ее мгновения. На обратном пути он видит тот же дуб, но какой! «Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого горя и недоверия — ничего не было видно. «Да это тот самый дуб»,— подумал князь Андрей, и на него вдруг нашло беспричинное весеннее чувство радости и обновления». Вся жизнь проносится перед мысленным взором князя. Он уверен, что не пора «хоронить» себя. Он полон сил, ему только тридцать один год, он может принести пользу не только своим близким, что, безусловно, очень важно. Андрей понимает, что способен на великие дела, он может быть полезен Отечеству, нечего хоронить себя в деревне, надо ехать в столицу, где вершится политическая жизнь. Примечательно отметить, что только лучшие герои Толстого близки природе, они чувствуют свою связь с ней, «духовное родство». Отрицательные же герои далеки от природы, от всего естественного и прекрасного. Они не только не замечают природу с ее величием и спокойной красотой, а как будто более того не подозревают о ее существовании. Таким образом, Лев Николаевич Толстой включает описание природы не только как фон, природа — действующее лицо, помогающее раскрыть лучшие качества его любимых героев, подчеркнуть их духовность, высокие порывы и стремления. Такое описание природы — традиция русской литературы, получившая начало ещё в древнейшем нашем памятнике «Слово о полку Игореве», а Лев Николаевич Толстой и другие русские классики развили и усовершенствовали эту традицию, довели ее до степени искусства. Cочинение «Пейзаж как средство психологического анализа в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» Использование писателем картин природы всегда обогащает произведение в идейном и художественном отношениях. Пейзаж может выполнять огромное число самых разнообразных функций: он незаменим для тонкого психологического анализа состояния героев, для усиления картин каких-либо событий, яркой характеристики обстановки, в которой развертывается то или иное действие. Картины природы могут служить для выражения какой-либо мысли автора или его чувств и переживаний, выполнять идейно-композиционную роль, т.е. помогать раскрытию идеи произведения. По созданию того или иного пейзажа можно судить об отношении автора к своим героям, о его взглядах на природу, о ее роли в жизни общества и человека. Поэтому пейзаж является одним из основных средств психологического анализа.На мой взгляд, наиболее ярко картины природы Л. Н. Толстой изобразил в романе “Война и мир”. Природа для автора эпопеи — это высшая мудрость, олицетворение нравственных идеалов и истинных ценностей. Человек “естественный”, близкий к природе, был идеалом писателя. Поэтому одной из важных характеристик героев Толстого является их отношение к природе.В романе “Война и мир” мы ни разу не видим Элен, Анну Павловну, Жюли Курагину, князя Василия на лоне природы, так как это не их стихия. Они не любят природы, не понимают ее высокого смысла. Духовно опустошенные, нравственно уродливые, они если и говорят о природе, то натянуто и фальшиво.Но совсем иначе воспринимают этот гармоничный мир главные герои романа, близкие к идеалу писателя — “естественному человеку”. Это люди духовно красивые, ищущие счастья, внутренне близкие к народу, мечтающие о полезной деятельности. Их жизненный путь — это путь страстных исканий, ведущий к правде и добру. Богатство внутреннего мира, “диалектику души” этих героев Толстой раскрывает через их восприятие природы.Например, духовная красота Наташи Ростовой, поэтичность ее натуры проявляются в отношениях героини к природной стихии.Природа органично входит в жизнь “ищущих” героев Л. Н. Толстого, переплетается с их мыслями и переживаниями, иногда помогает переосмыслить, пересмотреть свою жизнь и даже круто изменить ее.Толстой часто использует пейзаж для анализа душевного состояния князя Андрей в минуты его душевной подавленности или эмоционального взлета (образ старого дуба — символ “замирания” и “возрождения”). Природа часто помогает и самому герою узнать свое состояние, разобраться во всем (небо над Аустерлицем, описание Дуная, образ дуба и др.)Картина природы воссоздает обстановку, характеризующую начало Бородинского сражения: солнце, брызнувшее на поля из-за тумана, послужило Наполеону сигналом к выступлению.Пейзаж в освещении войн, битв, сражений несет у Толстого главную идейную нагрузку, выявляет характер войны, отражает точку зрения автора на происходящее.Таковы в романе Л. Н. Толстого “Война и мир” функции пейзажа, для воссоздания которого автор использовал различные художественные особенности. Раскрывая внутренний мир героев, писатель рисовал картины природы, созвучные душевным переживаниям того или иного образа, или контрастно противопоставлял состояние души героев и природу, чтобы оттенить глубину внутренних волнений персонажей.Таким образом, пейзаж помогает проанализировать душевное состояние героя, картины природы рисуют обстановку, в которой происходят события, выражают мысли, чувства и переживания самого автора. И, конечно, созданные писателем яркие, красочные картины природы прекрасны в художественном отношении. Ночь в Отрадном и небо Аустерлица, картина охоты и описание дуба — лучшие страницы романа...Тяжелая душевная травма приводит Андрея Болконского в отчаяние, он теряет смысл жизни, но через некоторое время мы видим духовное возрождение героя. Оно связано с его восприятием оживающей весенней природы, когда и молоденькие березы и старый сердитый дуб чувствуют прилив энергии и жизненных сил.Замечательное описание осенней природы связано с картиной охоты в Отрадном: “Уже зеленя уклонились и ярко-зелено отделились от полос буреющего, выбитого скотом, озимого и светло-желтого ярового жнивья с красными полосами гречихи. Вершины и леса… стали золотистыми и ярко-красными островами посреди ярко-зеленых озимей”. Эта русская поздняя осень возбуждает в человеке какую-то внутреннюю духовную силу. Кроме того, она созвучна страстному увлечению людей охотой, музыкой, плясками, которые Толстой искусно отображает в романе.Светлая ясная природа дает человеку радость и силу и делает очень непонятными действия людей, убивающих друг друга. Утро Бородинской битвы “было ясно, свежо, росисто и весело. Солнце, только что вырвавшееся из-за тучи, заслонявшей его, брызнуло до половины переломленными тучей лучами через крыши противоположной улицы, на покрытую росой пыль дороги, на стены домов”. Пьер в это время видит панораму Бородинского поля: “Косые лучи яркого солнца кидали на нее в чистом утреннем воздухе пронизывающий с золотыми и розовыми оттенками свет и темные, длинные тени”. А затем эту чудесную картину русской природы сменяет страшный вид поля: “Собрались тучки, и стал накрапывать дождик на убитых, на раненых, на испуганных, и на изнуренных, и на сомневающихся людей. Как будто он говорил: “Довольно, довольно, люди. Перестаньте… Опомнитесь. Что вы делаете?”“Суровый российский климат воспитал крепких, выносливых, но в то же время душевных людей. От дальнего, шагов за сто, костра послышался дружный, веселый хохот: там русские солдаты кормили кашей полузамерзшего француза, и один из них старался подражать французскому говору. Все они радовались, что могут помочь человеку, забыв, что недавно он был их врагом”.“И все затихло. Звезды, как будто зная, что теперь никто не увидит их, разыгрались в черном небе. То вспыхивая, то потухая, то вздрагивая, они хлопотливо о чем-то радостном, но таинственном перешептывались между собой”. Казалось, сама природа сочувствует проявлению простого доброго, дружеского чувства.Каждому из любимых толстовских героев открывается “высокое бесконечное небо” — символ возвышенных стремлений. Пейзаж в романе обретает философский смысл и играет важную композиционную роль.  Cочинение «Мир природы в романе «Война и мир» Л. Н. Толстого» Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик — В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык... Ф. И. Тютчев Яснополянский парк. Тишина. Аллея под сводами вековых деревьев. Высокое вечное небо. И маленький холмик сбоку, на краю оврага, среди густой зелени. На нем скромный букет цветов, чаще полевых. Наверное, это единственная в мире могила великого человека, на которой нет ни памятника, ни даже скромного над­гробия. Здесь покоится гениальный писатель земли русской Лев Николаевич Тол­стой. Так он завещал похоронить себя: хотел возвратиться в вечный мир живой природы. Зато природа естественная, живущая по своим законам, становится полноправ­ным действующим лицом толстовских книг. Именно действующим лицом: пейзаж у Толстого не фон, не просто описание обстановки; природа у него — часть окружа­ющего мира. Она участвует в событиях, воздействует на человека, помогает не только раскрыть, но и объяснить душевное состояние героя. При этом писатель показыва­ет, что природа не зависит от настроения людей, она просто может по-разному вос­приниматься ими в зависимости от их душевного состояния. И, поистине, «в ней есть душа»: пейзаж существует не сам по себе, он всегда неотделим от человека, от его внешней и внутренней жизни. Для Толстого восприятие природы, способность чувствовать ее, понимать ее «язык» — важнейшая характеристика человека. Поэтому в «Войне и мире» пейзаж дается либо «от автора», либо в восприятии героев, живущих богатой духовной жизнью: князя Андрея, Пьера, либо «естественных» людей, как например Наташа и Николай Ростовы. Люди бездуховные, неестественные, оторванные от национальной почвы (Курагины, Берг, Друбецкой), не видят и не понимают природы. Для них она «бездуш­ный лик». Картины природы часто помогают автору эпопеи выразить свое отношение к происходящему. Так, Толстой, воспринимая войну как «противное человеческой природе событие», рисует плотину Аугеста до и в конце сражения, противопостав­ляя прекрасную мирную сельскую жизнь кровавой бойне, безжалостно разрушив­шей эту жизнь. Даже после Бородинского сражения, необходимого в той справед­ливой, народной войне, которую вела Россия, сама природа словно протестует против массового убийства: «Над всем полем, прежде столь весело-красивым… стояла те­перь мгла сырости и дыма...»Именно в природе видит Толстой образец жизни для людей. Наверное, не случай­но для многих положительных героев эпопеи в переломные моменты их жизни от­крывается «небо»: высокое бесконечное небо князя Андрея под Аустерлицем; спо­койное голубое небо, которое Николай Ростов увидел в своем первом бою; московское темное звездное небо с яркой кометой посередине, увиденное Пьером в 1812 году, и небо в плену с полным ярким месяцем и «в глубь уходящими звездами», говоря­щие Пьеру о непобедимости душевной свободы человека; и, наконец, волшебное чер­ное чистое небо взволнованного Пети Ростова. Особое композиционное значение имеет пейзаж, когда он сопровождает размыш­ления героев, помогает им принять решение. В этих случаях природа очеловечена: она воспринимает человеческие эмоции, переживания, как все понимающий чело­век. Гениальна картина весеннего дуба, дважды увиденного князем Андреем. «Ста­рым, сердитым и презрительным уродом» стоит он «между улыбающимися берез­ками», смотрит на мрачного князя, говорит с ним его словами, сочувствует ему и все-все понимает. Проходит совсем немного времени, но та внутренняя работа, которая постоянно шла в князе Андрее после разговора с Пьером на пароме, встре­ча с поэтичной Наташей Ростовой, случайно услышанный ночной разговор деву­шек в Отрадном — все это совершило переворот в душе Болконского — он ощутил свою молодость, жизнелюбие. И вот, возвращаясь из Отрадного, он снова видит дуб и не узнает его: старый дуб расцвел молодой зеленью. Старый дуб, мудрый вели­кан, обновленный весной, помогает Болконскому понять, что «жизнь не кончена в 31 год», что она, жизнь, неистребима. Так же ярко выражено в пейзаже новое отношение к жизни Пьера Безухова, выработанное им в плену. Любуясь панорамой Москвы, он «почувствовал новое, неиспытанное чувство радости и крепости жизни», видя, как «все перед ним заиг­рало в радостном свете». Читая, как сурова и беспощадна была зима во время бегства французских заво­евателей из России, невольно думаешь, что сама природа вмешалась в жизнь лю­дей и вынесла свой справедливый приговор. Слабые пришельцы не выдерживают русских морозов и гибнут здесь, вызывая уже не ненависть, а жалость. Своим великим романом Толстой учит нас многому. Перечитывая его, люди каж­дый раз открывают для себя что-то новое. И однажды, отложив книгу, читатель иначе, чем всегда, посмотрит вокруг и, может быт, ему откроется его «небо». И захочется поехать в Ясную Поляну, постоять у небольшого холмика, под которым покоится гений, сумевший понять душу родной земли и стать своим в вечно живом мире — мире природы.

 

Страницы: 1 2 > >>