СОЧИНЕНИЯ по трагедии Гете «Фауст»

Сочинение "Роль злого начала в судьбе человека (По трагедии "Фауст" И. В. Гете)"

 

Иоганн Вольфганг Гете является основоположником немецкой литературы новой эпохи. Этот многогранный, одаренный человек оставил после себя заметный след и в литературе, и в науке. Творчество Гете является точным отображением наиважнейших тенденций и противоречий современности той эпохи. Трагедия "Фауст" стала произведением Гете, в котором автор делится своими мыслями об общечеловеческих ценностях, о смысле жизни, в основе которых лежит неутомимая деятельность ради человека, даже если эта деятельность несет в себе трагические ошибки.

Начинается трагедия "Фауст" "Прологом на небе", где состоялась беседа Бога и Мефистофеля, больше напоминающая философскую дискуссию. В разговоре впервые звучит имя Фауст, которого Бог приводит в пример как своего верного раба. Мефистофелю удается убедить Бога провести эксперимент, обещая заставить Фауста пресмыкаться и "жрать… прах из башмака". Бог в данном споре является носителем оптимистического взгляда на человека, а Мефистофель ведет себя как закоренелый скептик, который не верит в человеческую порядочность и здравомыслие. Мефистофель отправляется на землю. И начинается грандиозная по масштабу борьба добра и зла, великого и ничтожного.

Доктор Фауст — ученый-энциклопедист, почитаемый среди народа, но он разочаровался в науке и в возможности открыть истину. Душевная опустошенность толкает Фауста обратиться к магии, но дух, которого он вызвал, ужасно испугал его. Вскоре в комнате Фауста появляется и Мефистофель. Гость едко посмеивается над слабостями человека, никчемностью существования, будто проникает в глубину терзаний Фауста. Мефистофель обещает открыть Фаусту все радости жизни, но с одним условием: если Фауст попросит прекрасному мгновенью остановиться, то его душа перейдет в собственность Мефистофеля. И они отправляются странствовать.

Мефистофель — воплощение злой мудрости. Он досконально знает человеческую натуру, и как никто, умеет воспользоваться ее слабостями. Фауста же волнует поиск смысла человеческой жизни, собственный опыт и переживания, но ему не удается устоять против чар любви. Но и любовь не смогла дать Фаусту чувства безоблачного счастья, и странствия продолжаются.

В конце своей жизни Фауст приближается к пониманию смысла бытия. Ему кажется, что заключается он в бескорыстном служении людям. Слепой Фауст умирает, а его бессмертную душу забирают на небеса. Мефистофель понимает, что в очередной раз проиграл в вечном споре между божественным и земным.

Трагедию "Фауст" следует рассматривать не как бытовую драму, а как философское и морально-этическое произведение, ее можно также отнести к нашему времени и к будущему человечества с его надеждами и горестями. Конфликт между Фаустом и Мефистофелем существует вечно, потому

что это борьба между добром и злом, которые живут в каждом. И по сей день остается актуальным призыв доктора Фауста не останавливаться, не впадать в сон, необходимо действовать, изменяться и обогащаться самому вместе с окружающим миром:

Лишь тот достоин жизни и свободы,

Кто каждый день за них идет на бой!

Путем вечного поиска и вечной работы над собой виделось Гете дальнейшее развитие человечества, победа духа не только над физической, но и над духовной смертью.

 

 

Сочинение "Философский смысл образа Фауста"

 

… Не такой, как все; он служит по-иному;

Ни пить, ни есть не хочет по-земному;

Как сумасшедший, он рассудком слаб,

Что чувствует и сам среди сомнений;

Всегда в свои мечтанья погружен,

То с неба лучших звезд желает он,

То на земле — всех высших наслаждений,

И в нем ничто — ни близкое, ни даль —

Не может утолить грызущую печаль.

Гете «Фауст»

 

Бурная эпоха Просвещения рождала своих героев-бунтовщиков, бросавших вызов невежеству, пассивности, средневековому варварству и предрассудкам. Такими героями стали передовые писатели и созданные ими образы. Они боролись за свободу и независимость человеческой личности, обрушивали свой справедливый гнев на старый порядок. Среди этих писателей был и немецкий поэт И. В. Гете. Он искренне и твердо верил в торжество разума на земле и эту веру вложил в образ героя своего величайшего произведения — трагедии «Фауст».

Легенда о Фаусте еще в ранние годы привлекла внимание Гете. Она отражала веру в человека, в силу и величие его мысли. Поэту был близок образ человека, преодолевающего любые трудности и соблазны и уверенно идущего вперед к достижению своей высокой цели. Фауст представлял собой тип мыслителя, стремящегося во что бы то ни стало постичь тайны природы и жизни. Все эти черты и взял писатель за основу при создании образа своего героя.

Характер Фауста очень сложен и противоречив, его душу все время терзают сомнения, воодушевление сменяется в его сердце печалью и неудовлетворенностью. Даже всматриваясь в обстановку его кабинета, который он сам сравнивает с «глухой каменной норой», мы видим отражение того тесного, душного круга, из которого герой стремится вырваться «на волю, в широкий мир». Он мечтает познать истину, изучить законы природы, но вместо этого вынужден находиться в окружении «тлена и хлама». Науки того времени были мертвы, они не давали ответов на вопросы, волновавшие пытливый ум Фауста. Не находит он решения своих проблем и в магии.

Фауст сознает, что путь к познанию истины будет нелегок, но все же отправляется в этот путь, движимый жаждой познания.

Мы видим, какой полнотой жизни, радостью, живым восприятием природы наполнена сцена появления героя на весеннем празднике. Он чувствует воскрешение самого народа, который стремится вырваться «из душного города в поле, на свет». Подобные настроения и атмосфера очень близки душевному состоянию самого Фауста. Ведь он желает не только узнать мир, но и донести луч знания до других людей. Именно этим обусловлено его стремление перевести на родной язык Евангелие — одну из самых популярных и важных книг. Но здесь им овладевают сомнения. «В начале было Слово, и слово было Бог», — говорит великая книга. Но герой возражает: «Я слово не могу так высоко ценить». Он с уверенностью заменяет текст: «Деяние — начало бытия». И в этой фразе заложен основной смысл его образа. Гете утверждает идею непрерывного движения вперед, постоянного действия, созидательного труда. Так как только в этом случае человек может познать себя и окружающий мир. Фаусту, по словам Н. Г. Чернышевского, «… нужна истина более глубокая, жизнь более полная, потому-то он и должен войти в союз с Мефистофелем, то есть отрицанием». Именно в столкновении с Мефистофелем, в споре с ним, в попытках доказать его неправоту, развивается характер героя. Он понимает, что не может стоять на месте, не найдет покоя и не захочет остановить мгновение. Фауст, охваченный жаждой поиска и познания, будет вечно стремиться вперед.

 

Что дашь ты, жалкий бес, какие наслажденья?

Дух человеческий и гордые стремленья

Таким, как ты, возможно ли понять?

 

— отвечает герой своему искусителю, который хочет потопить его стремления в омуте низменных удовольствий. Фауст дает клятву никогда не поддаваться соблазну покоя и довольства:

 

Когда на ложе сна, в довольстве и покое,

Я упаду, тогда настал мой срок!

Когда ты льстить мне лживо станешь

И буду я собой доволен сам,

Восторгом чувственным когда меня обманешь,

Тогда — конец!

 

Да, путь Фауста труден, им постоянно овладевают новые иллюзии, которые затем рушатся; его преследуют неудачи и разочарования. Но, пройдя через все испытания, устояв перед всеми соблазнами, герой не теряет веры в светлое будущее, в могущество человеческого разума, в силу человеческого духа. Он понимает, что для достижения прогресса недостаточно только высоких стремлений и мечтаний. За золотой век нужно бороться, ведь

 

… только тот достоин жизни и свободы,

Кто каждый день за них идет на бой.

 

Люди должны верить в себя и надеяться лишь на свои силы, на свой «свободный труд» — таков вывод Фауста.

Образ, созданный Гете, вошел в мировую культуру как один из «вечных образов». Своим произведением автор надеялся пробудить в людях стремление к совершенству, помочь формированию поколения, исполненного мужества, достоинства, силы духа и жажды деятельности. Он до конца своих дней не утратил веры в человека, в его высокое предназначение.

 

 

Сочинение "Тема любви в трагедии Гете «Фауст»"

 

Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится. Она не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла. Не радуется неправде, а порадуется истине. Все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. К познанию такой любви, любви истинной, приходит главный герой трагедии Гете Фауст. Заключив договор с дьяволом, Фауст требует от него беспрекословного исполнения всех своих желаний.

 

И первое желание мужчины было связано с женщиной, непорочной и чистой Маргаритой. Мефистофель без особого восторга исполняет это желание своей жертвы. Сам черт признает: девушка настолько чиста и непорочна, что зло не имеет над ней силы. Мефистофель уверен, что против Маргариты нельзя применять никакую силу, «тут надо изловчаться и лукавить». В конце концов Мефистофель помогает Фаусту познакомиться с Маргаритой, надеясь, что в ее объятиях тот сможет найти то прекрасное мгновение, которое искал всю жизнь и которое хотел продлить до бесконечности. Фауст сначала завлечен в объятия чувственных желаний:

 

О небо, вот так красота

Я в жизни не видал подобной.

Как неиспорченно-чиста

И как насмешливо-беззлобна!

 

Уже попав в комнату девушки, Фауст начинает понимать, что она не только внешне красива, но и прекрасна душой, и он все более убеждается в этом. Его чувство становится всеобъемлющим — не только физическим, но и духовным. Вторая половина первой части «Фауста» посвящена истории любви Фауста и Гретхен. Между влюбленными — огромная пропасть. Фауст — человек необыкновенно развитый умственно, прошедший большой путь духовного роста, очень много знающий и весьма вольнодумный. Ему свойственно критическое отношение к общепринятым понятиям. Мысль его отличается самостоятельностью, он ничего не принимает на веру, подвергает все критическому анализу и лишь после этого делает определенные выводы. Он давно отказался от веры в церковное учение:

 

Кто из нас дерзнет

Ответить, не смутясь: «Я верю в Бога» ?

А отповедь схоласта и попа

На этот счет так искренне глупа.

Что кажется насмешкою убогой.

 

Гретхен — прелестное, чистое юное существо. Она обладает всеми сокровищами женской души. Девушка способна к безграничной любви и самопожертвованию. Она глубоко верующая, ведь ее всю I жизнь сопровождает ее мама — образец религиозной добродетели. Обнаружив у себя в комнате шкатулку с драгоценностями, Гретхен тотчас сообщает о находке любимой матери, которая появление драгоценностей в своей бедной комнатушке приписывает козням дьявола. Шкатулка отдана церкви. В то же время Гретхен мучают раздумья о неизвестном дарителе. Влюбленный Фауст не останавливается, готовя возлюбленной с помощью Мефистофеля новое испытание. Следующая шкатулка, полная несметных сокровищ, соблазняет Гретхен. В этот раз она свернула с пути добродетели, решив принять шкатулку с несметными сокровищами. Но разве можем мы обвинять бедную девушку в том, что ей понравились красивые вещи? В своей жизни она не видела ничего, кроме ежедневной изнуряющей работы, и не могла даже мечтать, что в один прекрасный момент ее жизнь изменится точно как у Золушки. А тут еще и подруга Марта уверяет, что все хорошо, что можно оставить себе ларчик и тайком примерять драгоценные безделушки. Пользы от этого никакой, но лишний раз полюбоваться своей красотой, обрамленной прекрасными каменьями и золотом, — праздник для любой девушки.

 

Результат этого поступка оказался для Гретхен роковым. Невольно поддавшись искушению, она утратила целомудрие. Зло порождает зло, один нечестный поступок приводит к следующему. Мефистофель торжествует: знакомство Фауста и Гретхен приносит ему нег плохие дивиденды. Фауст ради встречи с Гретхен готов на подлог и подписывает поддельные документы. Гретхен понимает, что любит, и ради любви готова на жертвы. В порыве страсти она даже забывает о вездесущих соседях, которые непременно вынесут свой ханжеский приговор чужой любви и чужому счастью.

 

В тот момент, когда Фауст преодолевает чувственное влечение к девушке и переходит на другой, духовный, уровень любви, Гретхен начинает испытывать беспокойство по поводу правильности своих поступков. Мефистофель в ее представлении «лиходей», который «так насмешлив и хитер и ни во что людей не ставит». Подобно тому, как Фауст для удовлетворения своих духовных стремлений заключает договор с дьяволом, иначе говоря, впадает с общепринятой точки зрения в «грех» и совершает преступление, так и Гретхен во имя любви становится нарушительницей принятых в обществе нравственных установлений. Она не может освободиться от навязанных ей с детства правил, хотя и невольно задается вопросом, почему любовь, давшая ей такую душевную радость, находится в противоречии с моралью, в истинность которой она всегда верила.

 

Трагедию любви Фауста и Гретхен можно объяснить и различиями их натур, и агрессивностью внешней среды. Ведь суд над Гретхен берется вершить не чужой человек, а ее родной брат Валентин. Суд родных подчас более несправедлив и жесток, чем суд посторонних. Например, в странах, исповедующих ислам, нередки случаи, когда разъяренные отцы и братья убивают своих дочерей и сестер, ступивших, по их мнению, на путь разврата и порока.

 

Бравый вояка Валентин, казалось бы, менее всего имел отношение к морали. Пьяный разгул был самым невинным прегрешением в жизни этого человека, профессией которого было убийство. И вот именно он, сам, вероятно, не раз попиравший девичью честь, счел нужным вступиться за свою сестру, а это, в конечном счете, повлекло за собой роковое одиночество Гретхен в самый критический для нее момент. Фауст убил Валентина и вынужден скрываться. В это время Гретхен сходит с ума и убивает своего ребенка. Приговор общества детоубийцам всегда жесток, несмотря на то что подчас само общество толкает женщин на это безумство. Гретхен заточена в тюрьму, она не понимает даже того, что убила собственное дитя. Разговоры о том, что она является убийцей своего невинного ребенка, она воспринимает как злую шутку. Появление возлюбленного сначала кажется ей спасением, но почему она так полна недоверия к тому, кто наполнял ее думы и сердце трепещущим огнем любви?

 

Хоть то же все на вид,

Мне нет с тобой удачи,

И холод твой страшит…

 

В нем Гретхен чувствует силы зла, с ним она не видит будущего. Да и какое это будущее: быть изгнанной и терзаться, мучиться, не в силах забыть своего преступления? Гретхен надеется только на справедливый Божий суд, к Господу обращены ее последние слова:

 

Спаси меня, Отец мой в вышине!

Вы, ангелы, вокруг меня, забытой,

Святой стеной мне станьте на защиту!

Ты, Генрих, страх внушаешь мне.

 

Осужденная людьми, она до последнего мига своей жизни сопротивляется злу. Как гимн чистой, непорочной душе звучит голос свыше: «Спасена!» Такой, казалось бы, трагический финал, однако он не внушает пессимизма и неверия в жизнь. Ведь Гретхен возбуждает в читателях не только сочувствие и жалость, но и восхищение. Ей были неведомы искания истины, присущие Фаусту, но ей и не надо было искать тот прекрасный миг: она была счастлива в любви. Да, она совершила тяжкие преступления, но лучшие душевные качества, которые проявились в героине во время трагических обстоятельств, вызывают только искреннее восхищение. Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится. Она не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла. Не радуется неправде, а сорадуется истине. Все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.

 

 

Сочинение "Образы главных героев трагедии «Фауст»"

 

Кто же главный герой трагедии Гёте, чьим именем названа знаменитая трагедия? Каков он? Сам Гёте высказался о нем так: главное в нем «неустанная до конца жизни деятельность, которая становится все выше, чище».

Фауст — человек с высокими стремлениями. Всю свою жизнь он посвятил науке. Он изучал философию, право, медицину, богословие, добился ученых степеней. Прошли годы, и он с отчаянием осознал, что ни на шаг не приблизился к истине, что все эти годы он только отдалялся от познания действительной жизни, что он променял «живой природы пышный цвет» на «тлен и хлам».

Размышления Фауста вместили в себя переживания самого Гёте и его поколения о смысле жизни. Гёте создал своего Фауста как человека, который слышит призыв жизни, призыв новой эпохи, но еще не может вырваться из тисков прошлого. Ведь именно это волновало современников поэта — немецких просветителей. В соответствии с идеями просветителей Фауст — человек дела. Даже переводя на немецкий язык Библию, он, не соглашаясь со знаменитой фразой: «В начале было Слово», уточняет: «В начале было Дело».

Мефистофель — не просто искуситель и антипод Фауста. Он философ-скептик с блестящим критическим умом. Мефистофель остроумен и язвителен и выгодно отличается от схематичного религиозного персонажа. Гёте вложил в уста Мефистофеля немало своих мыслей, и тот, как и Фауст, стал выразителем идей Просвещения. Так, облачившись в одежды университетского профессора, Мефистофель высмеивает царившее в ученых кругах преклонение перед словесной формулой, безумной зубрежкой, за которой нет места живой мысли: «Словам должны вы доверять: в словах нельзя ни йоты изменять...»

Фауст заключает договор с Мефистофелем не ради пустых развлечений, а ради высшего знания. Он желал бы все испытать, узнать | и счастье, и горе, познать высший смысл жизни. И Мефистофель дает Фаусту возможность вкусить все земные блага, чтобы тот смог забыть о своих высоких порывах к знанию. Мефистофель уверен, что заставит Фауста «ползать в помете». Он ставит его перед самым главным соблазном — любовью к женщине.

Искушение, которое придумал для Фауста хромоногий черт, имеет имя — Маргарита, Гретхен. Ей пятнадцатый год, она простая, чистая и невинная девушка. Увидев ее на улице, Фауст вспыхивает к ней безумной страстью. Его влечет эта юная простолюдинка, возможно, оттого, что с ней он обретает ощущение красоты и добра, к которым раньше стремился. Любовь дарит им блаженство, но она же становится причиной несчастий. Бедная девушка стала преступницей: боясь людской молвы, она утопила родившегося ребенка.

Узнав о случившемся, Фауст пытается помочь Маргарите и вместе с Мефистофелем проникает в тюрьму. Но Маргарита отказывается следовать за ним. «Я покоряюсь Божьему суду», — заявляет девушка. Уходя, Мефистофель говорит, что Маргарита осуждена на муки. Но голос свыше произносит: «Спасена!» Предпочтя смерть побегу вместе с дьяволом, Гретхен спасла свою душу.

Герой Гёте доживает до ста лет. Он слепнет и оказывается в полной тьме. Но даже слепой и немощный, он пытается осуществить свою мечту: построить для людей плотину.

 

 

 

Сочинение

Философский смысл образа Фауста

 

… Не такой, как все; он служит по-иному;

 

Ни пить, ни есть не хочет по-земному;

 

Как сумасшедший, он рассудком слаб,

 

Что чувствует и сам среди сомнений;

 

Всегда в свои мечтанья погружен,

 

То с неба лучших звезд желает он,

 

То на земле — всех высших наслаждений,

 

И в нем ничто — ни близкое, ни даль —

 

Не может утолить грызущую печаль.

 

Гете «Фауст»

 

Бурная эпоха Просвещения рождала своих героев-бунтовщиков, бросавших вызов невежеству, пассивности, средневековому варварству и предрассудкам. Такими героями стали передовые писатели и созданные ими образы. Они боролись за свободу и независимость человеческой личности, обрушивали свой справедливый гнев на старый порядок. Среди этих писателей был и немецкий поэт И. В. Гете. Он искренне и твердо верил в торжество разума на земле и эту веру вложил в образ героя своего величайшего произведения — трагедии «Фауст».

 

Легенда о Фаусте еще в ранние годы привлекла внимание Гете. Она отражала веру в человека, в силу и величие его мысли. Поэту был близок образ человека, преодолевающего любые трудности и соблазны и уверенно идущего вперед к достижению своей высокой цели. Фауст представлял собой тип мыслителя, стремящегося во что бы то ни стало постичь тайны природы и жизни. Все эти черты и взял писатель за основу при создании образа своего героя.

 

Характер Фауста очень сложен и противоречив, его душу все время терзают сомнения, воодушевление сменяется в его сердце печалью и неудовлетворенностью. Даже всматриваясь в обстановку его кабинета, который он сам сравнивает с «глухой каменной норой», мы видим отражение того тесного, душного круга, из которого герой стремится вырваться «на волю, в широкий мир». Он мечтает познать истину, изучить законы природы, но вместо этого вынужден находиться в окружении «тлена и хлама». Науки того времени были мертвы, они не давали ответов на вопросы, волновавшие пытливый ум Фауста. Не находит он решения своих проблем и в магии.

 

Фауст сознает, что путь к познанию истины будет нелегок, но все же отправляется в этот путь, движимый жаждой познания.

 

Мы видим, какой полнотой жизни, радостью, живым восприятием природы наполнена сцена появления героя на весеннем празднике. Он чувствует воскрешение самого народа, который стремится вырваться «из душного города в поле, на свет». Подобные настроения и атмосфера очень близки душевному состоянию самого Фауста. Ведь он желает не только узнать мир, но и донести луч знания до других людей. Именно этим обусловлено его стремление перевести на родной язык Евангелие — одну из самых популярных и важных книг. Но здесь им овладевают сомнения. «В начале было Слово, и слово было Бог», — говорит великая книга. Но герой возражает: «Я слово не могу так высоко ценить». Он с уверенностью заменяет текст: «Деяние — начало бытия». И в этой фразе заложен основной смысл его образа. Гете утверждает идею непрерывного движения вперед, постоянного действия, созидательного труда. Так как только в этом случае человек может познать себя и окружающий мир. Фаусту, по словам Н. Г. Чернышевского, «… нужна истина более глубокая, жизнь более полная, потому-то он и должен войти в союз с Мефистофелем, то есть отрицанием». Именно в столкновении с Мефистофелем, в споре с ним, в попытках доказать его неправоту, развивается характер героя. Он понимает, что не может стоять на месте, не найдет покоя и не захочет остановить мгновение. Фауст, охваченный жаждой поиска и познания, будет вечно стремиться вперед.

 

Что дашь ты, жалкий бес, какие наслажденья?

 

Дух человеческий и гордые стремленья

 

Таким, как ты, возможно ли понять?

 

— отвечает герой своему искусителю, который хочет потопить его стремления в омуте низменных удовольствий. Фауст дает клятву никогда не поддаваться соблазну покоя и довольства:

 

Когда на ложе сна, в довольстве и покое,

 

Я упаду, тогда настал мой срок!

 

Когда ты льстить мне лживо станешь

 

И буду я собой доволен сам,

 

Восторгом чувственным когда меня обманешь,

 

Тогда — конец!

 

Да, путь Фауста труден, им постоянно овладевают новые иллюзии, которые затем рушатся; его преследуют неудачи и разочарования. Но, пройдя через все испытания, устояв перед всеми соблазнами, герой не теряет веры в светлое будущее, в могущество человеческого разума, в силу человеческого духа. Он понимает, что для достижения прогресса недостаточно только высоких стремлений и мечтаний. За золотой век нужно бороться, ведь

 

… только тот достоин жизни и свободы,

 

Кто каждый день за них идет на бой.

 

Люди должны верить в себя и надеяться лишь на свои силы, на свой «свободный труд» — таков вывод Фауста.

 

Образ, созданный Гете, вошел в мировую культуру как один из «вечных образов». Своим произведением автор надеялся пробудить в людях стремление к совершенству, помочь формированию поколения, исполненного мужества, достоинства, силы духа и жажды деятельности. Он до конца своих дней не утратил веры в человека, в его высокое предназначение.

 

 

 

Сочинение

Я дух, всегда привыкший отрицать (по трагедии Гете «Фауст»)

 

Я отрицаю все — и в этом суть моя...

 

Короче, все, что злом ваш брат зовет, —

 

Стремленье разрушать, дела и мысли злые,

 

Вот это все — моя стихия.

 

Гете «Фауст»

 

Путь к созиданию проходит через разрушение — так понимал Н. Г. Чернышевский итог драмы Гете «Фауст». И действительно, герой произведения проходит через сомнения, разочарования, противоречия в своей борьбе за человека, на пути к познанию истины. Но достичь этой истины ему, как ни странно, помогает Мефистофель — злодей, соблазнитель, толкающий Фауста на дурные поступки.

 

Однако образ Мефистофеля — образ сложный и неоднозначный. С одной стороны, он является воплощением злых сил, сомнения, разрушения. Он утверждает ничтожность, беспомощность и бесполезность любого человека; говорит, что свой разум человек использует лишь на то, «чтоб из скотов скотиной быть». Мефистофель стремится любыми способами доказать моральную слабость людей, их неспособность устоять перед соблазнами. Становясь спутником Фауста, он пытается всячески обмануть его, повести «путем превратным за собою», вселить сомнение в его душу. Стараясь сбить героя с его пути, отвлечь от высоких стремлений, он опьяняет его зельем, устраивает встречи с Маргаритой, надеясь на то, что, поддавшись страсти, Фауст забудет о своем долге перед истиной. Задача Мефистофеля — соблазнить героя, заставить его окунуться в море низменных удовольствий, оставить свои идеалы. Если бы ему это удалось, он одержал бы победу в главном споре — о величии или ничтожности человека. Уведя Фауста в мир низких страстей, он доказал бы, что люди не многим отличаются от животных. Однако, здесь он терпит неудачу — «Дух человеческий и гордые стремленья» оказываются выше любых наслаждений.

 

Гете вкладывает в образ Мефистофеля очень глубокий смысл, отводя ему едва ли не главную роль в развитии сюжета, в познании героем мира и достижении великой истины. Наряду с Фаустом, он является движущим началом трагедии.

 

Часть вечной силы я,

 

Всегда желавшей зла, творившей лишь благое.

 

… Я отрицаю все, и в этом суть моя...

 

Эта характеристика как нельзя точно отражает сущность самого процесса познания, с его противоречиями и борьбой противоположностей. Эта же идея подтверждается и другой фразой:

 

Достойно гибели все то, что существует.

 

В ходе дальнейшего развития сюжета мы еще больше убеждаемся в том, какую важную и сложную роль играет Мефистофель в развитии основной темы произведения — борьбы за истину. Своими сомнениями и насмешками он вызывает в герое желание бороться, спорить, отстаивать свои взгляды. Стараясь сбить Фауста с верного пути, в действительности Мефистофель, наоборот, побуждает его двигаться вперед. Ведь, как писал Н. Г. Чернышевский: «С отрицанием, скептицизмом разум не враждебен: напротив, скептицизм служит его целям, приводя человека путем колебаний к чистым и ясным убеждениям».

 

Мы видим, что Мефистофель, как и Фауст, наделен довольно прогрессивным образом мыслей. Он критикует науку тех времен, в которой живая природа рассматривалась как неизменная, не развивающаяся. С издевкой отмечает приверженность людей мертвым догмам и пустым фразам:

 

Словами диспуты ведутся,

 

Из слов системы создаются...

 

Он, отрицающий все, подвергающий сомнению развитие и движение человека вперед, вместе с тем, утверждает радость и торжество жизни:

 

Суха, мой друг, теория везде,

 

А древо жизни пышно зеленеет!

 

Мефистофель постоянно предстает перед нами как непосредственный участник жизненной борьбы.

 

Рисуя образ дьявола, искусителя, Гете между тем наделяет его чертами прогрессивного, остроумного мыслителя. И то, что он в итоге проигрывает спор, наилучшим образом подчеркивает и усиливает мысль автора о том, что человеческая жизнь обладает высшим смыслом. Человек велик, он способен отстоять свою позицию, преодолеть любые преграды, устоять перед любыми соблазнами во имя достижения своей цели, во имя утверждения своего высокого предназначения.

 

 

 

Сочинение

«Фауст» — Трагедия познания

 

… Что значит — знать? Вот в чем все затрудненья!

 

Кто верным именем младенца наречет?

 

Где те немногие, кто век свой познавали,

 

Ни чувств своих, ни мыслей не скрывали,

 

С безумной смелостью к толпе навстречу шли?

 

Их распинали, били, жгли...

 

Гете «Фауст»

 

«Величайшим немцем» называл Ф. Энгельс выдающегося писателя эпохи Просвещения И. В. Гете. Его творчество не только открыло новую страницу в истории национальной литературы, но и стало отражением взглядов и устремлений целого поколения. «Я охотно вникаю в жизнь и культуру иноземных народов», — писал Гете, сознавая, что для того, чтобы воздействовать на окружающий мир, необходимо знать, как он устроен, видеть и различать все его грани.

 

Произведения Гете стали воплощением передового образа мыслей, бунтом против средневековой отсталости, предрассудков, невежества. Поэт бросил смелый вызов миру насилия и несправедливости. И. Франко писал, что «Фауст» стал проявлением революции, той самой, которая вспыхнула в Париже грозным пожаром, разрушила автократическое королевство дворян и попов и провозгласила «Декларацию прав человека». И это не случайно, ведь замысел трагедии сложился непосредственно после знаменитых событий во Франции.

 

«Фауст» — философская драма, где основа конфликта определяется не просто столкновением различных человеческих характеров и мнений, а столкновением идей, борьбой принципов. И главное в произведении — даже не сюжет, а развитие мысли автора. Известные образы христианской легенды в изложении Гете приобретают совершенно иной смысл. Все в природе находится в постоянном движении, в борьбе. Но какое же место, какая роль отведена здесь человеку? В чем смысл его существования? Велик он или же ничтожен? Вот какие вопросы ставит перед нами поэт, хотя сам твердо уверен, что

 

… чистая душа в своем исканьи смутном

 

Сознаньем истины полна!

 

А потому он верит в высокое предназначение человеческой жизни.

 

На протяжении всего произведения автор утверждает стремление человека к познанию мира. И здесь возникает очередной

 

конфликт — между подлинной наукой и мертвым знанием, носителем которого выступает Вагнер, который

 

… Без скуки безотрадной

 

Копается в вещах скучнейших и пустых...

 

Фауст же, наоборот, стремится вырваться из оков средневековой науки и познать жизнь во всей ее красоте и многообразии. А это познание невозможно без движения вперед. «Деяние — начало бытия», — эту мысль поэт развивает на протяжении всего действия трагедии, ведь только своей деятельностью, своим трудом человек может проложить себе дорогу в будущее и доказать величие человеческого рода.

 

Еще одним существенным фактом, в котором твердо уверен автор, является то, что любое познание невозможно без сомнения. Отсюда и вытекает основной мотив драмы — борьба противоположностей, возникновение постоянных противоречий. Потому и происходит в душе героя столкновение веры и сомнения, душевного порыва и холодного рассудка, что все это — неотъемлемые части сложного, порой трагического процесса постижения истины. Наиболее ярко этот мотив выражен в словах Фауста:

 

Ах две души живут в больной груди моей

 

Друг другу чуждые, — и жаждут разделенья!

 

Действительно, именно сомнение часто служит одним из элементов познания, — когда, пристально изучая факты и явления, проверяя и перепроверяя их, ничего не принимая на веру, человек постепенно достигает истины.

 

Таким образом, в «Фаусте» поэт отразил сложный и противоречивой путь героя к истине, к живому знанию. Ради овладения этим знанием, Фауст готов преодолевать любые препятствия, соблазны: и сомнения. Потому что перед ним высокая цель — доказать высокое предназначение человека, опровергнуть утверждение Мефистофеля, что свой разум человек

 

… на одно лишь смог употребить —

 

Чтоб из скотов скотиной быть!

 

Своим произведением Гете зовет нас к непрерывному подвигу во имя будущего, к непрерывному стремлению вперед, к постоянной борьбе с пассивностью, смирением, равнодушием и успокоенностью.

 

 

 

Сочинение

Лишь тот, кем бой за жизнь изведан, жизнь и свободу заслужил. (по трагедии Гете «Фауст»)

 

Творчество Гете стало одним из наиболее сложных явлений в истории немецкой и мировой литературы. Противоречия, которыми наполнены его произведения, это не просто индивидуальные противоречия Гете, но и противоречия всей эпохи, противоречия всей немецкой буржуазии. Трагедия «Фуст» стала самым значительным произведением поэта и явилась высшим философским и художественным достижением всей немецкой литературы конца XVIII — начала XIX века.

 

Великая эпопея, созданная Гете по материалам народной легенды, в образно-поэтической форме утверждала всемогущество человеческого разума. К образу Фауста неоднократно обращались писатели различных эпох и народов, но именно Гете удалось создать образ такой большой поэтической силы и глубины. По-новому переосмыслив старинную легенду, автор наполнил ее глубоким содержанием, придал ей гуманистическое звучание. Его герой — бесстрашный искатель истины, никогда ни на чем не останавливающийся и ничем не удовлетворяющийся, настоящий гуманист, современник самого Гете по духу и единомышленник.

 

В трагедии «Фауст» перед нами предстает вся мировая история, великая история научной, философской и исторической мысли прошлого и настоящего. Произведение начинается «Посвящением» — проникновенным лирическим стихотворением, в котором звучит и скорбь о прошедшей молодости и ушедших друзьях, и раздумья о судьбе будущего творения, и тревожная настороженность по отношению к его новым читателям. Здесь тесно переплелись прошлое и настоящее, лично пережитое автором и созданный им художественный мир. За «Посвящением» следуют «Театральное вступление» и «Пролог на небе», которые имеют еще более важное значение для раскрытия идейного смысла произведения. В «Прологе» отражен спор Мефистофеля с Богом о человеческом достоинстве, призвании человека и смысле его существования. Мефистофель — циник и скептик — отказывается видеть какой-либо смысл в деятельности человека, он подтверждает свое мнение, приводя в качестве примера жалких, погрязших в ничтожестве и невежестве людей. Бог же возражает ему, выдвигая ревностного искателя истины доктора Фауста. Но Мефистофель и в мучительных исканиях и сомнениях Фауста видит лишь залог его будущей гибели. Он считает его таким же ничтожным и беспомощным, как и вообще все люди. Мефистофель берется «отбить» у Бога этого «сумасброда». Бог принимает вызов, но его согласие на испытание Фауста обусловлено твердой верой в человека, в могущество его разума, в его неограниченные возможности познания тайн природы.

 

Фантастический элемент, который вводит Гете в свое произведение, присутствует уже в первой части («Кухня ведьмы», «Вальпургиева ночь»), а во второй части резко усиливается и становится господствующим. «Малому миру» земных человеческих отношений приходит на смену «большой мир»: история и космический охват природы. Тут присутствуют и научная фантастика с сатирическим подтекстом (образ Гомункулуса), и проблема соединения различных эпох (брак Елены, символизирующей античное искусство, и Фауста, воплощающего новое время). Тут же проявляется и ненависть Гете к тупой самодовольной учености, к мнимой науке, далекой от интересов народа (образ помощника и ученика Фауста Вагнера), и искреннее уважение к пытливому уму, непрестанным поискам истины, неуемной жажде практической деятельности (образ Фауста).

 

Заключив договор с Мефистофелем, Фауст получает все блага: возвращенную молодость, любовь невинной и чистой Маргариты, общение с тенями античных героев, блестящую служебную карьеру при дворе императора, власть и богатство, любовь прекрасной Елены. Однако ничто из всего этого не удовлетворяет героя.

 

Путь, пройденный Фаустом, символизирует путь всего человечества. В предсмертном монологе героя, пережившего и преодолевшего все соблазны, Гете раскрывает высший смысл жизни, который заключается для Фауста в служении людям, вечной жажде знаний, в постоянной борьбе за счастье. На пороге смерти он готов возвеличить каждый миг этого осмысленного великой целью труда. Однако это упоение мигом не куплено ценой отказа от бесконечного совершенствования. Фауст познал высшую цель человеческого развития и удовлетворен достигнутым:

 

Вот мысль, которой весь я предан,

 

Итог всего, что ум скопил.

 

Лишь тот, кем бой за жизнь изведан,

 

Жизнь и свободу заслужил.

 

Истинная победа Фауста над Мефистофелем, залог его финального «спасения» — в бесконечности этого «остановленного» мгновения, на самом деле — движущегося, задуманного им дела, которое выходит за рамки единичной человеческой жизни, продолжается в труде и борьбе будущих поколений.

 

Над своей знаменитой трагедией Гете трудился более 60 лет, и она стала вершиной его художественного творчества. «Фауст», по мнению А.С. Пушкина, «есть величайшее создание поэтического духа, он служит представителем новейшей поэзии, точно как «Илиада» служит памятником классической древности».

Похожие статьи:

Учебный залСОЧИНЕНИЯ по роману Лермонтова "Герой нашего времени"
Учебный залСОЧИНЕНИЯ по творчеству А. И. Куприна
Учебный залСОЧИНЕНИЯ по роману М. Шолохова "Тихий Дон"
Учебный залСОЧИНЕНИЯ по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин"
Учебный залСОЧИНЕНИЯ по творчеству М. Горького