СОЧИНЕНИЯ по творчеству В. Г. Короленко


 

 

Сочинение «Гуманизм в произведениях В. Г. Короленко»

 

Владимира Галактионовича Короленко уже при жизни стали называть “совестью эпохи”. И. А. Бунин писал о нем: “Радуешься, что живет и здравствует среди нас как какой-то титан, которого не могут коснуться все те отрицательные явления, которыми так богата наша нынешняя литература”.

Художественные произведения Короленко во многом автобиографичны. Они вобрали в себя все богатство жизненных впечатлений и встреч писателя, отразили его тревогу за судьбу русского народа Главное в жизни и творчестве писателя-гуманиста — уважение к человеку, борьба за него. Изображая представителей народа, автор раскрывал тему личности. Герои его произведений — простые русские люди, правдоискатели, не вписывающиеся в общий жизненный уклад. Многие из них пытаются ответить на вопрос: “Для чего, в сущности, создан человек?”.

Одним из первых так называемых “сибирских” рассказов, написанных Короленко в ссылке, был “Сон Макара”. Главный герой — простой крестьянин. Вся его жизнь — это борьба за существование. Пережив целый ряд “приключений”, Макар попадает к Якутскому Богу.

Оригинальность рассказу придает использование писателем фантастического момента: умерший видит себя разговаривающим с Богом. Человек спорит и оправдывает себя. Бог хочет превратить его в мерина, но крестьянин сопротивляется, говоря, что и так был всю жизнь “мерином”. Он рассказывает о тяжелой своей жизни, о смерти жены, которую не на что было даже похоронить. Тогда Якутский Бог взвешивает дела Макара и ведет разговор о праведниках. Но в сердце Макара больше нет веры, нет терпения. Финал рассказа не совсем ясен, однако читателя не покидает чувство надежды. Мы верим, что весы таинственного Якутского Бога перевесят в пользу Макара, и жизнь его на “том свете” будет легче и спокойней, чем на “этом”.

Фантастический прием позволяет читателю понять, что в душе забитого человека зреет протест. Герой устал жить, он измучен, обездолен и одинок. Он хочет перемен, ведь каждый человек имеет право на счастье.

В рассказе “Соколинец” повествуется о встрече рассказчика с беглецом. Рассказчик — политический ссыльный. Через все повествование в рассказе проходят символические образы: туман, холод, густая тьма, мрак… Но несмотря на неприглядность окружающей действительности, где-то все еще теплится огонек надежды, который, однако, может в любой момент погаснуть под напором наступающей тоски и безысходности.

В подобной обстановке происходит встреча рассказчика с бродягой. Он рассказывает о побеге, опасном пути с Соколиного острова, о всех трудностях, которые ему пришлось пережить. В характере этого человека рассказчик видит проявление вольного духа, присущего только русскому народу.

Писатель показывает, как в результате этой встречи изменяется настроение рассказчика. История бродяги запечатлелась ощущением воли, явилась источником возрождения надежды, жажды жизни. На примере бродяги мы видим, что если человек несет в себе надежду, значит, у него есть стремление к счастью, значит, есть вера в осуществление мечты.

В своих произведениях Короленко не только понимает своих героев, постигает глубины их психики, но и искренне сочувствует им, хотя подобного рода чувства не мешают писателю быть объективным по отношению к выходцам из народа.

На примере рассказа “Река играет” мы видим, как интерес к огромным возможностям русского народа сопровождается критикой крестьянства, его лени и нежелания противостоять различным негативным обстоятельствам.

Главный герой рассказа — перевозчик Тюлин — человек безалаберный, ленивый, склонный к пьянству. Рассказчик сравнивает героя с сектантами. Тюлин — воплощение природной стихии. Его внешность и характер соответствуют пейзажу: “Река с кудрявыми берегами”. Тюлин не понимает иронии, он очень простодушен и наивен, чем и вызывает симпатию автора и читателя. Этот герой ближе к финалу рассказа совершает подвиг, и его личность предстает перед нами в совершенно ином освещении: теперь это титан, способный на удивительные проявления физической и духовной силы. Однако минута подвига проходит — и перед нами все тот же лентяй и пьяница. Река — душа Тюлина — заходит в свои берега, и напоминанием о подвиге остаются лишь чувства читателя и автора

Я считаю, что гуманизм Короленко проявляется во всех его произведениях. Его главные герои — это русские люди, перенесшие многие тяготы жизни, но не потерявшие надежды, веры в счастье.

В своих произведениях писатель учит не бояться жизни, принимать ее такой, какая она есть, и не склонять голову перед трудностями. Человек должен бороться, искать свое счастье, даже если рушится последняя надежда. Таких людей хотел видеть писатель, ибо верил, что такие люди есть мощь и сила России, ее надежда и опора и, конечно, ее свет.

 

 

Cочинение «Дети подземелья»

 

В повести Короленко поднимает тему нищеты. Главный герой повести мальчик Вася. Отец Васи – судья, но, несмотря на свою справедливость, он не замечает своего сына.

Когда Вася, как обычно, гулял по улицам, он залез в большую часовню, где повстречался с Марусей и ее старшим братом Валеком. Марусе было четыре года. У нее светленькие косички и порванное платьице. Из-за того, что она живет в полуразвалившейся часовне, которая находится рядом с кладбищем, и у нее нет денег, чтобы ходить в школу, Маруся всегда чувствует себя плохо. Она исхудалая и бледная. Валеку семь лет, у него темные волосы и порванная одежда.

Маруся бедная, и у нее нет красивых костюмов, игрушек, друзей. Из-за того, что у ее родителей не было средств для хорошего жилья, Марусе становилось все хуже и хуже. Ей не хватало солнечного света и чистого воздуха. И в результате она умерла.

Мне не понравилась эта повесть, потому что она очень грустная. И мне жалко Валека и Марусю.

Эта история основана на реальных событиях. Такое может случиться и в наше время. Что хотел сказать автор в этом произведении? Может, что нужно с пониманием относиться к нищим? Ведь им так тяжело: у них нет дома, нет денег, нет еды, и у них нет возможности все это приобрести, им приходится воровать, чтобы жить.

 

 

 

 

Cочинение «Главный герой повести Короленко "Дети поземелья"»

 

Главный герой повести Короленко В. Г. “Дети подземелья”- Вася. Когда умерла мать Васи, ему было шесть лет. Отец совсем забыл о нем, весь отдавшись своему горю. Вася рос как дикое деревце в поле,- никто его не окружал заботой, но ни кто и не стеснял его свободы.

Жил Вася в Княж-городке, где доживали свои дни жалкие останки гордого панского величия. Город раскинулся внизу заплесневевших прудов. Серые заборы, пустыри с кучами хлама перемещались с ушедшими в землю хатками. Деревянный мост кряхтел, шатался точно дряхлый старик. Река, через которую перекинут мост, вытекала из пруда и впадала в другой. Посредине одного из прудов находился остров. На острове – старый, полуразрушенный замок. Вася всегда со страхом смотрел на это величавое дряхлое здание. Всякий бедняк мог найти в старом замке убежище. «Живет в замке»– эта фраза выражала крайнюю степень нищеты и падения. Но однажды общество замка разделилось. Вася со своими друзьями наблюдал, как происходило изгнание жильцов. И несчастные темные личности понурясь навсегда оставляли остров. После этого старый замок, от которого веяло прежде на Васю каким-то величием, потерял в его глазах всю свою привлекательность. Вася не мог забыть жестокости, с которой жильцы замка гнали своих несчастных сожителей, оставшихся без крова, у него сжималось сердце. На примере старого замка Вася впервые узнал истину, что от великого до смешного один только шаг. Великое в замке поросло плющом, мхами, а смешное казалось Васе отвратительным.

Самая замечательная личность неужившаяся в старом замке – Тыбурций Драт. Происхождение его было неизвестно. Наружность пана Драта не имела ни одной аристократической черты, но глаза, сверкавшие из-под нависших бровей, смотрели упорно и мрачно, и в них светилось, вместе с лукавством, острая проницательность, энергия и недюжий ум. В них струилась глубокая неустанная печаль. Никто не знал, откуда у пана Тыбурция явились дети. Мальчик лет семи высокий, тонкий, черноволосый, угрюмо-шатавшийся по городу, и маленькая трехлетняя девочка.

С тех пор как умерла Васина мать, а лицо отца стало еще угрюмее, его очень редко видели дома. Вася старался избегать встречи с отцом. Когда в доме все еще спали, Вася перелезал через забор и шел к пруду, где его ждали такие же сорванцы-товарищи. Васю звали бродягой, негодным мальчишкой и так часто укоряли в других наклонностях, что он сам поверил в это. Отец тоже поверил этому и делал попытки заняться воспитанием сына, но все кончалось неудачей. Видя строгое угрюмое лицо отца, на котором лежала суровая печать неизлечимого горя, Вася робел и замыкался в себе. Мальчику хотелось, чтобы отец обнял его, посадил на колени и приласкал, но отец смотрел на сына отуманенными глазами, и он весь сжимался под этим непонятным для него взглядом. Отец часто спрашивал Васю: «Ты помнишь матушку?» Конечно, Вася помнил ее. После смерти матери, впервые перед Васей открылся весь ужас загадки о жизни и смерти. Как прежде ему казалось, что она с ним, что сейчас он встретит ее милую ласку, но его руки протягивались в пустую тьму, и в душу проникало сознание горького одиночества. Тогда он сжимал руками свое маленькое, больно-стучавшее сердце, и слезы прожигали горячими струями его щеки. Но на вопрос высокого угрюмого человека, в котором Вася желал, но не мог почувствовать родную душу, он съеживался еще более и тихо выдергивал из его руки свою ручонку. И отец отворачивался от сына с досадою и болью. Между ними стояла какая-то неодолимая стена. Любя маму, когда она была жива, отец не замечал Васю из-за своего счастья. Теперь Васю закрывало от него тяжелое горе. И постепенно пропасть, разделявшая их, становилась все шире и глубже. Отец все больше убеждался, что сын — дурной, испорченный мальчишка, с черствым, эгоистическим сердцем. Отец понимал, что должен любить его, но не находить для этой любви угла в своем сердце. Вася чувствовал это. Наблюдая за отцом, слыша его глухие стоны от нестерпимой душевной муки, сердце мальчишки загоралось жалостью и сочувствием. Вася плакал от досады и боли. Уже с шести лет он испытывал ужас одиночества.

Сестре Соне было четыре года. Вася любил ее, и она платила ему такой же любовью. Но установившийся взгляд на Васю, воздвиг и между ними высокую стену. Васе было горько и досадно. И вскоре он прекратил все попытки занимать Соню играми, а еще через некоторое время ему стало тесно в доме и в садике, где он не встречал ни в ком привета и ласки. Вася начал бродяжить. Ему казалось, что за старой оградой сада он найдет что-то и может что-то сделает, навстречу этому неведомому и таинственному, в нем из глубины его сердца, что-то поднималось, дразня и вызывая. С тех пор его называли уличным мальчишкой и бродягой, но он не обращал на это внимание. Он выслушивал замечания и поступал по-своему. Шатаясь по улицам, он наблюдал за жизнью городка. Он узнал и увидел то, чего не видели дети значительно старше него.

Когда замок потерял для Васи уважение и привлекательность, тогда он стал заглядываться на часовню. Набравшись смелости, Вася заглянул внутрь часовни, и оттуда на него пахнуло торжественной тишиной. Там он увидел мальчика лет девяти и девочку с голубыми глазками. С тех пор Вася весь был поглощен своим новым знакомством. Ложась спать, и вставая, он только и думал о визите в часовню. Маруся, при виде нового друга, всплескивала ручонками, и глаза ее загорались огоньком, бледное личико вспыхивало румянцем, она смеялась. Она была похожа на цветок, выросший без лучей солнца. Она напоминала Васи его мать в последние дни жизни.

От Валька Вася узнал, что серый камень высасывает из нее жизнь. В этих словах заключалась горькая правда. Это была загадка для Васи, страшнее всех призраков старого замка. Что-то неведомое склонялось над маленькой головкой девочки, высасывая из нее румянец, блеск глаз и живость движения. Вася с Вальком собирали для девочки цветы, разноцветные камешки, ловили бабочек, рассказывали сказки или беседовали друг с другом. Эти беседы с каждым днем все больше закрепляли дружбу мальчиков, которая росла, несмотря на резкую противоположность их характеров.

Валек указал Васи его отца с такой стороны, с какой ему никогда не приходило в голову взглянуть на него. Ему было приятно слушать похвалы отцу. Слава Валька задели в сердце Васи струну сыновней гордости.

Близилась осень. Маруся начала прихварывать. Все, что на улицах забавляло и интересовало Васю в этих людях, здесь в подземелье, явилось в неприкрашенном виде и тяжело угнетало детское сердце. Когда эти картины и люди вставали в Васиной памяти, он видел горе, нужду, трагизм.

Вася окончательно сжился с дурным обществом, грустная улыбка Маруси стала ему так же дорога, как улыбка сестры. Тут он был нужен, тут никто не ставил на вид его испорченность. Каждое его появление вызывало румянец, оживление на щеках девочки. Валек обнимал его как брат.

Ясные дни проходили, и Марусе становилось хуже. Уже ничего не радовало ее, и давно не было слышно ее смеха. Тогда Вася решил обратиться к своей сестре Соне. У нее была большая кукла, подарок покойной матери. На эту куклу Вася возлагал большие надежды. Вася не ошибся. Маленькая кукла сделала чудо, но и доставила много тревожных минут. Вася сообщил Вальку свои опасения. Было принято решение вернуть куклу обратно. Как только мальчики вынули куклу из рук лежащей в забытье девочки, она вдруг заплакала. Вася с испугом положил куклу на место. Девочка улыбнулась и успокоилась. Вася понял, что хотел лишить своего маленького друга первой и последней радости её недолгой жизни.

Васю ждал серьёзный разговор с отцом. Он вызвал его к себе в кабинет. Вася слышал тревожный стук собственного сердца. Лицо отца показалось Васи страшным. Отец обвинил Васю в воровстве. Глаза отца горели гневом. В груди мальчика подымалось едва осознанное оскорблённое чувство покинутого ребёнка. Горькие слёзы жгли его щёки. В эту минуту раздался голос Тыбурция. Он развязал узелок и вынул куклу. В лице отца виднелось изумление. Они вышли. Через несколько минут они вернулись. Вася почувствовал на своей голове чью-то руку. То была рука отца, нежно гладившая его. Вася поднял на него глаза. Теперь перед Васей стоял другой человек, но именно в этом человеке он нашёл что-то родное, чего тщетно искал в нем прежде. И отец только теперь стал узнавать в Васе знакомые черты родного сына.

Мы считаем, что произведение Короленко отражает факты его биографии. Читая, поражаешься искренности и силе авторского слова. Мы сопереживаем героям, проникаемся их мыслями и заботами. В главном герои Васи – мы видим отражение жизни самого писателя. В нашем представлении- это человек сильный и смелый, добрый и интеллигентный, способный понимать людей. Он, как и его главный герой, умеет сострадать и сочувствовать.

Уважение к человеку, борьба за него – главное в жизни и творчестве писателя. Герои его произведений – простые русские люди.

Произведение Короленко учит не бояться жизни, принимать её такой, какова она есть, и не склонять голову перед трудностями.

 

 

Повесть В.Г.Короленко «Слепой музыкант»

Cочинение

 

Владимир Галактионович Короленко в своей повести «Слепой музыкант» пытается раскрыть перед читателем горе человека, родившегося слепым. Он хочет показать нам, как трудно человеку, родившемуся слепым, найти свое предназначение в жизни. Петр представляет весь мир в звуках и ощущениях. Он представляет некоторые совершенно незнакомые ему понятия в звуках. Но в то же время, эти же звуки сыплются на него со всех сторон, не давая отдыха. Иногда он даже не может выдержать напора эмоций. Каждый новый звук затрагивал в душе Петра как бы отдельную струнку. А если затронуть сразу все струнки, то механизм расстраивается. Так было, когда он впервые вышел на весеннюю природу. После этого он несколько дней был в бреду.

Воспринимая каждый звук в отдельности, он мог сложить мелодию. А, услышав замечательную игру конюха Иохима и своей мамы, у него появилось влечение к музыке. Музыка – вот способ выразить эмоции, которые захлестывают его со всех сторон. Дядя Максим и его сестра, мама Петра, помогают ему найти себя в жизни. И Петр не без их помощи понимает свое предназначение. Девочка Эвелина, будущая жена Петра, поняла его и помогла ему своей любовью, лаской, чуткостью и состраданием.

Петр «носился» со своим горем, не зная и не понимая своего назначения в жизни, однако после встречи с нищим и бродягами он понимает, что он живет в достатке. А нищие хоть и зрячие, но они сидят на морозе ради копеек. Это две сюжетные линии, без которых рассказ потерял бы свой смысл. Без сострадания к другим Петр не понял бы, что он не один несчастный в этом мире. Просто есть разные стороны несчастий.

Повесть заканчивается концертом, который отмечает конец юношества в жизни слепого музыканта. А воспитавший его дядя Максим говорит себе: «Да он прозрел…и сумеет напомнить счастливым о несчастных.»

 

 

Cочинение «Слепой музыкант (по повести В.Г.Короленко)»

 

Не многие из мира сего познали горечь лишений, тем более, таких как лишение слуха, обоняния, способности передвигаться и тем более потерю зрения.

В наше время в Америке живет и работает потрясающий человек – темнокожий певец и композитор Стив Уандер (Stive Wonder). У которого из пяти чувств есть только три, кроме зрения и обоняния. Этот человек как нельзя лучше подходит для сравнения с героем повести Владимира Галактионовича Короленко «Слепой музыкант». Они оба ни разу не видели белого света, они не представляют, что такое огни факелов или свет прожекторов, красота архитектуры или человеческого тела.

Ни кто из нас не представляет того, что испытывает слепой человек, но Владимир Галактионович попытался, причем удачно, приоткрыть нам мир слепого, мир того, которого бог обделил, по-моему, самой необходимой способностью — способностью видеть.

Удивительно проникновенно Короленко описывает те чувства, которые испытывают родные мальчика, в том числе и мать:

«Быть может, сердце матери почуяло, что вместе с новорожденным ребенком явилось на свет темное, неисходное горе, которое нависло над колыбелью, чтобы сопровождать новую жизнь до самой смерти.

Может быть, впрочем, что это и был действительный бред. Как бы то ни было, но ребенок родился слепым».

Поднимая проблему того, что мальчик лишен зрения, автор показывает, что взамен природа попыталась дать ему что-то взамен, например отменный слух, способность «вглядываться кончиками пальцев в предметы». Но разве может все это заменить глаза??? Конечно же, нет.

Своеобразие повести в ее удивительной композиции: в ней не описывается вся жизнь Петра. Автору достаточно рассказать нам о его жизни до того, как он только попробует себя в той области деятельности, где он преуспеет, в музыке.

Читатель чувствует себя если не участником, то наблюдателем, который смотрит на все происходящее и не может оторваться.

Возвращаясь к человеку, имя которого я уже называл, то есть к Стиву Уандеру, кульминацией всей его жизни можно назвать признание его, как настоящего певца, композитора и музыканта. То же самое и у Петра: кульминация повести – в конце, в момент его духовного прозрения:

«Петру шел восемнадцатый год, когда Эвелина предложила ему выйти за нее замуж. В этот день не только она осчастливила его своим откровением, но и он сам в первый раз попробовал себя в музыке. Друзья Ставрученко еще взволнованные и возбужденные, пожимали руки музыканта, предсказывая ему широкую известность»

Говоря об отношении автора к своему произведению, я бы сказал, что автор и душой и сердцем переживал то горе, которое постигло Петра и его семью, так как без этого невозможно столь проницательно, точно и трогательно описать все события, о которых он писал.

Вообще, если говорить откровенно, то я признаюсь, что это один из тех рассказов, от которого я просто не мог оторваться и, прочитав его один раз, мне через несколько дней вновь захотелось перечитать его, для того что бы еще раз испытать хотя бы частичку того чувства Петра, которое Короленко сумел передать через перо и бумагу от того горя, и от которого не избавит никто.

 

 

 

 

Похожие статьи:

Учебный залСОЧИНЕНИЯ по роману Лермонтова "Герой нашего времени"
Учебный залСОЧИНЕНИЯ по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин"
Учебный залСОЧИНЕНИЯ по творчеству А. И. Куприна
Учебный залСОЧИНЕНИЯ по творчеству М. Горького
Учебный залСОЧИНЕНИЯ по роману М. Шолохова "Тихий Дон"