Дай рвущемуся к власти навластвоваться всласть (Писульки Эспри де Л'Эскалье)

Esprit de L'Escalier Авторская проза 9 апреля 2015 Рейтинг: +2 Голосов: 2 1110 просмотров

Пока Земля ещё вертится,

 

Господи, твоя власть:

 

Дай рвущемуся к власти

 

Навластвоваться всласть.

 

«Молитва» (Баллада Франсуа Вийон) Булат Окуджава

 

Одна из наилучших песен Окуджавы, по моему скромному мнению.

 

Не без огрехов, ведь это — творение смертного слабого человека, а не компьютера, запрограммированного на гениальные произведения и только.

 

«Как верит солдат убитый
Что он ПРОЖИВАЕТ в Раю...»

 

Проживают в некой квартире согласно прописке. В Раю – ОБИТАЮТ!

 


 

 

Часть первая.

 

Но "зацепило" меня сегодня не это.

 

А фраза, вынесенная в заглавие.

 

Какой же Окуджава добрый, просит у Бога дать понемногу всем то, чего у них нет или недостаточно.

 

По ассоциации вспомнился хороший рассказик Станислава Лема из его серии «У роботов свои сказки».

 

«Путешествие седьмое или как Трурля собственное совершенство к беде привело».

 

Название не вполне точное, не Трурля, а созданный им мир привело совершенство Творца к беде.

 

Там тоже описывается нечто схожее с просьбой Окуджавы. В своих путешествиях по Космосу Трурль встречает некого очень жестокого правителя, которого восставшие подданые свергли и посадили на некий астероид или микропланету. И Трурль, желая его как-то успокоить и понимая, что помогать ему с возвращением в мир, где он был правителем, нельзя, аморально, сооружает для этого короля Экзилия микромир в неком ящике с выведенными ручками управления. И Экзилий начинает там командовать парадом. А Трурль, вернушись, с гордостью рассказывает об этом своём подвиге совершенства другу Клапауциу. Но Клапауций, вместо восхищения, доказывает логически Трурлю, что тот совершил ужасное преступление по отношению к созданным им ЖИВЫМ существам, ввергнув их в бездонную жестокость Экзилия. (Дай рвущемуся к власти навластвоваться всласть!) Трурль сначала пытается возражать, говоря, что, де, мир этот ненастоящий, игрушечный, ХОТЬ И РЕАЛЬНО СУЩЕСТВУЮЩИЙ. Клапауций приводит контрдоводы, один из которых звучит так: А гле у тебя уверенность, что МЫ тоже не такие же игрушечные существа в нашем стеклянном ящике? Который воображаем нашим большим миром! Под давлением весьма основательных доводов Клапауция Трурль тоже начинает понимать, ЧТО за кошмар он сотворил. Друзья срочно вылетают к этой микропланетке, дабы исправить страшную ошибку. Тут тоже Лем в своей неудержимой, но весьма адекватной и логически обусловленной фантазии, создаёт дополнительную проблему: А как исправить этот мир? Ведь по мышлению, созданные им существа находятся в глубоком Средневековьи. Демократические выборы? А ЧТО ЭТО ТАКОЕ???

 

Но время там, в ящике Трурля, течёт во много раз быстрее, чем для наших героев. И Лем завершает этот рассказик счастливым концом: Жители умственно прогрессировали так, что вырвались из ящика, заселили эту планетку, а Экзилия жестокого свергли и сделали Луной своего мирка!

 


 

 

Часть вторая.

 

Рассказ Миши Болеславского.

 

Многие годы был я в добрых приятелских отношениях с профессором Болеславским (Мишуней, как звали его домашние), который несомненно оказал на меня сильное влияние. Во время одной из наших частых бесед он упомянул повесть Марка Твена «Таинственный незнакомец». Я признался честно, что не читал её. Он рассказал кратко о фабуле этой повести. В некой деревушке в Австрии, под названием Эзельдорф (Ослинная деревня) в конце 16го века появляется некий прекрасный молодой человек, творящий чудеса. Сдружившись с мальчиками этой деревни, он им показывает разные невероятные вещи, на которые способен, угощает их сладостями и прочее. На вопрос, как его зовут, спокойно отвечает: Сатана. Но дети видят с его стороны только добрые дела по отношению к ним. Раз он начинает лепить из глины и песка фигурки животных и птиц, которые тут же оживают под его пальцами и ведут себя как настоящие живые существа. Между своими рассказами Сатана лепит и людей, несколько сотен маленьких человечков, которые, ожив, начинают трудиться, строить какую-то крепость, в которой они живут. Пока я пересказываю саму повесть Твена.

 

Дальше – рассказ Болеславского об этом же.

 

Мальчики с необыкновенным интересом наблюдают за жизнью этого микромира-крепости. Слышат голоса этих человечков, видят как они трудятся, общаются… Но вдруг Сатане этот мир чем-то надоедает. Он сгребает своей рукой этих людишек, сжимает в кулак и из кулака льётся кровь раздавленных им сотен живых существ! Дети в ужасе! Как может такой добрый и ласковый Сатана безжалостно уничтожить весь этот ЖИВОЙ мирок??? Но Сатана говорит им: Да это же просто песок! Разжимает ладонь и дети видят, что никакой крови нет, а с ладони сыплется ПРОСТО ПЕСОК!

 

Так, вот, я купил два экземпляра этой книги. Разных, ибо, оказывается Марк Твен написал ТРИ варианта этой повести!!! Хотя под одним и тем же названием.

 

Этого, рассказанного мне эпизода, в повестях НЕТ!!!

 

В одной из повестей есть нечто похожее: Сатана хватает двух дерущихся человечков и раздавливает их. Отерев пальцы от крови носовым платком, продолжает беседовать с детьми. Но священник микромира, пришедший отпеть этих двух раздавленных Сатаной рабочих, своими монотонными молитвами вызывает раздражение у Сатаны. Тот берёт длинную тяжёлую доску, которая служила мальчикам сидением качелей, и бросает её на построенный городок, раздавливая крепость и всех её обитателей.

 

Вот, что написано у Марка Твена!

 

Болеславский запамятовал эту повесть и рассказал её мне так, КАК ОН её видел и воспринял!

 

Признаюсь, что на меня его рассказ произвёл бОльшее впечатление, чем подлинник Твена!

 

Ведь это так созвучно Сатанинскому вИдению мира: Какая кровь? Какие живые человечки? Это же просто ПЕСОК!!!

 

Жаль, что Окуджава не подумал об этом, призывая Господа дать «рвущемуся к власти...»

 

8 IV 2015

 

Похожие статьи:

Авторская проза Страсти по Атласу или Как я не стал Магелланом (Писульки Эспри де Л'Эскалье)
Авторская проза Папаша, почём оксиген для народа? (Писульки Эспри де Л'Эскалье)
Авторская проза Для чего нужен человек (Писульки Эспри де Л'Эскалье)
Авторская проза Альфонс с ноготок. (Писульки Эспри де Л'Эскалье)
Авторская проза Книга о вкусной и здоровой пище. Рецензия (Писульки Эспри де Л'Эскалье)
Комментарии (6)
Gala #
10 апреля 2015 в 01:43 Рейтинг: +1
Сильно написано, уважаемый Эспри! Талантливо, впечатляюще. И Ваш Михаил Болеславский поразил своим вариантом.
Esprit de L'Escalier #
10 апреля 2015 в 03:36 Рейтинг: +1
Дорогая Gala,
Сердечно Вам признателен за столь высокую оценку!
А с Болеславским вообще чудо! Очень рад, что и Вы это заметили!Человек он был на редкость умный, циничный, эрудированный, причём несравненно более меня. Он и сам не заметил, думаю, как, пересказывая мне сюжет, даже не саму повесть, он создал нечто новое, БОЛЕЕ впечатляющее, чем такой талантливый  писатель, как Марк Твен! Я помню своё "разочарование", когда обнаружил вот это расхождение!!! А ведь искал именно ТАКОЕ ОПИСАНИЕ эпизода с микромиром, одушевлённым Сатаной! Это, кстати, поддтверждает мою гипотезу о способности многих людей, таланты которых остались нераскрытыми даже им самим, внести нечто новое и ЛУЧШЕЕ в уже созданные произведения! "Улучшистика"!
И, кроме того, здесь поднята проблема ответственности Творца за его творения! Религии постоянно индокринируют в верующих сознание их греховности перед Творцом! Некой извечной, прирождённой и ничем не искупляемой. Но НИ ОДНА религия не говорит об огромной ответственности ТВОРЦА за счастье и судьбы созданных им живых существ!!! А ведь это должно быть! И писатель, скажем, тоже отвечает за судьбу СВОИХ ГЕРОЕВ, пусть никогда в реальности не существовавших! Задумывался ли кто-нибудь из "творящих нечто" об этом?
Ещё раз, спасибо!
Ваш Эспри
Gala #
10 апреля 2015 в 13:55 Рейтинг: +1
Дорогой Эспри, Вы правы!  Все религии - дело творчества земных грешников. Никакая религия, создав Кумира, Образец для подражания,не будет наделять его Ответственностью за судьбы живых существ, им созданных. Это существа должны нести ответственность перед Создателем. Иначе, как их держать в повиновении? Впрочем, нас , действительно, должен сдерживать какой-то страх перед наказанием, иначе натворим...А Творец , если он есть, это что-то надрелигиозное.
Esprit de L'Escalier #
10 апреля 2015 в 18:13 Рейтинг: +1
Дорогая Gala,
Спасибо за дополнительный комментарий.
Я исхожу из простой мысли: Творец несёт НЕ МЕНЬШУЮ, а гораздо большую ответственность за судьбы созданных им миров и существ, чем обитатели этих миров. Ибо -- ТВОРЕЦ ОН!!! В его силах то, что даже самым умным, талантливым и наделёным силой "неофитам" (его созданиям) и присниться не может!
Кто создаёт МИР, тот в первую очередь и несёт на себе ВСЮ ответственность за этот мир! За его обитателей, за их мысли и поступки!!! И если обитатели -- злобные, тупые твари, то КТО же тогда их творец??? Если они претендуют на звание "разумных", то почему бОльшпая часть их мышления и, соответственно, поступков, говорит о полной НЕРАЗУМНОСТИ?
С благодарностью Ваш Эспри
Gala #
11 апреля 2015 в 00:46 Рейтинг: +1
Ах, если бы на все вопросы знать точные ответы!
Esprit de L'Escalier #
11 апреля 2015 в 00:50 Рейтинг: +1
Стараемся, дорогая Gala!
"Найди корень всему и ты многое поймёшь!"
Козьма Прутков

Свежее в блогах

Они кланялись тем кто выше
Они кланялись тем кто выше Они рвали себя на часть Услужить пытаясь начальству Но забыли совсем про нас Оторвали куски России Закидали эфир враньём А дороги стоят большие Обнесенные...
Говорим мы с тобой как ровня, так поставил ты дело сразу
У меня седина на висках, К 40 уж подходят годы, А ты вечно такой молодой, Веселый всегда и суровый Говорим мы с тобой как ровня, Так поставил ты дело сразу, Дядька мой говорил...
Когда друзья уходят, это плохо (памяти Димы друга)
Когда друзья уходят, это плохо Они на небо, мы же здесь стоим И солнце светит как то однобоко Ушел, куда же друг ты там один И в 40 лет, когда вокруг цветёт Когда все только начинает жить...
Степь кругом как скатерть росписная
Степь кругом как скатерть росписная Вся в траве пожухлой от дождя Я стою где молодость играла Где мальчонкой за судьбой гонялся я Читать далее.........
Мне парень сказал что я дядя Такой уже средних лет
Мне парень сказал что я дядя Такой уже средних лет А я усмехнулся играя Словами, как ласковый зверь Ты думаешь молодость вечна Она лишь дает тепло Но жизнь товарищ бесконечна И молодость...