Гений и злодейство – две вещи несовместные? Или (Писульки Эспри де Л'Эскалье)



Похвальное слово Идиотину.
Давно уже указывал в своих заметочках, что даже очень они, гений и здодейство,  совместимы, ибо существуют в разных пространствах:
Гений может быть в «Пространстве СПОСОБНОСТЕЙ» того или иного индивида.
Злодейство – в совершенно ином «Пространстве – Его Души»! И если у человека душа РАБА, то никакого отношения эта душонка не имеет к специфическим его же способностям. Они, писал не раз, НРАВСТВЕННО НЕЙТРАЛЬНЫ!
Но сейчас речь о другом «злодействе». В том же самом «Пространстве Способностей». Злодействе, называемом Идиотином, которым полон наш мозг, ибо он, Идиотин, просто необходим. Необходим? Да! Но НЕ В ТВОРЧЕСТВЕ и  не в дУмании.

Пятый концерт для скрипки с оркестром Моцарта. Первая часть хороша. В конце её слышатся «грозовые» отголоски третьей части. Но!!! Начнинается медленная вторая часть. Размазывание сладкозвучного сиропа по блюдцу. Нельзя сказать что некрасиво или немелодично, атонально! Но без смысла и без содержания! Так мелодично звенят и грошёвые музыкальные палочки под порывами ветра. Бессмысленный музыкальный консонансный перезвон. Часть третья. Сначала опять  – торжество посредственности танцевальной. И лишь к  концу появляется НАСТОЯЩАЯ музыка, достойная Моцарта. Но тоже быстро заглушается снова несравненно более слабой и лишённой глубины танцулькой.

К чему описываю, хоть и весьма кратко, этот концерт?
А к тому, до чего кратки мгновения божественного вдохновения. Длятся секунды, минуты, не более, а затем снова всё захлёстывает торжествующий и уверенный в себе ИДИОТИН. Необходимый, как только что упомянул, для безмысленного, МАШИНАЛЬНОГО функционирования организма, но крайне прискорбного в творчестве. Да и, вообще, в дУмании.
Идиотин, снова подчёркиваю, необходим для биологического нашего существования, для тысяч механических действий, но он – смертельный враг оригинального, нешаблонного мышления. Бог ОБЪЯРЛЫЧИВАНИЯ!!! И враг очень сильный, редко побеждаемый, да и то, на коротенькие миги, называемые ВДОХНОВЕНИЕМ. Пример только приведён – концерт Моцарта! Не какого-то бездарного музыкодела – шарманщика.
Но, если стараться, борясь с Идиотином в своём мышлении ежедневно, ежечасно, ежеминутно, то коротенькие мгновения эти чуть растяяяяягиваются во времени и приходят к нам ЧАЩЕ!!!
«В борьбе обретёшь ты право своё» – Лозунг Эсеров. (Позаимствованный из «Фауста» Goethe)
Право на творчество!
Что и требовалось доказать.
12 V 2015

Похожие статьи:

Авторская проза Книга о вкусной и здоровой пище. Рецензия (Писульки Эспри де Л'Эскалье)
Авторская проза Для чего нужен человек (Писульки Эспри де Л'Эскалье)
Авторская проза Страсти по Атласу или Как я не стал Магелланом (Писульки Эспри де Л'Эскалье)
Авторская проза Папаша, почём оксиген для народа? (Писульки Эспри де Л'Эскалье)
Авторская проза Альфонс с ноготок. (Писульки Эспри де Л'Эскалье)
Комментарии (8)
Adminos #
22 мая 2015 в 00:20 Рейтинг: +1
Всё это, конечно, здорово! Просто непонятно, как всё это соотнести к реальной, простой и обыкновенной человеческой жизни.
Esprit de L'Escalier #
22 мая 2015 в 03:35 Рейтинг: +1
Дорогой Администратор,
Благодарю Вас за прочтение и написание комментария!
Ответ прост:
Я, в приниципе, повторяю то, что уже давно опубликоано в "Программе Геинализации" Боряры, ("Вижу нечто странное... Книга вторая")
На себе, как на подопытном животном, непрерывно экспериментирую в этом же направлении. Если результаты, видимые читателям, хоть чуточку подтверждают верность гипотез Боряры, которым и следую, значит это "соотносится с реальной, простой и обыкновенной человеческой жизнью". Моё сугубо субъективное ощущение, что эффект наблюдается...
Сам я -- человек самый обычный и никогда не был доморощенным гением или даже "чудо-ребёнком". Но чувствую, что в мозгу моём всё же открываются контакты не только "идиотические"!
Если я ошибаюсь, пусть меня поправят старшие товарищи!
С признательностью Ваш Эспри
Adminos #
22 мая 2015 в 07:40 Рейтинг: +1
Да, и потом: мне и самому не совсем понятно, что такое "простая и обыкновенная" жизнь. Хотя, когда мне повезло, и я в составе оркестра хорошего дирижера Леонида Абрамовича Березина исполнял Первую часть Пятой симфонии Бетховена, я совершенно искренне считал и верил, что "судьба стучится в дверь". Это было в 1969 году.
Это я к "праву на творчество". Что абсолютно однозначно, и может быть приравнено только к праву жить и дышать.
Esprit de L'Escalier #
22 мая 2015 в 15:57 Рейтинг: +1
Дорогой Администратор,
"Судьба стучалась в дверь" Бетховена несколько иначе, чем в Вашу дверь. Бетховену она предвещала скорую глухоту (пил слишком много), а Вам -- прекрасную карьеру профессионального музыканта! Какова была Ваша специализация? Струнные, духовые ли инструменты? Так в команде КВН Вы были ещё и исполнителем музыкальных произведений?
"Право на творчество". Тут есть по крайней мере один, но предельно выжный аспект: «...Однако даже в них тлеет этот огонь бескорыстного рвения, сжигающий жизнь, вынуждающий возобновлять заранее обречённые попытки. Жалки эти убогие гении, титаны карликового духа, от рождения искалеченные природой, которая в припадке мрачного юмора добавила к их бездарности творческое неистовство, достойное самого Леонардо; их удел в жизни – равнодушие или насмешки, и всё, что для них можно сделать, это побыть час или два терпеливым слушателем и соучастником их мономании.»
Станислав Лем, «Профессор Коркоран»
Это цитата из Станислава Лема, одного из моих любимейших писателей.
О ком это? О некоторых людях, но не самых, совсем не самых, худших!\

Но, в отличие от Лема, сочувствующего таким людям, в мире полно наглых и тупых невежд и бездарей, лезущих изо всех дыр показать нам свой талант, коего нет и в помине.
"Таланту надо помогать! Бездарь сама пробьётся"
Об этом я тоже писал не раз.
Ваш Эспри
Adminos #
23 мая 2015 в 15:13 Рейтинг: +1
Приятно было прочитать толковый и вразумительный ответ. Спасибо.
Esprit de L'Escalier #
23 мая 2015 в 16:12 Рейтинг: 0
Вам спасибо за терпение!
Ваш Эспри
Gala #
29 мая 2015 в 16:58 Рейтинг: +1
Интересна и сама статья,  и обсуждение её, которое состоялось благодаря откликнувшемуся на неё Администратору. С моей точки зрения (простого читателя) нет вопроса, совместны или нет Гений и Злодейство. Совместны. В "простой" жизни Гениев вообще мало, а злодейство встречается довольно часто. Но если речь идёт о совместности гения и злодейства в одном индивиде, то в каждом случае требуется  конкретное разбирательство. И согласна с тем, что каждый из людей имеет право на творчество. Пусть себе творят, если без этого не могут жить. Я только хотела бы защитить Пятый концерт для скрипки с оркестром Моцарта. Автор, наш уважаемый Эспри, утверждает, что в этом концерте есть проблески гениальности, а вообще вся вещь заурядна. Очень может быть! Но не следует забывать, что все скрипичные концерты  написаны были ещё молодым композитором, от 17 до 22 лет. Он ещё был в пути к своей   высшей форме; до 35 лет,отпущенных Судьбой ,ему оставалось  ещё более десяти лет непрерывного труда и творческого совершенствования. Кроме того, концерты такого рода во времена Моцарта требовали соблюдения определённых условий их содержания и построения.  Они создавались для увеселения, народных празднеств, и включение лёгкой танцевальной музыки было ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ. Вот отчего  Автор заметил "ни смысла, ни содержания". Впрочем, Моцарт , создав по ЗАКАЗАМ  пять концертов для скрипки, больше никогда не возвращался к этому жанру. Скрипка в те времена вообще воспринималась несерьёзно, как игрушка, хотя уже отец Моцарта был хорошим скрипачом.
Esprit de L'Escalier #
29 мая 2015 в 18:37 Рейтинг: +1
Дорогая Gala,
Благодарю Вас за интересный и содержательный комментарий.
Множества деталей, приведённых в Вашем комментарии, я просто не знал. Обычно сужу о любом произведении БЕЗ ОГЛЯДКИ на детали, что, вполне возможно, ссужает возможность "подхода с пониманием". С другой стороны эта тема могла бы быть материалом для дискуссии: Как надо оценивать любое художественное или не художественное творение (научное, изобретение, технологическое усовершенствование)?
Судить только по результату или оценивать с оглядкой на различные, часто скрытые о воспринимающих, детали и условия. Я склонен к варианту первому, но допускаю, что есть зерно рациональное и во втором подходе. Проблема, которая сразу "выпрыгивает" в этом случае -- поиск тысяч "оправданий" творческим неудачам. В этом опасность.
Спасибо!
Ваш Эспри

Свежее в блогах

Говорим мы с тобой как ровня, так поставил ты дело сразу
У меня седина на висках, К 40 уж подходят годы А ты вечно такой молодой Веселый всегда и суровый Говорим мы с тобой как ровня Так поставил ты дело сразу Дядька мой говорил я на...
Когда друзья уходят, это плохо (памяти Димы друга)
Когда друзья уходят, это плохо Они на небо, мы же здесь стоим И солнце светит как то однобоко Ушел, куда же друг ты там один И в 40 лет, когда вокруг цветёт Когда все только начинает жить...
Степь кругом как скатерть росписная
Степь кругом как скатерть росписная Вся в траве пожухлой от дождя Я стою где молодость играла Где мальчонкой за судьбой гонялся я Читать далее.........
Мне парень сказал что я дядя Такой уже средних лет
Мне парень сказал что я дядя Такой уже средних лет А я усмехнулся играя Словами, как ласковый зверь Ты думаешь молодость вечна Она лишь дает тепло Но жизнь товарищ бесконечна И молодость...
Здравствуй! Помнишь? Лучше промолчу.. не должна ты помнить и не надо
Здравствуй! Помнишь? Лучше промолчу.. не должна ты помнить и не надо Тот рассвет, который на корню, нам тогда казалось, что до края... Ты узнала? Я не ожидал, много лет, как будто день вчерашний,...