Гений и злодейство – две вещи несовместные? Или (Писульки Эспри де Л'Эскалье)



Похвальное слово Идиотину.
Давно уже указывал в своих заметочках, что даже очень они, гений и здодейство,  совместимы, ибо существуют в разных пространствах:
Гений может быть в «Пространстве СПОСОБНОСТЕЙ» того или иного индивида.
Злодейство – в совершенно ином «Пространстве – Его Души»! И если у человека душа РАБА, то никакого отношения эта душонка не имеет к специфическим его же способностям. Они, писал не раз, НРАВСТВЕННО НЕЙТРАЛЬНЫ!
Но сейчас речь о другом «злодействе». В том же самом «Пространстве Способностей». Злодействе, называемом Идиотином, которым полон наш мозг, ибо он, Идиотин, просто необходим. Необходим? Да! Но НЕ В ТВОРЧЕСТВЕ и  не в дУмании.

Пятый концерт для скрипки с оркестром Моцарта. Первая часть хороша. В конце её слышатся «грозовые» отголоски третьей части. Но!!! Начнинается медленная вторая часть. Размазывание сладкозвучного сиропа по блюдцу. Нельзя сказать что некрасиво или немелодично, атонально! Но без смысла и без содержания! Так мелодично звенят и грошёвые музыкальные палочки под порывами ветра. Бессмысленный музыкальный консонансный перезвон. Часть третья. Сначала опять  – торжество посредственности танцевальной. И лишь к  концу появляется НАСТОЯЩАЯ музыка, достойная Моцарта. Но тоже быстро заглушается снова несравненно более слабой и лишённой глубины танцулькой.

К чему описываю, хоть и весьма кратко, этот концерт?
А к тому, до чего кратки мгновения божественного вдохновения. Длятся секунды, минуты, не более, а затем снова всё захлёстывает торжествующий и уверенный в себе ИДИОТИН. Необходимый, как только что упомянул, для безмысленного, МАШИНАЛЬНОГО функционирования организма, но крайне прискорбного в творчестве. Да и, вообще, в дУмании.
Идиотин, снова подчёркиваю, необходим для биологического нашего существования, для тысяч механических действий, но он – смертельный враг оригинального, нешаблонного мышления. Бог ОБЪЯРЛЫЧИВАНИЯ!!! И враг очень сильный, редко побеждаемый, да и то, на коротенькие миги, называемые ВДОХНОВЕНИЕМ. Пример только приведён – концерт Моцарта! Не какого-то бездарного музыкодела – шарманщика.
Но, если стараться, борясь с Идиотином в своём мышлении ежедневно, ежечасно, ежеминутно, то коротенькие мгновения эти чуть растяяяяягиваются во времени и приходят к нам ЧАЩЕ!!!
«В борьбе обретёшь ты право своё» – Лозунг Эсеров. (Позаимствованный из «Фауста» Goethe)
Право на творчество!
Что и требовалось доказать.
12 V 2015

Похожие статьи:

Авторская проза Страсти по Атласу или Как я не стал Магелланом (Писульки Эспри де Л'Эскалье)
Авторская проза Книга о вкусной и здоровой пище. Рецензия (Писульки Эспри де Л'Эскалье)
Авторская проза Папаша, почём оксиген для народа? (Писульки Эспри де Л'Эскалье)
Авторская проза Альфонс с ноготок. (Писульки Эспри де Л'Эскалье)
Авторская проза Для чего нужен человек (Писульки Эспри де Л'Эскалье)
Комментарии (8)
Adminos #
22 мая 2015 в 00:20 Рейтинг: +1
Всё это, конечно, здорово! Просто непонятно, как всё это соотнести к реальной, простой и обыкновенной человеческой жизни.
Esprit de L'Escalier #
22 мая 2015 в 03:35 Рейтинг: +1
Дорогой Администратор,
Благодарю Вас за прочтение и написание комментария!
Ответ прост:
Я, в приниципе, повторяю то, что уже давно опубликоано в "Программе Геинализации" Боряры, ("Вижу нечто странное... Книга вторая")
На себе, как на подопытном животном, непрерывно экспериментирую в этом же направлении. Если результаты, видимые читателям, хоть чуточку подтверждают верность гипотез Боряры, которым и следую, значит это "соотносится с реальной, простой и обыкновенной человеческой жизнью". Моё сугубо субъективное ощущение, что эффект наблюдается...
Сам я -- человек самый обычный и никогда не был доморощенным гением или даже "чудо-ребёнком". Но чувствую, что в мозгу моём всё же открываются контакты не только "идиотические"!
Если я ошибаюсь, пусть меня поправят старшие товарищи!
С признательностью Ваш Эспри
Adminos #
22 мая 2015 в 07:40 Рейтинг: +1
Да, и потом: мне и самому не совсем понятно, что такое "простая и обыкновенная" жизнь. Хотя, когда мне повезло, и я в составе оркестра хорошего дирижера Леонида Абрамовича Березина исполнял Первую часть Пятой симфонии Бетховена, я совершенно искренне считал и верил, что "судьба стучится в дверь". Это было в 1969 году.
Это я к "праву на творчество". Что абсолютно однозначно, и может быть приравнено только к праву жить и дышать.
Esprit de L'Escalier #
22 мая 2015 в 15:57 Рейтинг: +1
Дорогой Администратор,
"Судьба стучалась в дверь" Бетховена несколько иначе, чем в Вашу дверь. Бетховену она предвещала скорую глухоту (пил слишком много), а Вам -- прекрасную карьеру профессионального музыканта! Какова была Ваша специализация? Струнные, духовые ли инструменты? Так в команде КВН Вы были ещё и исполнителем музыкальных произведений?
"Право на творчество". Тут есть по крайней мере один, но предельно выжный аспект: «...Однако даже в них тлеет этот огонь бескорыстного рвения, сжигающий жизнь, вынуждающий возобновлять заранее обречённые попытки. Жалки эти убогие гении, титаны карликового духа, от рождения искалеченные природой, которая в припадке мрачного юмора добавила к их бездарности творческое неистовство, достойное самого Леонардо; их удел в жизни – равнодушие или насмешки, и всё, что для них можно сделать, это побыть час или два терпеливым слушателем и соучастником их мономании.»
Станислав Лем, «Профессор Коркоран»
Это цитата из Станислава Лема, одного из моих любимейших писателей.
О ком это? О некоторых людях, но не самых, совсем не самых, худших!\

Но, в отличие от Лема, сочувствующего таким людям, в мире полно наглых и тупых невежд и бездарей, лезущих изо всех дыр показать нам свой талант, коего нет и в помине.
"Таланту надо помогать! Бездарь сама пробьётся"
Об этом я тоже писал не раз.
Ваш Эспри
Adminos #
23 мая 2015 в 15:13 Рейтинг: +1
Приятно было прочитать толковый и вразумительный ответ. Спасибо.
Esprit de L'Escalier #
23 мая 2015 в 16:12 Рейтинг: 0
Вам спасибо за терпение!
Ваш Эспри
Gala #
29 мая 2015 в 16:58 Рейтинг: +1
Интересна и сама статья,  и обсуждение её, которое состоялось благодаря откликнувшемуся на неё Администратору. С моей точки зрения (простого читателя) нет вопроса, совместны или нет Гений и Злодейство. Совместны. В "простой" жизни Гениев вообще мало, а злодейство встречается довольно часто. Но если речь идёт о совместности гения и злодейства в одном индивиде, то в каждом случае требуется  конкретное разбирательство. И согласна с тем, что каждый из людей имеет право на творчество. Пусть себе творят, если без этого не могут жить. Я только хотела бы защитить Пятый концерт для скрипки с оркестром Моцарта. Автор, наш уважаемый Эспри, утверждает, что в этом концерте есть проблески гениальности, а вообще вся вещь заурядна. Очень может быть! Но не следует забывать, что все скрипичные концерты  написаны были ещё молодым композитором, от 17 до 22 лет. Он ещё был в пути к своей   высшей форме; до 35 лет,отпущенных Судьбой ,ему оставалось  ещё более десяти лет непрерывного труда и творческого совершенствования. Кроме того, концерты такого рода во времена Моцарта требовали соблюдения определённых условий их содержания и построения.  Они создавались для увеселения, народных празднеств, и включение лёгкой танцевальной музыки было ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ. Вот отчего  Автор заметил "ни смысла, ни содержания". Впрочем, Моцарт , создав по ЗАКАЗАМ  пять концертов для скрипки, больше никогда не возвращался к этому жанру. Скрипка в те времена вообще воспринималась несерьёзно, как игрушка, хотя уже отец Моцарта был хорошим скрипачом.
Esprit de L'Escalier #
29 мая 2015 в 18:37 Рейтинг: +1
Дорогая Gala,
Благодарю Вас за интересный и содержательный комментарий.
Множества деталей, приведённых в Вашем комментарии, я просто не знал. Обычно сужу о любом произведении БЕЗ ОГЛЯДКИ на детали, что, вполне возможно, ссужает возможность "подхода с пониманием". С другой стороны эта тема могла бы быть материалом для дискуссии: Как надо оценивать любое художественное или не художественное творение (научное, изобретение, технологическое усовершенствование)?
Судить только по результату или оценивать с оглядкой на различные, часто скрытые о воспринимающих, детали и условия. Я склонен к варианту первому, но допускаю, что есть зерно рациональное и во втором подходе. Проблема, которая сразу "выпрыгивает" в этом случае -- поиск тысяч "оправданий" творческим неудачам. В этом опасность.
Спасибо!
Ваш Эспри

Свежее в блогах

Они кланялись тем кто выше
Они кланялись тем кто выше Они рвали себя на часть Услужить пытаясь начальству Но забыли совсем про нас Оторвали куски России Закидали эфир враньём А дороги стоят большие Обнесенные...
Говорим мы с тобой как ровня, так поставил ты дело сразу
У меня седина на висках, К 40 уж подходят годы, А ты вечно такой молодой, Веселый всегда и суровый Говорим мы с тобой как ровня, Так поставил ты дело сразу, Дядька мой говорил...
Когда друзья уходят, это плохо (памяти Димы друга)
Когда друзья уходят, это плохо Они на небо, мы же здесь стоим И солнце светит как то однобоко Ушел, куда же друг ты там один И в 40 лет, когда вокруг цветёт Когда все только начинает жить...
Степь кругом как скатерть росписная
Степь кругом как скатерть росписная Вся в траве пожухлой от дождя Я стою где молодость играла Где мальчонкой за судьбой гонялся я Читать далее.........
Мне парень сказал что я дядя Такой уже средних лет
Мне парень сказал что я дядя Такой уже средних лет А я усмехнулся играя Словами, как ласковый зверь Ты думаешь молодость вечна Она лишь дает тепло Но жизнь товарищ бесконечна И молодость...