Графоманы и писатели. (Писульки Эспри де Л'Эскалье)

Esprit de L'Escalier Авторская проза 14 января 2015 Рейтинг: +1 Голосов: 1 754 просмотра

 

 

 


 

 

Ругают графоманов, хвалят писателей. А чем они отличаются друг от друга?

 

«Вот, в чём вопрос»

 

Графоманы пишут скучно, писатели интересно?

 

Во-первых, это очень субъективно. Одному нечто скучно, другому интересно.

 

Во-вторых, у Владимира Набокова есть немало произведений до чрезвычайности скучных. А язык – блистательный и его поэтому никто графоманом не назовёт. Большой писатель!

 

У Тургенева его описания, с предложениями в страницу и потому очень любимыми учительницами русской грамматики, тоже – скучища.

 

У Достоевского его роман «Бесы» начинается невероятно скучно. Сто – сто пятьдесят первых страниц – занудливое описание полного ничтожества Верховенского-старшего. ЗАТО ПОТОМ!!!

 

Нет, это, наверно, не критерий.

 

Язык убогий? Заурядный, штампованный?

 

Пожалуй!

 

Мысли тоже заурядные, общеизвестные истины повторяются с видом открытия великих тайн Вселенной?

 

Да, тоже, пожалуй. Иногда писатель пишет не таким уж распрекрасным языком, (не каждому дано), но мысли хоть интересные. Парадоксальные, оригинальные, хотя вполне адекватные!!! (Пример обратного – психопат и графоман Франц Кафка)

 

Пример мыслительного убожества под видом неких высших идей и мыслей – «Игра в бисер» Германа Гессе – чистая графомания. И скучно, и язык заурядный, и ни одной интересной свежей мысли!

 

Но, снова об интересности против скучности. Графоманы пишут ИНТЕРЕСНО?

 

Наверно нет. «Все жанры хороши, кроме скучного», – сказал Вольтер. (Хотя его «Философские повести» достаточно скучны и весьма заурядны!)

 

Популярность у читателей? Нет однозначного ответа. Бездарный граф Хвостов во времена Пушкина имел деньги и через подставных лиц скупал свои собственные произведения, дабы создать видимость читаемости.

 

Но, сейчас, Джоан Роулинг, бездарь, написавшая «Гарри Поттер» – литературную макулатуру, а уже ПОЛ-МИЛЛИАРДА её книжонок распродано! Переведена на 80 языков. Да, кто из не просто настоящих писателей, а ВЕЛИКИХ, ТАЛАНТОВ, кто – продавался такими тиражами? Никто! Значит популярность – не критерий.

 

Время?

 

Может быть. Произведения Писателя живут долго, графомана – в лучшем случае короткоживущие микрочастицы. Хоть и наблюдаются некие ливни этих частиц...

 

Написал слово «Время» и, как всегда с опазданием, призадумался: А ЧТО я вкладываю в этот многозначительный термин? А НИЧЕГО! Дурость свою! Имел в виду, что читаемость того или иного автора проверяется НЕ временем, а неким перманентным интересом МНОГИХ поколений читателей к писателю, так же, как в изобразительном искусстве, так же, как в музыке. Классический пример: Две оперы Верди «Травиата» и «Риголетто». Кто сегодня читает заурядную книжечку Александра Дюма-сына «Дама с камелиями» о его романе с туберкулёзной куртизанкой Мари дю Плесси или смотрит «дряму» Гюго «Король развлекается»? Зато оперные театры переполнены, когда дают обе эти оперы.

 

Гюго злобно сказал Джузеппе Верди по поводу его оперы «Риголетто»: Вы испортили мою пьесу!

 

Я обессмертил её! – ответил Верди. ВЕРНО! Талант, умница, пророк!

 

Но вопрос повис в воздухе: Как СЕЙЧАС, а не через столетие или два, распознать, где писатель, а где зауряднейший графоман??? ГДЕ некий точный, объективный и абсолютный критерий???

 

Просто популярность – мы видим, что НЕ критерий! Уже хотя бы потому, что дураков всегда больше! Намного больше, чем людей разумных. То есть мыслящих НЕСТАДНО!

 

Итак:

 

Писать надо интересно. Это первое отличие графомана от писателя, но не необходимое и не достаточное. Графоманы ВСЕГДА пишут скучно, хотя и писатели тоже нередко! Примеры выше показывают, что и писатель может писать скучно. А графоман «интересно» – Роулинг!

 

Значит не всякая интересность есть критерий! Отпадает, как и популярность!

 

Язык у писателя должен быть выразительным и незаурядным! Тяжелейшее требование, выполнить которое под силу лишь немногим ОЧЕНЬ талантливым: Ильф и Петров, Набоков, иногда Солженицын и ещё несколько писателей.

 

Интересные, нетривиальные мысли в произведении. Пример: Станислав Лем, Исаак Азимов. У графоманов же – всё плоско и убого. Стадно – заурядно.

 

Что ещё? Не знаю. Пока всё.

 

Нет, не всё! Придумал под конец:

 

Сам вопрос, заданный в начале, идиотский!

 

Мировая, всемирная тенденция: Читателей всё меньше, «писателей» всё больше! Скоро всё человечество станет единой страной «Графоманией». Поскольку читателей не будет, а будут одни «писатели», то и отличать незачем писателей от графоманов! НЕ ДЛЯ КОГО!!! Спроса читателей на писателей не будет!!! Читатели были, да все вышли!!! Издательства многочисленные уже давно перешли на платное обслуживание ПИСАТЕЛЕЙ!

 

Так для чего вся эта писанина с вопросами и самоопровержениями?

 

Дабы другим было неповадно задавать такие же глупые вопросы!

 

Мои писульки на эту тему: «Диалектика погоды. Умственной...», «Процент таланта», «Единомышленники», «Непохожие Единомышленники», «Страна Графомания»

 

11 I 2015

 

Похожие статьи:

Авторская проза Книга о вкусной и здоровой пище. Рецензия (Писульки Эспри де Л'Эскалье)
Авторская проза Альфонс с ноготок. (Писульки Эспри де Л'Эскалье)
Авторская проза Папаша, почём оксиген для народа? (Писульки Эспри де Л'Эскалье)
Авторская проза Страсти по Атласу или Как я не стал Магелланом (Писульки Эспри де Л'Эскалье)
Авторская проза Для чего нужен человек (Писульки Эспри де Л'Эскалье)
Комментарии (4)
Gala #
15 января 2015 в 15:05 Рейтинг: +1
Наверное, уважаемый Эспри, под графоманами следует понимать любителей -непрофессионалов? Они не учатся в литинститутах, не состоят в Союзах писателей. Это  люди, любящие выражать свои мироощущения на бумаге. И, если есть литературный талант,  свежие идеи, умение выражать мысли, развивать темы, интересные другим, то это здорово. Но, если графомания по определению Энциклопедии "патологическая страсть к сочинительству", то это уже болезнь. А читателей  уже, действительно, меньше. Сейчас народ отвлечён другими средствами информации - видовыми и слуховыми. Таким образом, писать "не для кого", а хочется!
Esprit de L'Escalier #
15 января 2015 в 18:37 Рейтинг: +1
Увы, дорогая Gala,
Позволю себе не согласиться с Вами.
Графоманы -- это именно патологические страстолюбцы ПИСАТЬ! Нет удержу! Хочется чаво-нибудь вякнуть, а вякать нечего!
Писателями становятся не в литинститутах, а или развивают способности от рождения или постепенно их вырабатывают. И никакие институты и академии не сделают из бездари -- талант. У многих настоящих писателей мы видим ДИНАМИКУ их развития как профессионалов. Сначала очень многие тоже -- как графоманы. Пишут чушь. Но по мере тренировок, написания и развития способностей видим, что вырастает ТАЛАНТ! У графоманов же время уходит впустую. Они не прогрессируют уже потому, что самозабвенно любуются своими "сочиениями", даже не пытаясь подойти к ним с малейшей самокритикой. Критику же окружающих воспринимают со злобой и отвержением: "Не поняли ГЕНИЯ!!!"
Главнейшее качество РАЗУМНОГО человека, на мой взгляд, это способность к самоиронии и отсутствие почтительности к себе! Мы -- только люди-человеки и можем ошибаться и писать слабо! Вот этого не следует забывать.
Графомания -- это крайне распространённый побочный эффект всеобщей грамотности и компьютеризации.
Ваш с признательностью Эспри
Gala #
16 января 2015 в 00:51 Рейтинг: +1
Вот забыла в своём первом комментарии лишний раз (или не лишний?)отметить  высокую эрудицию Автора,господина Эспри, - много читающего, много знающего, много помнящего.
Esprit de L'Escalier #
16 января 2015 в 03:25 Рейтинг: +1
Дорогая Gala,
Сердечная Вам благодарность за освежающий душу душ комплиментов!
Но, как "Много помнящий" считаю возможным напомнить Вам, что Вы ничего не забыли и уже "обзывали" меня раньше эпитетами с дополнением "Много"!
В любом случае я ещё и МНОГОБЛАГОДАРНЫЙ Вам!
Ваш Эспри

Свежее в блогах