Мы с тобой два берега... (Писульки Эспри де Л'Эскалье)

Esprit de L'Escalier Авторская проза 16 сентября 2015 Рейтинг: 0 Голосов: 0 656 просмотров





О различии в авторском и читательском восприятии.

Конечно, можно отделаться от такого вопроса банальнейшей и  бессмысленной отговоркой: Сколько людей, столько мнений. Или – два спорящих иногда ухитряются иметь ТРИ мнения.
Первая – уводит нас в сторону от попыток ответить на вопрос.
Вторая – просто забавная констатация факта.
Замечал не раз, что некоторые произведения, написанные эдак полушутя или вообще, несерьёзно, «что пришло в голову», привлекают гораздо большее внимание читателей, чем другие, над которыми усиленно думал, шлифовал их, искал нужные формулировки для своих мыслей, в общем «вложил душу». Чем объяснить такой диссонанс в отношении самого автора и читателей?
Для подтверждения правомерности этого вопроса приведу следующее:
Берём учебник, скажем физики, химии, математики… Там тоже высказываются некие положения, однако у большинства «мнение совпадает с мнением автора».
Так это, – скажут, – УЧЕБНИК! Это же вполне определённо и однозначно, а в художественной литературе как раз наоборот – свобода толкования, свобода симпатий (нравится — не нравится), многозначность слов, эпитетов, метафор, целых фраз, абзацев и даже всего произведения. В целом, хотя и не полностью, можно согласиться. Есть, однако, читатели учебника, у которых при чтении возникают вопросы к автору, и, если автор так и не отвечает на них в дальнейшем, то ОТВЕРГАЮТ его поучающее мнение.

Наверно, ответов несколько:
Неважно ЧТО написано, а КАК. Если автор, не прилагая больших усилий, тем не менее написал нечто талантливое (нашло ВДОХНОВЕНИЕ), то читатели сразу это замечают и выделяют.
А ежели трудился в поте лица, да мысли натужные, с усилием, (НЕТ ВДОХНОВЕНИЯ, хоть лопни!), то это тоже проявляется и внимательный читатель быстро теряет интерес.

(Вспоминаю часто совершенно изумительный микрорассказик; к сожалению, не запомнил фамилии писательницы. Автор — молодая женщина, филолог, работающая официанткой в Америке. В русскоязычном районе, в русскоязычном кафе. И переживает, бедная, из-за тотальной языковой безграмотности посетителей.
ВСЕ говорят ей: «Девушка, принесите ОДНО КОФЕ!»
И она в мыслях кричит им, невеждам: «Не ОДНО кофе, а ОДИН!!!»
И вдруг...
Какой-то мужчина произносит НЕЧТО: «Девушка, принесите, пожалуйста, ОДИН КОФЕ!!!»
Она, вся затрепетав от радостного чувства – услышала, наконец,  правильный русский язык – захотела СНОВА насладиться этим ЖЕЛАННЫМ — «ОДИН КОФЕ».
Пролепетала ему, чуть дыша: «Что Вы сказали?»
Он повторил:
«Принесите ОДИН кофе и один булка!!!»
Прелестный рассказик, гениальный!)

Возвращаясь к теме о раличиях в восприятии.
То была, возможно, одна причина.
Есть и в точности обратная: Качество читателя.
Если туп и не любопытен, если отсутствует культура чтения, если воспитан НА ДЕШЁВКЕ, на макулатуре, то до него просто НЕ ДОЙДЁТ что-то, требующее МЫШЛЕНИЯ. Думать  – скучно, непривычно и утомительно!

Третья причина:
Резонанс, консонанс, диссонанс эмоций и мыслей автора и читателей. Вызывают резонанс и консонанс (созвучие, благозвучие) у читателей  – мнения совпадают. Наоборот – не созвучно, не гармонично с чувствами читателей, мнения не совпадают. Причём, говоря о мыслях, идеях, взглядах автора, следует отметить, что возможно их неприятие читателями, но не антагонистическое, «дружеское несогласие», но всё равно, нечто в произведении привлекает читающих. Очевидно, не предмет обсуждения, а манера и язык его подачи, необычная перспектива его рассмотрения. У настоящих талантов это часто встречается: Неожиданный угол зрения на обычные явления. Классические примеры этого высшего, на мой вгляд, литературного (и не только литературного) мастерства, являют собой два романа Ильфа и Петрова, повести и рассказы Набокова, два романа Солженицына, произведения Станислава Лема, лучшие вещи Ивлина Во, два романа Леонида Соловьёва.  В этих произведениях есть фразы и отрывки КЛАССИЧЕСКИЕ по своей точности и, одновременно, неожиданности. А именно это и придаёт ОГРОМНУЮ силу их СЛОВУ!

Перечтите снова этот микрорассказик. В нём тоже сила слова!
15 IX 2015

Похожие статьи:

Авторская проза Для чего нужен человек (Писульки Эспри де Л'Эскалье)
Авторская проза Страсти по Атласу или Как я не стал Магелланом (Писульки Эспри де Л'Эскалье)
Авторская проза Книга о вкусной и здоровой пище. Рецензия (Писульки Эспри де Л'Эскалье)
Авторская проза Альфонс с ноготок. (Писульки Эспри де Л'Эскалье)
Авторская проза Папаша, почём оксиген для народа? (Писульки Эспри де Л'Эскалье)
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Свежее в блогах

Они кланялись тем кто выше
Они кланялись тем кто выше Они рвали себя на часть Услужить пытаясь начальству Но забыли совсем про нас Оторвали куски России Закидали эфир враньём А дороги стоят большие Обнесенные...
Говорим мы с тобой как ровня, так поставил ты дело сразу
У меня седина на висках, К 40 уж подходят годы, А ты вечно такой молодой, Веселый всегда и суровый Говорим мы с тобой как ровня, Так поставил ты дело сразу, Дядька мой говорил...
Когда друзья уходят, это плохо (памяти Димы друга)
Когда друзья уходят, это плохо Они на небо, мы же здесь стоим И солнце светит как то однобоко Ушел, куда же друг ты там один И в 40 лет, когда вокруг цветёт Когда все только начинает жить...
Степь кругом как скатерть росписная
Степь кругом как скатерть росписная Вся в траве пожухлой от дождя Я стою где молодость играла Где мальчонкой за судьбой гонялся я Читать далее.........
Мне парень сказал что я дядя Такой уже средних лет
Мне парень сказал что я дядя Такой уже средних лет А я усмехнулся играя Словами, как ласковый зверь Ты думаешь молодость вечна Она лишь дает тепло Но жизнь товарищ бесконечна И молодость...