О лёгкой мысленности таланта (Писульки Эспри де Л'Эскалье)

Esprit de L'Escalier Авторская проза 12 июня 2015 Рейтинг: +1 Голосов: 1 683 просмотра



И давно и недавно писал о некой даже странной легкомысленности талантливых людей по отношению к своему творчеству. Есть, как мне кажется, некая высокая степень или ступень таланта, когда сам творец относится к себе и к своим произведениям без малейшего пиетета, как-то уж очень «неуважительно»!
Мы же, восприниматели, слушатели, зрители, читатели – в восторге от них, этих творений. Явное противоречие между мнением часто огромного числа людей и самим автором. Кто прав? (А можно ли вообще задавать ТАКОЙ вопрос?!) А если можно, то всё же. «Где правда на земле?» Думаю, правы и мы, восприниматели чуда талантливого творения и прав же творец. О нашей правоте говорить нечего! Для нас это – очевидно, потому и восхищаемся, а, вот, ТВОРЕЦ, он-то КУДА ГЛЯДИТ???
И далеко не все талантливые люди, признанные создатели НОВОГО И ПРЕКРАСНОГО, являют собой образцы упомянутго «Моцартовского игриво неуважительного отношения к своиму творчеству.
Идья Ефимович Репин, например, широковещательно пропагандировал мысль обратную: До чего тяжёл труд Создателя:
«Репин, подчас, верёвкой кисть к руке привязывает, дабы продолжить рисовать!» – Это его доподлинные слова! (Здесь, думаю, играло роль умелое репинское «создание впечатления у публики» с целью возбудить уважение к творцу, тяжким трудом создающему шедевры)
Л.Н.Толстой, по словам свидетелей, шестнадцать раз переписывал «Анну Каренину».
А.Блок, завершив поэму «Двенадцать», написал в дневнике: «Сегодня я – гений»
И вдруг такое неуважительное легкомыслие!!!
Так, снова, «где правда на земле?»
Мыслишка закралась в сознание:
А может быть эта лёгкость вовсе не кокетство таланта (на публику, противоположное только что описанным «оценкам их тяжких трудов»), а совершенно искреннее неуважение, или, скажем, непочтительность к своим произведениям?
Допустим, в качестве примера, что бедняк и миллионер выиграли в лотерее миллион долларов.
Все, видится мне, согласятся, что реакция этих двух людей будет совершенно различной.
Бедняк будет прыгать от радости, прикидывать, ЧТО он сделает с этим миллионом, кому из друзей и родных тоже даст в помощь...
Миллионер, разумеется, тоже испытает некое удовольствие, добавит его спокойно, без излишних упоённых восторгов, к основному капиталу, подумает о направлении его вложения с целью бОльшей прибыли и ВСЁ!!! Для него этот дополнительный миллион  мало что изменяет в его жизни!!! Он и так богат! И если бедняк-счастливец каким-то образом наблюдает реакцию миллионера на этот сногсшибательный случай, он, возможно, искренне удивится сдержанной, даже вроде, ПРЕНЕБРЕЖИТЕЛЬНОЙ реакции миллионера.
Пример этот дан для иллюстрации разяще отличного отношения высокого таланта и обычных людей к некому его, таланта, творению. Талантливый человек уже ПРИВЫК к своим способностям! Он ничего другого и не ОЖИДАЕТ от себя и потому некое создание совершенства (в наших, обычных людей, глазах), он воспринимает как нормальное и даже ЗАУРЯДНОЕ явление (ДЛЯ НЕГО!)
Всё, только что сказанное, радикально противоречит моим же, неоднократно высказанным, гипотезам о Гениалине, медиаторе Вдохновения. Противоречие кажущееся!
Гениалин надо добывать тяжёлым, ежедневным, ежечасным, ежеминутным умственным трудом!
Это первая ступень творчества, подготовительная!
И. когда тяжкий, многомесячный и многлетний труд этот даёт результат, Гениалин ОТКРЫВАЕТ в какой-то божественный момент неожиданные, неординарные цепочки нейронов в мозгу творца, наступает краткий, кратчайший миг Вдохновения!
Это вторая и наипрекраснейшая ступень!
Свет молнии, яркость образов и невесомая ясность мысли вдруг всё меняют и ночь становится днём!
Так чем же талант отличается от обычного человека? Лишь одним:
Таких вспышек молнии в его сознании МНОГО, они длятся чуть дольше и мелькают чаще! И талантливый человек забывает, каким  упорным предыдущим ТРУДОМ он развил в себе это часто являющееся к нему Вдохновение!
Что Бог не дал, в аптеке не купишь?
А может, всё-таки, лежит ОНО на некой полочке за дверцей с грозной предупредительной надписью «SEPARANDA» или другой, тоже пугающей не менее???
ЗРЯ!
11 VI 2015

Похожие статьи:

Авторская проза Страсти по Атласу или Как я не стал Магелланом (Писульки Эспри де Л'Эскалье)
Авторская проза Альфонс с ноготок. (Писульки Эспри де Л'Эскалье)
Авторская проза Для чего нужен человек (Писульки Эспри де Л'Эскалье)
Авторская проза Папаша, почём оксиген для народа? (Писульки Эспри де Л'Эскалье)
Авторская проза Книга о вкусной и здоровой пище. Рецензия (Писульки Эспри де Л'Эскалье)
Комментарии (4)
Gala #
15 июня 2015 в 17:20 Рейтинг: +1
Да, хорошим вопросом задаётесь Вы. дорогой Эспри! Очень понравилось выражение о второй ступени творчества "Свет молнии, яркость образов и невесомая ясность мысли вдруг всё меняют и ночь становится днём!" Классно сказано. интересно, что думают сами гении о рождении гениального создания. Осознают ли они , что достигли некоего пика, за которым только спуск вниз, или кокетничают, говоря, что и сами не знают, как получилось у них то, что других восхищает? Этого никогда не узнать. Сколько Гениев, столько и проявлений их гениальности и реакции на собственный успех.
Esprit de L'Escalier #
16 июня 2015 в 18:20 Рейтинг: +1
Дорогая Gala,
Вновь моя самая искренняя благодарность за труд по прочтению и написанию рецензии.
Попытаюсь ответить на Ваши вопросы.
Не раз уже повторял: НЕТ гениев, есть гениальные произведения.
Пик НЕ один! Их может быть много! Ведь Вдохновение приходит, хоть нечасто, но не едиственный раз в жизни.
(Об этом думаю написать специальную статейку.)
Стефан Цвайг описывает это чудо в своих "Звёздных часах человечества" в маленькой новелле "Гений одной ночи", посвящённой Руже де Лилю, в одну ночь сочинившем "Марш марсельской армии" и ставшим гимном Франции -- "Марсельезой".
Об отношении самого таланта к мгновениям Вдохновения. А это как раз те мгновения, когда и создаётся нечто сверхталантливое, гениальное.
Макс Планк, немецкий физик, основоположник идеи квантов, описывает своё открытие именно так:
«После нескольких недель самой напряжённой работы в моей жизни, тьма, в которой я барахтался, озарилась молнией и передо мной открылись неожиданные перспективы».
Я искренне убеждён, что кокетства в словах талантливых людей нет: Они сами честно недоумевают, КАК додумались до некой гениальной мысли. НО всегда этому мгновению предшествовал напряжённый умственный труд длиной в недели и годы!!! По теории Гениалина -- это способствует его накоплению и внезапному выбросу, открывающему НЕВЕДОМЫЕ, до сего момента закрытые наглухо, цепочки нейронов. Барьер между Надсознанием и Сознанием вдруг становится прозрачным и из Надсонания в Сознание "Просачиваются" совершенно НЕОРДИНАРНЫЕ идеи.
Так, по крайней мере я представляю себе этот процесс.
Faciant Meliora Potentes. -- Пусть сделает лучше, кто МОЖЕТ!
Ваш Эспри
Gala #
16 июня 2015 в 19:33 Рейтинг: +1
Блестяще! Ваш комментарий стоит отдельного опубликования!
Esprit de L'Escalier #
16 июня 2015 в 23:03 Рейтинг: +1
Дорогая Gala,
Тот, кто прочтёт эту заметку, наверно обратит внимание и на комментарии к ней.
В принципе, это в разных сочетаниях уже опубликовано.
Спасибо Вам за терпение к моим длинным комментариям.
Ваш Эспри

Свежее в блогах

Они кланялись тем кто выше
Они кланялись тем кто выше Они рвали себя на часть Услужить пытаясь начальству Но забыли совсем про нас Оторвали куски России Закидали эфир враньём А дороги стоят большие Обнесенные...
Говорим мы с тобой как ровня, так поставил ты дело сразу
У меня седина на висках, К 40 уж подходят годы, А ты вечно такой молодой, Веселый всегда и суровый Говорим мы с тобой как ровня, Так поставил ты дело сразу, Дядька мой говорил...
Когда друзья уходят, это плохо (памяти Димы друга)
Когда друзья уходят, это плохо Они на небо, мы же здесь стоим И солнце светит как то однобоко Ушел, куда же друг ты там один И в 40 лет, когда вокруг цветёт Когда все только начинает жить...
Степь кругом как скатерть росписная
Степь кругом как скатерть росписная Вся в траве пожухлой от дождя Я стою где молодость играла Где мальчонкой за судьбой гонялся я Читать далее.........
Мне парень сказал что я дядя Такой уже средних лет
Мне парень сказал что я дядя Такой уже средних лет А я усмехнулся играя Словами, как ласковый зверь Ты думаешь молодость вечна Она лишь дает тепло Но жизнь товарищ бесконечна И молодость...