О лёгкой мысленности таланта (Писульки Эспри де Л'Эскалье)

Esprit de L'Escalier Авторская проза 12 июня 2015 Рейтинг: +1 Голосов: 1 702 просмотра



И давно и недавно писал о некой даже странной легкомысленности талантливых людей по отношению к своему творчеству. Есть, как мне кажется, некая высокая степень или ступень таланта, когда сам творец относится к себе и к своим произведениям без малейшего пиетета, как-то уж очень «неуважительно»!
Мы же, восприниматели, слушатели, зрители, читатели – в восторге от них, этих творений. Явное противоречие между мнением часто огромного числа людей и самим автором. Кто прав? (А можно ли вообще задавать ТАКОЙ вопрос?!) А если можно, то всё же. «Где правда на земле?» Думаю, правы и мы, восприниматели чуда талантливого творения и прав же творец. О нашей правоте говорить нечего! Для нас это – очевидно, потому и восхищаемся, а, вот, ТВОРЕЦ, он-то КУДА ГЛЯДИТ???
И далеко не все талантливые люди, признанные создатели НОВОГО И ПРЕКРАСНОГО, являют собой образцы упомянутго «Моцартовского игриво неуважительного отношения к своиму творчеству.
Идья Ефимович Репин, например, широковещательно пропагандировал мысль обратную: До чего тяжёл труд Создателя:
«Репин, подчас, верёвкой кисть к руке привязывает, дабы продолжить рисовать!» – Это его доподлинные слова! (Здесь, думаю, играло роль умелое репинское «создание впечатления у публики» с целью возбудить уважение к творцу, тяжким трудом создающему шедевры)
Л.Н.Толстой, по словам свидетелей, шестнадцать раз переписывал «Анну Каренину».
А.Блок, завершив поэму «Двенадцать», написал в дневнике: «Сегодня я – гений»
И вдруг такое неуважительное легкомыслие!!!
Так, снова, «где правда на земле?»
Мыслишка закралась в сознание:
А может быть эта лёгкость вовсе не кокетство таланта (на публику, противоположное только что описанным «оценкам их тяжких трудов»), а совершенно искреннее неуважение, или, скажем, непочтительность к своим произведениям?
Допустим, в качестве примера, что бедняк и миллионер выиграли в лотерее миллион долларов.
Все, видится мне, согласятся, что реакция этих двух людей будет совершенно различной.
Бедняк будет прыгать от радости, прикидывать, ЧТО он сделает с этим миллионом, кому из друзей и родных тоже даст в помощь...
Миллионер, разумеется, тоже испытает некое удовольствие, добавит его спокойно, без излишних упоённых восторгов, к основному капиталу, подумает о направлении его вложения с целью бОльшей прибыли и ВСЁ!!! Для него этот дополнительный миллион  мало что изменяет в его жизни!!! Он и так богат! И если бедняк-счастливец каким-то образом наблюдает реакцию миллионера на этот сногсшибательный случай, он, возможно, искренне удивится сдержанной, даже вроде, ПРЕНЕБРЕЖИТЕЛЬНОЙ реакции миллионера.
Пример этот дан для иллюстрации разяще отличного отношения высокого таланта и обычных людей к некому его, таланта, творению. Талантливый человек уже ПРИВЫК к своим способностям! Он ничего другого и не ОЖИДАЕТ от себя и потому некое создание совершенства (в наших, обычных людей, глазах), он воспринимает как нормальное и даже ЗАУРЯДНОЕ явление (ДЛЯ НЕГО!)
Всё, только что сказанное, радикально противоречит моим же, неоднократно высказанным, гипотезам о Гениалине, медиаторе Вдохновения. Противоречие кажущееся!
Гениалин надо добывать тяжёлым, ежедневным, ежечасным, ежеминутным умственным трудом!
Это первая ступень творчества, подготовительная!
И. когда тяжкий, многомесячный и многлетний труд этот даёт результат, Гениалин ОТКРЫВАЕТ в какой-то божественный момент неожиданные, неординарные цепочки нейронов в мозгу творца, наступает краткий, кратчайший миг Вдохновения!
Это вторая и наипрекраснейшая ступень!
Свет молнии, яркость образов и невесомая ясность мысли вдруг всё меняют и ночь становится днём!
Так чем же талант отличается от обычного человека? Лишь одним:
Таких вспышек молнии в его сознании МНОГО, они длятся чуть дольше и мелькают чаще! И талантливый человек забывает, каким  упорным предыдущим ТРУДОМ он развил в себе это часто являющееся к нему Вдохновение!
Что Бог не дал, в аптеке не купишь?
А может, всё-таки, лежит ОНО на некой полочке за дверцей с грозной предупредительной надписью «SEPARANDA» или другой, тоже пугающей не менее???
ЗРЯ!
11 VI 2015

Похожие статьи:

Авторская проза Книга о вкусной и здоровой пище. Рецензия (Писульки Эспри де Л'Эскалье)
Авторская проза Для чего нужен человек (Писульки Эспри де Л'Эскалье)
Авторская проза Страсти по Атласу или Как я не стал Магелланом (Писульки Эспри де Л'Эскалье)
Авторская проза Альфонс с ноготок. (Писульки Эспри де Л'Эскалье)
Авторская проза Папаша, почём оксиген для народа? (Писульки Эспри де Л'Эскалье)
Комментарии (4)
Gala #
15 июня 2015 в 17:20 Рейтинг: +1
Да, хорошим вопросом задаётесь Вы. дорогой Эспри! Очень понравилось выражение о второй ступени творчества "Свет молнии, яркость образов и невесомая ясность мысли вдруг всё меняют и ночь становится днём!" Классно сказано. интересно, что думают сами гении о рождении гениального создания. Осознают ли они , что достигли некоего пика, за которым только спуск вниз, или кокетничают, говоря, что и сами не знают, как получилось у них то, что других восхищает? Этого никогда не узнать. Сколько Гениев, столько и проявлений их гениальности и реакции на собственный успех.
Esprit de L'Escalier #
16 июня 2015 в 18:20 Рейтинг: +1
Дорогая Gala,
Вновь моя самая искренняя благодарность за труд по прочтению и написанию рецензии.
Попытаюсь ответить на Ваши вопросы.
Не раз уже повторял: НЕТ гениев, есть гениальные произведения.
Пик НЕ один! Их может быть много! Ведь Вдохновение приходит, хоть нечасто, но не едиственный раз в жизни.
(Об этом думаю написать специальную статейку.)
Стефан Цвайг описывает это чудо в своих "Звёздных часах человечества" в маленькой новелле "Гений одной ночи", посвящённой Руже де Лилю, в одну ночь сочинившем "Марш марсельской армии" и ставшим гимном Франции -- "Марсельезой".
Об отношении самого таланта к мгновениям Вдохновения. А это как раз те мгновения, когда и создаётся нечто сверхталантливое, гениальное.
Макс Планк, немецкий физик, основоположник идеи квантов, описывает своё открытие именно так:
«После нескольких недель самой напряжённой работы в моей жизни, тьма, в которой я барахтался, озарилась молнией и передо мной открылись неожиданные перспективы».
Я искренне убеждён, что кокетства в словах талантливых людей нет: Они сами честно недоумевают, КАК додумались до некой гениальной мысли. НО всегда этому мгновению предшествовал напряжённый умственный труд длиной в недели и годы!!! По теории Гениалина -- это способствует его накоплению и внезапному выбросу, открывающему НЕВЕДОМЫЕ, до сего момента закрытые наглухо, цепочки нейронов. Барьер между Надсознанием и Сознанием вдруг становится прозрачным и из Надсонания в Сознание "Просачиваются" совершенно НЕОРДИНАРНЫЕ идеи.
Так, по крайней мере я представляю себе этот процесс.
Faciant Meliora Potentes. -- Пусть сделает лучше, кто МОЖЕТ!
Ваш Эспри
Gala #
16 июня 2015 в 19:33 Рейтинг: +1
Блестяще! Ваш комментарий стоит отдельного опубликования!
Esprit de L'Escalier #
16 июня 2015 в 23:03 Рейтинг: +1
Дорогая Gala,
Тот, кто прочтёт эту заметку, наверно обратит внимание и на комментарии к ней.
В принципе, это в разных сочетаниях уже опубликовано.
Спасибо Вам за терпение к моим длинным комментариям.
Ваш Эспри

Свежее в блогах

Говорим мы с тобой как ровня, так поставил ты дело сразу
У меня седина на висках, К 40 уж подходят годы А ты вечно такой молодой Веселый всегда и суровый Говорим мы с тобой как ровня Так поставил ты дело сразу Дядька мой говорил я на...
Когда друзья уходят, это плохо (памяти Димы друга)
Когда друзья уходят, это плохо Они на небо, мы же здесь стоим И солнце светит как то однобоко Ушел, куда же друг ты там один И в 40 лет, когда вокруг цветёт Когда все только начинает жить...
Степь кругом как скатерть росписная
Степь кругом как скатерть росписная Вся в траве пожухлой от дождя Я стою где молодость играла Где мальчонкой за судьбой гонялся я Читать далее.........
Мне парень сказал что я дядя Такой уже средних лет
Мне парень сказал что я дядя Такой уже средних лет А я усмехнулся играя Словами, как ласковый зверь Ты думаешь молодость вечна Она лишь дает тепло Но жизнь товарищ бесконечна И молодость...
Здравствуй! Помнишь? Лучше промолчу.. не должна ты помнить и не надо
Здравствуй! Помнишь? Лучше промолчу.. не должна ты помнить и не надо Тот рассвет, который на корню, нам тогда казалось, что до края... Ты узнала? Я не ожидал, много лет, как будто день вчерашний,...