Талант и его время (Писульки Эспри де Л'Эскалье)

Esprit de L'Escalier Авторская проза 18 июня 2015 Рейтинг: +1 Голосов: 1 560 просмотров

«Тогда мгновенью я сказал бы:
Остановись! Прекрасно ты!
И след земной мой не пропал бы
В эонах вечной темноты»
«Фауст”, J.W.Goethe

Талант и его время

Гаснут во времени, тонут в пространстве
Мысли, событья, мечты, корабли...
Я ж уношу в своё странствие странствий
Лучшее из наваждения Земли.
Максимилиан Волошин

Может быть Волошин имел в виду ТАЛАНТ, а не затасканную «любовь» со любой большой буквы алфавита?

Сначала факты, преобразованные в некую кривую – временнОй график таланта. Берём очередного автора-творца и рисуем график его таланта во времени. Растёт ли, падает ли, хранит прежнюю высоту (плато насыщения), экспоненциально стремится к нулю?
Взять интеграл функции Талант на Время? А ЧТО это даст?
Продифференцировть функцию таланта? Взять её производную? Но производная «чувствительна» к динамике, к изменениям, а статичная вершина таланта для производной означает НОЛЬ! И опять, чего ради нужны эти нехитрые математические операции?
Ищу некую закономерность и не могу найти.
Одни вспыхивают на короткое время и угасают.
Другие вспыхивают рано и горят. То усиливая свечение, то слабея.
Третьи – разгораются медленно и светят, всё сильнее или на одном высоком уровне почти всю жизнь.
Ильф и Петров – два гениальных романа и несколько фельетонов. Всё до и после – слабо!!!
Станислав Лем – разгорался и светил почти всю жизнь.
Солженицын – два гениальных романа. Практически всё до и после – несравненно ниже. А кончил вообще полным маразмом — «Двести лет вместе»
Гавриил Николаевич Троепольский – вспышка сверхновой! Средний писатель и вдруг: «Белый Бим, чёрное ухо». Прекрасная, трагическая и мучительная повесть!
Моя привычка – понравившиеся книги перечитывать многократно.  Два романа Солженицына перечитывал раз десять – пятнадцать. Об Ильфе и Петрове даже и говорить нечего – непроизвольно учим наизусть. А, вот, Троепольского держу дома несколько разных изданий этой повести и не дотрагиваюсь! Слишком больно!!! Что мы знали о Троепольском ДО этой повести. Лично я – НИЧЕГО!!!
Теперь – попытка объяснения этого феномена с позиций Гениалина.
У одних он начал выбрасываться в синапсы мозга рано и со временем его выработка достигла некой значительной величины. А.С.Пушкин, В.А.Моцарт, Артур Рубинштейн и многие другие, чей талант проявился очень рано и светил бОльшую часть жизни.
У других – постепенно нарастала. У третьих – то выброс, то полная засуха.
Троепольский в этом смысле очень интересен: Писал, писал – годы ничего выдающегося. И вдруг массивный выброс, вспышка, а затем снова «Гениалиновое молчание»
У любимого и многоуважаемого мной Станислава Лема в начале – бездарная повестюшка «Астронавты» (в немецком переводе почему-то названная «Планета смерти». Потом  – быстрый набор высоты и полёт в верхних слоях мыслительной стратосферы. Редкие провалы в воздушные ямы.
Магарет Митчел – один единственный роман за всю жизнь. Талантливый, получше, чем часто упоминаемый для сравнения «Война и Мир» Л.Толстого – занудливая шовинистическая чушь.
А короткая повесть того же Толстого «Смерть Ивана Ильича» – блестящая талантливая книга!
Людвиг Больцман – талантливый немецкий физик, старея, покончил с собой, ибо почувствовал, что ум его начал ему изменять.
Альберт Эйнштейн – называл себя «умственно отсталым», думаю, не вполне серьёзно, но  обосновывал это тем, что, де, вопросы пространства и времени волнуют ДЕТЕЙ и быстро проходят с возрастом, а он продолжал думать об этом и в юности в зрелом возрасте.
Поль Моран, французский писатель и критик, как-то заметил по этому поводу (о творческом возрасте): «Французские писатели никогда не бывают столь молодыми и свободными от всякого рода стеснений, как после шестидесяти лет...
Шатобриан не был более злободневным, чем в «Жизни де Рансе» и заключительной части «Замогильных записок». Вольтер написал свои лучшие произведения, когда ему было шестьдесят пять и писал их до восьмидесяти… Анатоль Франс опубликовал «Боги жаждут» в шестьдесят восемь.»

Нелюбимая мной «классификация»:
1. Тип первый: талант рано просыпается и рано гаснет (Многообещающие, но не сдержавшие обещания «вундеркинды») У моего старого знакомого был так называемый «друг детства», которого все считали «гением». Гений перепрыгнул из восьмого класса прямо д десятый. Стал физиком-теоретиком. Потом, как многие его коллеги, программистом. Ничем более не блистал, кроме полного ничтожества характера.
2. Тип второй: Талант рано просыпается и светит долго (Многообещающие «вундеркинды» и сдержавшие обещания) Камиль Сен-Санс, Артур Рубинштейн и много-много других
3. Тип третий: В детстве ничем особенно не блистали. В юности тоже не очень. И лишь в молодом зрелом возрасте талант начал светить всё сильней.
4. Тип четвёртый: Ни в детстве, ни в юности, ни даже в молодом зрелом возрасте ничего выдающегося. И лишь с взрослениеи, даже старением, начало пробиваться нечто незаурядное. (Пример выше у Поля Морана)
5. Тип пятый: Ничем не блещет с детства и до старости и вдруг, вспышка незаурядного таланта. (Приведенный раньше Гавриил Троепольский.)

Как ЭТО объяснить?
Не знаю, разве что с позиций Гениалина. Но требуется ввести ещё один фактор: Настойчивость, упорство, трудолюбие. Тяжкий умственный труд, причём постоянный и многолетний, вызывает наконец интенсификацию выработки Гениалина. Но ведь у многих был тяжкий труд, а талант так и не проснулся. А у других – «с лёгкостью» заблистал. Врождённая тенденция к производству Гениалина.

Ещё одна версия: Гипнабильность – человек медленно,​ но верно «впитывает» в своё сознание (Надсознание) образцы талантливых творений, неважно, в какой области, науке, искусстве, в любой деятельности. Образцы эти ЗАСТАВЛЯЮТ открываться в мозгу «гипонабилиста» НЕОРДИНАРНЫЕ цепочки нейронов и цепочки эти обретают некую устойчивость во времени и число их непрерывно растёт. Так, средний вроде бы человек с возрастом и опытом становится всё способнее.
В какой-то момент количество перехолит в качество и барьер между Сознанием, (то есть контролируемым нашими волевыми актами мышлением) и Надсознанием (высшим уровнем мышления, нам неподконтрольным) «прозрачнеет» и через него, как в квантовой теории «просачивания микрочастиц через потенциальный барьер»,  неординарные мысли проникают в Сознание. Если цепочки оказались действительно устойчивыми и достаточно многочисленными, барьер (синаптический ) этот, становится тонким и «дырявым» и «гипнабилист» превращается в способного к творчеству человека, даже талант.
Если цепочек всё же мало и время жизни их мало (как в физике элементарных частиц – короткоживущие микрочастицы), то просачивание носит характер редкий и даже одноразовый.
Faciant meliora porentes.  – Пусть сделает лучше, кто может.
18 VI 2015

Похожие статьи:

Авторская проза Книга о вкусной и здоровой пище. Рецензия (Писульки Эспри де Л'Эскалье)
Авторская прозаОсенний Аркадий
Авторская проза Для чего нужен человек (Писульки Эспри де Л'Эскалье)
Авторская проза Страсти по Атласу или Как я не стал Магелланом (Писульки Эспри де Л'Эскалье)
Авторская проза Папаша, почём оксиген для народа? (Писульки Эспри де Л'Эскалье)
Комментарии (4)
Gala #
19 июня 2015 в 18:27 Рейтинг: +1
Вот ведь как замечательно может Профессионал - физик придумать и объяснить развитие неординарных мыслей с точки зрения сложнейших процессов микромира нейронов! Это предположение имеет право быть в действительности, раз его придумал ученый, наш Автор  господин Эспри! Успехов Вам и новых интересных размышлений!
Esprit de L'Escalier #
19 июня 2015 в 22:53 Рейтинг: +1
Дорогая Gala,
Спасибо! Но вы явно преувеличиваете мои возможности.
Идеей "ганиалдина" и его антидота -- "Идиотина" я забавляюсь уже немало лет. Пришли они ко мне на основе самонаблюдения. Бывает период в мышлении, когда ни одна путная мысль в башку не является. Засуха.
Потом вдруг открываются мозгговые шлюзы и интересные идейки (конечно с моей, сугубо индивидуальной точки зрения) льются потоком. Только успевай их записывать. Наводнение. Потом снова период безводный, "Идиотиновый"! Схоже с зарядом или разрядом конденсатора или с хорошо нам знакомой задачей по арифметике о бассейне и двух трубах.
Если в моих завиральных идеях есть хоть какое-то рациональное зерно -- разумеется, был бы рад.
С искренней благодарностью
Ваш Эспри
Gala #
20 июня 2015 в 12:15 Рейтинг: +1
Видимо мозг не может быть всё время под мыслительным напряжением. Приходится согласиться, что человеку нужны паузы для накопления информации с последующим выбросом её в окружающую среду. Это  как вдох и выдох, и не обязательно в равномерном цикле. look
Esprit de L'Escalier #
20 июня 2015 в 16:20 Рейтинг: +1
Думаю, что не столь накопление "информации" скольименно Гениалина.
Заметил, что когда читаю и перечитываю в "засушливый период" хорошие и умные книги с интересными идеями и слушаю хорошую (талантливую) музыку, процесс накопления Гениалина ускоряется! Значит гипотеза, выше высказанная, имеет некое рациональное зерно. Нас "заряжает" не информация, а именно способность других талантливых людей, писателей, учёных, композиторов генерировать неординарные идеи. И это самое важное -- посеять в наших мозгах семена новых идей!!!
С признательностью Ваш Эспри

Свежее в блогах

Они кланялись тем кто выше
Они кланялись тем кто выше Они рвали себя на часть Услужить пытаясь начальству Но забыли совсем про нас Оторвали куски России Закидали эфир враньём А дороги стоят большие Обнесенные...
Говорим мы с тобой как ровня, так поставил ты дело сразу
У меня седина на висках, К 40 уж подходят годы, А ты вечно такой молодой, Веселый всегда и суровый Говорим мы с тобой как ровня, Так поставил ты дело сразу, Дядька мой говорил...
Когда друзья уходят, это плохо (памяти Димы друга)
Когда друзья уходят, это плохо Они на небо, мы же здесь стоим И солнце светит как то однобоко Ушел, куда же друг ты там один И в 40 лет, когда вокруг цветёт Когда все только начинает жить...
Степь кругом как скатерть росписная
Степь кругом как скатерть росписная Вся в траве пожухлой от дождя Я стою где молодость играла Где мальчонкой за судьбой гонялся я Читать далее.........
Мне парень сказал что я дядя Такой уже средних лет
Мне парень сказал что я дядя Такой уже средних лет А я усмехнулся играя Словами, как ласковый зверь Ты думаешь молодость вечна Она лишь дает тепло Но жизнь товарищ бесконечна И молодость...