Взаймы у себя... (Писульки Эспри де Л'Эскалье)

Esprit de L'Escalier Авторская проза 16 августа 2014 Рейтинг: +1 Голосов: 1 436 просмотров

Repetitio est mater studiorum Повторение – мать учения.

Но не об учении пойдёт речь, хотя о повторении.

Небезызвестен такой феномен – творец (поэт, писатель, композитор, учёный и т. д.) создал некогда Нечто. Через какое-то время он берёт это «нечто» и повторяет его в каком-либо другом своём произведении, с другим контекстом.

Учёные это делают часто и сам процесс этот естественнен в науке.

В искусстве такое тоже встречается, гораздо реже, но тоже есть немало образцов.

Поэт повторяет в различных своих стихах одну и ту же фразу, иногда несколько, иногда фонетически очень схоже...

Пушкин, например: «На берегу пустынных волн» (Медный всадник) и «На берега пустынных волн» (Поэт). Отрывок из того же «Медного всадника» (описание наводнения) весьма схож с абзацем из «Полтавы» (описание боя)

У композиторов это тоже случается:

Моцарт «Женитьба Фигаро» и «Дон Жуан» одна и та же мелодия (Фигаро поёт пажу Керубино: «Мальчик резвый, кудрявый влюблённый.» В последнем акте «Дон Жуана» – та же музыкальная тема из уст Лепорелло)

Бетховен написал «Фантазию для фортепиано, хора и оркестра», а через 19 лет повторил мотив этой фантазии в последней части Девятой симфонии, причём даже ввёл хор, который в симфонических произведениях обычно отсутствует.

С точки зрения права творца – может ли он делать это? Цитировать себя, заимствовать у самого себя?

Разумеется!

Юридически?

Тоже! Имеет право!

Ведь это не кража интеллектуальной собственности у кого-то. Не плагиат!

Единственное «Фе» остаётся только критикам. Они могут предъявить претензии автору, де, повторяетесь, уважаемый! Кстати, во многих (очень многих!) произведениях лучших композиторов повторение какой-то музыкальной темы – приём абсолютно легальный и очень рапространённый. Знаменитые бетховенские «повторы»!

 

У поэтов и писателей такое навряд ли пройдёт! В одной, скажем, главе или строфе поэмы, повторять несколько раз одни и те же строки, предложения, да ещё по-многу раз!?

 

Помнится, слабый роман или повесть Э.М.Ремарка «Жизнь взаймы» критики прямо и назвали «У себя взаймы», мол, позаимствовал писатель один и тот же сюжет у самого себя! Снова автогонщик, снова больная туберкулёзом девушка...

Как сказал один остроумец:

«Дурные болезни передаются половым путём. Хорошие – по-наследству.»

Пока что это было ОПИСАНИЕ некого явления природы. Феномена!

Что должно быть следующим шагом?

Наверно классификация множества таких явлений по темам, жанрам, областям приложения и прочее.

В этом умственном усилии я очень слаб, посему пропущу его.

Шаг номер три:

Путь пчелы.

Как известно, великий английский философ Френсис Бэкон занимался изучением процессов мышления. Пожалуй, один из первых. Его знаменитые «идолы, призраки», мешающие мышлению – один из таких примеров. Гениальных по тем временам.

Другой пример – это путь естествоиспытателя. Здесь Бэкон рисует три возможности:

Путь муравья.

Путь паука.

И путь пчелы.

Путь муравья – сбор экспериментальных фактов, явлений. Таким путём долго шла область физической оптики – спектроскопия. Собирались десятки и тысячи спектров различных элементов и их соединений. Физики шутливо называли этот раздел «Зоопарк».

Путь паука – учёный фантазирует вне связи с реальностью и выпускает некую паутинную нить, на которой висит и строит свои теории и суждения. Схоже со схоластикой.

И третий путь, который Бэкон считает правильным: Путь пчелы, которая собирает пыльцу и нектар и перерабатывает это в мёд! То есть налицо сбор экспериментальных фактов, описаний явлений, а затем ИХ УМСТВЕННАЯ обработка! Построение теорий!

Итак, вопрос: А почему авторы-творцы заимствуют у себя? Идём путём пчелы – анализируем факты, только что описанные и синтезируем некое объяснение, «гипотезу».

Сходу придумался ответ: Кончился Гениалин в мозгу, а писать дальше, «творить», надобно. А ничего не творится! Остаётся одна из возможностей – повторить себя! Взять нечто удачное и сделать нечто вроде копии, чуть отличающейся от оригинала. Здесь упор на часто случающуюся потерю вдохновени, поиск некого суррогата его или просто беззастенчивое заимствование из своих творческих закромов.

Тут же всплыл в сознании крайне неприятный для самого автора этой статейки вопрос: Значит и вы, уважаемый, тоже часто страдаете этим недостатком Гениалина и поэтому подменяете себя Сегодняшнего, но без Гениалина Когдатошним, но с Гениалином??? (Это тоже ещё вопрос, а был ли он ТОГДА???)

Ответ: Страдаю, да, как и все смертные!

Но мне представляется всё не таким простым и убогим, как только что было объяснено. Повторяю себя я часто с более существенной целью: Напомнить читателям о теме, которую уже обсуждал! Снова потянуть их в тот уголок мысли, где когда-то они уже были, пусть вспомнят. Пусть снова задумаются. Авось и мысль другая, поинтереснее, придёт ИМ в голову. Некая мыслительная диалектическая спираль: Возвращение к старому, но уже на новом уровне, впитав в себя ряд идей и мыслей по дороге, проанализировав их и тем чуть изменив свой образ мышления. Значит, приходит читатель к ТОМУ ЖЕ описанию, но ОН САМ – уже чуть другой!!! Смотрит на тот же факт уже иначе и ДУМАЕТ иначе!

 

Объяснение придумал! Слава Богу! А верное ли оно, «вот в чём вопрос...»

 

10 VIII 2014

 

Похожие статьи:

Авторская проза Альфонс с ноготок. (Писульки Эспри де Л'Эскалье)
Авторская проза Папаша, почём оксиген для народа? (Писульки Эспри де Л'Эскалье)
Авторская проза Страсти по Атласу или Как я не стал Магелланом (Писульки Эспри де Л'Эскалье)
Авторская проза Книга о вкусной и здоровой пище. Рецензия (Писульки Эспри де Л'Эскалье)
Авторская проза Для чего нужен человек (Писульки Эспри де Л'Эскалье)
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Свежее в блогах

Они кланялись тем кто выше
Они кланялись тем кто выше Они рвали себя на часть Услужить пытаясь начальству Но забыли совсем про нас Оторвали куски России Закидали эфир враньём А дороги стоят большие Обнесенные...
Говорим мы с тобой как ровня, так поставил ты дело сразу
У меня седина на висках, К 40 уж подходят годы, А ты вечно такой молодой, Веселый всегда и суровый Говорим мы с тобой как ровня, Так поставил ты дело сразу, Дядька мой говорил...
Когда друзья уходят, это плохо (памяти Димы друга)
Когда друзья уходят, это плохо Они на небо, мы же здесь стоим И солнце светит как то однобоко Ушел, куда же друг ты там один И в 40 лет, когда вокруг цветёт Когда все только начинает жить...
Степь кругом как скатерть росписная
Степь кругом как скатерть росписная Вся в траве пожухлой от дождя Я стою где молодость играла Где мальчонкой за судьбой гонялся я Читать далее.........
Мне парень сказал что я дядя Такой уже средних лет
Мне парень сказал что я дядя Такой уже средних лет А я усмехнулся играя Словами, как ласковый зверь Ты думаешь молодость вечна Она лишь дает тепло Но жизнь товарищ бесконечна И молодость...