1
Если по поводу происхождения языка существуют десятки, а то и сотни различных гипотез и предположений, то происхождение письменности удивительным образом, так и не стало предметом философского осмысления.
Почему-то считается общепринятым мнение, согласно которому смысл изобретения письменности заключался лишь в том, чтобы найти средство для хранения и передачи информации. Ее возникновение связывают исключительно с потребностями первых государств, нуждавшихся в ведении хозяйственного учета, а также в организации деловой и официальной переписки. Поэтому большинство источников спорят о том, где и когда возникла письменность, но никто не задается вопросом, почему она возникла.
А между тем, то обстоятельство, что письмена со временем начали применяться для деловой и официальной переписки, вовсе не означает, что они для этого были созданы. Известно, что изначально искусство письма относилось к исходящему от богов тайному знанию, и было настолько значимым, что боги, которым приписывалось его изобретение, наделялись функцией хранителей небесной премудрости. Таковы вавилонский бог писцового искусства Набу, египетский бог-писец Тот, индийское божество науки Сарасвати, греческий бог покровитель знания Гермес. Маловероятно, чтобы этот статус был им присвоен исключительно в связи с успешным решением проблемы ведения хозяйственного учета.
В письменах видели вовсе не средство для хранения и передачи информации, а сакральные знаки, которые были связаны с высшими смыслами и предназначены для священнодействий. Так, согласно иудейскому мистическому трактату «Сефер Йецира» («Книга Творения»), все мироздание складывается из 10 чисел и 22 букв. И перебрать алфавит от «алефа» до «тава» означает то же, что пройти вселенную от начала и до конца.
Конечно, такое знание могло быть доступно только посвященным. И действительно, письменность была уделом особого разряда жрецов, таких, как кельтские друиды или священнокнижники в Египте, выступавшие в ритуальных шествиях с чернильным прибором и тростниковым пером. Поэтому первоначально письмена противостояли сфере профанного и материального, и не могли быть связанными с хозяйственной деятельностью.
Не менее загадочен и факт возникновения буквенно-звукового или алфавитного письма. Обычно считают, что впервые оно было изобретено в Финикии во II тыс. до н.э. Его появление приписывают прогрессу в развитии письменности и объясняют стремлением сделать ее общедоступной, поскольку существовавшая до нее иероглифическая письменность была слишком сложной и не отвечала задачам развивающейся торговли.
На самом же деле, никакого прогресса в древних обществах быть не могло по той причине, что общества древности являются «традиционными», то есть такими, для которых главная ценность – не развитие, а сохранение традиций. Как известно, этим обществам свойственны замкнутость, консерватизм, изолированность от внешнего мира. Здесь быстрые перемены и отход от устоявшихся форм невозможны, поскольку воспринимаются его членами как крушение ориентиров и утрата смысла жизни. Любой прогресс проникает сюда с большим трудом, так как вступает в противоречие с традициями и угрожает стабильности существующего порядка. Поэтому говорить о прогрессе в развитии письменности применительно к древнему обществу неправильно в принципе.
Кроме того, финикийцам II тыс. до н.э. вовсе не надо было ничего изобретать, так как первый алфавит к этому времени уже существовал. Он возник еще в Египте, одновременно с иероглифической письменностью, в которой, наряду с другими иероглифами, с самого начала существовали 24 буквенно-звуковых знака. Причем загадка становится еще более интригующей, если учесть, что в практической сфере египетское алфавитное письмо развития так и не получило. И это несмотря на то, что иероглифическое письмо дважды претерпевало изменения в сторону своего упрощения: сначала как иератическое, а потом – как демотическое (от греч. demotikos – популярный). То есть алфавит у египтян был предназначен явно не для упрощения процесса письма.
Таким образом, смысл изобретения письменности вовсе не сводился к поиску средства для хранения и передачи информации, и думать, что в вопросе ее происхождения нет проблемы, значит, просто эту проблему не видеть. С другой стороны, заблуждаться относительно причин возникновения письменности означает, на мой взгляд, то же, что и оставаться в неведении относительно стимулов, которые управляли развитием нашей цивилизации. Поэтому задача данного раздела как раз и заключается в том, чтобы найти истинную причину возникновения письменности, а с ней и стимулы, оказавшие влияние на лик нашей цивилизации.
2
Одной из величайших загадок, среди оставшихся нам в наследство от седой старины, является наскальная живопись. Уже в верхнем палеолите, в пещерах на юге Франции и на севере Испании появляются мастерски написанные десятки и сотни изображений животных, растений и людей. Причем, как правило, большинству из них свойственна замечательная конкретность и реалистичность. Чем объяснить подобный феномен? Откуда такое мастерство? И, главное, какая потребность могла заставить человека, в условиях жесточайшей борьбы за существование, заниматься столь бесполезным, с точки зрения физического выживания, делом?
Есть разные мнения на этот счет. Одни исследователи связывают это явление с верой в тотем, другие – с верой в духов. Некоторые расценивают его как средство привлечения половых партнеров, их оппоненты – как средство магического воздействия. Кто-то приписывает их возникновение «художественному инстинкту», а кто-то желанию запечатлеть коллективный опыт общины. Словом, количество теорий, в которых делаются попытки дать ответы на эти вопросы безгранично. Однако все это больше напоминает процесс гадания, чем серьезный научный анализ.
Проблема, на мой взгляд, заключается в том, что религией современной антропологии является вера в прогресс и, как следствие, убежденность, что каждое последующее поколение отличается от предыдущего количеством накопленного опыта. Поэтому любая научная теория априори исходит из того, что в психологическом плане доисторический человек – это тот же современный человек, только невежественный. И там, где современный человек может применить научные знания, доисторическому остается только вера в духов, в тотем или в охотничью магию.
На самом же деле, доисторический человек отличается от современного, прежде всего, своей психикой. Как мы выяснили (см. «О метаморфозах слова», 8), в ответ на отделение части восприятий в восприятия внешнего мира, в психике человека возникает сфера компенсации, включающая, помимо эмоционального звука и эмоционального жеста, еще и эмоциональный образ. Поэтому возникновение наскальных рисунков легче всего объяснить именно с психологической точки зрения, как потребность закрепления в рисунке образа, который, будучи закрепленным в памяти, исчезает из восприятия, то есть сменяется другим образом.
При этом надо учесть, что рисунок образа, возникая, как и сам образ, на основе подсознательной психической реакции, становится тождественным и образу, и имени образа (см. «О метаморфозах слова», 5). То есть рисунок оказывается таким же мифом, как образ и его имя собственное. Цель рисунка – пластически выразить то, что язык выражает при помощи имитирующего звука. Как первые слова являются именами собственными, так и первые рисунки являются именами собственными, но воплощенными пластически. А поскольку сознание в этом процессе участие не принимает, рисунки получаются и конкретными, и реалистичными.
Но при формировании языка, ввиду ограниченности числа имитирующих звуков, подсознанию, для обозначения очередного образа, приходится строить цепочки из имен собственных между тем явлением, которое уже известно, и тем, которое только возникло (см. «О метаморфозах слова», 3). Поэтому и в рисунке подсознание повторяет тот же процесс: между образами оно выстраивает цепочку из рисунков, связывая образы, которые уже известны, с теми, которые только проявились. Таким образом, в рисунках запечатлевается порядок, в котором, как думали древние, шло сотворение мира (отсюда знание всех этапов развертывания воспринимающего сознания, которые древние принимали за сотворение).
Видимо, на этой стадии, в связи с необходимостью изображать все большее число связей, рисунки становятся более условными. Они начинают утрачивать часть своей изобразительности. Причем процесс утраты изобразительности происходит до тех пор, пока от рисунка остается только один, наиболее выразительный элемент. Тогда возникает символ, который мы называем иероглифом. Из этого следует, что иероглиф является не просто условным изображением элемента письма, а символическим знаком, в котором запечатлены связи между различными элементами мироздания.
Так возникает письменность, состоящая из рисунков, каждый из которых соответствует некоему конкретному имени собственному, обозначающему конкретное явление. Причем самыми древними из них были рисунки, которые передавали только один звук, так как именно они соответствовали первым словам, состоящим из имитирующих звуков. Эти рисунки впоследствии и легли в основу буквенно-звукового или алфавитного письма.
Таким образом, письменность не была изобретена и не прогрессировала от иероглифической к алфавитной. Она возникла в процессе формирования языка из рисунков отражавших образ, как бессознательная реакция на отклонение человека от центра природного равновесия. Иероглифическая письменность стала отражать имена собственные, состоящие из двух, трех и более звуков, а алфавитная – такие же имена, но состоящие из одного звука. В целом же формирование письменности, видимо, продолжалось до тех пор, пока не завершился процесс формирования языка.
Если попытаться теперь смоделировать образ мыслей доисторического человека, для которого любое явление тождественно своему имени, то получается, что звуки языка для него оказываются теми первоэлементами, из которых состоит мир. В самом деле, коль скоро имя явления состоит из отдельных звуков, а каждый звук, в свою очередь, тоже является именем того или иного явления, значит, любое явление состоит из отдельных явлений, соответствующих звукам своего имени. Но явление, имя которого состоит из одного звука, включает только само себя и на другие явления не делится. Значит, те иероглифы, которым соответствует только один звук, и являются первоэлементами мироздания.
Это обстоятельство имеет далеко идущие последствия. Если звуки языка являются первоэлементами из которых состоит мир, а каждому звуку соответствует иероглиф буквенно-звукового (алфавитного) письма, то из этого следует, что достаточно составить имя явления из иероглифов, соответствующих звукам этого имени, и можно получить любое явление, вплоть до самой вселенной. Так возникает доктрина, послужившая основой для возникновения самых авторитетных тайных учений древности.
3
Известны два тайных учения, основанные на представлении о звуках и буквах языка, как первоэлементах мироздания. Это учение каббалы и Старший Аркан Таро. В «Сефер Ецира» прямо сказано, что «Ях, Повелитель Духов, живой Элохим сотворил вселенную в 32 таинственных шага мудрости: Числами, Буквами и Звуками, которые пребывают в Нем едином и неделимом». Эти 22 буквы еврейского алфавита, а также десять чисел натурального ряда и являются, согласно каббале, основанием всех вещей.
Здесь каждая буква представляет собой некое простейшее качество, из которых складываются все вещи во вселенной. Так, буквы «Алеф», «Мем» и «Шин» – являются первыми элементами: это вода, воздух и огонь. Следующие семь – «Бет», «Гимел», «Далет», «Каф», «Пе», «Реш», «Тау» – двойные: жизнь и смерть, мир и война, мудрость и глупость, богатство и нищета, плодовитость и бесплодие, красота и безобразие, господство и рабство. Остальные двенадцать – «Хе», «Вау», «Зайн», «Хет», «Тет», «Йод», «Ламед», «Нун», «Самех», «Аин», «Цадди», «Коф» – простые: зрение, слух, обоняние, речь, питание, совокупление, действие, хождение, гнев, смех, мышление и сон. Считается, что достаточно сложить их в определенном порядке и можно получить закон, по которому происходит распределение букв в словах и элементов в мироздании. Этот порядок содержится в Числах, воплощенных в так называемой системе Сефирот (см. рисунок 12), которая возникает в виде эманации из некой неопределенной вселенской первопричины, называемой ЭЙН СОФ, и является не чем иным, как формулой сотворения мира.
Точно по тому же принципу, что и каббала построен и так называемый Старший Аркан карт Таро, с той лишь разницей, что, в отличие от каббалы, направленной на выяснение божественного замысла, Таро является системой сугубо гадательной. Он состоит из двадцати двух нумерованных карт с изображенными на них символическими картинами. В 1857 году известный французский мистик и эзотерик Элифас Леви связал символические изображения двадцати двух карт Старшего Аркана с двадцатью двумя буквами еврейского алфавита. В результате получилось, что каждому звуку алфавита соответствует определенный зрительный образ.
Если имя любого явления разложить на отдельные звуки, подставив вместо них соответствующие им зрительные образы карт Таро, то последовательность образов символически отразит последовательность этапов развития этого явления – будь то человеческая жизнь или вселенная. То есть достаточно знать, что означает тот или иной символ, чтобы имея подлинное имя явления предсказать его судьбу. Поэтому считается, что система Таро – ключ ко всем тайнам мира, а тот же Элифас Леви называл Таро суммой всех наук и величайшим творением человеческого разума, по силе и простоте сравнимым с архитектурой египетских пирамид.
4
Создание системы Таро приписывается египетскому богу мудрости, изобретателю иероглифической письменности ибисоголовому богу-писцу Тоту, а второе название колоды Таро звучит, как «Книга Тота». Согласно легенде, первоначально собрание Таро состояло из металлических пластин, вроде глиняных или деревянных таблиц, с выбитыми на них изображениями и числами. Это собрание хранилось в Александрийской библиотеке, пока последняя не погибла в огне пожара. Если учесть, что система Таро основана на магических свойствах алфавита, а 24 буквенно-звуковых иероглифа впервые появляются в Египте, связь этой системы с древнеегипетскими тайными учениями становится вполне вероятной.
Но и каббала тоже имеет ярко выраженный египетский след. По преданию, она была передана Моисею на горе Синай самим Иеговой. Но не надо забывать, что Моисей – сам выходец из Египта, где он прошел посвящение как адепт. Поэтому, учитывая политическую подоплеку этого предания, а также идейное сходство двух систем, можно предположить, что и каббала, и Таро имеют одно происхождение – от египетского бога-писца Тота.
Правда, скептики утверждают, что первые исторически зафиксированные упоминания о каббале появились не ранее III-IV веков, а Таро и вовсе относят к позднему средневековью. Из этого делается вывод, что ни каббала, ни Таро не имеют к Египту никакого отношения. Действительно, за исключением сугубо легендарных, прямых свидетельств связи между древнеегипетской письменностью и приведенными доктринами не зафиксировано.
Но их и не может быть! Дело в том, что в древности все, что касалось алфавитной письменности содержалось в строжайшей тайне. Ведь человек, получивший доступ к таким знаниям, становился равным богам, так как оказывался обладателем секрета сотворения (а значит, и разрушения) мира. Каббалисты, например, и сейчас считают, что стабильность вселенной гарантирована только принципиальной непроизносимостью имени бога «YHVH», представляющем так называемый первый Тетраграмматон. А известный неоязычник Алистер Кроули утверждал даже, что в случае его правильного произнесения вселенная тут же рассыплется в пыль.
Поэтому во все времена учения эти были доступны только посвященным. В своей «Энциклопедии мудрецов, мистиков и магов», Б. Беренс приводит один из текстов так называемой Египетской герметики, где бог Тот так предостерегает своего ученика от попыток проникнуть в его секреты, не достигнув необходимого уровня духовного развития: «Наполнены они (секреты – Авт.) углем раскаленным… Тот, кто приблизится к ним, не закалившись ранее в огне, сожжет там пальцы свои». Вот почему прямых свидетельств связи между каббалой и Таро с одной стороны и древним Египтом – с другой, быть не может. Зато имеется абсолютно бесспорный факт, что именно в Египте связь письменности с тайнами мироздания впервые проявилась в деятельности конкретного человека.
5
Звание первого «Великого Посвященного», из числа реально существовавших, традиция связывает с именем Имхотепа – верховного жреца Гелиополя и визиря фараона III династии Джосера. На имеющихся изображениях он предстает в облике писца, а его отцом и божественным покровителем является бог Тот. Начиная со II в. н. э., Тот отождествляется с греческим Гермесом под именем Гермеса Трисмегиста (греч. Trismegistos – трижды величайший), а Имхотеп – с греческим богом врачевания Асклепием. Причем в приписываемых Гермесу сочинениях Герметического корпуса Имхотеп фигурирует как ученик и приемник Гермеса, принявший от него посвящение в самые сокровенные тайны мироздания.
Легенда приписывает Имхотепу качества чудотворца и обладателя высшей мудрости, владеющего всеми тайнами магического искусства. Но главный титул, которому он и обязан, по-видимому, этой своей репутацией, связан с его функцией «хранителя тайных имен». Дело в том, что общеизвестное имя бога никогда не являлось его подлинным именем. Поскольку имя явления в представлении древних было тождественно самому явлению, человек верил, что знающий имя бога имеет над ним неограниченную власть. Когда страдающий от укуса змеи Ра обратился за помощью к богине Исиде, первое, что потребовала от него в награду за исцеление «великая чарами» волшебница, было именно раскрытие его тайного имени. Поэтому в Египте даже простые смертные старались иметь сокровенное имя, неведомое даже родной материи. Что же касается богов, то их имена могли быть известны только посвященным. Какую же реальную власть давало Имхотепу знание подлинного имени бога?
Разгадка этой тайны, на мой взгляд, заключается в том, что Имхотеп является архитектором и главным создателем ступенчатой пирамиды Джосера, первой пирамиды в истории Египта, положившей начало монументальному строительству по всему миру. А строительство в древности, как мы вскоре сможем убедиться, являлось основным и единственным способом распространения на весь обитаемый мир исходящих от бога энергий.
Как мы помним из ранее сказанного, к моменту перехода в патриархат, когда процесс формирования языка подходит к концу, начинает формироваться концептуальная мифология (см. «О метаморфозах слова», 8). Концептуальная мифология несет в себе функцию компенсации утраченного рефлекса, то есть является фактором, компенсирующим возможность совершения ошибки. Это первая в истории человечества модель мироздания, позволяющая рассматривать вселенную как строго закономерную систему, где каждое явление имеет свою причину и смысл. Поэтому задача человека на этом этапе заключается в том, чтобы включить в эту систему самого себя. Тогда он подчинил бы свою жизнь царящему во вселенной порядку и обеспечил бы ей (жизни) такую же предсказуемость, какую можно наблюдать в движении Солнца, Луны и других небесных светил. Добиться этого можно было только одним способом: выстроить на Земле структуру связей соответствующую структуре вселенной.
В распоряжении человека уже были первоэлементы (иероглифы алфавита), из которых, как он думал, состоит мир. Но, чтобы создать из них вселенную, нужно было знать еще и порядок, по которому происходит формирование слов из букв, и вселенной из ее элементов. Что же представляет собой этот порядок?
Чтобы ответить на этот вопрос, в первую очередь необходимо вспомнить, что концептуальная мифология полностью базируется на языке, а язык для древнего человека – это, прежде всего, система связей, в которой каждый смысловой центр, представляющий то или иное имя собственное, является структурным узлом для построения смыслового центра следующего порядка. А вся эта система связей восходит к некоему единому началу, имя которого свернуто содержит весь мир в себе (см. «О метаморфозах слова», 7). Значит, чтобы создать на Земле образ вселенной, достаточно знать подлинное имя этого единого начала, а затем выстроить структуру связей, соответствующую структуре этого имени. Вот тут-то, у Имхотепа или у кого-то другого, видимо и возникает идея постройки храма, как способа воплощения на Земле божественного имени. Проблема, однако, заключается в том, чтобы выяснить, что же в действительности представляет собой это единое начало.
И здесь существует только один путь: восстановление структуры связей и определение того принципа, по которому происходит распределение букв в словах и элементов в мироздании. Проблему эту как раз и решают Числа, воплощенные в системе Сефирот, которую мы упоминали в связи с каббалой. Более того, как мы попробуем показать, никакого другого метода ее решения, кроме указанного, просто не может существовать.
Нам известно, что структура связей между отдельными элементами языка была определена порядком, посредством которого происходило наделение именами собственными новых, раскрывающихся перед сознанием нашего предка сущностей. Этот порядок носил трехчастный характер и соответствовал форме логического суждения (см. «О метаморфозах слова», 4).
Но и система Сефирот тоже носит трехчастный характер. Она представляет собой своеобразное структурное образование, состоящее из десяти сфер, девять из которых находятся в вершинах трех взаимосвязанных треугольников, а десятая объединяет структуру, завершая тем самым гармонию мира (см. рисунок 12). Все десять сфер соединены между собой 22 так называемыми «путями», которые олицетворяют буквы еврейского алфавита. Поскольку каждая буква является первоэлементом, а каждая сфера – структурным узлом, объединяющим несколько первоэлементов, в целом система Сефирот представляет собой порядок составления божественного имени из его первоэлементов. Это и есть описанная нами выше и восходящая к единому началу система связей.
Иначе говоря, и система Сефирот, и логическое суждение являются теоретическим описанием механизма формирования языка, который сложился стихийно на основе естественных физиологических реакций. Но этого мало. Когда, желая раскрыться, ЭЙН СОФ сжалась в точку и оставила после себя пустое пространство, состоящее из четырех концентрических сфер, оно отразилось в каждой из них, образовав сорок сфер творения. То есть, здесь мы находим те же сорок сфер, организованных в группы по три, которые являются моделью построения человеческим мозгом форм из ощущений, а также схемой структуры универсума, описанных нами на примере «Круга универсума» Николая Кузанского (см. «О ряде натуральных чисел»). А это значит, что модель построения человеческим мозгом форм из ощущений тождественна модели формирования языка, и обе они тождественны структуре универсума.
Вывод, который можно сделать на основании данного анализа заключается в том, что все этапы осознания нами действительности, наше представление о мире, как о стройной, структурированной, пронизанной логическими зависимостями системе и даже все наши главные теории и доктрины формируются по одной схеме, заложенной в человеке физиологически.
6
Итак, в лице Сефирот мы имеем восходящую к единому началу структуру вселенной. Таким единым началом в этой модели несомненно является ЭЙН СОФ. Это не что иное, как первозданная бездна, которая порождает вселенные, богов, людей и всех имеющих души и тела. Оно лишено субстанциальности и разумности, а его символ – закрытый глаз. По-видимому, под этим именем следует понимать то состояние сознания, которое было присуще человеку до возникновения у него образного восприятия. У греков аналогичным началом был Хаос, у египтян – Нун.
По логике вещей, именно имя этого единого начала, стоящего у истоков мира и являющегося его первопричиной, то есть начала порождающего, женского, и должно было лечь в основу строительства храма, который мыслится как воплощение на Земле божественного имени. Однако с переходом к патриархату и в результате формирования концептуальной мифологии, появляется еще одно, мужское начало, присваиваемое одному из представителей последнего поколения богов (см. «О метаморфозах слова», 11). И поскольку, не смотря на изменение статуса (ранее второстепенное божество начинает занимать в иерархии божеств руководящее положение), место у него в системе связей остается прежним, эти два начала друг с другом не совпадают и функция порождения парадоксальным образом начинает принадлежать началу мужскому. Вот почему форма храма отныне принимает откровенно мужские черты.
В качестве примера может служить бог Солнца Атум, который, согласно Гелиопольскому мифу, является верховным богом египетского пантеона. Заметим, что само слово «Атум» означающее «полный», «совершенный» представляет собой скорее характеризующий бога эпитет, нежели его имя. Поэтому можно предположить, что в форме храма воплощено какое-то другое имя, а имя «Атум» не является подлинным именем бога. Попробуем выяснить, какое именно имя воплощено в храм бога Солнца.
Атум возник из Нуна в виде первозданного холма. Совокупившись сам с собой, он породил других богов, людей и весь мир. В Гелиопольском храме этот первозданный холм олицетворялся уподобляемым «центру мира» священным камнем Бенбеном, который представлял собой установленный на пьедестале каменный столб. Если учесть, что во всех мифологиях мира холм является фаллическим символом, а корень «бен», по мнению профессора Оксфордского университета Джона Байнса, использовался для выражения сексуальных или связанных с оплодотворением понятий, связь бога Солнца с мужским началом становится более чем очевидной. При этом функция порождения, вопреки всякой логике, принадлежит не породившему его Нуну, а именно ему самому.
То есть можно с большой долей вероятности предположить, что настоящее имя верховного бога Солнца не Атум, а Бенбен, и значит, посвященный ему храм должен был создаваться в соответствии с этим именем. И действительно, именно такую форму храма мы и находим в форме египетских пирамид. Как указывает английский египтолог Р.Т. Рандл Кларк, «этот символ первозданной возвышенности (имеется в виду Бенбен – А.) вскоре был формализован и превратился в возвышение с пологими или сглаженными сторонами или в платформу со ступенями на каждой стороне… Вероятно именно эту идею и воплощали в себе ступенчатые пирамиды» (Б. Беренс). То есть с одной стороны, пирамиды символизировали Солнце (их поверхность, покрытая облицовкой из белого известняка, ослепительно сверкала при свете солнечных лучей), а с другой – олицетворяли божественный фаллос, как главную функцию этого бога.
Если же вернуться к Имхотепу и его значению для последующих поколений, то оно очевидно не в том, что он был верховным жрецом Гелиополя и визирем фараона Джосера, и даже не в том, что является создателем первой пирамиды в истории Египта. Его значение видимо в том, что он первый связал имя верховного бога с формой храма. В традиции, берущей начало от Имхотепа, отчетливо просматривается связь между исходящим от бога тайным знанием, письменностью и искусством сооружения монументальных архитектурных форм. Не случайно и масонство главными своими символами числит мастерок и фартук строителя, а символическим основателем – Хирама, легендарного создателя храма Соломона.
7
Итак, храм представляет собой записанное методом рисуночного письма имя собственное, которое свернуто содержит весь мир в себе, а заполняющие храм росписи, барельефы и скульптура являются, судя по всему, элементами этого имени, его буквами. Остается, впрочем, невыясненным вопрос, почему все же каменный столб превратился в пирамиду, а его элементы получили ярко выраженную геометрическую организацию?
Ответить на него не составит труда, если вспомнить, что геометрическую организацию имеет сам механизм человеческого восприятия. В самом деле, прямые линии, точки и треугольники отвечают самым глубинным представлениям человека о гармонии (см. «О ряде натуральных чисел», 3). И поскольку мир богов не может не отличаться от мира людей (в нем должна присутствовать гармония, которой в мире людей нет), а окружающая человека действительность прямых линий в себе не содержит, логика подсказывает ему, что они могут существовать только в мире богов. Вот почему каменный столб, олицетворяющий собой божественный фаллос, был формализован и превратился в пирамиду.
Более того, геометрия оказалась тем универсальным средством, которое позволило объединить земную жизнь со вселенной в единое целое. Вот как описывается в надписи храма в Эдфу технология его закладки: «Беру деревянный колышек, держу шнур с богиней Шешет; мой взор следит за бегом звезд; око мое направлено на Большую Медведицу; бог, указующий время, стоит около моей клепсидры; я установил четыре угла храма». Надо ли удивляться, что, например, размеры, величины, вес и взаимное расположение трех пирамид (Хеопса, Хефрена, Микерина) и Сфинкса в Гизе отражают аналогичные взаимоотношения Солнца, Венеры, Земли и Марса между собой, а камера в пирамиде Хеопса расположена так, чтобы в нее проникал световой луч альфы созвездия Дракона, которая во времена строительства пирамид являлась полюсом мира?
Что же касается храмовых росписей, то здесь проблема решается еще интересней. С одной стороны, они, как и вселенная, должны включать в себя в первую очередь объекты живой природы. Но с другой, живая природа прямых линий в себе не содержат. Поэтому, чтобы совместить прямые линии с живой природой, здесь начинает применяться соотношение золотого сечения, характерное именно для пропорций живой природы. В результате, рисуночное письмо, используемое в храмовых росписях древнего Египта, совмещает два противоположных принципа: с одной стороны, в нем преобладают прямые линии, которых в живой природе нет, а с другой, эти прямые линии соотносятся друг с другом в пропорциях, характерных для живой природы. Мир, возникающий в результате такого совмещения, поражает своей странностью: он очень похож на настоящий, но полностью от него отличается.
О том, насколько геометрический принцип доминирует в храмовых росписях Египта, можно судить по росписи храма богини Хатхор в Дендера, описанном Н.А. Померанцевой в работе «Эстетические основы искусства Древнего Египта». Здесь при расчете композиции, исходной фигурой является изображение богини Нут. Чтобы получить нужные соотношения, высота ее тела делится в пропорции золотого сечения, а затем на каждой половине строятся четырехугольники. На одной половине квадрат, диагональ которого равна корню квадратному из двух, а на другой – прямоугольник с диагональю, равной корню квадратному из трех. Полученные величины и определяют пропорции элементов росписи свода.
Композиция вписана в концентрические окружности. Радиус меньшей составляет треть большей, что в свою очередь составляет половину корня квадратного из двух. Радиус следующей равен одной шестой части одного из отрезков тела Нут. Окружность, заключающая в себе ритуальную сцену солярного культа, составляет треть корня квадратного из двух. А окружность с иероглифической надписью, которая проходит по внутреннему контуру круга, имеет радиус, равный половине другой части тела Нут.
Четыре изображения богини в полный рост с воздетыми руками, символически поддерживающими небесный свод, пересекают окружность наибольшего радиуса. Высота изображения Нут в полный рост составляет четверть ее большой фигуры. Размер парных фигур соответствует высоте Нут от стопы до уровня пола. Этой же величиной определяется расстояние между воздетыми руками богини и солярными божествами, а также интервалы между фигурами. Таким образом, все изображения уравновешены и соподчинены друг с другом, с одной стороны, системой диагоналей квадрата и прямоугольника, а с другой – пропорциями золотого сечения.
8
А далее, как солнечные лучи освещают все, на что они падают, так божественные энергии распространяться от храма на весь обитаемый мир. Причем, если носителем этих энергий является геометрия, то сами они сосредоточены в элементах божественного имени, воплощенных в рисуночном письме. Чтобы в этом убедиться обратимся вновь к Н.А. Померанцевой и ее работе.
В Египте уже поселения эпохи неолита, обнаруженные в районе современного Меримде, свидетельствуют о наличии в расположении жилищ некоего единого плана (правда, еще овального и круглого). В эпоху Древнего царства уже встречается прямоугольная планировка с выделением двух пересекающихся магистралей. Позднее такая планировка была положена в основу строительства городов Среднего и Нового царств, раскопанных в Эль-Лахуне и Эль-Амарне. А раскопки египетских поселений эпохи Среднего царства, предпринятые английским археологом Флиндерсом Питри, выявили строгую упорядоченность каждого элемента: геометрически правильную разбивку участков земли, отведенной под сады и водоемы, а также соответствие их местоположению основных сооружений.
При этом даже планировка жилых помещений подчинялась тем же принципам, что и в храмах. Их главные элементы – входной портик, крыльцо с двумя колоннами или двойным рядом колонн, двойные проемы в виде пилонов и открытый двор – ничем не отличались от храмовых. Правильные геометрические формы придавались и водоемам. В строгом ритмическом порядке располагались также окружающие их деревья. А в обнаруженном на западной окраине Фив поселении мастеров фиванского некрополя в Дейр-эль-Медина, жилые дома имели завершия в виде пирамидок.
Подобным храмовому было и внутреннее оформление жилищ. Помещения часто убирались циновками, орнамент которых составлял фаянсовую облицовку некоторых гробниц (например, подземной камеры южной гробницы комплекса Джосера в Саккаре)… Мебель обычно украшалась изображениями иероглифов, чаще всего воспроизводящих символы жизни и смерти. А в росписях на керамических сосудах все изображения выступают в виде различных стилизованных фигур. В результате, этот своеобразный знаковый язык образовывал цепь символов, имеющих свой смысловой подтекст. Особенно частым являлся здесь мотив оссирических мистерий, связывающий воду, дерево и женщину. Причем даже сама форма сосудов повторяла форму священного у египтян цветка лотоса.
Если же охватить всю совокупность принадлежащей древним материальной культуры в целом, то получается, что все их храмы, дворцы, жилища, скульптура, орнамент, настенные изображения, их относительное расположение, изображения на предметах быта, сама форма этих предметов, даже украшения и национальная одежда – все это элементы одной, записанной методом рисуночного письма фразы. Иначе говоря, вся созданная на протяжении тысячелетий культура является огромным иероглифом, в котором зашифровано единое имя собственное отражающее вселенную. Но это с одной стороны. А с другой – этот иероглиф является нашим ликом, а единое имя собственное – нашим собственным именем.
9
Итак, если рассматривать деятельность человека по созданию духовной культуры с точки зрения действующих в универсуме начал, она целиком относится к сфере компенсации. Однако здесь важно уяснить следующее. С одной стороны, сфера компенсации возникает у человека как средство восстановления единства его психики (см. «О метаморфозах слова», 8). Но с другой – она находится под воздействием силы, обозначенной нами как ностальгия по центру природного равновесия (см. «О метаморфозах слова», 12).
Напомню, сила эта возникает как реакция на опасно разрушительный характер деятельности человека, нарушающей необходимое для жизни природное равновесие. Универсум, как всякий стремящийся к выживанию организм, имеет свои механизмы саморегуляции. И когда разница между допустимым и недопустимым отклонением от нормы достигает критического уровня, происходит сброс энергии, который выражается в войнах, революциях и экологических катастрофах (см. «О мозге-универсуме», 9).
Чтобы этого не происходило, в психике человека и возникло чувство ностальгии по центру природного равновесия. Оно вынуждает его каждый раз на новом уровне искать возможность для восстановления разрушенной целостности, противопоставляя тем самым тенденции разрушения тенденцию восстановления. И поскольку чувство ностальгии по центру природного равновесия приводит к возникновению сферы компенсации, эта сфера как раз и является способом восстановления утраченной целостности.
Таким образом, вся духовная деятельность человека, включая его стремление к богу, к познанию исходящих от бога истин, а также к распространению божественного влияния на все сферы жизни, противоположна его внеприродной деятельности и является не чем иным, как способом восстановления разрушаемой ею первобытной целостности. Вот эта-то деятельность и приводит, в конечном счете, к построению грандиозного иероглифа или собора, представляющего собой всю материальную культуру в совокупности.
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Свежее в блогах