Я никоим образом не причастен к Гражданской войне, но тему патриотизма невозможно не замечать, и мне очень жаль, что у моих потомков не навернётся слеза, при прочтении этих строк.
Ещё юнцом посмотрел фильм «Таинственный монах», и услыхал песню в исполнении Александра Белявского:
Напишу через час после схватки,
А сейчас не могу, не проси.
Эскадроны бегут без оглядки,
Мертвецов унося на рыси.
Нас уже не хватает в шеренгах по восемь,
Офицерам наскучил солдатский жаргон.
И кресты вышивает последняя осень
По истертому золоту наших погон.
Напишу через час после смерти,
А сейчас не могу, не зови.
Похоронный сургуч на конверте
Замесили на нашей крови.
Мы у господа Бога пощады не просим,
Только пули свистят отовсюду вдогон.
И кресты вышивает проклятая осень
По истертому золоту наших погон.
(Последняя осень. Авт. Юрий Борисов)
Завидую наследникам этих людей и благословляю их слёзы по Родине.
И сейчас, вспоминая свои чувства и эмоции, не могу не добавить совсем маленькие заметки для нынешних читателей:
«Нас уже не хватает в шеренгах по восемь» — в Царской армии обычная пехотная шеренга составляла 16 солдат;
«Офицерам наскучил солдатский жаргон» — потери рядового состава были столь велики, что офицеры добровольно записывались в солдаты;
«И кресты вышивает последняя осень» — офицерские погоны обычно вышивали «крестиком» девчушки из Института благородных девиц, но здесь имеются в виду могильные кресты и неизбежная смерть за Отечество;
«По истёртому золоту наших погон» — истёрлись погоны в боях и походах, а прежде офицер надевал новые погоны не реже, чем раз в месяц.
Не думаю, что я одинок в понимании искреннего патриотизма.
Вот статья из Интернета:
«ДУХОВОЙ ОРКЕСТР.
Это понятие ассоциируется у многих из нас разве что с армией и военными парадами. А ведь духовой оркестр – это ещё и гуляние в парке под звуки вальса, и свадьба, и перрон вокзала и пьяные цыгане на похоронах.… Да — это жизнь. А там, где жизнь, там и политика.
Самый известный марш композитора Агапкина «Прощание славянки» знают, наверное, все и не хуже, чем свадебный марш Мендельсона. Он был сочинён как марш. Многочисленные тексты под эту музыку были придуманы потом. Но марш Трофимова «Тоска по родине» (он соперничал за первое место со «Славянкой» почти сто лет) звучал для нас под другими названиями, или вообще запрещался из-за того, что на эту мелодию легли стихи:
В боях суровых закаленная,
В огнях жестоких опаленная,
Страна родная, нам ты отзовись,
Из праха ты, как прежде, снова вознесись!
Ужель тебя мы не увидим вновь,
Ужель твоя иссякла в жилах кровь?
Не видишь разве ты под властью грез,
Как по тебе струятся реки горьких слез?
Каждое слово, каждый слог, каждое ударение, каждая буква — всё впечаталось в ноты. А правильнее сказать, в звуки. В звуки духового оркестра.
А такой «белогвардейской» любви к Родине «Советы», конечно, позволить не могли.
Мы уже давно живём без «Советов». А помним ли мы «реки горьких слез»?..
Ещё солнце только пытается взойти, ещё птицы робко проверяют свои голоса, ещё воздух не проснулся, а только дрожит чуть-чуть. Люди и города, сёла и поля, леса и реки дремлют. И вдруг издалека, как отзвуки сна, еле-еле слышно мы улавливаем звуки марша. Где-то уже играет духовой оркестр. И зашевелилось в груди, и остановилось сердце на миг. На миг, когда услышало сердце звуки оркестра в утренней тиши. И сразу взрыв в себе – радость! Праздник!
Кажется, что эти ощущения невозможно описать. Но думаю, что каждый человек должен испытать и счастье любви, и радость жизни, и, самое главное, испытать то, что происходит с ним, когда он слышит звуки духового оркестра в утренней тиши.
Может, это тоска по Родине?»
Ни я, ни потомки; никогда… Никогда не поймём чувства павших патриотов?
Свежее в блогах