В поисках Бога

Юрий Соловьев Газета 18 июля 2012 Рейтинг: +2 Голосов: 2 2069 просмотров
В поисках Бога

1

 

Николай Кузанский – сын рыбака, кардинал римской церкви и один из самых глубоких в мире мыслителей, характером своего творчества как никто другой утверждает известную пушкинскую истину, что «гений парадоксов друг». Содержащийся уже в самом названии его трактата «Об ученом незнании» парадокс, прекрасно отражает стиль мышления философа, сплошь построенного на парадоксах. 

 

В трактате предпринята дерзновенная и блестящая попытка исследования природы Бога. Смелость и острота мысли, с которой она осуществлялась, поистине поражают воображение. Однако стиль изложения не позволяет насладиться ею в полной мере. Читать Кузанца трудно: сложность самого предмета, специфический язык, а тут еще нередкое нарушение последовательности изложения, повторы, а также недоговоренность некоторых положений (по-видимому, понятных самому автору, но непонятных читателю), зачастую приводят к утрате смысла, лишают мысль четкости и красоты.

 

Я позволил себе изложить основные положения трактата своими словами, так, как понял их сам. Мне было крайне досадно, что из-за недостатков стиля для большинства читателей эта сокровищница мысли может остаться недоступной. Некоторые рассуждения, стараясь выстроить их в строгую логическую последовательность, мне пришлось поменять местами, некоторые додумывать самому. О том, что из этого получилось, судить, конечно, не мне.

 

2

 

Итак, по мнению Кузанца, самые очевидные вещи, которые постоянно находятся у нас перед глазами, имеют скрытые причины, недоступные нашему познанию. Поэтому мир делится на область существования вещей для нас очевидных и область существования их скрытых причин, недоступных познанию.

 

Область существования скрытых причин, недоступных нашему познанию, и есть область нашего незнания. Это и есть то, что Кузанец считает Богом. Поэтому, как говорит сам Николай, «все, чего мы желаем познать, есть наше незнание» и «всякий окажется тем ученее, чем полнее увидит свое незнание».

 

Любое познание чего-то неизвестного осуществляется «путем соизмеряющего сравнивания неизвестного с чем-то уже знакомым». Соразмерность же, «означая и сходство в чем-то общем и различие, не может быть понята помимо числа. Поэтому все соразмерное так или иначе охватывается числом».

 

Но кроме числа существует еще и бесконечность, которая «ускользает от всякой соразмерности». И поскольку «всякое разыскание состоит в более или менее трудном сравнивающем соизмерении, то бесконечное, как таковое, ускользая от всякой соразмерности, остается неизвестным». Вот это неизвестное бесконечное и есть область подлежащего познанию нашего незнания.

 

3

 

Свое исследование области незнания Николай начинает с понятия математического максимума. Представление о математическом максимуме можно получить, если представить себе вписанный в круг правильный многоугольник. Если последовательно увеличивать число граней многоугольника, его форма так же последовательно будет приближаться к форме круга. Но сколько бы мы не увеличивали число граней, многоугольник останется многоугольником, по отношению к которому круг и есть его максимум.

 

Согласно определению Кузанца, максимумом есть то, больше чего ничто не может быть. При этом заметим, что максимум не может быть просто числом, потому, что из любого числа, каким бы большим оно не было, всегда можно получить еще большее, путем прибавления к нему любого другого числа. Посмотрим, какими свойствами должен обладать такой максимум.

 

В первую очередь следует сказать, что если максимум это то, больше чего ничто не может быть, это значит, что он не может быть больше самого себя. А, следовательно, он не может быть и меньше самого себя, потому что иначе стало бы возможным увеличение максимума, что противоречит самому его определению. Но то, что не может быть меньше, чем оно есть, является минимумом. И, значит, максимум совпадает с минимумом.

 

Из сказанного следует, что максимум, с которым совпадает минимум не может быть больше самого большого числа и меньше самого малого. Но самое большое число – это бесконечность, а самое малое – единица. Поэтому, если максимум совпадает с минимумом, то это означает, что самое большое число совпадает с самым малым: то есть бесконечность совпадает с единицей.

 

Итак, предварительно мы можем сказать, что вся бесконечность чисел натурального ряда содержатся в единице, которая представляет собой некую единую и нераздельную целостность, одновременно являющуюся максимумом.

 

Но посредством чисел натурального ряда определяется, как известно, все различия и все сходства между вещами. Как говорит Кузанец, без числа не может быть ни различенности, ни порядка, ни пропорции, ни гармонии, ни самой множественности вещей. Следовательно, единством, заключенным между максимумом и минимумом, является не что иное, как весь сущий мир.

 

Но если все сущее заключено между максимумом и минимумом, то между максимумом и минимумом содержится и все бытие. Максимумом бытия является бытие, а минимумом бытия является небытие. То есть максимальное бытие так же совпадает с небытием, как максимум совпадает с минимумом. И значит, актуальное бытие содержится между максимальным бытием и минимальным бытием или небытием, и ни с тем, ни с другим не совпадает.

 

Таким образом все, что в мире имеет соразмеряемую посредством числа форму, может существовать в этой присущей ему форме только между максимумом и минимумом: «все измеримое оказывается между максимумом и минимумом», – говорит Николай. Посмотрим, что же происходит с определяемыми посредством числовых параметров формами при совпадении их с максимумом, который числом не является. Возьмем для этого простейшую геометрическую фигуру, каковой, как известно, является треугольник.

 

В треугольнике максимума можно достичь, если до максимальных значений увеличить один из его углов. Поскольку сумма углов в треугольнике не может быть более 180 0, размер любого из его углов также не может быть более 180 0. Но при достижении одним из углов треугольника значения 180 0, площадь треугольника окажется равна нулю, так как весь треугольник тут же превратится в прямую линию. Вот это и будет то, что мы назвали совпадением максимума с минимумом, при котором все значения величин находятся в промежутке между максимальной и минимальной площадью.

 

Но треугольник лежит в основе всякой многоугольной фигуры. Как говорит Кузанец, «всякая многоугольная фигура своим простейшим первоэлементом имеет треугольник, то есть минимальную многоугольную фигуру, меньше которой не может быть». А это значит, что не только многоугольники, но и вообще любая сложная геометрическая фигура, включая и круг, и шар, которые образуются посредством многократного удвоения сторон правильного многоугольника, тоже имеют в своей основе треугольник. Иначе говоря, в основе, как бесконечного круга, так и бесконечного шара лежит бесконечный треугольник, который есть не что иное, как прямая линия.

 

Эта прямая линия есть одновременно, и окружность, и шар, поскольку бесконечная окружность, как и поверхность бесконечного шара имеют кривизну равную нулю. И поскольку первоначальной основой этих фигур является треугольник, в целом максимум представляет собой пребывающую в единстве троицу.

 

Таким образом, в максимальном своем значении геометрические фигуры сливаются в неразличимое единое, которое содержит в себе все существующие формы в свернутом виде: любая прямая есть одновременно, и треугольник, и круг, и шар.

 

Более того, поскольку максимум есть то, больше чего ничто не может быть, а значит, многих максимумов быть не может, все максимальные фигуры суть одна фигура. В самом деле, поскольку в максимальном круге, и диаметр, и окружность максимальны, а многих максимумов быть не может, диаметр этого круга одновременно есть и его окружность. А поскольку у бесконечной окружности бесконечен и центр, то окружностью является также и центр. Таким образом, окружность совпадает с точкой, максимум с минимумом. Иначе говоря, максимум свернуто содержит в себе основания всех вещей, которые разворачиваются в присущую им форму между максимумом и минимумом и различаются друг от друга благодаря числу.  

 

Из этого следует, что основанием любой конечной фигуры является фигура бесконечная, а основанием всех вещей является максимум. «По этой причине, ввиду бесконечного единства максимума, все ему присущее есть он сам без внутренних различий и инаковости: так, премудрость не есть в нем что-то другое по сравнению с его добром, а то же самое. А его совершенно единая длительность такова, что прошедшее в ней не иное для будущего, а будущее не иное для настоящего, но все суть нераздельнейше единая длительность, или вечность, без начала и конца, потому что начало в нем так велико, что и конец в нем – начало. Все это являет собой бесконечный круг, вечный без начала и конца, нераздельно единый и всеобъемлющий».

 

 

Литература

 

1. Николай Кузанский, соч. в 2 т. М. «Мысль» 1979 г.

 

Похожие статьи:

ГазетаСписок бестселлеров New York Times в молодежной категории. 1. Хорошо
ГазетаВозможно в этом списке книг, вы найдете что-то для себя 1. Р. Брэдбери
ГазетаАвтор Буджолд Лоис Макмастер Название Этан с Афона Описание Доктор Этан Эркхарт из репродукционного центра планеты Афон прибывает
ГазетаАвтор Марк Твен Название Банковский билет в 1 000 000 фунтов стерлингов Описание Невезучему американцу Генри Адамсу кажется, наконец-то
Газета5 учёных, пытавшихся научно доказать существование Бога 1. Формула
Комментарии (17)
nirvana #
19 июля 2012 в 10:04 Рейтинг: +2
Есть ещё и такой треугольник: Бог Отец – Бог Сын – Бог Святой Дух.
Бога невозможно видеть, поскольку Бог не имеет в себе такого, из чего состоит видимый мир.
Adminos #
19 июля 2012 в 10:05 Рейтинг: +1
ГДЕ НАЧАЛО ТОГО КОНЦА, КОТОРЫМ ОКАНЧИВАЕТСЯ НАЧАЛО?
                                      /Козьма Прутков. ПЛОДЫ РАЗДУМЬЯ. Мысль №78/
beerman #
22 июля 2012 в 20:46 Рейтинг: +1
Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут.
                                           Апостол Павел
Юрий Соловьев #
23 июля 2012 в 00:13 Рейтинг: 0
Хотелось бы понять, что Вы имели в виду, приведя эту цитату.
beerman #
23 июля 2012 в 12:40 Рейтинг: +1
Начало оканчивается смертью Адама, а начало "того конца", то есть бесконечности, это - воскресение Христа. И это не я имел в виду, а Апостол Павел.
Юрий Соловьев #
25 июля 2012 в 17:10 Рейтинг: 0
Вы меня не поняли. Я спрашиваю не о том, что означает эта фраза, а о том, какое она имеет отношение к тексту, который Вы с ее помощью прокомментировали.
beerman #
26 июля 2012 в 08:25 Рейтинг: 0
Этот кусочек текста: "Итак, по мнению Кузанца, самые очевидные вещи, которые постоянно находятся у нас перед глазами, имеют скрытые причины, недоступные нашему познанию. Поэтому мир делится на область существования вещей для нас очевидных и область существования их скрытых причин, недоступных познанию".
Юрий Соловьев #
27 июля 2012 в 21:21 Рейтинг: 0
И какая же связь приведенного Вами "кусочка текста" с цитатой из апостола Павла?
beerman #
27 июля 2012 в 20:27 Рейтинг: 0

А с математическими выкладками я бы посоветовал обращаться аккуратнее. А то можно дорассуждаться до того, что сумма нулей может быть каким угодно числом.
Вот образчик:
«Неформально говоря, определённый интеграл является площадью части графика функции, то есть площадью криволинейной трапеции.


А ещё неформальней - суммой дифференциалов функции. Однако, дифференциал, как линейная часть приращения функции, в пределе не имеет площади».
Как Вам – круто?!

Юрий Соловьев #
27 июля 2012 в 21:25 Рейтинг: 0
Приведите, пожалуйста, пример неаккуратного обращения с математическими выкладками из текста моей статьи, с указанием, в чем конкретно заключается эта неаккуратность.
beerman #
27 июля 2012 в 22:38 Рейтинг: 0
«Таким образом, в максимальном своем значении геометрические фигуры сливаются в неразличимое единое, которое содержит в себе все существующие формы в свернутом виде: любая прямая есть одновременно, и треугольник, и круг, и шар» - это не математика.
См. выше «сумма нулей может быть каким угодно числом» и далее.
Юрий Соловьев #
28 июля 2012 в 06:54 Рейтинг: 0
Я просил Вас привести математические доказательства "неаккуратности" или ошибочности тех выкладок, которые содержатся в моей статье. Вы же ограничились не на чем не основанном утверждением, что "это не математика". Утверждение "это не математика" - это не математика.
Юрий Соловьев #
28 июля 2012 в 06:55 Рейтинг: 0
Кроме того, Вы не ответили на мой вопрос: "какая связь приведенного Вами "кусочка текста" с цитатой из апостола Павла?"
beerman #
28 июля 2012 в 08:47 Рейтинг: 0
Как в Адаме все умирают - очевидные вещи, так во Христе все оживут - недоступные познанию.
beerman #
28 июля 2012 в 08:48 Рейтинг: 0
Согласен с Вами, что ноль и бесконечность есть суть одно и то же. И Бог с ней с математикой.  Ибо печалюсь я от научных глаголей.
Юрий Соловьев #
28 июля 2012 в 10:41 Рейтинг: 0
К сожалению, ответить на мои вопросы Вам не удалось. И, судя по характеру Ваших ответов, не удастся. Поэтому считаю дальнейшую дискуссию нецелесообразной.
beerman #
28 июля 2012 в 11:20 Рейтинг: 0
Разумное решение, ибо:
"Бесконечны только две вещи: вселенная и человеческая глупость. Правда, насчет вселенной я не вполне уверен!"
            Альберт Эйнштейн

Свежее в блогах

Они кланялись тем кто выше
Они кланялись тем кто выше Они рвали себя на часть Услужить пытаясь начальству Но забыли совсем про нас Оторвали куски России Закидали эфир враньём А дороги стоят большие Обнесенные...
Говорим мы с тобой как ровня, так поставил ты дело сразу
У меня седина на висках, К 40 уж подходят годы, А ты вечно такой молодой, Веселый всегда и суровый Говорим мы с тобой как ровня, Так поставил ты дело сразу, Дядька мой говорил...
Когда друзья уходят, это плохо (памяти Димы друга)
Когда друзья уходят, это плохо Они на небо, мы же здесь стоим И солнце светит как то однобоко Ушел, куда же друг ты там один И в 40 лет, когда вокруг цветёт Когда все только начинает жить...
Степь кругом как скатерть росписная
Степь кругом как скатерть росписная Вся в траве пожухлой от дождя Я стою где молодость играла Где мальчонкой за судьбой гонялся я Читать далее.........
Мне парень сказал что я дядя Такой уже средних лет
Мне парень сказал что я дядя Такой уже средних лет А я усмехнулся играя Словами, как ласковый зверь Ты думаешь молодость вечна Она лишь дает тепло Но жизнь товарищ бесконечна И молодость...