В гостиную, наполненную народом, входит поэт.— Ну что, как ваша миленькая поэма? — обращается к нему хозяйка. — Напечатали? Гонорар получили?— И не спрашивайте… Крест получил.— Вы получили крест? Вы, поэт?! Разве поэты получают кресты?— От души поздравляю! — жмет ему руку хозяин. — Станислав или Анна? Очень рад… рад очень… Станислав?— Нет, красный крест…— Стало быть, вы гонорар пожертвовали в пользу Общества Красного креста?— Ничего не пожертвовал.— А вам к лицу будет орден… А ну-ка, покажите! Поэт лезет в боковой карман и достает оттуда рукопись…— Вот он…Публика глядит в рукопись и видит красный крест… но такой крест, который не прицепишь к сюртуку.[20] Примечание: 20 …видит красный крест ~ который не прицепишь к сюртуку. — Крестами цензоры перечеркивали рукописи и гранки. Чехов писал Н. А. Лейкину 27 июня 1883 г.: «Придется смешить одних только наборщиков да цензора, а от читателей прятаться за красный крест…». Ироническое обыгрывание цензорских «крестов» было характерно для литературной среды того времени. Ср., например, письмо Л. Н. Трефолева Н. А. Лейкину от 25 июля 1891 г. — «Н. А. Лейкин в его воспоминаниях и переписке». СПб., 1907, стр. 218.
Похожие статьи: