СОЧИНЕНИЯ по поэме "Мертвые души" Гоголя

 

Стр. 1 Сочинения

Стр. 2 Коротко по главам. Содержание поэмы

Стр. 3 Система персонажей. Сочинения

 Cочинение «Образ Чичикова в поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души"» Среди персонажей гоголевской поэмы «Мертвые души» Чичиков занимает особое место. Будучи центральной (с точки зрения сюжета и композиции) фигурой поэмы, этот герой вплоть до последней главы первого тома остается для всех загадкой — не только для чиновников города NN. но и для читателя. Прошлое героя неизвестно (его биография дана не в начале повествования, а лишь в одиннадцатой главе), так же как неизвестны цели, его пребывания в городе NN. Кроме того, автор лишает Павла Ивановича своеобразия, запоминающихся черт, собственного «лица». На фоне ярких, предельно индивидуализированных образов помещиков фигура Чичикова выглядит бесцветной, неопределенной, неуловимой. Отсутствие индивидуального начала обнаруживается и в речевом поведении героя — не имея собственного «лица», он не имеет и собственного «голоса».Именно безликость и бесцветность позволяют Чичикову перевоплощаться до неузнаваемости, когда этого требуют «интересы дела». Превосходный психолог и блестящий имитатор, он умеет с магическим артистизмом уподобиться своему собеседнику. Во всякой ситуации он говорит то, что от него хотели бы услышать, что может расположить в его пользу.С Маниловым Павел Иванович приторно-любезен, высокопарен («… я немею пред законом») и льстив. С Коробочкой он покровительственно-ласков и патриархально-набожен («На все воля Божья, матушка...»), подержится с ней свободно, «не церемонится». Вместо цветистых фраз теперь из сто уст звучат просторечные, а иногда и грубые выражения («дело яйца выеденного не стоит», «да пропади и околей»).Общение с наглым и бесцеремонным Ноздревым для Чичикова мука, ведь Павел Иванович не терпит «фамильярного обращения» («… разве только если особа… слишком высокого звания»). Однако он и не думает прервать свой диалог с помещиком: тот богат, а значит, впереди перспектива выгодной сделки. Следуя своему испытанному методу, Чичиков всеми силами стремится уподобиться Ноздреву. Он обращается к нему на «ты», перенимает от него фамильярные манеры и хамский топ.Найти общий язык с Собакевичем Чичикову значительно проще — ведь обоих объединяет ревностное служение «копейке». Даже Плюшкина, давно утратившего связь с внешним миром и позабывшего элементарные нормы вежливости, смог расположить к себе Павел Иванович. Для этого помещика Чичиков играет роль непрактичного и великодушного болвана — «мотишки», готового себе в убыток избавить случайного знакомого от необходимости платить полати за умерших крестьян.Кто такой Чичиков? Что он за человек? Среди множества фантастических версий о Чичикове, выдвинутых чиновниками города NN. заслуживает особого внимания версия об антихристе. Антихрист новозаветного «Откровения» предшествует наступлению Страшного суда, появляется в конце времен. Почему же именно Чичиков становится у Гоголя знамением «последних времен», символом грядущей катастрофы?С точки зрения Гоголя, зло, олицетворенное в Чичикове («страсть к приобретению»), есть главное зло современности. Зло обыденное и ничтожное страшнее, чем литературно-величественное зло, показывает Гоголь. Гоголь хочет понять психологическую природу нового явления. Этому служит биография Чичикова, объясняющая генезис изображенного в поэме характера. Тусклое, грустное детство героя — без товарищей, без мечтаний, без родительской любви — многое предопределило в дальнейшей судьбе героя. Глубоко усвоив родительское наставление («… береги и копи копейку»), Павлуша Чичиков развивает в себе энергию, волю и упорство, с которым и устремляется к своей единственной в жизни цели -, богатству. Вначале его действия наивны и прямолинейны: Павлуша рабски угождает учителю и становится его любимцем. Повзрослев, Чичиков манипулирует людьми с гораздо большим искусством, по и результаты его усилий теперь более значительны. Пообещав жениться на дочери своего начальника, Чичиков добывает себе место повытчика. Служа на таможне, Павел Иванович убеждает начальство в своей неподкупности, а затем наживает огромное состояние па крупной партии контрабандного товара. Биография гоголевского «приобретателя» отмечена странной закономерностью: блестящие победы Чичикова всякий раз оборачиваются нулем. Процесс обогащения превращается в нечто самоценное, самодостаточное — ведь это всегда процесс без результата.В то же время биография Чичикова заставляет вспомнить о грешниках, которые преодолели свою греховность и впоследствии стали святыми подвижниками. Предполагалось, что в следующих томах поэмы произойдет пробуждение души героя и его духовное воскрешение. Автор говорил, что пороки времени, не случайно так сгущены и усилены в Чичикове — воскрешение «героя времени» должно стать началом воскрешения всего общества.  Образ помещика Собакевича в поэме «Мертвые души». Cочинение В отличие от Ноздрева Собакевича нельзя причислить людям, витающим в облаках. Этот герой твёрдо стоит на земле, не тешит себя иллюзиями, трезво оценивает людей и жизнь, умеет действовать и добиваться того, чего хочет. При хар-ке его быта Гоголь во всем отмечает основательность и фундаментальность. Это естественные черты жизни Собакевича. На нём и на обстановке его дома лежит печать неуклюжести, уродливости. Физическая крепость и неуклюжесть выступает в облике самого героя. "Он был похож на средней величины медведя",- пишет о нем Гоголь. В Собакевиче преобладает животное начало. Он лишен каких бы то ни было духовных запросов, далек от мечтательности, философствования и благородных порывов души Смысл его жизни состоит в насыщении желудка. Сам он отрицательно относится ко всему, что связано с культурой и просвещением:" Просвещение — вредная выдумка". В нем уживается поместный существователь и накопитель. В отличие от Коробочки, он хоршо понимает окружающую обстановку и понимает время, в которое он жвёт, знает людей.В отличие от остальных помещиков он сразу понял сущность Чичикова. Собакевич — это хитрый пройдоха, наглый делец, которого трудно провести. Всё окружающее он оценивает лишь с точки зрения своей выгоды.В его разговоре с Чичиковым раскрывается психология кулака, умеющего заставить крестьян трудиться на себя и извлечь из этого максимальную выгоду. Он прямолинеен, достаточно груб и никому ни во что не верит. В отличие от Манилова, в его восприятии все люди — разбойники, негодяи, дураки.( в доме Собакевича все удивительно напоминало его самого. Каждая вещь как бы говорила:"И я тоже Собакевич".Описание деревни и хозяйства помещика свидетельствует об определенном достатке. “Двор окружен был крепкою и непомерно толстою деревянною решеткой. Помещик, казалось, хлопотал много о прочности… Деревенские избы мужиков тож срублены были на диво… все было пригнано плотно и как следует”.Описывая внешность Собакевича, Гоголь прибегает к зоологическому уподоблению — сравнению помещика с медведем. Собакевич — чревоугодник. В своих суждениях о где он поднимается до своеобразной “гастрономической” патетики: “У меня когда свинина — всю свинью давай на стол, баранина — всего барана тащи, гусь — всего гуся!” Впрочем,Собакевичу, и этим он отличается от Плюшкина и большинства других помещиков, кроме разве что Коробочки, присуща некоторая хозяйственная жилка: не разоряет собственных крепостных, добивается известного порядка в хозяйстве, выгодно продает Чичикову мертвые души, отлично знает деловые и человеческие качества своих крестьян.Образ Собакевича занимает достойное место в галерее помещиков. "Кулак! Да еще и бестия в придачу" — такую характеристику дал ему Чичиков. Собакевич, бесспорно, помещик-накопитель. Деревня у него большая, обустроенная. Все постройки хоть и неуклюжи, но прочны до крайности. Сам Собакевич напомнил Чичикову средней величины медведя — большой, неуклюжий. В портрете Собакевича совсем нет описания глаз, которые, как известно, являются зеркалом души. Гоголь хочет показать, что Собакевич настолько груб, неотесан, что в теле его "совсем не было души". В комнатах Собакевича все такое же неуклюжее и большое, как он сам. Стол, кресло, стулья и даже дрозд в клетке, казалось, говорили: "И я тоже Собакевич". Просьбу Чичикова Собакевич воспринимает спокойно, но требует за каждую мертвую душу по 100 рублей, да еще и нахваливает свой товар, как купец. Говоря о типичности подобного образа, Гоголь подчеркивает, что люди, подобные Собакевичу, встречаются везде — ив провинции, и в столице. Ведь дело не во внешности, а в натуре человека: "нет, кто уж кулак, тому не разогнуться в ладонь". Грубый и неотесанный Собакевич — властелин над своими крестьянами. А если бы такому подняться повыше да дать ему власть побольше? Сколько бы бед он мог натворить! Ведь о людях он придерживается строго определенного мнения: "Мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет".  Cочинение «Манилов» Манилов – сентиментальный помещик, первый «продавец» мертвых душ.Гоголь подчеркивает пустоту и ничтожность героя, прикрытую сахарной приятностью облика, деталями обстановки его поместья. Дом М. открыт всем ветрам, повсюду видны жиденькие верхушки берез, пруд полностью зарос ряской. Зато беседка в саду М. высокопарно поименована «Храмом уединенного размышления». Кабинет М. покрыт «голубенькой краской вроде серенькой», что указывает на безжизненность героя, от которого не дождешься ни одного живого слова. Зацепившись за любую тему, мысли М. уплывают вдаль, в отвлеченные размышления. Думать о реальной жизни, а тем более принимать какие-то решения этот герой не способен. Все в жизни М.: действие, время, смысл – заменены изысканными словесными формулами. Стоило только Чичикову облечь свою странную просьбу о продаже мертвых душ в красивые слова, и М. тут же успокоился и согласился. Хотя раньше это предложение казалось ему диким. Мир М. – это мир ложной идиллии, путь к смерти. Недаром даже путь Чичикова в затерявшуюся Маниловку изображен как путь в никуда. В М. нет ничего отрицательного, но нет и ничего положительного. Он – пустое место, ничто. Поэтому этот герой не может рассчитывать на преображение и возрождение: в нем нечему возрождаться. И поэтому М., наряду с Коробочкой, занимает одно из самых низких мест в «иерархии» героев поэмы.  Cочинение «Характеристика образа капитана Копейкина»  Капитан Копейкин — герой вставной новеллы об офицере, герое Отечественной войны 1812 г., потерявшем на ней ногу и руку и подавшемся от безденежья в разбойники. В вариантах «Повести» предполагалось бегство К. К. в Америку, откуда он ч направлял Александру I письмо о судьбе раненых и получал милостивый рескрипт государя. Новеллу (в своем «сказовом», ко-I мически многословном стиле) рассказывает в 10-й главе поэмы почтмейстер Иван Андреич. Повод для рассказа прост. Чиновники города, озадаченные слухами о Чичикове — покупателе мертвых душ, обсуждают, кем же он может быть. Внезапно, после всеобщих долгих препирательств, Почтмейстер вдохновенно восклицает: «Это, господа, судырь ты мой, не кто иной, как капитан Копейкин!» — и предлагает выслушать историю о нем, которая, «в некотором роде, целая поэма». Поэмой назван и гоголевский роман; так что Почтмейстер невольно пародирует самого автора «Мертвых душ», а его «Повесть о капитане Копейкине» — роман в целом. Но это особая пародия, смешная и серьезная одновременно; она связывает в единый литературный узел все обсуждавшиеся чиновниками темы — об убийстве, о' фальшивомонетчике, о беглом разбойнике — и во многом служит ключом ко всему тексту «Мертвых душ». Оказывается, что К. К. был ранен под Красным или под Лейпцигом (т. е. в одном из ключевых сражений великой войны) и стал инвалидом до послевоенных распоряжений Александра I о судьбе раненых. Отец не может кормить К. К.; тот отправляется искать царской милости в Петербурге, который, в описании Почтмейстера, приобретает полусказочные черты — «сказочная Шахерезада», «Семирамида». В описании царственной роскоши Петербурга, показанной глазами впервые увидевшего ее героя («проносится заметная суета, как эфир какой-нибудь тонкий»), и особенно в описании правительственного здания на Дворцовой набережной пародийно повторен образ Петербурга и Дворца, какими их видит Вакула-кузнец в повести «Ночь перед Рождеством». Но если там герою сопутствовала поистине сказочная удача, то здесь визит к «министру или вельможе», в котором легко угадываются черты графа Аракчеева, дает К. К. лишь ложную надежду. На радостях отобедав в трактире, как «в Лондоне» (водка, котлеты с каперсами, пулярка) и потратив почти все деньги, К. К. вновь является во Дворец за обещанной помощью — чтобы услышать то, что отныне он будет слышать каждодневно: ждите. С одной «синюхой» в кармане, отчаявшийся, униженный, как может быть унижен только нищий посреди всеобщей роскоши, К. К. «неотвязным чертом» прорывается к Вельможе-Министру и дерзко требует оказать-таки помощь. В ответ на это «его, раба Божия, схватили, судырь ты мой, да в тележку» — и с фельдъегерем отправили вон из столицы. Доставленный в свою далекую губернию, К. К., по словам Почтмейстера, воскликнул: «Я найду средства!» — и канул в «эдакую Лету». А через два месяца в рязанских лесах объявилась шайка разбойников, атаманом которых был не кто иной… — и тут рассказчику напоминают, что у Чичикова и руки и ноги на месте. Почтмейстер хлопает рукой по лбу, обзывает себя телятиной, безуспешно пытается вывернуться (в Англии столь совершенная механика, что могут сделать деревянные ноги) — все напрасно. История о К. К. как бы уходит в песок, ничего не проясняя в вопросе о том, кто же такой Чичиков. Но образ К. К. лишь кажется случайным, «беззаконным», вставным, а легенда о нем — никак сюжетно не мотивированной.Тема нищего дворянина, безденежного капитана, «черт знает откуда» взявшегося, возникает уже в 6-й главе, где жадный Плюшкин жалуется Чичикову на соседа-капитана, который любит наезжать в гости. «Говорит, родственник: «У себя дома есть, верно, нечего, так вот он и шатается». Но еще раньше сам Чичиков, уезжая от Ноздрева, мысленно «отделывает» его, как плут-ямщик бывает отделан «каким-нибудь езжалым, опытным капитаном». Позже, в главе 10-й, во время болезни, Чичиков обрастет бородой, подобно К. К., в главе 11 имя К. К. словно нечаянно «аукнется» в жизненном наказе чичиковского отца: «копи Копейку». Что же до образа «разбойника», то еще в 9-й главе «просто приятная дама» и «дама, приятная во всех отношениях» предполагают в Чичикове кого-то «вроде Ринальда Ри-нальдина», знаменитого героя романа X. Вульпиуса о разбойнике. Военное звание капитана по табели о рангах соответствовало штатскому чину титулярного советника, а это одновременно и объединяет несчастного К. К. с другими «униженными и оскорбленными » персонажами социально-фантастических повестей Гоголя, титулярными советниками Поприщиным («Записки сумасшедшего») и Акакием Акакиевичем Башмачкиным («Шинель»), и противопоставляет его им. По крайней мере —' Баш-мачкину. Ибо в статской службе этот чин не давал дворянства, а в военной дворянство обеспечивалось уже первым обер-офицер-ским званием. В том-то и дело, что в отличие и от своего фольклорного прототипа, героя песен о «воре Копейкине», и от многочисленных персонажей-инвалидов русской послевоенной прозы и поэзии, и от их общего литературного предшественника — Солдата из идиллии С. Геснера «Деревянная нога» — К. К. дворянин, офицер. Если он и разбойник, то благородный. Эта деталь резко усиливает трагизм его истории; она связывает образ К. К. с пушкинскими замыслами романа о «Русском Пеламе», о джентльмене-разбойнике («Дубровский»). И она же — на пародийном, сниженном уровне — сводит к общему знаменателю все множество литературных ассоциаций, которые окружают романный образ Чичикова. В повести о К. К., как в фокусе, сходятся чересчур разнообразные слухи о Чичикове; но из нее же лучами расходятся новые, еще более невероятные версии произошедшего. Чиновники задумываются: а не есть ли Чичиков Наполеон, нарочно отпущенный англичанами с острова Св. Елены, чтобы возмутить Россию. (Опять же Почтмейстер, который служил в кампанию 1812 г. и «видел» французского императора, уверяет собеседников, что ростом Наполеон «никак не выше Чичикова» и складом своей фигуры ничем от него не отличается.) От Чичикова-Наполеона следует естественный смысловой проброс к теме Чичикова-Антихриста; на этом чиновники останавливаются и, поняв, что заврались, посылают за Ноздревым. И чем нелепее становятся их сравнения, чем немыслимее их предположения и «исторические параллели», тем яснее обнажается ключевая авторская идея 1-го тома «Мертвых душ». Наполеоновская эпоха была временем последнего торжества романтического, могущественного, впечатляющего зла; новое, «денежное», «копеечное» зло неправедного приобретательства, олицетворением которого стал подчеркнуто-средний, «никакой» человек Чичиков, может в конечном счете обернуться незаметным для измельчавшего мира, а потому особенно опасным явлением Антихриста буржуазной эпохи. И это произойдет непременно, если не свершится нравственное возрождение каждого человека в отдельности и человечества в целом.  Cочинение «Образ Плюшкина в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души"» В имении Манилова нас поражает нелепые претензии на изящество, в доме Коробочки – стремление отгородиться от мира и скрупулезная бережливость, в имении Ноздрева – разорение, у Собакевича – медвежья неуклюжесть и прочность вещей, которые здесь царствуют безраздельно, в имении Плюшкина прежде всего бросается в глаза ветхость, опустошение. Жизнь, кажется, покинула деревню Плюшкина, и жерди по сторонам домов напоминают ребра скелета. Запустение, дух смерти подчеркивает Гоголь, и о комнате Плюшкина: «Никак было нельзя сказать, чтобы в комнате сей обитало живое существо…». Картину «вымершего места» завершает «замок — исполин», висящий на обычно «запертых наглухо» главных воротах.Начиная описание плюшкинского дома, Гоголь скорее всего намеренно называет его «странным замком», а заканчивает описание символической деталью: «замок — исполин». За/мок превратился в замо/к, наглухо заперший все живое.Кто же виновник этого страшного опустошения, омертвления? Его трудно отличить от его жертв: он грязен, оборван, сплющен. Эта искаженность, сплющенность так велики, что даже проницательный Чичиков «долго не мог распознать. Какого пола была фигура, баба или мужик».Есть сравнение, которое господствует в этой главе, обнаруживая трагическую сущность судьбы Плюшкина. Говоря о том времени, когда Плюшкин был бережливым хозяином и все в его доме «текло живо и совершалось размеренным ходом», Гоголь пишет: «Во все входил зоркий глаз хозяина и, как трудолюбивый паук, бегал хлопотливо, но расторопно по всем концам своей хозяйственной паутины».Когда Чичиков пошел в комнату Плюшкина, он заметил «часы с остановившимся маятником, к которому паук уже приладил паутину». Паук запутался в своей паутине – и жизнь остановилась вокруг него, умерло время. Владелец тысячи крепостных душ, одержимый страстью бессмысленного накопительства, становится нищим. Скупость обратилась в расточительство.Плюшкин видит приближающуюся угрозу полного разорения и боится пойти «на старости лет по миру», но измениться не может. Скупость выжила из его души не только все человеческие чувства, но и трезвый расчет; действовать он может только автоматически, не меняя ничего по существу, потому что внутренне мертв. Гоголь с гневным недоумением описывает это бессмысленно вертящееся колесо скупости.Описание сада Плюшкин открывает одновременно прекрасные возможности жизни, осуществленные в природе, и страшную попытку человека, превратившегося в паука, сковать все вокруг себя. Сад нарисован как поединок жизни и смерти. Человек убил в себе все живое и, и как паук, хотел бы затянуть весь мир омертвляющей сетью. Эта попытка страшна, ужасна. Однако жизнь в целом, природа не подчиняется усилиям паука, что и рождает надежду, оставляет возможность просветления.  Cочинение «Система персонажей "Мертвых душ" Гоголя» Один за другим следуют у меня героиодин пошлее другого.(Гоголь). Пушкин отдал Гоголю свой сюжет, из которого сам хотел сделать что-то вроде поэмы. Это был сюжет "Мертвых душ". Гоголь изображает большой губернский город и имения помещиков этой губернии. Крупным планом в поэме нарисованы образы помещиков, этих "хозяев жизни", которые отвечают за судьбу народа. Автор создает типические характеры, крепостники-дворяне нередко узнавали в персонажах "Мертвых душ" самих себя. А между тем, эти образы "не портреты с ничтожных людей; напротив, в них собраны черты тех, которые считают себя лучшими других". Только эти лица высшего общества никчемны и пошлы, они лишены знания гражданского долга, чести, совести. Отношение помещиков к афере Чичикова обнаруживают полноту эгоистичной замкнутости и равнодушия к интересам общества, духовное и нравственное уродство. Этиобщие черты выливаются в отличительные свойства каждого душевладельца.Стремясь создать типический образ, Гоголь использует описание усадьбы интерьер.   Так, хозяйство Манилова "шло как-то само собою".Его поместье – это парадный фасад помещичьей России. Претензии на изысканность подчеркивают пустоту обитателей усадьбы.Одинокий дом, редкие кусты сирени, серенькие избы производят гнетущее впечатление. В комнатах рядом с дорогой мебелью стоят кресла, покрытые рогожей. А хозяин не понимает, не видит упадка своего хозяйство. По натуре Манилов обходителен, вежлив, но все это приняло у него смешные формы. Слащавость, сентиментальность составляют сущность его характера. Дажеречь Манилова слишком туманна: "какая-нибудь этакая наука", "паренье этакое". Он никому не доставил пользы и живет пустяками. Жизни он не знает, реальность заменяется пустыми фантазиями. Итак, Манилов – человек "так себе, ни то ни се". Коробочка– "одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи и убытки, а между тем набирают понемногу деньжонок в мешочки…" Она не предается мечтаниям, как предыдущий образ, она расчетлива и занята только накоплением и своим хозяйством. Захваченная жаждой наживы, она торгует всем: салом, пенькой, крепостными. Люди для нее –всего лишь одушевленный товар. Она даже не удивляется странному предложению Чичикова, но боится продешевить: "Они того… они больше как-нибудь стоят", — о отправляется в город узнать цену. Чичиков, а вместе с ним и автор, называет ее "дубинноголовой". В Ноздреве Гоголь подчеркивает бесцельную активность: "…он предлагал вам ехать, куда угодно, хоть на край света, войти в какое хотите предприятие, менять все, что хотите". Но так как его начинания лишены цели, то ничто до конца Ноздрев не доводит. В его разрозненном имении только псарня находится в отличном состоянии: среди собак он "как отец среди семейства". Он совершенно спокойно обманывает, у него нет никаких моральных принципов. Крестьяне своим трудом создают все блага и избавляют помещика от забот. Ноздрев привык получать то, что хочет, а если кто-то противится, он становится опасным: "Ни на одном собрании, где он был, не обходилось без истории". Он ведет себя развязно, грубо. Гоголь иронически называет героя "историческим человеком". Похожий на медведя, Собакевич обладает всеми соответствующими повадками. В его теле "совсем не было души". Мебель в доме тоже напоминает самого хозяина. Так Гоголь достигает яркости и выразительности в описании характерных черт героя. Он всегда заботится только о своей выгоде, и главная его цель – наполнение желудка. Собакевич "хозяйственен", умен ипрактичен: он не разоряет крестьян, так как ему это невыгодно. Ко всем он относится с собственной меткой: плут и мошенник. Собакевич знает, что все в мире продается, и заявляет Чичикову: "Извольте, готов продать". Главный герой заключает: "Нет, кто уж кулак, тому не разогнуться в ладонь". Тема нравственного падения, духовной смерти достигает своей кульминации в главе о Плюшкине. В имении поражает ветхость, опустошение. Кажется, жизнь покинула эту деревню: "Бревно на избах было темно и старо; многие крыши сквозили, как решето…" Дух смерти подчеркивает Гоголь: " никак было нельзя сказать, чтобы в комнате сей обитало живое существо…"Хозяин сам заперся от внешнего мир в своем замке. Подобно ключнице, Плюшкин – раб вещей, но не хозяин. Из-за своей страсти он не может отличить полезные вещи от хлама: зерно и мука гибнут, а заплесневый кулич и настойка хранятся. А когда-то Плюшкин "только был бережливым хозяином". Жажда обогащения за счет крестьян превратила его в скрягу. От героя к герою Гоголь обнажает преступную жизнь помещиков. Образы даны по принципы все более глубокого духовного оскудения и морального падения. Современники Гоголя считали, что мертвыми душами в поэме являются сами помещики, а "позади мертвых душ – души живые" (Герцен). В каждом раскрыта одна из разновидностей духовной смерти. Рассказ Гоголя ожизни помещиков превращается в обвинительный акт крепостнической действительности. Автор хочет разбудить таким образом души людей, единственная цель которых в условиях крепостного право – прибирать все себе. Спасение России он видел в уничтожении таких хозяев жизни.  Cочинение «Чичиков у Коробочки. Роль эпизода в поэме Мертвые души.» Как ни глупы слова дурака, а иногда бывают они достаточны, чтобы смутить умного человека.Н. В. Гоголь Бандит от скупца отличается тем, что первый за копейку удавит любого, а второй за копейку удавится сам.Э. Севрус Произведение "Мертвые души", произвело на меня большое впечатление. В своем произведении автор использует сложную, многомерную композицию, которая перекликается с композиционной структурой "Божественной комедии" Данте. Одним из аспектов которого, являются композиционное построение.Гоголь как бы показывает круги ада: первый круг — помещики, второй — чиновники, третий — высшие чиновники.Особой смысл заключен в названии поэмы. Мертвые души — это не крестьяне, не мужики, это — помещики. Причем каждый помещик в поэме является воплощением определенного людского порока.Гоголь, как писатель-сатирик, озирает жизнь "сквозь видный миру смех и незримые неведомые ему слезы", это фраза ключ к понимаю творчества Гоголя.В каждом слове писателя чувствуется одновременно и смех, и какая-то печаль. Гоголь видит все недостатки российской действительности, он их высмеивает, но это все его глубоко трогает и задевает, как человека, по-настоящему любящего Россию.Счастлив тот писатель, "который проходит мимо характеров скучных, противных, поражающих печальною свою действительностью…". И горька и скучна дорога писателя, дерзнувшего выставить "свою страшную, потрясающую жизнь, всю глубину холодных, раздробленных, повседневных характеров…". Гоголь пишет, что такой писатель никогда не познает славу, такому писателю никогда не избежать лицемерного суда, "который отведет ему презренный угол в ряду писателей, оскорбляющий человечество". В конце концов остается писатель-сатирик одиноким.Эпизод, согласно определению Ожегова, 1. Случай происшествие. 2. Мелкий, незначительный случай. 3. Часть художественного произведения, обладающая относительной самостоятельностью и законченностью. Так и эпизод "Мертвых душ" Чичиков у Коробочки, является лишь составной частью большого произведения. Но при всем при этом имеет сюжетную линию и завершенность. Одна только контрастность по сравнению с другими эпизодами позволяет на долго запомнить происходящие в нем действия и его героев.Сюжет "Мертвых душ" состоит из трех внешне замкнутых, но внутренне очень связанных между собой звеньев: помещики, городское чиновничество и жизнеописание Чичикова. Каждое из этих звеньев помогает обстоятельнее и глубже раскрыть идейный и художественный замысел Гоголя.Между автором и героями существует довольно четкое распределение ролей: автор думает, герои действуют. Но не смотря на прозу историка, который старается быть объективным и постоянно подчеркивает дистанцию между собой и героями, автор вовсе не равнодушен к происходящим событиям.Почти все персонажа "Мертвых душ" воспринимаются мной как бы двойным зрением: во-первых, такими какими они кажутся самим себе, и, во-вторых, какими они являются на самом деле. Этот контраст между мнимой значительностью героя и его истинным ничтожеством — источник глубокого комизма.Знакомя нас с помещиками, автор использует, казалось бы, определенный порядок: описывает дом, интерьер, дает портрет хозяина, заводит разговор и мертвых душах, рассказывает о жизни крестьян. В каждом герое писатель находит яркое, индивидуальное и заостряет это.Согласно сюжетной линии Чичиков после Манилова направился к Собакевичу. Но случилось так, что он попал к Коробочке. Это последовательность в развитии событий имела свою логику. Бездеятельный Манилов и неутомимо хлопотливая Коробочка — в некотором роде совершенно противоположные люди. И потому один характер делает более четким другой. По своему умственному развития Коробочка стоит ниже всех остальных помещиков. Чичиков недаром называет ее "дубинноголовой" Коробочка вся погружена в мир хозяйственных интересов. Манилов "парит" над землей, а она поглощена прозой будничного земного существования. Манилов не знает хозяйства и совсем не может им заниматься. Коробочка же, напротив, вся ушла в своё скудоумное и мелочное хозяйствование.Герб Коробочки — комод, из чуть приоткрытых ящиков которого высовываются петух, свинья, индейка и "прочая живность". Второй ряд ящиков комода наполнен разным "хозяйственным овощем": картофель, свекла и прочее — для каждого свой ящик. Из нижних ящиков торчат мешочки, мешочки, мешочки…Бездушие коробочки проявляется в мелочном скопидомстве; единственное, что ее волнует, — это цены на пеньку, на мед. Ее оторванность от людей, полное внутренне равнодушие и отупение проявляется в том, что она и о покойном муже вспоминает только, что он любил, чтоб девка ему на ноге пятки чесала.Отсутствие духовной и душевной жизни у Коробочки компенсируется чревоугодием. У Коробочки на столе "гребки, пирожки, скородумки, шанишки, пряглы, блины, лепешки…"Животно-растительное существование героев в позволяет автору сравнивать их с животными — например, Собакевича с медведем средней величины. Интересно и то, что Коробочка является на фоне птиц — на стенах висели картины с какими-то птицами, окно "глядело едва ли не в курятник", дворик перед окнами дома "весь был наполнен птицами — индейкам и курам нет числа". Все упоминаемые птицы связаны в нашем сознании с обозначением глупости, безмозглости, бессмысленной хлопотливости — как раз с теми чертами которые присущи Коробочке.И крепостные слуги, находясь в подчинении у бесчеловечных хозяев, сами обесчеловечиваются, углупляются, обездушиваются: черноногая девка Коробочки читает, не вникая в смысл, а только радуется, что из букв получаются слова.Она не отваживается уступить Чичикову свои мертвые души не только потому, что боится "прогадать" в цене с незнакомым ей товаром, но еще из опасения — а вдруг они "в хозяйстве-то как-нибудь под случай понадобятся". В таком неожиданном повороте мысли суть характера "крепколобой" старухи. Она ведет свое хозяйство глупо, жадно. Коробочка озабочена лишь одним — копеечной выгодой. Да и с копейкой то она не умеет обращаться: деньги лежат мертвым грузом в ее пестрядевых мешочках. Узок и убог мир Коробочки. Торгуя мертвыми душами и хорошо зная цену на них Коробочка принимает мертвые души за какой-то еще не известный ей, но уже ходкий товар. Однако она проявляет нерешительность.Коробочка привыкла жить по заведенному испокон веков порядку, и все необычное возбуждает в ней страх и недоверие. Коммерция Чичикова пугает ее; своими сомнениями и опасениями они едва не доводит его до исступления. "Послушайте, матушка… Эх, какие вы! Что ж они могут стоить! Рассмотрите: ведь это прах. Понимаете ли? Это просто прах". Чичиков почти не владеет собой и костит "проклятую старуху".Но здесь неожиданно вторгается голос автора: "Впрочем, Чичиков напрасно сердился: иной и почтенный, и государственный даже человек, а на деле выходит совершенная Коробочка".Выход в свет "Мертвых душ" стал крупнейшим событием в литературной и общественной жизни страны. Поэма Гоголя "потрясла всю Россию" — вспоминал позднее Герцен. Книга Гоголя возбуждала негодование ко всему строю жизни и будила стремление к борьбе с ним. Вокруг "Мертвых душ" кипели ожесточенные споры.Но сейчас поэма "Мертвые души" остается необычайно актуальной. Та же бюрократия, та же бесхозяйственность, не говоря уже о том, что в лицах и сегодняшних людей, замечаем тех же Манилова, Собакевича, Коробочку. Даже Гоголь в минуты уединенных бесед самим с собой призывал заглянуть внутрь собственной души и задать тяжелый вопрос: "А нет ли во мне какой-нибудь части Чичикова?"  Cочинение «Последовательность встреч Чичикова с помещиками.» Создавая образы Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича, Плюшкина, Гоголь прибегает к общим приемам реалистической типизации (изображение деревни, господского дома, портрета хозяина, кабинета, разговора о городских чиновникахЕ) В тех случаях, когда это необходимо, предстает перед нами и биография персонажа. В образе Манилова запечатлен тип праздного мечтателя, "романтического" бездельника. Хозяйство помещика находится в полном упадке. "Дом господский стоял на юру, то есть на возвышении, открытом всем ветрам, каким только вздумается подутьЕ" Ворует ключница, "глупо и без толку готовится на кухне", "пусто в кладовой", "нечистоплотны и пьяницы слуги". А между тем воздвигнута "беседка с плоским зеленым куполом, деревянными колоннами и надписью: "Храм уединенного размышления"." Мечты Манилова вздорны и нелепы. "Иногда говорил он о том, как бы хорощо было, если бы вдруг от дома провести подземный ход или через пруд выстроить каменный Мосте" Гоголь показывает, что Манилов пошл и пуст, реальных духовных интересов у него нет. "В его кабинете всегда лежала какая-то книжка, заложенная закладкою на четырнадцатой странице, которую он постоянно читал уже два года". Пошлость семейной жизни ( отношения с женой, воспитание Алкида и Фемистоклюса), приторная слащавость речи ("майский день", "именины сердца") подтверждают проницательность портретной характеристики персонажа. "В первую минуту разговора с ним не можешь не сказать: "какой приятный и добрый человек!" В следующую минуту разговора ничего не скажешь, а в третью скажешь: "Черт знает что это такое!" и отойдешь подальше; если не отойдешь, почувствуешь скуку смертельную". Гоголь с потрясающей художественной силой показывает мертвенность Манилова, никчемность его жизни. За внешней привлекательностью скрывается духовная пустота. Образ накопительницы Коробочки уже лишен тех "привлекательных" черт, которые отличают Манилова. И снова перед нами тип "одна из тех матушек, небольших помещиц, которые набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комодов". Интересы Коробочки всецело сконцентрированы на хозяйстве. "Крепколобая" и "дубинноголовая" Настасья Петровна боится продешевить, продавая Чичикову "мертвые души". Любопытна "немая сцена", которая возникает в этой главе. Аналогичные сцены находим почти во всех главах, показывающих заключение сделки Чичикова с очередным помещиком. Это позволяет с особой выпуклостью показать духовную пустоту Павла Ивановича и его собеседников. В финале третьей главы Гоголь говорит о типичности образа Коробочки, незначительной разнице между ней и иной аристократической дамой. Галерею "мертвых душ" продолжает в поэме Ноздрев. Как и другие помещики, он внутренне не развивается, не меняется в зависимости от возраста. "Ноздрев в тридцать пять лет был таков же совершенно, каким был в осьмнадцать и двадцать: охотник погулять". Портрет лихого кутилы сатиричен и саркастичен одновременно. "Это был среднего роста, очень недурно сложенный молодец с полными румяными щеками Здоровье, казалось, так и прыскало с лица его". Впрочем, Чичиков замечает, что один бакенбард был у Ноздрева меньше и не так густ, как другой (результат очередной драки). Страсть к вранью и карточной игре во многом объясняет то, что ни на одном собрании, где присутствовал Ноздрев, не обходилось без истории. Жизнь помещика абсолютно бездуховна. В кабинете "не было заметно следов того, что бывает в кабинетах, то есть книг или бумаги; висели только сабля и два ружьяЕ" Разумеется, хозяйство Ноздрева развалено. Даже обед состоит из блюд, которые пригорели, или, напротив, не сварились. Попытка Чичикова купить мертвые души у Ноздрева роковая ошибка. Именно Ноздрев разбалтывает на балу у губернатора тайну. Приезд в город Коробочки, пожелавшей узнать, "почем ходят мертвые души", подтверждает слова лихого "говоруна". Образ Ноздрева не менее типичен, чем образ Манилова или Коробочки. Гоголь пишет: "Ноздрев долго еще не выведется из мира. Он везде между нами и, может быть, только ходит в другом кафтане; но легкомысленно непроницательны люди, и человек в другом кафтане кажется им другим человеком".Перечисленные выше приемы типизации используются Гоголем и для описания образа Собакевича. Деревня и хозяйство помещика свидетельствуют об определенном достатке. "Двор окружен был крепкою и непомерно толстою деревянной решеткой. Помещик, казалось, хлопотал много о прочности. Деревенские избы мужиков тоже срублены были на диво все было пригнано плотно и как следует". Описывая внешность Собакевича, Гоголь прибегает к зоологическому уподоблению (сравнение помещика с медведем). В своих суждениях о еде Собакевич поднимается до своеобразной "гастрономической" патетики: "У меня когда свинина всю свинью давай на стол, баранина всего барана тащи, гусь всего гуся!" Впрочем Собакевичу (этим он отличается от Плюшкина и большинства других помещиков) присуща некоторая хозяйственная жилка (не разоряет собственных крепостных, добивается известного порядка в хозяйстве, выгодно продает Чичикову мертвые души, отлично знает деловые и человеческие качества своих крестьян). Предельная степень человеческого падения запечатлена Гоголем в образе богатейшего помещика губернии (более тысячи крепостных) Плюшкина. Биография персонажа позволяет проследить путь от "бережливого" хозяина к полусумасшедшему скряге. "А ведь было время, когда он был женат и семьянин, и сосед заезжал к нему пообедать навстречу выходили две миловидные дочки выбегал сын. Сам хозяин являлся к столу в сюртуке Но добрая хозяйка умерла, часть ключей, а с ними мелких забот перешли к нему. Плюшкин стал беспокойнее и, как все вдовцы, подозрительнее и скупее". Вскоре семья полностью развалилась, и в Плюшкине развиваются невиданные мелочность и подозрительность: "сам он обратился наконец в какую-то прореху на человечестве". Итак, отнюдь не социальные условия привели помещика к последнему рубежу нравственного падения. Перед нами разыгрывается трагедия одиночества, перерастающая в кошмарную картину одинокой старости. В деревне Плюшкина Чичиков замечает "какую-то особенную ветхость". Войдя в дом, Чичиков видит странное нагромождение мебели и какого-то уличного хлама. Плюшкин ничтожный раб собственных же вещей. Он живет хуже, чем "последний пастух Собакевича". Бесчисленные богатства пропадают зря. Предостерегающе звучат слова Гоголя: "И до какой ничтожности, мелочнности, гадости мог снизойти человек! Мог так измениться!.. Все может статься с человеком". Таким образом, помещиков в "Мертвых душах" объединяют общие черты: бесчеловечность, праздность, пошлость, духовная пустота. Однако Гоголь не был бы, как мне кажется, великим писателем, если бы не ограничился лишь "социальным" объяснением причин духовной несостоятельности персонажей. Он действительно создает "типические характеры в типических обстоятельствах", но "обстоятельства" могут заключаться и в условиях внутренней психической жизни человека. Повторяю, что падение Плюшкина не связано прямо с его положением помещика. Разве потеря семьи не может сломить даже самого сильного человека, представителя любого класса или сословия?! Словом, реализм Гоголя включает в себя и глубочайший психологизм. Этим-то поэма и интересна современному читателю. Миру мертвых душ противопоставлена в произведении вера в "таинственный" русский народ, в его неисчерпаемый нравственный потенциал. В финале поэмы возникает образ бесконечной дороги и несущейся вперед птицы-тройки. В этом неукротимом движении чувствуется уверенность писателя в великом предназначении России, в возможности духовного воскресения человечества.

 

 

 

Похожие статьи:

Учебный залРЕФЕРАТ: Анализ комедии Гоголя «Ревизор»
Учебный залРЕФЕРАТ: Анализ поэмы Гоголя «Мертвые души»
Учебный залСОЧИНЕНИЯ по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин"
Учебный залСОЧИНЕНИЯ по творчеству А. И. Куприна
Учебный залСОЧИНЕНИЯ по роману М. Шолохова "Тихий Дон"
Страницы: << < 1 2 3

Свежее в блогах

Они кланялись тем кто выше
Они кланялись тем кто выше Они рвали себя на часть Услужить пытаясь начальству Но забыли совсем про нас Оторвали куски России Закидали эфир враньём А дороги стоят большие Обнесенные...
Говорим мы с тобой как ровня, так поставил ты дело сразу
У меня седина на висках, К 40 уж подходят годы, А ты вечно такой молодой, Веселый всегда и суровый Говорим мы с тобой как ровня, Так поставил ты дело сразу, Дядька мой говорил...
Когда друзья уходят, это плохо (памяти Димы друга)
Когда друзья уходят, это плохо Они на небо, мы же здесь стоим И солнце светит как то однобоко Ушел, куда же друг ты там один И в 40 лет, когда вокруг цветёт Когда все только начинает жить...
Степь кругом как скатерть росписная
Степь кругом как скатерть росписная Вся в траве пожухлой от дождя Я стою где молодость играла Где мальчонкой за судьбой гонялся я Читать далее.........
Мне парень сказал что я дядя Такой уже средних лет
Мне парень сказал что я дядя Такой уже средних лет А я усмехнулся играя Словами, как ласковый зверь Ты думаешь молодость вечна Она лишь дает тепло Но жизнь товарищ бесконечна И молодость...