Лебединое озеро 2.
https://www.youtube.com/watch?v=KRGCH3koS2k
Одетта-Одиллия – М.Плисецкая
Принц – Н.Фадеечев
Ротбарт – В.Левашов
Шут – В.Хомяков
Только что посмотрел снова этот балет в Большом Театре с Майей Плисецкой и Фадеечевым. Съёмка из зала, это не фильм-балет, а заснятое на плёнку полное представление из зала театра. Год 1957! (Балет с Евтеевой снят на десять лет позже – 1967 и, разумеется, заметно сокращён). По качеству записи и операторской работы – хуже трудно даже вообразить. БЕЗДАРНО СНЯТО! Как будто снимали не профессиональные операторы, а какие-то бездари и неучи из школы для дефективных.
Есть находки: Показывают страницы российских газет с объявлениеми о балете и критикой. Какой-то идиот пишет, что балет однотонен и скучен!!! Оказывается и в имераторской России были полные кретины, чьи отзывы ПЕЧАТАЛИСЬ!!! Сказать про ЛУЧШИЙ В МИРЕ балет с волшебной гениальной музыкой Петра Ильича Чайковского «скучно» – для этого надо быть не просто идиотом, а дебилом, имбецилом и идиотом вместе взятыми!
Но в целом съёмке некудышная. Во время танца вдруг начинают крупным планом показывать лица зрителей!!! Причём, длительное время!!! Аплодисменты. Крики «Браво!» Кому эта вся мишура нужна??? Крупным планом танцоров и их лица – нет, этого почти не показывают!!!
Часто камера уплывает то за сцену, то куда-то на балконы, так, что сцена с танцорами превращается в крошечное белеющее пятнышко на фоне тяжёлой и дешёвой позолоты (самоварного золота) обильно растекшейся по стенам и барьерам бельэтажа и балконов.
Фадеечев танцует лучше, техничней, чем Марковский, это явно видно. Но Марковский и моложе и красивей его. Тоже достоинство… для Принца.
Плисецкая – блистательна, её руки-крылья неповторимы! Нет таких других. Интересно, что она часто отодвигает руки назад и это придаёт удивительно сильное сходство с крыльями.
Сильно опошлённый пародиями «танец маленьких лебедей» в этом варианте лучше. Балерины не «связаны» постоянно друг с другом и это придаёт большую естественность и немеханистичность их танцу.
Шут почти незаметен, но тут вина не на нём, а на съёмочной группе. Большая часть съёмок издалека!
Злой волшебник размалёван гримом, как шаман в каком-нибудь людоедском племени мумбу-юмбу Экваториальной Африки. Эдакое чудо-юдо, но не злобный демон. Явная передержка! Мимики нет и нельзя разглядеть, тогда как лицо Эсамбаева показывают крупным планом и все оттенки злобного торжества дополняют его великолепный танец. А ведь, судя по титрам, дядя Майи Плисецкой, танцор и хореограф Асаф Мессерер, был одним из режиссёров-постановщиков этого балета.
Странно, но Евтеева в образе Одиллии ЛУЧШЕ, чем Плисецкая. Так мне лично показалось. Плисецкая в этой роли всё время танцует с улыбкой. Улыбкой уверенной в себе победительницы. Евтеева делает это тоньше – в каждом её движении чувствуется сила, неотразимое обаяние и власть над ошалевшим от её чар принцем. Лица Евтеевой как раз в этом акте мы почти не видим (крупным планом)! Но вся её фигура, танец, движения, их смелость и очарование гипнотически овладевают нами! Даже её, Евтеевой, поклон королеве – матери Принца, не слишком покорный, а с достаточной долей самоуверенности. Ведь она – дочь Волшебника, а не какого-то простого смертного!
Понимаю принца...
Это, разумеется, не критические заметки специалиста. Не танцор я, не музыкант, не хореограф. Просто зритель и слушатель.
А смотрел на Плисецкую и с горечью вспоминал, что её уже год НЕТ среди нас,
Но, всё равно, она ЕСТЬ и БУДЕТ!
26 V 2016
Похожие статьи: