Реанимация.

Esprit de L'Escalier Авторская проза 14 августа 2016 Рейтинг: 0 Голосов: 0 917 просмотров
О феномене «оживания» литературных героев.

Откуда это? Раньше я говорил – из Надсознания, оно и есть вдохновение, оно всегда «знает лучше», чем Сознание, что делать и куда двигаться. Но сегодня утром пришла другая мыслишка в голову, которая, в принципе, не противоречит идее Надсознания, но вносит бОльшую логическую подоплёку и детализацию в объяснение этого завораживающего феномена.

Явление это, может быть, не слишком частое, но не такое уж редкое.

О нём упоминает Станислав Лем как о расстройстве «программы».

О нём ясно говорит и Герцен, описывая процесс создания тургеневым романа «Отцы и дети»:

«Тургенев был больше художник в своём романе, чем думают, и оттого сбился с дороги и, по-моему, очень хорошо сделал – шёл в комнату, попал в другую, зато лучшую.»

Продолжу цитировать прекрасное послесловие Бенедикта Сарнова к книге «Мой друг Ильф»

«Ильф и Петров, быть может, тоже шли не в ту «комнату», в какую попали. Быть может, они тоже сбились с дороги. Но, как и Тургенев, «по ошибке» оказавшись вместо одной «комнаты» в другой, они, безусловно, попали в лучшую.»

Тема – загадка, тема – парадокс, тема — удивительный феномен всё та же: Литературные герои вдруг «оживают» и САМИ НАЧИНАЮТ водить рукой авторов! Об этом с юмором пишет Петров, имея в виду Остапа, который по первоначальному «маршруту» Ильфа и Петрова, должен был быть некой второстепенной фигурой, почти эпизодической. А, лишь появившись, начал «нахально пролезать из одной главы в следующую».

Объяснения этому я не встречал и не встретил по сей день. Общие фразы о том, что, де, писатель или писатели были бОльшими художниками, чем они сами думали о себе – пустые словеса! ЧТО значит «были бОльшими или мЕньшими художниками??? Бессмыслица! Красиво звучащая, весьма комплиментарная, но НЕ БОЛЕЕ!

И вот сегодня утром, продолжая размышлять над этой загадкой, ибо сам, на собственном опыте, испытал то же, даже не подозревая о «предшественниках» и о том, что это не мой личный феномен, «Эффект Эспри», как льстиво мне нашёптывало «ЭГО», а уже достаточно известное в искусстве явление, я вдруг почувствовал в башке некий толчок – влетела идейка и стукнулась о черепушку с другой стороны.




И идейка эта следующая.

Как мы все, все живые существа, обладающие более или менее развитым мозгом, а может и всего несколькими нервными узлами-ганглиями, как мы воспринимаем мир?

Органы чувств посылают сигналы в мозговые анализаторы, те обрабатывают информацию (НЕ ЗНАЮ, ЧТО ЭТО ТАКОЕ «ОБРАБАТЫВАЮТ»!) и создают некие мыслительные образы реальности, модели!!! Более или, очень часто, менее соответствующие реальности. То есть весь мир отражается в нашем сознании в виде множества неких условных символов-моделей реальности.




Читатель, не нервничай! Уже подхожу к сути!

Если появившийся герой литературного произведения возникает ЖИВЫМ в нашем модельном сознании, не некой убогой, свойственной ВСЕМ бездарям-графоманам, картонной фигуришкой, как во множестве дебильних мультипликационных фильмов, он воспринимается нами как реально существующая личность. Это уже НЕ выдуманный образ, это реально существующее существо, которое в нашем сознании НИЧЕМ НЕ ОТЛИЧАЕТСЯ от моделей «настоящих» людей. И, если изначально эта модель «обладает сильным характером и незаурядными способностями» (Вот и проявилось действие нашего Надсознания), она может навязывать нам, авторам, дальнейший ход повествования! Остап возник у Ильфа и Петрова спонтанно, но он сразу «родился» живым с громадным потенциалом и сильным характером! (Слова Катаева: «Ваш Остап Бендер МЕНЯ ДОКОНАЛ!»)

Вновь, дитературный герой или героиня — это тоже одна из бесчисленных моделей мира в нашем сознании и модель, иногда, сильная личностно и наделённая НАМИ ЕЩЁ НЕПРЕДВИДЕННЫМИ талантами, которая безапеляционно заявляет:

«Командовать парадом буду Я!»

14 VIII 2016

Похожие статьи:

Авторская прозаКнигочей.
Авторская прозаТак думает мозг... Разгадка чарующего?
Авторская прозаО радиоактивных книгах.
Авторская прозаЗлой гений или злобный идиот?
Авторская прозаДвухчастная литература.
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Свежее в блогах

Говорим мы с тобой как ровня, так поставил ты дело сразу
У меня седина на висках, К 40 уж подходят годы А ты вечно такой молодой Веселый всегда и суровый Говорим мы с тобой как ровня Так поставил ты дело сразу Дядька мой говорил я на...
Когда друзья уходят, это плохо (памяти Димы друга)
Когда друзья уходят, это плохо Они на небо, мы же здесь стоим И солнце светит как то однобоко Ушел, куда же друг ты там один И в 40 лет, когда вокруг цветёт Когда все только начинает жить...
Степь кругом как скатерть росписная
Степь кругом как скатерть росписная Вся в траве пожухлой от дождя Я стою где молодость играла Где мальчонкой за судьбой гонялся я Читать далее.........
Мне парень сказал что я дядя Такой уже средних лет
Мне парень сказал что я дядя Такой уже средних лет А я усмехнулся играя Словами, как ласковый зверь Ты думаешь молодость вечна Она лишь дает тепло Но жизнь товарищ бесконечна И молодость...
Здравствуй! Помнишь? Лучше промолчу.. не должна ты помнить и не надо
Здравствуй! Помнишь? Лучше промолчу.. не должна ты помнить и не надо Тот рассвет, который на корню, нам тогда казалось, что до края... Ты узнала? Я не ожидал, много лет, как будто день вчерашний,...