Закон Необходимой Несерьёзности.

Esprit de L'Escalier Авторская проза 8 мая 2016 Рейтинг: 0 Голосов: 0 845 просмотров

Моя заметка «Об искусстве говорить вроде бы несерьёзно о серьёзном», опубликованная 7го VIII 2014 лишь констатирует факт, но не даёт дальнейшего развития мыслей в этом направлении.

Обратил внимание на странную вещь:

Чем серьёзнее и глубокомысленней автор относится к своему творению, тем оно менее талантливо и привлекательно для читателей.

Чем легкомысленней автор в процессе создания некого произведения, тем больше в нём блеска таланта и привлекательности для читателей.

(Об этом же вскользь упоминает и Пушкин в своей прекрасной, наверно лучшей, драме «Моцарт и Сальери»)

Пример: Станислав Лем.( В упомянутой заметке тоже пример Лема!!!)

Начал снова читать его книгу «Философия случая» – попытка создать некую «теорию» литературного произведения. Несколько лет тому назад я совершил свой первый заход по прочтению под влиянием переписки с одной молодой интеллигентной и весьма эрудированной писательницей. Тогда прочёл страниц 15 — 20 и бросил. Какая-то скучная тягомотина. Вывод мой тогдашний: Лем «исписался». Хотел создать нечто, подобное «Сумме Технологии» (о чём открыто сам и провозглашает), а ничего даже близкого не получилось. Размазня.

«Сумма Технологии» – нелёгкая, но очень талантливая книга!

И вот, взялся опять, стараясь преодолеть тоскливое чувство, навеянное воспоминаниями о первой попытке. Но Лем – есть ЛЕМ!

Легендарный Единоразовый Мыслеизлучатель!

Прочёл снова четыре страницы его «Предисловия». И… задумался, причём ВОВСЕ НЕ О ТОМ, о чём Лем пишет! Проснулось то же давнишнее чувство тоски от какой-то «пустой болтовни» Лема.

Сразу две мысли пришли в голову.

Первая: Почему Лем так талантлив в своих игривых резвлениях и почему занудно бездарен там, где он, по его же словам, он не просто серьёзен, а очень задумчив и сосредоточен на объекте предстоящего труда?

Мысль вторая: Старая моя, не помню даже, когда впервые появилась. Талантливые произведения несут по-крайней мере два вида мыслей. Одни – те, о которых идёт речь в творении и они открыты для читателей. Другие – неявные, даже к смыслу текста не относящиеся. (Не подтекст! Слишком грубо и явно!) Некий заряд необычных идей, которые возникают в сознании читателя НЕПРОИЗВОЛЬНО, вне явной связи с тем, что написано!

Отсюда незаметно, сами собой, вылупились два Закона.




Закон Необходимой Несерьёзности.

Закон Запаздывающей (скрытой) Индукции.




Первый: Для того, чтобы создать талантливое произведение (неважно, в искусстве, в науке, везде) автор должен как можно менее серьёзно и возможно непочтительней относиться к собственному труду в этом процессе творчества.




Второй: В любом талантливом произведении (вновь, неважно в какой области деятельности) заложены как минимум два, а обычно и больше, «заряда мысли», из которых лишь один себя проявляет открыто, как, собственно, то, чему посвящено это творение. Но оно несёт в себе и скрытый заряд ИНДУКЦИИ других неординарных мыслей, которые вроде бы даже не видны из текста или целевого содержания, созданного автором.




Ну, что мне сказать?

Лем есть ЛЕМ!!!

7 V 2016

Похожие статьи:

Авторская прозаОдин день жизни, или Незаконченный рассказ.
Авторская проза О ворах в законе (Писульки Эспри де Л'Эскалье)
Авторская прозаУченые: кошки знают законы физики
Авторская прозаЗакон дырочной пропорциональности.
Авторская проза Hypotheses non fingo (Писульки Эспри де Л'Эскалье)
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Свежее в блогах

Они кланялись тем кто выше
Они кланялись тем кто выше Они рвали себя на часть Услужить пытаясь начальству Но забыли совсем про нас Оторвали куски России Закидали эфир враньём А дороги стоят большие Обнесенные...
Говорим мы с тобой как ровня, так поставил ты дело сразу
У меня седина на висках, К 40 уж подходят годы, А ты вечно такой молодой, Веселый всегда и суровый Говорим мы с тобой как ровня, Так поставил ты дело сразу, Дядька мой говорил...
Когда друзья уходят, это плохо (памяти Димы друга)
Когда друзья уходят, это плохо Они на небо, мы же здесь стоим И солнце светит как то однобоко Ушел, куда же друг ты там один И в 40 лет, когда вокруг цветёт Когда все только начинает жить...
Степь кругом как скатерть росписная
Степь кругом как скатерть росписная Вся в траве пожухлой от дождя Я стою где молодость играла Где мальчонкой за судьбой гонялся я Читать далее.........
Мне парень сказал что я дядя Такой уже средних лет
Мне парень сказал что я дядя Такой уже средних лет А я усмехнулся играя Словами, как ласковый зверь Ты думаешь молодость вечна Она лишь дает тепло Но жизнь товарищ бесконечна И молодость...