Закон Необходимой Несерьёзности.

Esprit de L'Escalier Авторская проза 8 мая 2016 Рейтинг: 0 Голосов: 0 868 просмотров

Моя заметка «Об искусстве говорить вроде бы несерьёзно о серьёзном», опубликованная 7го VIII 2014 лишь констатирует факт, но не даёт дальнейшего развития мыслей в этом направлении.

Обратил внимание на странную вещь:

Чем серьёзнее и глубокомысленней автор относится к своему творению, тем оно менее талантливо и привлекательно для читателей.

Чем легкомысленней автор в процессе создания некого произведения, тем больше в нём блеска таланта и привлекательности для читателей.

(Об этом же вскользь упоминает и Пушкин в своей прекрасной, наверно лучшей, драме «Моцарт и Сальери»)

Пример: Станислав Лем.( В упомянутой заметке тоже пример Лема!!!)

Начал снова читать его книгу «Философия случая» – попытка создать некую «теорию» литературного произведения. Несколько лет тому назад я совершил свой первый заход по прочтению под влиянием переписки с одной молодой интеллигентной и весьма эрудированной писательницей. Тогда прочёл страниц 15 — 20 и бросил. Какая-то скучная тягомотина. Вывод мой тогдашний: Лем «исписался». Хотел создать нечто, подобное «Сумме Технологии» (о чём открыто сам и провозглашает), а ничего даже близкого не получилось. Размазня.

«Сумма Технологии» – нелёгкая, но очень талантливая книга!

И вот, взялся опять, стараясь преодолеть тоскливое чувство, навеянное воспоминаниями о первой попытке. Но Лем – есть ЛЕМ!

Легендарный Единоразовый Мыслеизлучатель!

Прочёл снова четыре страницы его «Предисловия». И… задумался, причём ВОВСЕ НЕ О ТОМ, о чём Лем пишет! Проснулось то же давнишнее чувство тоски от какой-то «пустой болтовни» Лема.

Сразу две мысли пришли в голову.

Первая: Почему Лем так талантлив в своих игривых резвлениях и почему занудно бездарен там, где он, по его же словам, он не просто серьёзен, а очень задумчив и сосредоточен на объекте предстоящего труда?

Мысль вторая: Старая моя, не помню даже, когда впервые появилась. Талантливые произведения несут по-крайней мере два вида мыслей. Одни – те, о которых идёт речь в творении и они открыты для читателей. Другие – неявные, даже к смыслу текста не относящиеся. (Не подтекст! Слишком грубо и явно!) Некий заряд необычных идей, которые возникают в сознании читателя НЕПРОИЗВОЛЬНО, вне явной связи с тем, что написано!

Отсюда незаметно, сами собой, вылупились два Закона.




Закон Необходимой Несерьёзности.

Закон Запаздывающей (скрытой) Индукции.




Первый: Для того, чтобы создать талантливое произведение (неважно, в искусстве, в науке, везде) автор должен как можно менее серьёзно и возможно непочтительней относиться к собственному труду в этом процессе творчества.




Второй: В любом талантливом произведении (вновь, неважно в какой области деятельности) заложены как минимум два, а обычно и больше, «заряда мысли», из которых лишь один себя проявляет открыто, как, собственно, то, чему посвящено это творение. Но оно несёт в себе и скрытый заряд ИНДУКЦИИ других неординарных мыслей, которые вроде бы даже не видны из текста или целевого содержания, созданного автором.




Ну, что мне сказать?

Лем есть ЛЕМ!!!

7 V 2016

Похожие статьи:

Авторская прозаЗакон дырочной пропорциональности.
Авторская прозаУченые: кошки знают законы физики
Авторская прозаОдин день жизни, или Незаконченный рассказ.
Авторская проза О ворах в законе (Писульки Эспри де Л'Эскалье)
Авторская проза Hypotheses non fingo (Писульки Эспри де Л'Эскалье)
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Свежее в блогах

Говорим мы с тобой как ровня, так поставил ты дело сразу
У меня седина на висках, К 40 уж подходят годы А ты вечно такой молодой Веселый всегда и суровый Говорим мы с тобой как ровня Так поставил ты дело сразу Дядька мой говорил я на...
Когда друзья уходят, это плохо (памяти Димы друга)
Когда друзья уходят, это плохо Они на небо, мы же здесь стоим И солнце светит как то однобоко Ушел, куда же друг ты там один И в 40 лет, когда вокруг цветёт Когда все только начинает жить...
Степь кругом как скатерть росписная
Степь кругом как скатерть росписная Вся в траве пожухлой от дождя Я стою где молодость играла Где мальчонкой за судьбой гонялся я Читать далее.........
Мне парень сказал что я дядя Такой уже средних лет
Мне парень сказал что я дядя Такой уже средних лет А я усмехнулся играя Словами, как ласковый зверь Ты думаешь молодость вечна Она лишь дает тепло Но жизнь товарищ бесконечна И молодость...
Здравствуй! Помнишь? Лучше промолчу.. не должна ты помнить и не надо
Здравствуй! Помнишь? Лучше промолчу.. не должна ты помнить и не надо Тот рассвет, который на корню, нам тогда казалось, что до края... Ты узнала? Я не ожидал, много лет, как будто день вчерашний,...