УИЛЬЯМ ШЕКСПИР. РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА. Трагедия

Adminos Драматургия Рейтинг: 0 Голосов: 0 3896 просмотров

Уильям Шекспир /1564 — 23 апреля 1616/ — великий английский драматург и поэт, один из самых знаменитых драматургов мира, автор 10 трагедий, 16 комедий, 6 исторических хроник — в том числе состоящих из нескольких частей, 4 поэм и цикла из 154 сонетов.

 

 

 

 

Ромео и Джульетта[1]     

Перевод Бориса Пастернака

 

 

 

Примечания на стр.3

 

 

Действующие лица

 

Эскал, князь Веронский.[2]

Граф Парис, молодой человек, родственник князя.

Монтекки, Капулетти – главы двух враждующих домов.

Дядя Капулетти.

Ромео, сын Монтекки.

Меркуцио, родственник князя, друг Ромео.

Бенволио, племянник Монтекки, друг Ромео.

Тибальт, племянник леди Капулетти.

Брат Лоренцо, Брат Джованни – францисканские монахи.

Балтазар, слуга Ромео.

Самсон, Грегорио — слуги Капулетти.

Петр, слуга Джульеттиной кормилицы.

Абрам, слуга Монтекки.

Аптекарь.

Три музыканта.

Паж Париса.

Первый горожанин.

Леди Монтекки, жена Монтекки.

Леди Капулетти, жена Капулетти.

Джульетта, дочь Капулетти.

Кормилица Джульетты.

 

Горожане Вероны, мужская и женская родня обоих домов, ряженые, стража, слуги и хор.

 

 

Место действия – Верона и Мантуя.

 

 

 

Пролог

 

 

Входит хор.

 

Хор

Две равно уважаемых семьи

В Вероне, где встречают нас событья,

Ведут междоусобные бои

И не хотят унять кровопролитья.

Друг друга любят дети главарей,

Но им судьба подстраивает козни,

И гибель их у гробовых дверей

Кладет конец, непримиримой розни.

Их жизнь, и страсть, и смерти торжество,

И поздний мир родни на их могиле

На два часа составят существо

Разыгрываемой пред вами были.

Помилостивей к слабостям пера:

Грехи поэта выправит игра.

 

 

 

 

Действие I

 

 

 

Сцена первая

 

 

Верона. Торговая площадь.

 

Входят Самсон и Грегорио, слуги Капулетти, с мечами и щитами.

 

Самсон

Помни, Грегорио, лицом в грязь не ударять.

 

Грегорио

Что ты! Наоборот. Грязью в лицо, только кто попадись.

 

Самсон

Зададим им баню.

 

Грегорио

Самим бы выйти сухими из воды.

 

Самсон

Я скор на руку, как раскипячусь.

 

Грегорио

Раскипятить-то тебя – нескорое дело.

 

Самсон

Перед монтекковскими шавками я киплю, как кипяток.

 

Грегорио

Кипеть – уйдешь. Вскипишь – и наутек, как молоко. А смелый упрется – не сдвинуть.

 

Самсон

Перед шавками из дома Монтекки я упрусь – не сдвинуть. Всех сотру в порошок: и молодцов и девок.

 

Грегорио

Подумаешь, какой ураган!

 

Самсон

Всех до одного. Молодцов в сторону, а девок по углам и в щель.

 

Грегорио

Ссора-то ведь господская и между мужской прислугой.

 

Самсон

Все равно. Слажу с мужской, примусь за женскую. Всем покажу свою силу.

 

Грегорио

И бедным девочкам?

 

Самсон

Пока хватит мочи, и девочкам. Я, слава Богу, кусок мяса не малый.

 

Грегорио

Хорошо, что ты не рыба, а то был бы ты соленой трескою. Скорей, где твой меч? Вон двое монтекковских.

 

Самсон

Готово, меч вынут. Задери их, я тебя не оставлю.

 

Грегорио

Это еще что за разговор? Вперед, пожалуйста.

 

Самсон

Обо мне не беспокойся.

 

Грегорио

Есть о ком беспокоиться!

 

Самсон

Выведем их из себя. Если они начнут драку первыми, закон будет на нашей стороне.

 

Грегорио

Я скорчу злое лицо, когда пройду мимо. Посмотрим, что они сделают.

 

Самсон

Я буду грызть ноготь[3] по их адресу. Они будут опозорены, если пропустят это мимо.

 

Входят Абрам и Балтазар.

 

Абрам

Не на наш ли счет вы грызете ноготь, сэр?

 

Самсон

Грызу ноготь, сэр.

 

Абрам

Не на наш ли счет вы грызете ноготь, сэр?

 

Самсон

 

(вполголоса Грегорио)

Если это подтвердить, закон на нашей стороне?

 

Грегорио

 

(вполголоса Самсону)

Ни в коем случае.

 

Самсон

Нет, я грызу ноготь не на ваш счет, сэр. А грызу, говорю, ноготь, сэр.

 

Грегорио

Вы набиваетесь на драку, сэр?

 

Абрам

Я, сэр? Нет, сэр.

 

Самсон

Если набиваетесь, я к вашим услугам. Я проживаю у господ ничуть не хуже ваших.

 

Абрам

Но и не у лучших.

 

Грегорио

 

(в сторону, Самсону, заметив вдали Тибальта)

Говори – у лучших, вон один из хозяйских.

 

Самсон

У лучших, сэр.

 

Абрам

Вы лжете!

 

Входит Бенволио.

 

Самсон

Деритесь, если вы мужчины. Грегорио, покажи-ка им свой молодецкий удар.

 

Дерутся.

 

Бенволио

Оружье прочь и мигом по местам!

Не знаете, что делаете, дурни.

 

 

(Выбивает у них мечи из рук.)

 

Входит Тибальт.

 

Тибальт

Как, ты сцепился с этим мужичьем?

Вот смерть твоя, – оборотись, Бенвольо!

 

 

Бенволио

Я их мирю. Вложи назад свой меч

Или давай их сообща разнимем.

 

 

Тибальт

О мире речь? Мне ненавистен мир,

Как темный ад, и ты, и все Монтекки.

Постой же, трус!

 

 

Дерутся.

 

Входят приверженцы обоих домов и присоединяются к дерущимся; затем горожане с дубинами и алебардами.

 

Первый горожанин

Сюда с дубьем и кольями! Лупи!

Долой Монтекки вместе с Капулетти!

 

 

Входят Капулетти в халате и леди Капулетти.

 

Капулетти

Что расшумелись? Где мой длинный меч?

 

 

Леди Капулетти

Костыль ему! Меча недоставало!

 

 

Капулетти

Где меч, сказал? Монтекки на дворе

И против нас оружьем потрясает.

 

 

Входят Монтекки и леди Монтекки.

 

Монтекки

Ты, Капулетти, плут! (Жене.) Пусти меня!

 

 

Леди Монтекки

К дерущимся не дам ступить ни шагу.

 

 

Входит князь со свитой.

 

Князь

Изменники, убийцы тишины,

Грязнящие железо братской кровью!

Не люди, а подобия зверей,

Гасящие пожар смертельной розни

Струями красной жидкости из жил!

Кому я говорю? Под страхом пыток

Бросайте шпаги из бесславных рук

И выслушайте княжескую волю.

Три раза под влияньем вздорных слов

Вы оба, Капулетти и Монтекки,

Резнею нарушали наш покой.

Сняв мантии, советники Вероны

Сжимали трижды в старческих руках

От ветхости тупые алебарды,

Решая тяжбу дряхлой старины.

На случай, если б это повторилось,

Вы жизнью мне заплатите за все.

На этот раз пусть люди разойдутся.

Вы, Капулетти, следуйте за мной,

А вас я жду, Монтекки, в Виллафранке[4]

По делу этому в теченье дня.

Итак, под страхом смерти, разойдитесь.

 

 

Все уходят, кроме

 

Монтекки, леди Монтекки и Бенволио.

 

Монтекки

Кто сызнова затеял этот спор?

Скажи, племянник, ты ведь был при этом?

 

 

Бенволио

Я вашу дворню с челядью врага

Уже застал в разгаре рукопашной.

Едва я стал их разнимать, как вдруг

Неистовый Тибальт вбежал со шпагой,

Хвастливо ей вертя над головой.

Он вызывал меня на бой, а ветер

Насмешливо свистел ему в ответ.

Пока чередовали мы удары,

Явился князь, увидел кавардак,

И стража растащила забияк.

 

 

Леди Монтекки

А где Ромео? Виделись вы с ним?

Он не был тут? Он правда невредим?

 

 

Бенволио

Сударыня, за час пред тем, как солнце

Окно востока золотом зажгло,

Я в беспокойстве вышел на прогулку.

Пересекая рощу сикомор,

У западных ворот я натолкнулся

На сына вашего. Он там гулял

В такую рань. Я зашагал вдогонку.

Узнав меня, он скрылся в глубине,

И так как он искал уединенья,

То я его оставил одного.

 

 

Монтекки

Его там часто по утрам видали.

Он бродит и росистый пар лугов

Парами слез и дымкой вздохов множит.

Однако только солнце распахнет

Постельный полог в спальне у Авроры,

Мой сын угрюмо тащится домой,

Кидается в свой потаенный угол

И занавесками средь бела дня

Заводит в нем искусственную полночь.

Откуда этот неотступный мрак?

Хочу понять и не пойму никак.

 

 

Бенволио

Вы знаете причину, милый дядя?

 

 

Монтекки

Не ведаю и не могу узнать.

 

 

Бенволио

С расспросами к нему вы обращались?

 

 

Монтекки

А как же! Я и лучшие друзья.

Но он непроницаем для расспросов

И отовсюду так же защищен,

Как червяком прокушенная почка,

Которая не выгонит листа

И солнцу не откроет сердцевины.

Ты спрашиваешь, знаю ль я причину?

Когда б я ведал этой тайны суть,

То сам воздействовал бы чем-нибудь.

 

 

Входит Ромео.

 

Бенволио

А вот и он. Вы здесь как бы случайно.

Увидите, я доберусь до тайны.

 

 

Монтекки

Пойдем, жена. Оставим их вдвоем,

Как исповедника с духовником.

 

 

Монтекки и леди Монтекки уходят.

 

Бенволио

Ромео, с добрым утром!

 

 

Ромео

Разве утро?

 

 

Бенволио

Десятый час.

 

 

Ромео

Как долог час тоски!

Что это, не отец мой удалился?

 

 

Бенволио

Да, твой отец. Какая же тоска

Тебе часы, Ромео, удлиняет?

 

 

Ромео

Тоска о том, кто б мог их сократить.

 

 

Бенволио

Ты по любви тоскуешь?

 

 

Ромео

Нет.

 

 

Бенволио

Ты любишь?

 

 

Ромео

Да, и томлюсь тоскою по любви.

 

 

Бенволио

О, эта кроткая на вид любовь

Как на поверку зла, неумолима!

 

 

Ромео

Как сразу, несмотря на слепоту,

Находит уязвимую пяту! —

Где мы обедать будем? – Сколько крови!

Не говори о свалке. Я слыхал.

И ненависть мучительна, и нежность.

И ненависть и нежность – тот же пыл

Слепых, из ничего возникших сил,

Пустая тягость, тяжкая забава,

Нестройное собранье стройных форм,

Холодный жар, смертельное здоровье,

Бессонный сон, который глубже сна.

Вот какова или еще несвязней

Моя любовь, лишенная приязни.

Ты не смеешься?

 

 

Бенволио

Нет, скорее плачу.

 

 

Ромео

О чем, дружок?

 

 

Бенволио

В ответ слезам твоим.

 

 

Ромео

Какое зло мы добротой творим!

С меня и собственной тоски довольно,

А ты участьем делаешь мне больно.

Заботами своими обо мне

Мою печаль ты растравил вдвойне.

Что есть любовь? Безумье от угара,

Игра огнем, ведущая к пожару,

Столб пламени над морем наших слез,

Раздумье необдуманности ради,

Смешенье яда и противоядья.

Прощай, дружок.

 

 

Бенволио

Постой, ты слишком скор.

Пойду и я, но кончим разговор.

 

 

Ромео

Я потерял себя, и я не тут.

Ромео нет, Ромео не найдут.

 

 

Бенволио

Нет, не шутя, скажи: кого ты любишь?

 

 

Ромео

А разве шутки были до сих пор?

 

 

Бенволио

Конечно, нет. Но кто она, без шуток?

 

 

Ромео

Скажи больному у его одра,

Что не на шутку умирать пора.

Она не в шутку женщина, приятель.

 

 

Бенволио

Я так и знал, и бью не в бровь, а в глаз.

 

 

Ромео

Лихой стрелок, но дева не про нас.

 

 

Бенволио

Чем лучше цель, тем целимся мы метче.

 

 

Ромео

Сюда неприложимы эти речи.

У ней душа Дианы. Купидон

Не страшен девственнице и смешон.

Ее не взять словесною осадой,

Ни штурмом чувств, ни красноречьем взгляда.

Красавица, она свой мир красот

Нетронутым в могилу унесет.

 

 

Бенволио

А что, она дала обет безбрачья?

 

 

Ромео

Увы, дала и справится с задачей.

От этой дивы и ее поста

Останется в потомстве пустота.

Она такая строгая святая,

Что я надежд на счастье не питаю.

Ей в праведности жить, а мне конец:

Я не жилец на свете, я мертвец.

 

 

Бенволио

Советую, брось помыслы о ней.

 

 

Ромео

Так посоветуй, как мне бросить думать.

 

 

Бенволио

Дай волю и простор своим глазам.

Другими полюбуйся.

 

 

Ромео

Это способ

Признать за ней тем больше совершенств.

В разрезах черных масок с большей силой

Сверкают лица женщин белизной.

Ослепший вечно помнит драгоценность

Утраченного зренья. А в чертах

Красавиц я прочту напоминанье

О той, кто без сравненья лучше всех.

Прощай. Забвенья все ж я не усвоил.

 

 

Бенволио

Я научу, чего бы труд ни стоил.

 

 

Уходят.

 

 

 

Сцена вторая

 

 

Улица.

 

Входят Капулетти, Парис и слуга.

 

Капулетти

Монтекки и меня оштрафовали.

А разве трудно было б жить в ладу?

 

 

Парис

Да, это странно. Два почтенных старца,

И почему-то вечно на ножах.

Однако вы мне не дали ответа.

 

 

Капулетти

Я повторю, что я уже сказал:

Ведь дочь моя совсем еще ребенок.

Ей нет еще четырнадцати лет.[5]

Еще повремените два годочка,

И мы невестою объявим дочку.

 

 

Парис

Я знал еще моложе матерей.

 

 

Капулетти

Такие-то и старятся скорей.

Из всех детей, проглоченных могилой,

Мне только эту Небо сохранило.

Столкуйтесь с нею, дорогой Парис.

Вот все, что надо, чтобы мы сошлись.

Узнайте наперед ее желанье,

А я благословляю вас заране.

Сегодня вечером у нас прием:

Мы ежегодный праздник задаем.

Тут соберется множество народа.

Мы будем рады вашему приходу.

Вы попадете на богатый съезд,

Как звезды ночи, блещущих невест

И будете свидетелем веселья,

Подобного разливу вод в апреле.

Когда вас окружит их хоровод

И вы очутитесь среди красот,

Решите вы, какая с большей силой

Воображенье ваше поразила.

Без права на такую похвалу

Дочь будет тоже ночью на балу.

Пойдемте, граф.

 

 

(Слуге, отдавая ему записку.)

А ты, мошенник низкий,

Всех приглашенных обойди по списку.

Скажи гостям, чье имя здесь стоит,

Что вход для них широко к нам открыт.

 

 

Капулетти и Парис уходят.

 

Слуга

«Обойди по списку, обойди по списку». А кто поймет твой список? А может, тут написано, что дело сапожника – аршин, а дело портного – колодка. «Обойди по списку!» А может, тут написано, что рыбу ловят кистью, а крыши красят неводами. «Скажи гостям, чье имя здесь стоит!» А ты мне скажи, чье здесь стоит имя. Для того есть которые умеющие. Да вот они! Легки на помине.

 

Входят Бенволио и Ромео.

 

Бенволио

Молчи-ка, брат. Огонь огнем встречают,

Беду бедой, и хворью лечат хворь.

Круженьем вспять круженье прекращают,

И ты с бедою точно так же спорь.

Схватить старайся новую заразу,

И прежняя не вспомнится ни разу.

 

 

Ромео

Хорош при этом также подорожник.

 

 

Бенволио

При чем, дружок?

 

 

Ромео

При переломе ног.

 

 

Бенволио

Да ты не спятил?

 

 

Ромео

Нет, совсем не спятил,

Но на цепи, как спятивший с ума,

Замучен и в смирительной рубашке.

 

 

Слуга

Здорово, сэр. Вы мастер ли читать?

 

 

Ромео

О, да! Свой жребий по складам несчастий.

 

 

Слуга

Спасибо за откровенность. А нам надо, которые по писанному.

 

Ромео

Куда ты? Я пошутил. Дай, я прочту. (Читает.) «Позвать синьора Мартино с супругой и дочерьми; графа Ансельмо с его прекрасными сестрами; вдовствующую госпожу Витрувио; синьора Плаченцо и его милых племянниц; Меркуцио с его братом Валентином; дядю Капулетти с женой и дочерьми; прелестную племянницу Розалину; Ливию; синьора Валенцио с его братом Тибальтом; Лючио и его веселушку Елену». Прекрасный выбор. А куда их ждут?

 

Слуга

Вон в тот конец.

 

 

Ромео

Куда?

 

 

Слуга

К нам в дом на ужин.

 

 

Ромео

В чей дом?

 

 

Слуга

Хозяйский дом.

 

 

Ромео

Об этом всем

Я должен был спросить тебя сначала.

 

 

Слуга

Это я вам сам скажу. Мой хозяин – богач Капулетти, может, слыхали? Если вы не родня Монтекки, пожалуйте к нам на чарочку.

 

Уходит.

 

Бенволио

У Капулетти, кроме Розалины,

Твоей зазнобы, будут на балу

Виднейшие красавицы Вероны.

Пойдем туда. Когда ты их сравнишь

С своею павой непредубежденно,

Она тебе покажется вороной.

 

 

Ромео

О, если вы такие святотатцы,

Богоотступных глаз моих зрачки,

Пусть ваши слезы в пламя обратятся,

И вы сгорите, как еретики!

Неужто зреньем Бог меня обидел,

Чтоб я на небе солнца не увидел?

 

 

Бенволио

Но ты ведь солнца этого красы

Еще не клал ни разу на весы.

Взгляни кругом на тех, что попригожей,

И вряд ли будешь петь одно и то же.

Быть может, твой единственный алмаз

Простым стеклом окажется на глаз.

 

 

Ромео

Пойдем на бал, но не на смотр собранья,

А ради той, кто выше описаний.

 

 

Уходят.

 

 

 

Сцена третья

 

 

Комната в доме Капулетти.

 

Входят леди Капулетти и кормилица.

 

Леди Капулетти

Кормилица, скорее: где Джульетта?

 

 

Кормилица

Клянусь былой невинностью, звала.

Джульетта, где ты? Что за непоседа!

Куда девалась ярочка моя?

 

 

Входит Джульетта.

 

Джульетта

Ну, что еще?

 

 

Кормилица

Тебя зовет мамаша.

 

 

Джульетта

Я здесь. Что, матушка, угодно вам?

 

 

Леди Капулетти

Сейчас. Кормилица, выйди на минуту, мы поговорим. Впрочем, постой, не уходи, тебе лучше послушать. Моя дочь порядком подросла.

 

 

Кормилица

Помилуйте, я ее лета сочту до часочка.

 

 

Леди Капулетти

Ей нет четырнадцати лет.

 

 

Кормилица

Я прозакладую своих четырнадцать зубов, даром что их только четыре, что нету. Сколько до Петрова дня?

 

Леди Капулетти

Две недели с лишним.

 

Кормилица

С лишним или без лишнего, не об этом спор, а четырнадцать ей минет на Петров день, я вам верно говорю. Она и Сусанна, упокой ее Господи, были ровесницы. Но я ее не стоила, и ее Господь прибрал. А четырнадцать ей минет на Петров день, это вы не сомневайтесь, я хорошо помню. Этому трясенью земли, вы теперь сосчитайте, полных одиннадцать годов. А в самое трясенье, как сейчас помню, я ее отлучила. Натерла я себе соски полынью и села у голубятни на солнечный припек. Вы с их милостью были в Мантуе, ну скажите, какова память! Хватила она, родимая, с соска полыни и закатилась – не приведи Бог. В это самое время голубятня передо мною кувырк, и я, само собой, оттуда давай бог ноги. А этому делу теперь полных одиннадцать годов. Она уже тогда на ножки становилась, да что я, на ножки, бегала уже и ходила, ей-богу, правда, истинный Господь! Теперь я вам скажу, расшибла она себе в то время лобик. И вот мой муж… царствие ему небесное, ужасный был шутник!.. взял он ребенка на руки и говорит: «Лицом, – говорит, – Джулинька, падать не годится. Вырастешь, будешь, – говорит, – норовить упасть на спину? Будешь?» – говорит. И что же вы думаете? Утерла моя крошка слезы и отвечает ему: «Да». Вы подумайте, что за смехота! Тысячу лет проживу и никогда не забуду. «Будешь, – говорит, – на спину, Джулинька?» И она, как ни в чем не бывало, отвечает ему: «Да».

 

Леди Капулетти

Довольно болтать. Замолчи, пожалуйста.

 

Кормилица

Слушаю, сударыня. Но, скажите, разве не умора? Угомонилась в минуту и, не задумываясь, отвечает ему «да», а ведь шишка-то была здоровенная, с голубиное яйцо, и плакала она горючими слезами. «Лицом, – говорит, – падать не годится. Вырастешь, будешь, – говорит, – на спину? Будешь?» – говорит. И эта крошка отвечает ему «да» и разом угомонилась.

 

Джульетта

Угомонись, кормилица, и ты.

 

Кормилица

Слушаюсь, больше не буду. Из моих питомиц ты была самая хорошенькая. Дожить бы мне до твоей свадьбы, то-то была бы радость!

 

Леди Капулетти

Дожить до свадьбы? А о ней и речь.

Затем пришла. Скажи-ка мне, Джульетта,

Как ты к замужеству бы отнеслась?

 

 

Джульетта

Об этой чести я не помышляла.

 

 

Кормилица

Об этой чести? Вы подумайте! Жаль, я твоя кормилица, а то можно было бы сказать, что ты ум с молоком всосала.

 

Леди Капулетти

Так вот подумай. Меньших лет, чем ты,

Становятся в Вероне матерями,

А я тебя и раньше родила.

Итак, покуда второпях и вкратце:

К нам за тебя посватался Парис.

 

 

Кормилица

Ну, это, барышня моя, мужчина на славу! Такой мужчина, что объедешь целый свет – лучшего не сыщешь. Не человек, а картинка.

 

Леди Капулетти

Цветок, каких Верона не видала.

 

 

Кормилица

Цветок, нет слова. Слова нет, цветок.

 

 

Леди Капулетти

Что скажешь? По сердцу ли он тебе?

Сегодня на балу его изучишь.

Прочти, как в книге, на его лице

Намеки ласки и очарованья.

Сличи его черты, как письмена.

Измерь, какая в каждой глубина,

А если что останется в тумане,

Ищи всему в глазах истолкованья.

Вот где тебе блаженства полный свод,

И переплета лишь недостает.

Как рыбе – глуби, с той же силой самой

Картина требует красивой рамы,

И золотое содержанье книг

Нуждается в застежках золотых.

Вот так и ты, подумавши о муже,

Не сделаешься меньше или хуже.

 

 

Кормилица

Не сделаешься меньше! Больше, сударыня, больше! От мужчин женщины полнеют.

 

Леди Капулетти

Ну как, займешься ль ты его особой?

 

 

Джульетта

Еще не знаю. Надо сделать пробу.

Но это лишь единственно для вас.

Я только исполняю ваш приказ.

 

 

Входит слуга.

 

Слуга

Сударыня, гости пришли, кушать подано, вас кличут не докличутся, каждый спрашивает барышню, в кладовой на чем свет стоит ругают кормилицу, и все вверх дном. Побегу к гостям. Сделайте милость, пожалуйте безотлагательно.

 

Леди Капулетти

Идем.

 

Слуга уходит.

Скорей, Джульетта! Граф уж там.

 

Кормилица

Благих ночей в придачу к добрым дням!

 

Уходят.

 

 

 

Сцена четвертая

 

 

Улица.

 

Входят Ромео, Меркуцио и Бенволио с пятью или шестью ряжеными, факельщики и мальчик с барабаном.

 

Ромео

Прочесть ли нам приветствие в стихах

Или войти без лишних предисловий?

 

 

Бенволио

Нет, в наше время это не в ходу.

Мы сможем обойтись без Купидона

С татарским луком, ужасом девиц,

Которым он страшней вороньих пугал.

Нам не придется никого томить

Экспромтами при помощи суфлера.

Под дудку их не будем мы плясать,

А спляшем под свою и удалимся.

 

 

Ромео

Тогда дай факел мне. Я огорчен

И не плясун. Я факельщиком буду.[6]

 

 

Меркуцио

Ромео, нет, от танцев не уйдешь.

 

 

Ромео

Уволь меня. Вы в легких бальных туфлях,

А я придавлен тяжестью к земле.

 

 

Меркуцио

Ведь ты влюблен, так крыльями Амура

Решительней взмахни и оторвись.

 

 

Ромео

Он пригвоздил меня стрелой навылет.

Я ранен так, что крылья не несут.

Под бременем любви я подгибаюсь.

 

 

Меркуцио

Повалишься, ее не придави.

Она нежна для твоего паденья.

 

 

Ромео

Любовь нежна? Она груба и зла.

И колется, и жжется, как терновник.

 

 

Меркуцио

А если так, будь тоже с ней жесток,

Коли и жги, и будете вы квиты.

Однако время маску надевать.[7]

Ну вот и все, и на лице личина.

Теперь пусть мне, что знают, говорят

Я ряженый, пусть маска и краснеет.

 

 

Бенволио

Стучитесь в дверь, и только мы войдем —

Все в пляс, и пошевеливай ногами.

 

 

Ромео

Дай факел мне. Пусть пляшут дураки.

Половики не для меня стелили.

Я ж со свечой, как деды говорили,

Игру понаблюдаю из-за плеч,

Хоть, кажется, она не стоит свеч.

 

 

Меркуцио

Ах, факельщик, своей любовью пылкой

Ты надоел, как чадная коптилка!

Стучись в подъезд, чтоб не истлеть живьем.

Мы днем огонь, как говорится, жжем.

 

 

Ромео

Таскаться в гости – добрая затея,

Но не к добру.

 

 

Меркуцио

А чем, спросить посмею?

 

 

Ромео

Я видел сон.

 

 

Меркуцио

Представь себе, и я.

 

 

Ромео

Что видел ты?

 

 

Меркуцио

Что сны – галиматья.

 

 

Ромео

А я не ошибался в них ни разу.

 

 

Меркуцио

Ну, это королевы Маб[8] проказы.

Она родоприемница у фей

И по размерам с камушек агата

У мэра в перстне. По ночам она

На шестерне пылинок цугом ездит

Вдоль по носам у нас, пока мы спим.

Из лапок паука в колесах спицы,

Каретный верх из крыльев саранчи,

Ремни гужей из ниток паутины,

И хомуты из капелек росы.

На кость сверчка накручен хлыст из пены.

Комар на козлах ростом с червячка,

Из тех, которые от сонной лени

Заводятся в ногтях у мастериц.[9]

Ее возок – пустой лесной орешек,

И весь отделан белкой и жуком,

Старинными каретниками эльфов.

Она пересекает по ночам

Мозг любящих, которым снится нежность,

Горбы вельмож, которым снится двор,

Усы судей, которым снятся взятки,

И губы дев, которым снится страсть.

Их фея Маб прыщами покрывает

За то, что падки к сладким пирожкам.

Подкатит к переносице сутяги,

И он почует тяжбы аромат.

Щетинкой под ноздрею пощекочет

У пастора, и тот увидит сон

Про перевод в другое благочинье.

С разбега ринется за воротник

Служивому, и этому приснятся

Побоища, испанские клинки

И чары в два ведра и барабаны.

В испуге вскакивает он со сна

И крестится, дрожа, и засыпает.

Все это плутни королевы Маб.

Она в конюшнях гривы заплетает

И волосы сбивает колтуном,

Который расплетать небезопасно.

Под нею стонут девушки во сне,

Заранее готовясь к материнству.

Вот это Маб…

 

 

Ромео

Меркуцио, молчи.

Ты пустомеля.

 

 

Меркуцио

Речь о сновиденьях.

Они плоды бездельницы-мечты

И спящего досужего сознанья.

Их вещество – как воздух, а скачки —

Как взрывы ветра, рыщущего слепо

То к северу, то с севера на юг

В приливе ласки и порыве гнева.

 

 

Бенволио

Как этот ветер бы не застудил

Нам ужина, пока мы сдуру медлим.

 

 

Ромео

Не сдуру медлим, а не в срок спешим.

Я впереди добра не чаю. Что-то,

Что спрятано пока еще во тьме,

Но зародится с нынешнего бала,

Безвременно укоротит мне жизнь

Виной каких-то страшных обстоятельств.

Но тот, кто направляет мой корабль,

Уж поднял парус. Господа, войдемте!

 

 

Бенволио

Бей в барабан!

 

 

Уходят.

 

 

 

Сцена пятая

 

 

Зал в доме Капулетти.

 

Музыканты. Слуги с салфетками.

 

Первый слуга

Где Антон Сотейщик? Отчего не помогает убирать? Так и липнет к объедкам! Так и возит языком!

 

Второй слуга

Плохо дело, когда вся работа на одном или на двух, да и у тех руки немытые.

 

Первый слуга

Раскидные кресла вон, горки с посудой – к стене. Присматривай за серебром. Припрячь мне, дорогой мой, кусок марципану и, если любишь меня, предупреди внизу у входа, чтобы пропустили Надежду Наждачницу и Нелли. Антон Сотейщик!

 

Третий слуга

Здесь я, об чем крик?

 

Первый слуга

В большой комнате тебя зовут, кличут, требуют, и уж не знаю, как сказать.

 

Третий слуга

На всякое кликанье не наскачешься. Веселей поворачивайся, ребята. Поживешь дольше, наживешь больше.

 

Входят Капулетти, леди Капулетти, Джульетта и Тибальт с домашними навстречу гостям и ряженым.

 

Капулетти

Привет, синьоры! Дамам без мозолей

У нас работы хватит до утра.

Что скажете, красавицы? Какая

Не станет после этого плясать?

Сейчас и заподозрим, что мозоли.

Вот видите, у нас вы и в руках.

Привет, синьоры! Дамам, было время,

И я признанья на ухо шептал.

То время миновало, миновало…

 

 

Входят Ромео, Меркуцио, Бенволио и другие.

Привет, друзья! Играйте, музыканты!

С дороги все! Танцоры, дамы, в круг!

 

 

Музыка. Гости танцуют.

Побольше света! Отодвиньте стулья!

Залейте жар в камине. Духота.

 

 

(Дяде Капулетти.)

Глядишь на танцы, так и разбирает.

Нет, что вы, сядьте, где уж нам плясать!

Когда, скажите, дядя Капулетти,

Плясали в масках мы в последний раз?

 

 

Дядя Капулетти

Да, думаю, тому назад лет тридцать.

 

 

Капулетти

О нет, не так давно, не так давно!

Считайте, сколько лет женат Люченцо?

Никак не больше двадцати пяти.

На свадьбе у него мы и плясали.

 

 

Дядя Капулетти

Да нет, их сыну тридцать с чем-то лет.

 

 

Капулетти

Он только год, как вышел из опеки.

 

 

Ромео

 

(слуге из своей компании)

Кто эта барышня рука с рукой

С тем кавалером?

 

 

Слуга

Я не знаю, сударь.

 

 

Ромео

Ее сиянье факелы затмило.

Она, подобно яркому бериллу

В ушах арапки, чересчур светла

Для мира безобразия и зла.

Как голубя среди вороньей стаи,

Ее в толпе я сразу отличаю.

Я к ней пробьюсь и посмотрю в упор.

Любил ли я хоть раз до этих пор?

О нет, то были ложные богини.

Я истинной красы не знал доныне.

 

 

Тибальт

Мне показалось, голосом – Монтекки.

Мальчишка, шпагу! Этот негодяй

Осмелился пробраться к нам под маской

В насмешку над семейным торжеством!

Ну что ж, у нас находчивости хватит.

Он жизнью мне за этот шаг заплатит.

 

 

Капулетти

Мой дорогой, зачем ты поднял крик?

 

 

Тибальт

У нас Монтекки. Как он к нам проник?

Врывается к нам, ни на что не глядя,

Чтоб нас позорить в шутовском наряде!

 

 

Капулетти

Ты о Ромео?

 

 

Тибальт

О дрянном Ромео.

 

 

Капулетти

Приди в себя. Что ты к нему пристал?

Он держится, как должно, и в Вероне

Единогласно признан, говорят,

Примером истинного благородства.

За все богатства мира я не дам

Кому-нибудь у нас его обидеть.

Оставь его, вот мой тебе приказ,

И, если для тебя я что-то значу,

Развеселись и больше лба не хмурь.

В гостях надутость эта неуместна.

 

 

Тибальт

Нет, к месту, если лишние в гостях.

Я не снесу…

 

 

Капулетти

Снесешь, когда прикажут!

Вы слышали? Каков! Он не снесет!

Он не снесет! Не я, а он хозяин!

Он не снесет! Он мне, того гляди,

В моей гостиной общество взбунтует.

Он главный тут! Он все! Он коновод!

 

 

Тибальт

Но, дядя, это срам.

 

 

Капулетти

Без разговоров!

Угомонись!

 

 

(Гостям.)

Так, так. Не может быть!

 

 

(Тибальту.)

Он будет мне давать еще советы!

 

 

(Гостям.)

Не может быть!

 

 

(Тибальту.)

Ты неуч и буян!

Учись манерам.

 

 

(Слугам.)

Свету, больше свету!

 

 

(Тибальту.)

Добром не хочешь – силой научу.

 

 

(Гостям.)

Что за разброд? Дружнее, дорогие!

 

 

Тибальт

Уйти, смиреньем победивши злость?

Что ж, и уйду. Но ваш незваный гость,

Которого нельзя побеспокоить,

Еще вам будет много крови стоить!

 

 

Уходит.

 

Ромео

 

(одетый монахом, Джульетте)

Я ваших рук рукой коснулся грубой.

Чтоб смыть кощунство, я даю обет:

К угоднице спаломничают губы

И зацелуют святотатства след.

 

 

Джульетта

Святой отец, пожатье рук законно.

Пожатье рук – естественный привет.

Паломники святыням бьют поклоны,

Прикладываться надобности нет.

 

 

Ромео

Однако губы нам даны на что-то?

 

 

Джульетта

Святой отец, молитвы воссылать.

 

 

Ромео

Так вот молитва: дайте им работу.

Склоните слух ко мне, святая мать.

 

 

Джульетта

Склоненье слуха не склоняет стана.

 

 

Ромео

Не надо наклоняться, сам достану.

 

 

(Целует ее.)

Вот с губ моих весь грех теперь и снят.

 

 

Джульетта

Зато мои впервые им покрылись.

 

 

Ромео

Тогда отдайте мне его назад.

 

 

Джульетта

Мой друг, где целоваться вы учились?

 

 

Кормилица

Тебя зовет мамаша на два слова.

 

 

Джульетта уходит.

 

Ромео

А кто она?

 

 

Кормилица

Да вы-то сами где?

Она глава семьи, хозяйка дома.

Я в мамках тут и выходила дочь.

Вы с ней сейчас стояли. Помяните:

Кто женится на ней, тот заберет

Хороший куш.

 

 

Ромео

Так это Капулетти?

Я у врага в руках и пойман в сети.

 

 

Бенволио

Прощайся. Вижу, шутка удалась.

 

 

Ромео

И даже чересчур на этот раз.

 

 

Капулетти

Нет, господа, куда вы в рань такую!

Вон слуги с прохладительным идут.

Не можете? Торопитесь? Ну что же.

Благодарю. Прощайте. Добрый путь.

Светите им. А я на боковую.

Ах, черт, а ведь и правда поздний час!

Пора в постель.

 

 

Капулетти и другие уходят.

 

Джульетта

Кормилица, послушай:

Кто этот гость у выхода в углу?

 

 

Кормилица

Сын и наследник старика Тиберьо.

 

 

Бенволио уходит.

 

Джульетта

А этот вот, который стал в дверях?

 

 

Кормилица

А это, кажется, Петручьо младший.

 

 

Меркуцио уходит.

 

Джульетта

А тот, который подошел к нему

И не охотник танцевать?

 

 

Ромео уходит.

 

Кормилица

Не знаю.

 

 

Джульетта

Поди, узнай-ка.

 

 

Кормилица отходит к расходящимся.

Если он женат,

Пусть для венчанья саван мне кроят.

 

 

Кормилица

 

(возвращаясь)

Его зовут Ромео. Он Монтекки,

Сын вашего заклятого врага.

 

 

Джульетта

С таким лицом и сын такого змея!

Что ж я пожну, когда так страшно сею?

Что могут обещать мне времена,

Когда врагом я так увлечена?

 

 

Кормилица

Что ты бормочешь?

 

 

Джульетта

Так, стихи, пустое.

На танцах в паре кто-то подсказал.

 

 

Леди Капулетти

 

(за сценой)

Джульетта!

 

 

Кормилица

Слышим! Слышим! Знаю, знаю!

Все разошлись. Пойдем и мы, родная.

 

 

Уходят. Входит хор.

 

Хор

Былая страсть лежит на смертном ложе,

И новая на смену ей пришла.

И бывшая Ромео всех дороже

Перед Джульеттой больше не мила.

Хотя любовь их все непобедимей,

Они пока еще разделены.

Исконная вражда семей меж ними

Разрыла пропасть страшной глубины.

В ее семье Монтекки ненавидят,

В глазах родни Ромео не жених.

Когда и где она его увидит

И как спасет от ненависти их?

Но страсть их учит побеждать страданье

И им находит способ для свиданья.

 

 

Хор уходит.

 

 

 

 

Действие II

 

 

 

Сцена первая

 

 

Верона. Площадь под садовою стеною Капулетти.

 

Входит Ромео.

 

Ромео

Куда уйду я, если сердце здесь?

Вращайся вкруг планеты, бедный спутник!

 

 

(Перелезает через стену сада.)

 

Входят

 

Бенволио и Меркуцио.

 

Бенволио

Ромео, стой!

 

 

Меркуцио

Ромео не дурак:

Он дома и, наверное, в постели.

 

 

Бенволио

Он перелез чрез эту стену в сад.

Погромче позови его, Меркуцьо.

 

 

Меркуцио

Звать мало – вызову его, как тень.

Ромео! Сумасшедший обожатель!

Стань предо мной, как облачко, как вздох!

Произнеси полстрочки, и довольно.

Скажи «увы». Срифмуй «любовь» и «кровь».

Взови к Венере или Купидону.

Скажи, что это мерзкий сорванец

С подбитым глазом. Расскажи легенду

О нищей и царе Кофетуа.[10]

Не слышит, не колышется, не дышит.

Бедняга мертв, а я зову его!

Зову тебя во имя Розалины,

Ее горящих глаз и влажных губ,

Крутого лба и стройных ног и бедер

И прочих околичностей, проснись

И выйди к нам.

 

 

Бенволио

Он может рассердиться.

 

 

Меркуцио

А, собственно, на что? Иная вещь,

Когда бы я к его любезной вызвал

Другого и оставил их вдвоем

Но я ведь заклинаю дух Ромео

В его прямом и собственном лице.

Он должен оценить, а не сердиться.

 

 

Бенволио

Идем отсюда. Он засел в кустах.

Его слепые чувства одолели.

 

 

Меркуцио

Слепая страсть не достигает цели.

Он, верно, тут под деревом застыл

И сожалеет, что его царица

Не ягода садовая кизил,

Чтоб в рот к нему без косточки свалиться.

О, если б ягодой она была!

Ну и дурак набитый ты, Ромео!

Прощай, однако. Поспешу в постель.

Спать на траве и холодно и сыро.

Идем, Бенволио.

 

 

Бенволио

Идем. Зачем

Искать того, кто найден быть не хочет?

 

 

Уходят.

 

 

 

Сцена вторая

 

 

Сад Капулетти.

 

Входит Ромео.

 

Ромео

Им по незнанью эта боль смешна.

Но что за блеск я вижу на балконе?

Там брезжит свет. Джульетта, ты, как день!

Стань у окна. Убей луну соседством;

Она и так от зависти больна,

Что ты ее затмила белизною.

 

 

На балконе показывается Джульетта.

Оставь служить богине чистоты.

Плат девственницы жалок и невзрачен.

Он не к лицу тебе. Сними его.

О милая! О жизнь моя! О радость!

Стоит, сама не зная, кто она.

Губами шевелит, но слов не слышно.

Пустое, существует взглядов речь!

О, как я глуп! С ней говорят другие.

Две самых ярких звездочки, спеша

По делу с неба отлучиться, просят

Ее глаза покамест посверкать.

Ах, если бы глаза ее на деле

Переместились на небесный свод!

При их сиянье птицы бы запели,

Принявши ночь за солнечный восход.

Стоит одна, прижав ладонь к щеке.

О чем она задумалась украдкой?

О, быть бы на ее руке перчаткой,

Перчаткой на руке!

 

 

Джульетта

О, горе мне!

 

 

Ромео

Проговорила что-то. Светлый ангел,

Во мраке на балконе надо мной

Ты реешь, как крылатый вестник неба

Над головами пораженных толп,

Которые рассматривают снизу,

Как он над ними по небу плывет.

 

 

Джульетта

Ромео, как мне жаль, что ты Ромео!

Отринь отца да имя измени,

А если нет, меня женою сделай,

Чтоб Капулетти больше мне не быть.

 

 

Ромео

Прислушиваться дальше иль ответить?

 

 

Джульетта

Лишь это имя мне желает зла.

Ты был бы ты, не будучи Монтекки.

Что есть Монтекки? Разве так зовут

Лицо и плечи, ноги, грудь и руки?

Неужто больше нет других имен?

Что значит имя? Роза пахнет розой,

Хоть розой назови ее, хоть нет.

Ромео под любым названьем был бы

Тем верхом совершенств, какой он есть.

Зовись иначе как-нибудь, Ромео,

И всю меня бери тогда взамен.

 

 

Ромео

О, по рукам! Теперь я твой избранник.

Я новое крещение приму,

Чтоб только называться по-другому.

 

 

Джульетта

Кто это проникает в темноте

В мои мечты заветные?

 

 

Ромео

Не смею

Назвать себя по имени. Оно

Благодаря тебе мне ненавистно.

Когда б оно попалось мне в письме,

Я б разорвал бумагу с ним на клочья.

 

 

Джульетта

Десятка слов не сказано у нас,

А как уже знаком мне этот голос!

Ты не Ромео? Не Монтекки ты?

 

 

Ромео

Ни тот, ни этот: имена запретны.

 

 

Джульетта

Как ты сюда пробрался? Для чего?

Ограда высока и неприступна.

Тебе здесь неминуемая смерть,

Когда тебя найдут мои родные.

 

 

Ромео

Меня перенесла сюда любовь,

Ее не останавливают стены.

В нужде она решается на все.

И потому – что мне твои родные?

 

 

Джульетта

Они тебя увидят и убьют.

 

 

Ромео

Твой взгляд опасней двадцати кинжалов.

Взгляни с балкона дружелюбней вниз,

И это будет мне от них кольчугой.

 

 

Джульетта

Не попадись им только на глаза.

 

 

Ромео

Меня плащом укроет ночь. Была бы

Лишь ты тепла со мною. Если ж нет,

Предпочитаю смерть от их ударов,

Чем долгий век без нежности твоей.

 

 

Джульетта

Кто показал тебе сюда дорогу?

 

 

Ромео

Ее нашла любовь. Я не моряк,

Но, если б ты была на крае света,

Не медля мига, я бы, не страшась,

Пустился в море за таким товаром.

 

 

Джульетта

Мое лицо спасает темнота,

А то б я, знаешь, со стыда сгорела,

Что ты узнал так много обо мне.

Хотела б я восстановить приличье,

Да поздно, притворяться ни к чему.

Ты любишь ли меня? Я знаю, верю,

Что скажешь «да». Но ты не торопись.

Ведь ты обманешь. Говорят, Юпитер

Не ставит ни во что любовных клятв.

Не лги, Ромео. Это ведь не шутка.

Я легковерной, может быть, кажусь?

Ну ладно, я исправлю впечатленье

И откажу тебе в своей руке,

Чего не сделала бы добровольно.

Конечно, я так сильно влюблена,

Что глупою должна тебе казаться.

Но я честнее многих недотрог,

Которые разыгрывают скромниц.

Мне следовало б сдержаннее быть,

Но я не знала, что меня услышат.

Прости за пылкость и не принимай

Прямых речей за легкость и доступность.

 

 

Ромео

Мой друг, клянусь сияющей луной,

Посеребрившей кончики деревьев…

 

 

Джульетта

О, не клянись луною, в месяц раз

Меняющейся, – это путь к изменам.

 

 

Ромео

Так чем мне клясться?

 

 

Джульетта

Не клянись ничем

Или клянись собой, как высшим благом,

Которого достаточно для клятв.

 

 

Ромео

Клянусь, мой друг, когда бы это сердце…

 

 

Джульетта

Не надо, верю. Как ты мне ни мил,

Мне страшно, как мы скоро сговорились.

Все слишком второпях и сгоряча,

Как блеск зарниц, который потухает,

Едва сказать успеешь «блеск зарниц».

Спокойной ночи! Эта почка счастья

Готова к цвету в следующий раз.

Спокойной ночи! Я тебе желаю

Такого же пленительного сна,

Как светлый мир, которым я полна.

 

 

Ромео

Но как оставить мне тебя так скоро?

 

 

Джульетта

А что прибавить к нашему сговору?

 

 

Ромео

Клянись и ты, как клялся я тебе.

 

 

Джульетта

Я первая клялась и сожалею,

Что дело в прошлом, а не впереди.

 

 

Ромео

Ты б эту клятву взять назад хотела?

 

 

Джульетта

Да, для того чтоб дать ее опять.

Мне не подвластно то, чем я владею.

Моя любовь без дна, а доброта,

Как ширь морская. Чем я больше трачу,

Тем становлюсь безбрежней и богаче.

 

 

Голос кормилицы за сценой.

Меня зовут. Я ухожу. Прощай.

Иду, иду! – Прости, не забывай.

Я, может быть, вернусь еще. Постой-ка.

 

 

Уходит.

 

Ромео

Святая ночь, святая ночь! А вдруг

Все это сон, так непомерно счастье,

Так сказочно и чудно это все!

 

 

На балкон возвращается Джульетта.

 

Джульетта

Еще два слова. Если ты, Ромео,

Решил на мне жениться не шутя,

Дай завтра знать, когда и где венчанье.

С утра к тебе придет мой человек

Узнать на этот счет твое решенье.

Я все добро сложу к твоим ногам

И за тобой последую повсюду.

 

 

Кормилица

 

(за сценой)

Голубонька!

 

 

Джульетта

Иду! Сию минуту! —

А если у тебя в уме обман,

Тогда, тогда…

 

 

Кормилица

 

(за сценой)

Голубонька!

 

 

Джульетта

Немедля

Оставь меня и больше не ходи.

Я завтра справлюсь.

 

 

Ромео

Я клянусь спасеньем…

 

 

Джульетта

Сто тысяч раз прощай.

 

 

Уходит.

 

Ромео

Сто тысяч раз

Вздохну с тоской вдали от милых глаз.

К подругам мы – как школьники домой,

А от подруг – как с сумкой в класс зимой.

 

 

(Направляется к выходу.)

 

На балкон возвращается Джульетта.

 

Джульетта

Ромео, где ты? Дудочку бы мне,

Чтоб эту птичку приманить обратно!

Но я в неволе, мне кричать нельзя,

А то б я эхо довела до хрипа

Немолчным повтореньем этих слов:

Ромео, где ты? Где же ты, Ромео?

 

 

Ромео

Моя душа зовет меня опять.

Как звонки ночью голоса влюбленных!

 

 

Джульетта

Ромео!

 

 

Ромео

Милая!

 

 

Джульетта

В каком часу

Послать мне завтра за ответом?

 

 

Ромео

В девять.

 

 

Джульетта

До этого ведь целых двадцать лет!

Я изождусь… Что я сказать хотела?

 

 

Ромео

Припомни, я покамест постою.

 

 

Джульетта

Постой, покамест я опять забуду,

Чтоб только удержать тебя опять.

 

 

Ромео

Припоминай и забывай, покуда,

Себя не помня, буду я стоять.

 

 

Джульетта

Почти рассвет. Пора тебе исчезнуть.

А как, скажи, расстаться мне с тобой?

Ты, как ручная птичка щеголихи,

Прикованная ниткою к руке.

Ей то дают взлететь на весь подвесок,

То тащат вниз на шелковом шнурке.

Вот так и мы с тобой.

 

 

Ромео

Я был бы счастлив

Быть этой птицей.

 

 

Джульетта

Рада бы и я,

Да я б тебя убила частой лаской.

Однако окончательно прощай.

Прощай, прощай, а разойтись нет мочи!

Так и твердить бы век: «Спокойной ночи!».

 

 

Уходит.

 

Ромео

Прощай. Спокойный сон к тебе приди

И сладкий мир разлей в твоей груди!

А я пойду к отцу Лоренцо в келью

За помощью в сердечном нашем деле.

 

 

Уходит.

 

 

 

Сцена третья

 

 

Келья брата Лоренцо.

 

Входит брат Лоренцо с корзиной.

 

Брат Лоренцо

Ночь сердится, а день исподтишка

Расписывает краской облака.

Как выпившие, выводя мыслете,

Остатки тьмы плетутся на рассвете.

Пока роса на солнце не сошла

И держится предутренняя мгла,

Наполнить должен я свою корзину

Растеньями с полезной сердцевиной.

Земля – праматерь всех живых пород —

Их производит, их и погребет.

Все, что на ней, весь мир ее зеленый

Сосет ее, припав к родному лону.

Среди пород нет лишней и пустой,

Все с чем-нибудь, и все на свой покрой.

Какие поразительные силы

Земля в каменья и цветы вложила!

На свете нет такого волокна,

Которым не гордилась бы она,

Как не отыщешь и такой основы,

Где не было бы ничего дурного.

Полезно все, что кстати, а не в срок

Из блага превращается в порок.

К примеру, этого цветка сосуды:

Одно в них хорошо, другое худо.

В его цветах – целебный аромат,

А в листьях и корнях – сильнейший яд.

В таком же постоянном раздвоенье

И сердца каждодневное биенье.

Однако в тех, где побеждает зло,

Зияет смерти черное дупло.

 

 

Ромео (за сценой)

Отец!

 

 

Брат Лоренцо

Благословение Господне.

Кому б ко мне в такую рань сегодня?

 

 

Входит Ромео.

Ах, это ты? Вполне ли ты здоров,

Что пробудился раньше петухов?

Иное дело старость и заботы:

У них свои с бессонницею счеты.

Но в молодые годы крепкий сон,

Мне кажется, единственный закон.

Ты неспроста горишь усердьем ранним,

А по каким-то важным основаньям.

А может быть, как бражникам под стать,

Совсем еще ты не ложился спать?

 

 

Ромео

Ты прав. Об этом не было помину.

 

 

Брат Лоренцо

Прости, Господь! Ты был у Розалины?

 

 

Ромео

Нет, с Розалиной у меня конец.

Я имя позабыл ее, отец.

 

 

Брат Лоренцо

Я одобряю. Что ж ты так сияешь?

 

 

Ромео

Сейчас, отец, ты главное узнаешь.

Вчера я ранен был, придя на бал,

И на удар ударом отвечал.

Перевяжи нас поскорей обоих.

Вот я зачем в твоих святых покоях.

Как заповедь твоя мне дорога!

Я зла не помню и простил врага.

 

 

Брат Лоренцо

Попроще, сын. Что отвечать я стану,

Когда так исповедь твоя туманна?

 

 

Ромео

Я дочку Капулетти полюбил,

Она мне дорога, и я ей мил.

Мы друг без друга часа не протянем,

Все слажено, и дело за венчаньем.

Теперь скорее по делам пойдем.

Подробности я расскажу потом.

Но раньше мне пообещай, однако,

Сегодня взяться за свершенье брака.

 

 

Брат Лоренцо

Святой Франциск, какой переворот!

О Розалине уж и речь нейдет.

Привязанности нашей молодежи

Не в душах, а в концах ресниц, похоже.

Скажи, по ком недавно, вертопрах,

Я видел слезы на твоих глазах?

Рассолу сколько, жалости в приправу,

Без всякой пользы вылито в канаву?

Давно ли замер твой последний вздох?

Давно ли отзвук слез твоих заглох?

С лица еще ведь не сошли их пятна.

Чьи это были чувства, непонятно.

Я, может, ошибаюсь, и похвал

В честь Розалины ты не расточал?

Но если так мужское слово шатко,

Какого ждать от женщины порядка?

 

 

Ромео

Не за нее ль бывал мне нагоняй?

 

 

Брат Лоренцо

Не за нее, за резвость через край.

 

 

Ромео

Вот я и охладел к ней тем скорее.

 

 

Брат Лоренцо

И новую взвалил себе на шею?

 

 

Ромео

Но эта предыдущей не чета.

Та злобилась, а эта – доброта.

 

 

Брат Лоренцо

И хорошо, что злилась. За любовью

Она угадывала пустословье.

Но я с тобою, юный ветрогон.

Я в вашу пользу вот чем привлечен:

Мне видится в твоей второй зазнобе

Развязка вашего междоусобья.

 

 

Ромео

Прошу, скорей!

 

 

Брат Лоренцо

Прошу не торопить:

Тот падает, кто мчится во всю прыть.

 

 

Уходят.

 

 

 

Сцена четвертая

 

 

Улица.

 

Входят Бенволио и Меркуцио.

 

Меркуцио

Где носят черти этого Ромео?

Он был сегодня ночью дома?

 

 

Бенволио

Нет.

Я там справлялся.

 

 

Меркуцио

Эта Розалина

Своей пустой, бессовестной игрой

Беднягу доведет до полоумья.

 

 

Бенволио

Слыхал, Тибальт, племянник Капулетти,

Прислал ему письмо?

 

 

Меркуцио

Вызов, вот увидите.

 

 

Бенволио

Ромео ответит.

 

 

Меркуцио

Ничего удивительного. Ответить на письмо не хитрость.

 

 

Бенволио

Нет, он ответит принятием вызова.

 

 

Меркуцио

Бедный Ромео! Он и так уже мертв от черного глаза белой лиходейки. Уши у него прострелены серенадами, сердце – любовною стрелою. И такому-то тягаться с Тибальтом!

 

Бенволио

А что такое Тибальт?

 

Меркуцио

Нечто посущественней кота Тибальта из сказки, можешь мне поверить. В делах чести – настоящий дьявол. Фехтует, как по нотам – раз, два, а три уже сидит по рукоятку у тебя в брюхе. Такой дуэлист, что мое почтенье! А его бессмертные passado, его punto reverso, его hai![11]

 

Бенволио

Его что?

 

Меркуцио

Это из их дурацкой тарабарщины, чтоб их черт побрал. Только и слышишь: «Готов божиться, вот это клинок! Бьюсь об заклад, вот это мужчина! Провалиться, вот это девка!» И откуда их столько берется, этих мух заморских, с их модными pardonnez-moi[12] и bon, bon.[13] А их широченные штаны, от которых не стало места на старых лавках!

 

Входит Ромео.

 

Бенволио

Гляди-ка, никак Ромео.

 

Меркуцио

Моща мощой, как высохшая селедка! О бедная плоть человеческая, до чего же ты уподобилась рыбьей! Вот кому теперь растекаться стихами вроде Петрарки,[14] благо перед его милой Лаура[15] не больше чем кухонная замарашка. Бонжур, синьор Ромео! Французский поклон вашим французским штанам. Здорово вы нас вчера надули!

 

Ромео

Здравствуйте оба. Надул? Каким образом?

 

Меркуцио

А как же! Уговор был идти вместе, а вы улизнули.

 

Ромео

Прости, милый Меркуцио. Я теперь так занят. В делах, как мои, не до условностей.

 

Меркуцио

Еще бы. В делах, как твои, приходится ползать на коленях.

 

Ромео

Весьма вежливое соображенье.

 

Меркуцио

Еще бы. Я цвет вежливости.

 

Ромео

Гвоздика, наверное.

 

Меркуцио

Совершенно верно.

 

Ромео

Вроде гвоздики на моих башмачных застежках.

 

Меркуцио

Ах, как остроумно! Развивай эту сапожную остроту, пока не сотрешь на ней подошвы. О единственное в мире остроумье, долговечное, как стелька! Твои вымученные шутки не шире дюйма, и только натяжки растягивают их до фута.

 

Ромео

Зато ты – сама естественность. Ты воображаешь, что от натянутости тебя спасает твоя распущенность.

 

Меркуцио

Ну что, разве это не лучше твоих охов и ахов? Теперь с тобой можно разговаривать, ты – Ромео, ты – то, что ты есть и чем должен казаться. А эта чертова твоя любовь, как слюнявая юродивая, которая ходит из угла в угол, укачивая деревянную чурку, и кутает ее в тряпки.

 

Бенволио

Довольно, довольно.

 

Меркуцио

Ты боишься, что это будет против шерстки?

 

Бенволио

Я боюсь, что этому не будет конца.

 

Меркуцио

Ошибаешься. Я добрался до сущности и кончаю.

 

Ромео

Обратите внимание, вот так зрелище!

 

Входят кормилица и Петр.

 

Меркуцио

На горизонте парус!

 

Бенволио

Целых два: юбка и штаны.

 

Кормилица

Петр!

 

Петр

Чего изволите?

 

Кормилица

Мой веер, Петр.

 

Меркуцио

Дай ей веер, чтобы прикрыться. Он исправит ей внешность.

 

Кормилица

С добрым утром, добрые государи!

 

Меркуцио

С добрым вечером, добрая государыня!

 

Кормилица

Разве уж вечер?

 

Меркуцио

По-видимому. Бесстыдная часовая стрелка средь бела дня легла поперек всего циферблата.

 

Кормилица

А ну вас, право, что вы за человек?

 

Ромео

Природою, сударыня, он создан себе на посмеянье.

 

Кормилица

Любопытно. Себе, говорите, на посмеянье? Но дело не в этом. Кто мне скажет, где найти молодого Ромео?

 

Ромео

Извольте. Только молодой Ромео будет немного старше, когда вы его найдете, чем во время поисков. Из людей с этим именем я самый младший, за неимением худшего.

 

Кормилица

Если вы Ромео, мне надо вам сказать кое-что доверительное.

 

Бенволио

Увидишь, она зазовет его куда-нибудь на ужин.

 

Меркуцио

Ай да сводня! Ату ее, ату ее!

 

Ромео

Кого ты выследил?

 

Меркуцио

К сожаленью, не зайца. Или такого, который за старостью не может считаться мясом. (Поет.)

Если зайца кусок

Упечешь ты в пирог,

Ты им постного не оскоромишь.

Если заяц на взгляд

И на вкус староват,

Тронешь вилкою, зуб переломишь.

 

Ромео, собираешься ли ты домой? Мы идем к вашим обедать.

 

Ромео

Сейчас я подоспею.

 

Меркуцио

Прощайте, сударыня, прощайте.

 

Кормилица

Прощайте, скатертью дорога.

 

Меркуцио и Бенволио уходят.

Объясните мне, сударь, кто этот нахал. Бог знает что о себе возомнивший?

 

Ромео

Это молодой человек, который любит послушать себя и в час наговорит столько, что будет жалеть об этом целый месяц.

 

Кормилица

Если это он на мой счет, ему не поздоровится, будь он вдесятеро вострей. Я покажу ему, как смеяться над старостью, а если не покажу, все равно найдутся, которые покажут. Подлый хвастун! Ты это со своими сударками так разговаривай или с кем-нибудь из твоих поганых забулдыг! (Обращаясь к Петру.) А этот тоже хорош! Стоит, как пень, и смотрит, как каждый негодяй делает с его госпожой что хочет.

 

Петр

Я не замечал, чтобы с вами что-нибудь делали. Я бы таких вещей не потерпел и на месте вынул бы оружие. Я пускаю в дело шпагу ничуть не хуже всякого, едва вижу к этому повод и когда знаю, что закон на моей стороне.

 

Кормилица

Боже правый, я до сих пор не могу прийти в себя, и всю меня так и трясет! Подлый хвастун! Ах, сэр, ведь я-то пришла совсем по другому делу. Моя барышня, как говорится, просила меня узнать. Что она просила, это, конечно, моя тайна, но, если вы, сударь, собираетесь ее одурачить, это я уж просто слова не найду, как нехорошо. Потому что моя барышня совсем еще молоденькая, и, если вы ее обманете, хорошие люди так не поступают. И вам так не годится, ей-богу, не годится.

 

Ромео

Погоди, нянюшка. Во-первых, передай от меня барышне поклон. Уверяю тебя…

 

Кормилица

Я передам ей это, добрая вы душа. То-то она обрадуется!

 

Ромео

Что передать ты хочешь? Я и рта

Ведь не успел еще открыть порядком

 

Кормилица

Передам, что вы уверяете. Это, как я полагаю, изъявление немаловажное.

 

Ромео

Скажи, что под любым предлогом надо

К полудню ей на исповедь прийти.

Нас с нею обвенчает брат Лоренцо.

Не спутаешь? А это за труды.

 

 

Кормилица

Да полноте. Не надо ни полушки.

 

 

Ромео

Ну, вот еще. Дают, так надо брать.

 

 

Кормилица

Устрою, ладно. Приведу к полудню.

 

 

Ромео

А ты постой у монастырских врат

И там покараулишь человека

С веревочною лестницей. По ней

Взберусь я ночью на вершину счастья.

Я за услуги отблагодарю.

Теперь прощай. Поклон твоей хозяйке.

 

 

Кормилица

Спаси вас Бог. Послушайте-ка, сэр!

 

 

Ромео

Что, нянюшка?

 

 

Кормилица

А человек-то верный?

К чему нам третий, в толк я не возьму?

Меня б одну, а третий ни к чему.

 

 

Ромео

Ручаюсь, он надежнее железа.

 

 

Кормилица

Ну хорошо, сэр. Моя барышня… Господи, Господи!.. Когда она была маленькая… Слушайте, здесь в городе есть молодой человек, некто Парис. Моя-то, знаете, кусочек прямо словно для него. Но для нее он все равно что лягушка, ей-богу, все равно что лягушка. Она терпеть не может, когда я говорю, что этот Парис более подходящая партия, чем вы, и при этих словах белеет как полотно. Что, слова розмарин и Ромео не на одну букву?

 

Ромео

На одну, нянюшка. Что же из этого? Оба начинаются на «эр».

 

Кормилица

Какие вы насмешники! Это собачья буква.[16] «Эр» совсем другое дело. Ваше имя начинается не так. Я знаю, она придумывает всякие словечки на вас и розмарин. Вам бы страшно понравилось.

 

Ромео

Поклон барышне.

 

Кормилица

Да, тысяча поклонов.

 

Ромео уходит.

Петр!

 

Петр

Чего изволите?

 

Кормилица

Возьми мой веер и ступай вперед проворней.

 

Уходят.

 

 

 

Сцена пятая

 

 

Сад Капулетти.

 

Входит Джульетта.

 

Джульетта

Кормилицу я в девять отослала,

Она хотела сбегать в полчаса.

Они не разминулись? Быть не может.

Нет, попросту она плохой ходок.

Рассыльными любви должны быть мысли.

Они быстрее солнечных лучей,

Несущихся в погоне за тенями.

Вот что торопит почту голубей

И отчего у Купидона крылья.

Однако солнце уж над головой,

И три часа от девяти до полдня,

Ее же нет как нет. Когда б она

Была с горячей кровью и страстями,

Она летала б с легкостью мяча

Между моим возлюбленным и мною.

Но это право старых хитрецов

Плестись и мешкать, корча мертвецов.

 

 

Входят кормилица и Петр.

Но вот она. Кормилица, родная!

Что нового? Ты видела его?

Спровадь Петра!

 

 

Кормилица

Ступай-ка, брат, к воротам

 

 

Петр уходит.

 

Джульетта

Ну, няня… Чем ты так огорчена?

Дурных вестей не множь угрюмым видом.

А если сообщенья хороши,

Не отравляй отрады кислой миной.

 

 

Кормилица

Я утомилась. Дай передохну.

Концы не шутка. Ноги отходила.

 

 

Джульетта

Мои бы кости за твою бы весть

Готова в жертву я тебе принесть.

 

 

Кормилица

Подумаешь, горячка! Ты не видишь,

Одышка одолела, я без сил.

 

 

Джульетта

А слаться на одышку – не одышка?

Ах, нянюшка, твои обиняки

Длинней иного полного рассказа.

В порядке ли дела у нас иль нет?

Скажи, я успокоюсь и отстану.

Итак, скажи, в порядке ли дела?

 

 

Кормилица

Сама знаешь, в каком порядке. Навязала себе сокровище. Без меня выбирала, на себя и пеняй. Ромео! Ну что поделаешь. Конечно, лицом он хорош, но фигура еще лучше. О руках и ногах, конечно, нечего и говорить, но они выше всякого сравненья. Да что уж там! Служи, девка, молебен. Вы еще не обедали?

 

Джульетта

Нет, нет. Но я все это знала раньше.

Со свадьбой как? Что он о ней сказал?

 

 

Кормилица

Головушку как ломит, инда треснет

И разлетится на двадцать кусков.

А поясница-то, а поясница!

Ты полагаешь, Бог тебе простит,

Что до смерти старуху загоняла?

 

 

Джульетта

Мне очень жаль, что ты утомлена,

Но что сказал он, золотая няня?

 

 

Кормилица

Как полагается человеку доброму, красивому и, главное, порядочному, он сказал… Где матушка твоя?

 

Джульетта

Где матушка моя? Она в дому.

А где ж ей быть? Какой ответ нелепый!

«Как люди с воспитаньем, – он сказал. —

Где матушка твоя?»

 

 

Кормилица

О Боже правый!

Вот егоза! И этот нетерпеж —

Моим костям заслуженная грелка?

Вперед летай с записками сама.

 

 

Джульетта

Вот мука-то! Что говорит Ромео?

 

 

Кормилица

Ты б нынче исповедаться могла?

 

 

Джульетта

Могу.

 

 

Кормилица

Тогда беги к Лоренцо в келью…

Там муж твой сделает тебя женой.

Ишь кровь-то как, злодейка, заиграла!

Зарделась, только палец покажи!

Ну вот. Ты в храм, а у меня забота:

Веревочная лестница нужна

Для твоего ночного шатуна.

Кто хочет, всяк меня, старуху, мучит.

Да ночью и тебя, смотри, навьючат.

Пойду поесть. А ты не опоздай.

 

 

Джульетта

Иду, иду, родимая. Прощай.

 

 

Уходит.

 

 

 

Сцена шестая

 

 

Келья брата Лоренцо.

 

Входят брат Лоренцо и Ромео.

 

Брат Лоренцо

Брак надо достодолжно освятить,

Чтобы о том впоследствии не плакать.

 

 

Ромео

Аминь, аминь! Но перед бурей чувств

Действительного краткого свиданья

Гадательная будущность – ничто.

С молитвою соедини нам руки,

А там хоть смерть. Я буду ликовать,

Что хоть минуту звал ее своею.

 

 

Брат Лоренцо

У бурных чувств неистовый конец,

Он совпадает с мнимой их победой.

Разрывом слиты порох и огонь,

Так сладок мед, что, наконец, и гадок.

Избыток вкуса отбивает вкус.

Не будь ни расточителем, ни скрягой:

Лишь в чувстве меры истинное благо.

 

 

Входит Джульетта.

Вот барышня. Столь легкая нога

Еще по этим плитам не ступала.

Влюбленный дух, наверно, невесом,

Как нитки паутины бабьим летом.

 

 

Джульетта

Привет тебе, духовный мой отец!

 

 

Брат Лоренцо

Благодари, Ромео, за обоих.

 

 

Ромео

Скажи, Джульетта, так же ль у тебя

От счастья бьется сердце? Если так же,

Найди слова, которых я лишен,

Чтоб выразить, что нас переполняет.

Пропой хоть звук из хора голосов,

Которые бушуют в нашей встрече.

 

 

Джульетта

Искусственность и сила вечно врозь.

Себе вполне лишь нищий знает цену.

Любовь моя так страшно разрослась,

Что мне не охватить и половины.

 

 

Брат Лоренцо

Пойдем и поскорей все обрядим.

Не повенчав, с такою речью страстной

Вас оставлять одних небезопасно.

 

 

Уходят.

 

 

 

 

Действие III

 

 

 

Сцена первая

 

 

Площадь.

 

Входят Меркуцо, Бенволио, паж и слуги.

 

Бенволио

Прошу тебя, Меркуцио, уйдем.

Сегодня жарко. Всюду Капулетти.

Нам неприятностей не избежать,

И в жилах закипает кровь от зноя.

 

 

Меркуцио

Ты похож на тех, кто, входя в трактир, кладет шпагу на стол со словами: «Пронеси, Господи», – и хватается за нее при второй чарке без надобности.

 

Бенволио

Разве я таков?

 

Меркуцио

Милый мой, ты горяч, как все в Италии, и так же склонен к безрассудствам и безрассуден в склонностях.

 

Бенволио

Неужто?

 

Меркуцио

А то нет? Он еще сомневается! Ведь ты готов лезть с кулаками на всякого, у кого на один волос больше или меньше в бороде, чем у тебя, или только за то, что человек ест каштаны, в то время как у тебя глаза каштанового цвета. Голова у тебя набита кулачными соображениями, как яйцо здоровою пищей, и, совершенно как яйцо, сбита всмятку вечными потасовками. Разве ты не поколотил человека за то, что он кашлянул на улице и разбудил твою собаку, лежавшую на солнце? Разве ты не набросился на портного, осмелившегося надеть новую пару до Пасхи, или на кого-то другого за то, что он новые башмаки подвязал старыми лентами? И такой-то хочет научить меня миролюбью!

 

Бенволио

Если бы я любил ссоры, как ты, я дал бы застраховать себя с гарантией на час с четвертью.

 

Меркуцио

Застраховать себя. Эх ты, гарантия!

 

 

Входит Тибальт и другие.

 

Бенволио

Ручаюсь головой, вот Капулетти.

 

 

Меркуцио

Ручаюсь пяткой, мне и дела нет.

 

 

Страницы: 1 2 3 > >>
Letyshops (Lifetime)
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Комментарии