КРАТКИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

 Краткое содержание поэмы А. Т. Твардовского «Василий Тёркин»  От автораСтихотворение, открывающее цикл поэтических пове­ствований о фронтовой жизни и подвигах вымышленного солдата Василия Теркина. Автор знакомит читателя с Тер­киным, но лишь поверхностно, как бы давая понять, что на­стоящее знакомство еще только впереди — когда бойца уви­дят в деле. Заодно поэт предупреждает, что его эпопея с Тер­киным не похожа на обычные стихотворные циклы: в ней нет начала и конца, иначе она лишилась бы смысла. Война началась внезапно, вырвав людей из обычного течения жиз­ни, а закончилась для каждого по-своему. Поэтому и стихи о войне должны быть без конца и начала. На привалеРота знакомится с Василием Ивановичем Теркиным — солдатом, который на фронте с первых дней войны. Он ока­зывается хорошим едоком и балагуром, умеет развеселить вокруг себя компанию. Но Теркин — «хват» не только на словах, но и на деле: он знает о войне больше, чем собрав­шиеся вокруг него. Солдат объясняет всем на привале, что такое «сабантуй», так он называет какую-нибудь опасную ситуацию во время боя. Теркин учит, что главное для бой­ца — не терять самообладания и не унывать. По виду солда­та становится понятно, что из таких берутся герои, так что даже странно, что Теркин пока не отмечен медалью. Перед боемАвтор рассказывает об отступлении Красной армии в первые месяцы войны. Поэт не называет это бегством: сол­даты не бежали от войны, а шли за ней — двигались за сме­щавшейся на восток линией фронта. Был среди тех, кто шел за войной по пятам, и Василий Теркин. Как «более идейный» он вел с другими бойцами политбеседы, которые неизмен­но сводились к одному: «Не унывай!» Во время отступления случалось оставаться в тех деревнях, откуда родом какой- нибудь боец. И удивительно: не только этот боец, но и все солдаты его роты были там свои, родные, земляки. Пока от­дыхают солдаты, местный трудится по дому, помогает, чем может жене, которую на рассвете вынужден будет оставить. ПереправаВ стихотворении описана ночная переправа роты на понтонах через замерзающую реку под огнем противника. Переправа сорвалась, на противоположный правый берег попал только первый взвод. Остальные — кто уцелел при обстреле — закрепились на левом берегу в ожидании. Уже утром солдаты с правого берега замечают бойца в реке, плы­вущего к ним. Его вынули из ледяной воды, отогрели, вы­слушали его историю. Это Теркин, он сообщает о том, что первый взвод удачно закрепился и готов обеспечить пере­праву при огневом прикрытии. Боец шутит и просит награ­дить его стопкой, «потому как молодец», чем поднимает на­строение остальных. О войнеОбращение к бойцу с речью о воинском долге. Автор устами Теркина рассуждает, что главное для солдата. Вывод Теркина (и автора): главное — исправная служба на защите Родины, готовность без сожаления отдать жизнь за правое дело. Теркин излагает эту мысль простым языком, без высо­ких слов, что позволяет описать войну как трудную работу, а ее итог — как счастье для тех, кто остался в тылу, т. е. жен и детей. Теркин раненВыполняя приказ «делать связь», Теркин принимает решение для успешного выполнения задания в одиночку уничтожить одну из огневых точек противника, забросав ее гранатами. При этом солдат был ранен из пистолета в плечо и потерял много крови. Спустя сутки бойца подобрало на­ступавшее подкрепление. О наградеТеркин делится с друзьями мечтой о медали. Медаль нужна ему не из гордости, не из зазнайства, не из тщесла­вия. Почетно вернуться домой с наградой — сразу стано­вишься первым парнем на любой сельской гулянке. А глав­ное — тебя будет считать героем девушка, которую рад бы полюбить. ГармоньВернувшийся из госпиталя Теркин едет догонять свою роту. Во время вынужденной остановки на морозе Теркин жалеет, что нет гармони — с ней бы лучше согрелись. Вы­ясняется, что гармонь-то есть, но принадлежит она убитому командиру.Наконец солдаты решают дать гармонь-трехрядку Тер­кину, чтоб сыграл что-нибудь. И тогда живой, словно в па­мять об ушедших, зачастил «стороны родной, смоленской грустный памятный мотив», а там и другие. От этого всем действительно теплее стало, кто-то пустился в пляс. Тогда во­дитель решает подарить Теркину гармонь, чтобы она и даль­ше пела в умелых руках в память о погибшем командире. Два солдатаКогда рота останавливается в одной из деревень, Тер­кин квартирует в избе у двух стариков. Солдат помогает им по хозяйству: затачивает пилу, чинит часы. Дед доволен мо­лодым бойцом.Старик, вспомнив собственную молодость, прошедшую на фронтах Первой мировой войны, похваляется перед ста­рухой удалью Теркина, как своей. Дед и Теркин заводят разговор о фронтовой жизни, спорят. Перед уходом, то ли отвечая на вопрос старика, то ли давая ему клятву, боец го­ворит, что немца Красная армия побьет. О потереОдин из бойцов, бородач, теряет кисет, сильно пережи­вая из-за этого. Теркин поначалу вроде соглашается, что солдату потерять кисет — беда. Но потом начинает возра­жать, уверяя, что есть потери и похуже. Принимается рас­сказывать про шапку, доставшуюся от приглянувшейся ему медсестры. Такую вещь потерять еще страшней. Но есть и другое, что потерять никак нельзя.Теркин продолжает перечислять и в конечном итоге приходит к выводу, что на войне по большому счету не стыд­но и не страшно потерять вещи, друзей, семью, жизнь — стыдно и страшно потерять Родину. ПоединокАвтор рассказывает о рукопашной схватке Теркина с фрицем. Трудный был бой, словно вся война для Терки­на в тот момент сосредоточилась на схватке этих двух сол­дат — советского и вражеского. А раз так, то нельзя не по­бедить, хоть советский солдат, измотанный лишениями, и слабее, и голоднее.Теркин, одерживая верх, заключает: с нашим братом — это не с бабами воевать. Но «война не вся», впереди еще много таких боев. От автораНебольшое отступление, в котором автор рассуждает о том, чего он хочет добиться своей книжкой. Поэт лиш­ний раз напоминает, что его стихи — «без особого сюже­та», поскольку нет сюжета у войны. А воспетый в них сол­дат — обычный человек, каких тысячи, не заколдованный ни от пули, ни от «осколка-дурака». В строках звучит при­зыв к бойцам верно служить Родине. «Кто стрелял?»Уставшие от боев солдаты, которые расположились по окопам, мечтают о мирной жизни под жужжание май­ского жука. Неожиданно с неба раздается другое «жуж­жание» — показывается вражеский самолет. Он кружит над позицией и поливает солдат огнем. Какой-то храбрец решается подняться из окопа и выстрелить из винтовки в приближающуюся машину. Самолет удается сбить. Гене­рал требует найти героя. Им оказывается Теркин, который, верно, скоро получит «орден как с куста». Боец при этом предупреждает других, чтоб не завидовали и не радовались раньше времени: у фашистов сбит не последний самолет. О героеТеркин рассказывает о том, как в госпитале видал на­стоящего героя — с орденом. И было Теркину обидно за род­ной смоленский край. Герой приехал с Тамбовщины, и слов­но все там особое. Показалось, будто только Тамбовщина может рождать героев, а Смоленщина — сирота. Стыдно было бойцу, оттого и хотелось отличиться. За родную зем­лю он старался, а не за личную славу. ГенералТеркин расположился на отдыхе — сушит выстиран­ную одежду и нежится на солнце. На войне таких день­ков мало. Вдруг приходит приказ явиться к генералу. При­шлось спешно одеваться в непросохшие вещи и спешить в генеральскую палатку. Дается описание генерала, крат­кий рассказ о его боевой славе: перед таким генералом и оробеть не грех. Генерал за сбитый самолет награждает Теркина орденом. Автор рассказывает, сколь почетна для бойца эта награда, а особенно — крепкое рукопожатие гене­рала. Генерал дает бойцу отпуск, но Теркин отказывается: дом сейчас на занятой немцами территории. Тогда генерал дает слово, что отпуск не отменяется, а только откладывает­ся: придет время, и они вместе дойдут до дома бойца. О себеНебольшое отступление. Автор восхищается родной землей и уверен, что Теркин, хоть и не поэт, а как русский человек испытывал и думал о Родине то же самое. Бой в болотеТретий день рота пытается взять Борки. Некоторые из солдат ропщут, кто-то ругает танкистов, кто-то авиацию. Теркин пресекает такие разговоры: бывает и хуже во сто раз. Сейчас бойцы на отвоеванной земле, в роте, имеют связь, не­плохо вооружены — разве можно тужить?! Хуже было, когда прятался от немцев в копне сена, а они пели «Москва моя». Не стоит сетовать на трудный бой — со временем он будет па­мятен, словно освобождали большой город. О любвиПоэт славит женскую любовь, которая в тяжелые мину­ты придавала силы бойцу. Женская любовь, как уверен ав­тор, «на войне сильней войны и, быть может, смерти». Мно­го дум и волнений, много ласки и тепла вложено в письма любимых. И сам солдат, читая такое «письмецо», полон дум о милой ему женщине: что с ней, где она, как течет ее жизнь? Любовь к солдату-защитнику делает всех жен уди­вительно добрыми. Автор советует женщинам
писать бой­цам чаще: это для солдат — лучшая награда. Отдых ТеркинаПока был в госпитале, вроде славно отдохнул Теркин. Здесь, как в солдатском раю, но для настоящего бойца та­кой рай — не в рай. Нельзя резать краюху штыком, нель­зя есть с колена и еще много чего нельзя. Понимает Теркин, что место его — на фронте. И спешит подлечившийся сол­дат вернуться в строй. В наступленииБойцы берут еще одно селение. Командир смертельно ранен, и тогда вести взвод под огнем противника решается Теркин: «За Родину! Вперед!» — командует он. Селение взя­то. Солдаты славят перед генералом имя Василия Теркина. Смерть и воинТеркин тяжело ранен, к нему в облике старухи являет­ся смерть. Она уговаривает бросить борьбу за жизнь, отсту­пить. В обмен предлагает покой. Смерть уверяет солдата, что он все равно не вернется домой живым, а если чудом по­везет и вернется, то непременно калекой. На какой-то миг Теркин дрогнул, поддался уговорам, но поставил условие: в день Победы хоть на миг воскреснуть, чтобы увидеть все­общую радость. И когда смерть отвечает отказом, Теркин со злобой гонит ее прочь — он решает жить, во что бы то ни стало. Бойца вскоре находят другие солдаты, хоронившие мертвых. Теркин пишетПисьмо Теркина из больничной палаты боевым товари­щам. Боец с шуткой-прибауткой велит держаться, не уны­вать. Он обещает непременно вернуться «в родную часть», чтобы — если уж суждено будет погибнуть от пули — встре­тить смерть среди друзей. Теркин-ТеркинВернулся Теркин в родной полк, не может с ходу при­выкнуть: все здесь изменилось, это всем раненым, вернув­шимся в строй, известно. Но вдобавок ко всему появился в полку новый Теркин — Иван-бронебойщик. Василий недоумевает: знать, Теркин не настоящий. Нет, настоя­щий — балагур, гармонист, герой, имеет награды. А то, что рыжий — так это даже лучше, таких девушки боль­ше любят. И уж засомневался Теркин — может, он не на­стоящий. Старшина объявляет, что отныне каждой роте приписали «своего Теркина», и велит всем спать. Автор заключает тем, что настоящие герои вроде выдуманного Теркина есть в каждой роте, в каждом взводе, в том числе и однофамильцы. От автораНебольшое отступление. Стихотворение написано поэ­том в ответ на слухи, которые пошли о Теркине по фронту: все его знают — кто «видел», кто слышал о нем. Многие беспокоятся о судьбе смелого паренька. Автор успокаивает чи­тателей: не погибнет Теркин, «коль войне не вышел срок». И тем более не может умереть герой, когда армия уверенно перешла в наступление и гонит врага с родной земли. Дед и бабаВновь оказывается Теркин в том селе и в том доме у го­степриимных стариков, где случалось ночевать. Те не сразу его признали, а только когда солдат завел речь об отремон­тированных им часах. Все теперь по-другому: тогда отсту­пали бойцы, теперь наступают. Дед шутит: наступаешь — стал героем, вновь случится отступать — будешь просто ря­довым, как когда-то. В ответ на шутку слышит серьезное: отступать Теркин больше не намерен, не бывать тому. На ДнепреНаконец Теркин оказался на берегах родного Днепра. Боец вспоминает проведенные здесь годы — с детства и до того времени, как пошел служить. И солдата берет тоска, что вынужден он вновь оставить смоленскую землю, только теперь уже в глубоком тылу: война идет дальше на запад, за ней следом — бойцы Красной армии. Про солдата-сиротуКогда рота остановилась под Смоленском, один из сол­дат отпросился у командира посетить родное село. Оказа­лось, там почти все погибли, включая и семью бойца, ко­торый остался сиротой. Поэт поет гимн простому солдату, солдату-сироте, который для него важнее генералов и геро­ев. Автор славит солдата-сироту, который прошел через ис­пытания войны и спасал Родину, зная, что «плакать неко­му о нем». Автор велит всем помнить о «слезе его святой», которую проронил боец, осиротев на войне. По дороге на БерлинРота Теркина в заграничном походе. Здесь их радостно встречают мирные жители — как иностранцы, так и те из советских граждан, кого война забросила далеко от дома. Среди них немолодая женщина — для всех солдат мать.Бойцы выделяют ей сани с конем и еще много чего дают с со­бой в дорогу. Женщина беспокоится, что задержат ее с ко­нем — не положено. Но один из бойцов успокаивает: «Ска­жешь, Теркин разрешил!» В бане«Глубоко в Германии» солдаты заняли пустующий дом и одну из комнат переделали под баню, чтобы всласть попа­риться. Автор пишет о шрамах бойцов, об этих отметинах войны — вехах фронтовых дорог. И в парной, как на
войне для солдата: хлещет веником, как немца бьет, не знает уста­лости. И в бою, и в «банном труде» одинаков русский человек. От автораЗаключение эпопеи о похождениях бравого Теркина. Автор признается, что персонаж его выдуман полностью и прототипов у Теркина вроде нет. Но вместе с тем прототи­пом в той или иной мере послужил каждый русский солдат. Создавая этот собирательный образ, поэт мечтал «о сущем чуде» — чтобы от его выдумки, «на войне живущим людям было чуточку теплей». Краткое содержание поэмы А. Т. Твардовского «Тёркин на том свете» Убитый в бою Теркин является на тот свет. Там чисто, похоже на метро. Комендант приказывает Теркину оформляться. Учетный стол, стол проверки, кромешный стол. У Теркина требуют аттестат, требуют фотокарточку, справку от врача. Теркин проходит медсанобработку. Всюду указатели, надписи, таблицы. Жалоб тут не принимают. Редактор «Гробгазеты» не хочет даже слушать Теркина. Коек не хватает, пить не дают… Теркин встречает фронтового товарища. Но тот как будто не рад встрече. Он объясняет Теркину: иных миров два — наш и буржуазный. И наш тот свет — «лучший и передовой».Товарищ показывает Теркину Военный отдел, Гражданский. Здесь никто ничего не делает, а только руководят и учитывают. Режутся в домино. «Некие члены» обсуждают проект романа. Тут же — «пламенный оратор». Теркин удивляется: зачем все это нужно? «Номенклатура», — объясняет друг. Друг показывает Особый отдел: здесь погибшие в Магадане, Воркуте, на Колыме… Управляет этим отделом сам кремлевский вождь. Он еще жив, но в то же время «с ними и с нами», потому что «при жизни сам себе памятники ставит». Товарищ говорит, что Теркин может получить медаль, которой награжден посмертно. Обещает показать Теркину Стереотрубу: это только «для загробактива». В нее виден соседний, буржуазный тот свет. Друзья угощают друг друга табаком. Теркин — настоящим, а друг — загробным, бездымным. Теркин все вспоминает о земле. Вдруг слышен звук сирены. Это значит — ЧП: на тот свет просочился живой. Его нужно поместить в «зал ожидания», чтобы он стал «полноценным мертвяком». Друг подозревает Теркина и говорит, что должен доложить начальству. Иначе его могут сослать в штрафбат. Он уговаривает Теркина отказаться от желания жить. А Теркин думает, как бы вернуться в мир живых. Товарищ объясняет: поезда везут людей только туда, но не обратно. Теркин догадывается, что обратно идут порожняки. Друг не хочет бежать с ним: дескать, на земле он мог бы и не попасть в номенклатуру. Теркин прыгает на подножку порожняка, его не замечают… Но в какой-то миг исчезли и подножка, и состав. А дорога еще далека. Тьма, Теркин идет на ощупь. Перед ним проходят все ужасы войны. Вот он уже на самой границе. …И тут он слышит сквозь сон: «Редкий случай в медицине». Он в госпитале, над ним — врач. За стенами — война… Наука дивится Теркину и заключает: «Жить ему еще сто лет!» 

Похожие статьи:

Учебный залСОЧИНЕНИЯ по «Божественной комедии» Данте Алигьери
Учебный залСЛОВАРЬ РОДСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ
Учебный залСОЧИНЕНИЯ по творчеству Э. Хемингуэя
Учебный залШкільні твори за творчістю М. В. Гоголя
Учебный залА. С. ПУШКИН. ПИКОВАЯ ДАМА. Сочинения
Страницы: << < 1 2 3 4

Свежее в блогах

Они кланялись тем кто выше
Они кланялись тем кто выше Они рвали себя на часть Услужить пытаясь начальству Но забыли совсем про нас Оторвали куски России Закидали эфир враньём А дороги стоят большие Обнесенные...
Говорим мы с тобой как ровня, так поставил ты дело сразу
У меня седина на висках, К 40 уж подходят годы, А ты вечно такой молодой, Веселый всегда и суровый Говорим мы с тобой как ровня, Так поставил ты дело сразу, Дядька мой говорил...
Когда друзья уходят, это плохо (памяти Димы друга)
Когда друзья уходят, это плохо Они на небо, мы же здесь стоим И солнце светит как то однобоко Ушел, куда же друг ты там один И в 40 лет, когда вокруг цветёт Когда все только начинает жить...
Степь кругом как скатерть росписная
Степь кругом как скатерть росписная Вся в траве пожухлой от дождя Я стою где молодость играла Где мальчонкой за судьбой гонялся я Читать далее.........
Мне парень сказал что я дядя Такой уже средних лет
Мне парень сказал что я дядя Такой уже средних лет А я усмехнулся играя Словами, как ласковый зверь Ты думаешь молодость вечна Она лишь дает тепло Но жизнь товарищ бесконечна И молодость...