«Гамлет» У. Шекспира — Трагедия разбуженного сознания. Cочинение
Средневековье закончилось. Феодальная эпоха, где главными достоинствами считались верность сюзерену и воинская доблесть, сменилась новым периодом истории. Наступило время новых идей, ценностей, начинаний. Теперь на первое место выступали предприимчивость, умение приспосабливаться к любым условиям, вести прибыльные дела. В эту сложную эпоху жил и творил Шекспир. Гениальный драматург не мог оставаться в стороне от проблем своего времени. Так родился «Гамлет» — по удачному выражению исследователя, «трагедия разбуженного сознания».
Принц Гамлет — новый человек, внезапно осознавший свою чужеродность в странном ирреальном мире королевского дворца. Начало этому осознанию было положено перед стенами Эльсинорского дворца, где Гамлету явилась тень его покойного отца-короля. Впервые принц почувствовал дыхание судьбы, впервые вступил в беседу с обитателем мира мертвых. Первая сцена трагедии поражает своим величием. Призрак зовет Гамлета с собой, чтобы на краю обрыва поведать принцу страшную правду о смерти его отца — прежнего короля Дании.
Этот эпизод — завязка трагедии. Именно здесь судьба наносит Гамлету жестокий удар, от которого принцу уже не оправиться. Гамлет встает на путь мести. Он готов на все, чтобы наказать Клавдия — убийцу отца. Но сознание Гамлета не слепо. Принц страдает из-за того, что ему уготовано совершить месть.
Монологи Гамлета, мастерски выписанные Шекспиром, показывают личность скорее созерцательную, чем деятельную. После беседы с призраком принц приобретает как бы второе зрение: он видит подоплеку каждого события, происходящего во дворце, он вооружен знанием, и поэтому побеждает, даже не осуществив своей мести.
Гамлет — человек, получивший европейское образование и способный делать глубокие выводы нравственного и философского характера. «Подгнило что-то в датском королевстве», — говорит друг Гамлета. Безнравственные король и королева — беда для государства. А еще большая беда для Дании — ее подданные, готовые безропотно сносить все происходящее.
Для понимания трагедии и личности самого Гамлета важно знать, что на историческом материале Шекспир создал злободневное произведение. Сохранились воспоминания современников, из которых видно, что простые люди воспринимали «Гамлета» как картинку современной жизни Англии. А знатные зрители очень напоминали короля и королеву из самой трагедии, наблюдающих за спектаклем, который разыграл перед ними Гамлет.
Принц твердо уверен, что жить по-старому больше нельзя. Как показывает финал трагедии, выбор Гамлета, вероятно, сделанный им бессознательно, — смерть. Смерть убийце — и смерть палачу. Знаменитый монолог Гамлета «Быть иль не быть?» — свидетельство тяжких сомнений и глубоких размышлений принца. Заметим, что еще в первом акте трагедии Гамлет замечает, что самоубийство было бы наилучшим выходом, если бы Бог не сделал его преступлением.
Гамлет проявляет немалую силу духа, выдержку, смекалку. Чтобы спасти свою жизнь, он умело притворяется безумным. При этом мысль принца работает неустанно. Он ищет пути к достижению поставленной цели и находит их.
Кто-то из исследователей называл «Гамлета» самой трагичной трагедией всех времен. Это действительно так. Здесь погибают все, кто принимал непосредственное участие в событиях. Случайная гибель Полония и королевы Гертруды — новшество Шекспира. К примеру, в античной трагедии случайная смерть персонажа была невозможна, потому что: неумолимый рок вел его от рождения к смерти. В «Гамлете» все по-другому: вихрь хаотичных и в то же время логичных событий подхватывает героев и несет к смерти. Слишком дорогую цену платит Гамлет за право мыслить самостоятельно, за право знать и понимать то, чего не знают другие.
Вечные трагедии человечества (По трагедии У. Шекспира "Гамлет"). Cочинение
В начале XVII века произошло столкновение старого света, в котором царили феодальная темнота и жестокость, и нового света, которым управляют пагубные пристрастия и сила золота. Наблюдая за столкновением двух зол, гуманисты того времени постепенно теряли веру в добро, справедливость и дружбу. Английский драматург У. Шекспир посвятил трагедию "Гамлет" именно этой смене эпох.
Главный герой трагедии — принц Датский Гамлет, типичный интеллигент-гуманист эпохи Возрождения. Он искренне верит в человека. Гамлет — студент одного из известнейших университетов, он окружен друзьями и наполнен любовью к жизни. Он еще не знает, что его представления о мире, при первом же столкновении с реальностью, рассеются как дым. Гамлету придется ощутить все сомнения, свойственные человеку вообще, и два противоречивых чувства овладевают его душой.
Гамлет возвращается в Эльсинор после неожиданной смерти отца-короля. Принц узнает, что его мать, королева Гертруда, неожиданно быстро вышла замуж за никчемного и хитрого Клавдия, который и отравил короля. Таким поступком королева Гертруда обесчестила не только мужа, но и сына. Гамлет поклялся отомстить за смерть отца и с этого момента жажда мести занимает первое место в его жизни.
В известном монологе Гамлета о человеке Шекспир показывает разрушительную душевную борьбу между идеалистическими представлениями и жестокой реальностью. Коварное убийство отца, непристойное замужество матери, предательство друзей, слабость и легкомыслие возлюбленной, подлость придворных — все это наполняет душу принца непомерными страданиями. Гамлет понимает, что Дания — это тюрьма, век расшатался, а время сошло с ума. Отныне главный герой остается один на один с ханжеским и лицемерным миром, которым правят похоть, жестокость и ненависть.
Гамлет, надев маску дурашливого шута, вступает в единоборство с наполненным злом миром. Принц убивает царедворца Полония, который следит за ним, раскрывает измену своих университетских товарищей, отказывается от Офелии, которая не смогла противостоять дурному влиянию и втянута в интригу против Гамлета.
Принц мечтает не только о мести за убитого отца. Душу Гамлета бередят мысли о необходимости битвы с несправедливостью мира. Главный герой задает риторический вопрос: почему именно он должен исправлять мир, который совсем расшатался? Имеет ли он на это право? В нем самом живет зло, и самому себе он сознается в напыщенности, честолюбии и мстительности. Как же в такой ситуации превозмочь зло? Как помочь человеку отстоять истину? Гамлет вынужден страдать под тяжестью нечеловеческих мук. Именно тогда он ставит перед собой вопрос: быть или не быть? В развязке этого вопроса лежит суть трагедии Гамлета — трагедии мыслящего человека, который пришел в беспорядочный мир слишком рано, первым из людей увидел поразительное несовершенство мира.
Гамлет" — это трагедия разбуженного сознания. Своеобразный итог этого можно найти в строках:
Так всех нас в трусов превращает мысль.
Так блекнет цвет решимости природной
При тусклом свете бледного ума,
И замыслы с размахом и почином
Меняют путь и терпят неуспех
У самой цели...
Отсюда берет свое начало скорбь Гамлета. Принц понимает, что в борьбе со злом единственно возможным способом является то самое зло, использование которого оскорбляет и унижает благороднейшую мечту. Отсюда крик души, который вырывается из груди Гамлета перед решающей встречей с королевой Гертрудой:
Я буду строг, но не бесчеловечен.
Все выскажу и без ножа убью.
Уста мои, прощаю вам притворство.
Куда б слова ни завели в бреду,
Я в исполненъе их не приведу.
Наконец Гамлет принимает решение. Он поистине близок к сумасшествию, так как вид зла, которое торжествует и властвует, невыносим.
Гамлет берет на себя ответственность за мировое зло, все недоразумения жизни, за все страдания людей. Главный герой остро ощущает свое одиночество и, понимая свое бессилие, все-таки идет в бой и гибнет, как борец. Поведение Гамлета в заключительном акте трагедии должно быть примером поведения человека вообще, примером понимания, что мысль должна быть смелой, помыслы — чистыми, совесть и душа — незапятнанными.
Трагедия "Гамлет" принадлежит перу гениального драматурга Уильяма Шекспира. Она, как и другие произведения этого автора, поднимает вечные проблемы: противоречия между действительностью и идеалом, несоответствия мечты и способа ее достижения, роль личности в истории человечества. И, наконец, в чем заключен смысл жизни каждого отдельно взятого человека.
Вызов, брошенный всему миру (по трагедии У. Шекспира «Гамлет»). Сочинение
Каким ничтожным, плоским и тупым
Мне кажется весь свет в своих стремленьях!
О мерзость! Как невыполотый сад,
Дай волю травам, зарастет бурьяном.
С такой же безраздельностью весь мир
Заполонили грубые начала.
У. Шекспир «Гамлет»
В своих трагедиях Уильям Шекспир раскрывает самые острые проблемы человеческой жизни. Он становится настоящим судьей своей эпохи, выступает с критикой всего общества. В его произведениях всегда сталкиваются чистота, благородство человеческой души и подлость, корысть, эгоизм окружающего мира. В этом столкновении наиболее ярко выражается критическое отношение автора к жизни, смелый вызов существующей несправедливости и злу. Поэт сознает крушение всех «священных» устоев прошлого, гибель великого мира, он видит, что мир, пришедший ему на смену, основан на еще большем порабощении человека, еще большем процветании пороков общества.
Самым трудным и противоречивым из произведений Шекспира является трагедия «Гамлет». Ее герой узнает о предательском убийстве отца, мало того, убийцей оказывается новый муж его матери, «врожденным даром хитрости и лести увлекший королеde» и завладевший троном. Но и этим не ограничивается трагическое положение героя. Вернувшийся из Виттенбергского университета, где он долгое время находился вдали от придворной Жизни, Гамлет внезапно открывает такие стороны жизни, о которых даже не подозревал. Ему представился мир во всей его пошлости и подлости. Мать вторично выходит замуж, «не износив башмаков», в которых шла за гробом мужа.
О боже, зверь, лишенный разуменья,
Томился б дольше!.. —
в возмущении восклицает герой, пораженный ничтожностью нравственных устоев Гертруды. Но и далее на каждом шагу он сталкивается с фальшью и развращенностью датского двора. К этому прибавляется нравственное бессилие Офелии, во всем верящей и повинующейся жалкому интригану — своему отцу. Все это раскрывает перед Гамлетом истинный испорченный мир, в котором он теперь видит сад, поросший сорняками, «тюрьму со множеством затворов, темниц и подземелий». В свете этих ужасающих открытий он осознает, что и убийство его отца могло произойти только по вине всех окружающих, их равнодушия, попустительства, лицемерия и угодничества. Таким образом, виновен не только непосредственный убийца, но и весь двор, вся Дания. А значит, его месть должна быть направлена не против одного человека, а против всего мира. Герой Шекспира не может смириться с господством зла, терпеть
… униженья века,
Неправду угнетателя, вельмож
Заносчивость, отринутое чувство,
Нескорый суд и более всего
Насмешки недостойных над достойным.
Гамлет становится жестким и беспристрастным судьей жизни и людей. Перед лицом всеобщей нравственной испорченности он даже забывает о своем личном горе. Гамлет решительно срывает маски с лицемеров и лжецов, разоблачает все предрассудки. Словами своего героя автор призывает противостоять злу, бороться с пороками общества:
… Достойно ль
Смиряться под ударами судьбы,
Иль надо оказать сопротивленье
И в смертной схватке с целым морем бед
Покончить с ними?
Гамлет чувствует, что обязан вступить в борьбу с несправедливостью, выступить в защиту всех угнетенных, восстановить «расшатавшийся век». Но может ли один человек решить эту задачу, исправить весь мир в целом? Конечно, нет. В этом и заключается трагедия героя, и самого поэта.
И все же в произведении Шекспира нет безнадежности. Он уверен в торжестве правды и справедливости над человеческой низостью, в наступлении лучших времен. Его трагедия наполнена бодростью, оптимизмом, смелым и решительным призывом к борьбе. Поэт, как и его герой, не желает мириться с господством низких нравов, с испорченностью общества. Он видит все пороки и раскрывает их перед читателями, стремясь пробудить в них протест против существующих несовершенных устоев, стремление изменить мир. Один Гамлет не смог бы победить в этом противостоянии, но если на борьбу поднимутся массы — победа светлых идеалов гарантирована. Таково твердое убеждение автора, проходящее через все действие его знаменитой трагедии.
Новый взгляд в будущее (по трагедии У. Шекспира «Гамлет»). Сочинение
Трагедией обычно называют драматические произведения, в которых изображаются исключительно острые, непримиримые жизненные конфликты, таящие в себе катастрофические последствия и, чаще всего, завершающиеся гибелью героя. В сердцах читателей и зрителей трагедия рождает сильный душевный подъем, сложное чувство сопереживания происходящему, в котором переплетаются страх за героя, сострадание к нему и восприятие трагического как чего-то возвышенного и облагораживающего душу. «Уничтожьте роковую катастрофу в любой трагедии, — писал выдающийся критик В. Г. Белинский, — и вы лишите ее всего величия, всего ее значения, из великого создания сделаете обыкновенную вещь...» Другими словами, трагедия, используя возможности драмы, типизирует, укрупняет наиболее важные жизненные противоречия, придает им общечеловеческий (философский, «вечный») смысл.
Трагедия возникла в Древней Греции и достигла своего расцвета в творчестве крупнейших афинских трагиков: Эсхила, Софокла и Еврипида. Они создали героическую, проникнутую высоким гражданским духом трагедию, прославляющую величие свободного человека. Спустя два тысячелетия английская литература выдвинула на рубеже XVI—XVII веков У. Шекспира, одного из крупнейших трагиков всех времен и величайшего драматурга Возрождения.
Уильям Шекспир начал свой творческий путь в годы наибольшего роста национально-патриотических настроений и радужных идей. Однако в начале XVII века происходит коренной переворот в его взглядах, что ярко отразилось в произведениях этого периода. Оптимистическая, жизнерадостная тональность, характерная для его ранних творений, сменяется трагическим мироощущением, и это вовсе не уменьшает таланта драматурга. Наоборот, именно в эти годы были созданы его лучшие произведения, в числе которых и трагедия «Гамлет», которая резко отличалась от современных ей и существовавших ранее произведений своей глубиной, сложностью, значительностью и богатством идейного содержания. В «Гамлете» через характеры и душевный мир героев автор раскрывает все жизненные и социальные противоречия, а личная жизнь действующих лиц зависит от целого комплекса проблем общественной морали.
Великое мастерство драматурга проявилось в каждой строчке произведения, в том, как искусно передано здесь его особенное ощущение жизни, одновременно трагическое и героическое. Именно к Шекспиру лучше всего относятся слова Ф. Энгельса о «титанах по силе мысли, страсти и характеру...». Его титанизм проявился в необычайной глубине раскрытия всех противоречий современной ему эпохи, которые отразились в характере его героя (Гамлета) со всеми его страстями, исканиями, сомнениями. Главной идеей трагедии «Гамлет» становится утверждение необходимости борьбы против зла и пороков окружающего мира. Автор с предельным негодованием относится ко всему, что лишает человека его ценности и величия, его истинной человечности.
Выразителем этого негодования и является Гамлет, с обостренной критичностью мысли, силой страсти и характера. Начавшись со стремления принца отомстить убийцам своего отца, тема произведения расширяется, открывая всю глобальность проблемы, все масштабы зла, царящего в королевстве. Герой, следовательно, уже должен изменить весь мир, чтобы восстановить нормальный ход времен. И он, в конечном итоге, оказывается способным победить все мерзости и несправедливости общества.
Таким образом, «Гамлет» особенно убедительно демонстрирует то новое, что внес Шекспир в сравнении с античной трагедией, в которой герой ставился в зависимость от судьбы, всемогущих внешних «роковых» обстоятельств, подавляющих Человеческую инициативу. У Шекспира же человек (Гамлет) предстает как творец своей судьбы, все зависит от его действий, образа мыслей, чувств, которые, в свою очередь, коренятся в условиях реальной жизни.
С одной стороны, автор предчувствовал крах средневековых традиций и верований, всех «священных связей» феодальной эпохи, который ведет к распаду прежнего великого мира. С другой стороны, он понимал, что новый мир несет еще большее закрепощение человека, процветание хищничества и распущенности в обществе. Отсюда возникало ощущение, что люди идут по краю пропасти, в которую в любой момент могут упасть. Однако пессимистические настроения, которые лишают человека стремления к лучшему, ломают его волю, были чужды писателю. Поэтому его произведения, несмотря на свою трагичность, содержат призыв к мужеству, веру в торжество светлых сил на земле.
Трагедия «Гамлет», как и другие великие произведения драматурга, наполнена духом протеста против тирании, она всегда будет оставаться грозным оружием в борьбе с эгоизмом, лицемерием и всеми формами деспотизма. История датского принца, поднятая гением Шекспира до выражения трагедии всего человечества, никогда не перестанет волновать читателей и зрителей всего мира.
Любовь и безумие Офелии (по трагедии У. Шекспира «Гамлет»). Cочинение
Трагедия Уильяма Шекспира «Гамлет» носит тираноборческий характер. Своим содержанием она обличает социальную и политическую систему феодализма. В образах врагов Гамлета запечатлены ненавистные Шекспиру черты, характерные для зарождающегося буржуазного мира: корыстный эгоизм, распад освященного веками кодекса чести, лицемерие и двоедушие. Шекспир не делает политических выводов, но трагедия гуманиста Гамлета неизбежно приобретает политический характер.
В репертуаре русского театра трагедия «Гамлет» с давних пор занимает почетное место. Лучшие актеры-трагики XIX века воплощали на сцене образы датского принца и его возлюбленной Офелии.
В. Г. Белинский так писал о шекспировской героине «Гамлета» Офелии: «Офелия занимает второе лицо после Гамлета. Это одно из тех созданий Шекспира, в которых простота, естественность и действительность сливаются в один прекрасный, живой и типичный образ… Представьте себе существо кроткое, гармоническое, любящее, в прекрасном образе женщины; существо, которое умрет от любви отверженной или, что еще скорее, от любви сперва Разделенной, а после презренной, но которое умрет не с отчаянием в Душе, а угаснет тихо, с улыбкою на устах, с молитвою за того, кто погубил ее; угаснет, как угасает заря на небе в благоуханный майский вечер: вот вам Офелия».
В поэтическом образе Офелии, рисуя ее горестную судьбу, Шекспир показывает враждебность мира таких, как Клавдий и
Полоний, простым и прекрасным человеческим чувствам. Офелия — жертва мира преступлений и лжи, интриг и коварства. Она очень любит Гамлета, но в то же время глубоко привязана к своему отцу и во всем ему верит. Офелия говорит, что Гамлет соединяет в себе черты благородного рыцаря, государственного мужа и ученого, но сама вынужденно признает, что для нее это в прошлом:
О, что за гордый ум сражен!
Вельможи, Бойца, ученого — взор, меч, язык;
Цвет и надежда радостной державы,
Чекан изящества, зерцало вкуса…
о, как сердцу снесть: видав былое, видеть то, что есть!
Если люди, которые должны быть ближе всего, преступают законы, то чего же можно ждать от других? По этой причине Гамлет резко изменяет свое отношение к ней. Его любовь к Офелии была искренней, но пример матери заставляет сделать его печальный вывод: женщины слишком слабы, чтобы выдержать суровые испытания жизнью. Для того чтобы облегчить свой разрыв с Офелией, Гамлет издевается над ней. Он хочет показать Офелии, что он бездумен и жесток — следовательно, Офелия его оставит. Гамлет осуждает не только Офелию, но и всех женщин. А Офелии искренне советует выйти из того порочного круга придворной жизни, в котором она находится — «уйти в монастырь». Гамлет отказывается от Офелии еще и потому, что эта любовь может отвлечь его от мести, которая ему важнее, чем пылкие чувства.
Офелия оказывается между двумя враждующими лагерями. У нее нет стольких сил, чтобы оторваться от отца и брата, от привычного семейного гнезда и открыто быть рядом с Гамлетом. Она покорная и послушная дочь Полония, всецело доверяет ему свою судьбу и свои тайны.
Простодушная и кроткая Офелия не может понять смысла и значения той борьбы, которая происходит в Эльсиноре, она верит в сумасшествие Гамлета и безвольно соглашается стать «орудием испытания» в руках Полония и Клавдия. Она не в силах вынести тяжелые удары судьбы, которые обрушиваются на нее, и гибнет, как цветок, смятый бурей.
Гамлет оказывается косвенно виноват в смерти Офелии, но в глазах девушки и других персонажей пьесы он остается, как отмечал литературовед А. Аникст, «нравственно чистым, ибо преследовал благородные цели и зло, которое он совершал, было ответом на! козни его противников».
Если безумие Гамлета — всего лишь маска, то безумие Офелии
вызывает у читателей жалость и боль. Но «даже в своем безумии, — писал А. Аникст, — она остается трогательной и прекрасной».
Образы Горацио и Фортинбраса. Их значения для понимания финала трагедии. Cочинение
В своей трагедии «Гамлет» У. Шекспир ярко отразил несовместимость высоких идеалов и возвышенной мечты с реальной действительностью. В образе самого Гамлета автор воплотил все характерные черты и качества гуманиста эпохи Возрождения. Ему в одинаковой степени присущи и их гениальность, и их ошибки. Однако поэт не ограничивается раскрытием только одной человеческой судьбы и одного характера. Герои трагедии, даже второстепенные, отличаются особенной жизненной правдивостью и неповторимой индивидуальностью. У каждого из них своя жизнь, своя история и своя драма. При всем этом они в лучшей степени помогают раскрыть детали характера главного героя, а следовательно, и наиболее полно отражают основной замысел поэта.
Из слов Офелии мы узнаем, что раньше Гамлет был
Словами — ученый, воин — мечом,
Надежда и свет нашей державы,
Совершенства зеркало и образец.
Но прежде всего он был человек. И эта характеристика для него самого — высшее признание. Так, на слова Горацио о том, что его отец был «настоящий король», Гамлет возражает:
Он человек был — человек во всем.
И самого Горацио герой считает лучшим другом именно потому, что видит в нем настоящего человека, не тронутого всеобщей нравственной порчей, не ставшего «рабом страстей», в котором органично слиты «кровь и разум». Это уравновешенный, умеренный и спокойный молодой человек, за что его и хвалит Гамлет:
Ты человек,
Который и в страданиях не страждет
И с равной благодарностью приемлет
Гнев и дары судьбы…
Но Горацио, по словам А. Аникста, «только наблюдатель, жизнь не поставила перед ним никаких задач, требующих напряжения всех душевных сил», как это происходит с Гамлетом.
Между этими двумя героями — наследником престола и простым студентом — огромная разница. В действительности отношения между ними могли быть лишь отношениями между господином и слугой. И Горацио смиренно принимает такую позицию:
Конечно, мой принц, ваш покорный слуга.
Но Гамлет возражает:
Какой же ты слуга? Мы с вами друзья.
Так мог сказать далеко не каждый. Большинство ученых-гуманистов того времени с опаской относились к выходцам из народа. Однако герой Шекспира ценит людей не по происхождению, а по душевным качествам. Он обладает широтой ума, острой наблюдательностью, и вместе с тем простотой и скромностью. Проникнутый верой в человека, в высокие идеалы, Гамлет желает лишь добра и счастья всем достойным людям. Он абсолютно лишен аристократической гордыни и чванства. Он готов выслушивать слова Горацио, даже спрашивать его мнение, потому что видит в нем равного по духу. И Горацио полностью оправдывает его доверие: видя, что Гамлет умирает, он готов уйти из жизни вместе с ним, но его останавливает просьба героя, который отводит своему другу важную роль — поведать людям правду о нем после смерти. И, возможно, эта правда научит людей ценить жизнь, лучше понимать оттенки добра и зла.
Из всего королевского окружения умирающий Гамлет видит достойного человека лишь в норвежском принце Фортинбрасе, единственном законном наследнике датского трона. Именно ему он отдает свой голос:
Мой голос умирающий — ему.
Фортинбрас, несомненно, находится намного выше злодея Клавдия, однако ему еще не дано понять всего того, что понял Гамлет.
Шекспир не говорит о том, решена ли страшная проблема, волновавшая принца датского, — искоренилось ли все зло после смерти Гамлета. Его смерть оказывается апофеозом: Фортинбрас приказывает его похоронить как воина и борца:
Пусть Гамлета поднимут на помост,
Как воина, четыре капитана;
Будь призван он, пример бы он явил
Высокоцарственный; и в час отхода
Пусть музыка и бранные обряды
Гремят о нем.
Фортинбрас плохо знает, за что и против чего боролся Гамлет, но сознает, что герой заслужил, чтобы люди сохранили о нем память как о борце, павшем в трудной борьбе.
Отсюда следует вывод, что идеалам принца суждено осуществиться еще не скоро, хотя и Горацио, и Фортинбрас могут продолжить его дело, его борьбу с несправедливым жизнеустройством, попытаться взять на себя ответственность за спасение мира от царящего в нем лицемерия и зла.
Cочинение «Характеристика образа Полония в трагедии Шекспира «Гамлет» Почти каждый второстепенный герой трагедии Шекспира, реализуя свою жизненную цель, попадается в ситуацию противостояния с Гамлетом. Творении есть несколько ярких примеров, которые свидетельствуют о смертельной решительности молодого героя реализовать свою задачу и ускорить приход и становление нового. На пути защиты морали первой жертвой Гамлета становится Полоний — канцлер бывшего и настоящего короля. Полоний в свое время тоже, как Гамлет, Розенкранц и Гильденстерн, учился в университете. Т.е., по мнению драматурга, сама по себе образованность не удерживает человека от подлости и измены, не гарантирует автоматического морально акцентированного формирования внутреннего мира, развития или укрепления духовности его властителя. Всю жизнь стараясь прислужиться своим властителям (безразлично, кому — Гамлету или Клавдию), Полоний в своем желании быть у власти доходит до края, даже смерть он примет за короля. Наивность ситуации делает наглядным фантасмагорию мечты вельможи: за минуту к смерти его приняли за короля! Полоний — истинный вассал, он выполняет волю своего сюзерена, тем не менее ревностно предохраняет и собственные интересы. Царедворец со стажем, он легко пренебрегает моральными правилами, формально вспоминая о них только в ритуальном родительском разговоре. Канцлер не считает, что, собираясь подслушивать разговор Гамлета и королевы, он поднимает какие-то правила. Они для него вообще не являются чем-то существенным, т.е. чем-то таким, за что человек может поплатиться жизнью. Для него важно другое: узнать, что в мыслях принца, и прислужиться королю. Но Гамлет живет по другим правилам. Принц уверен: покачнется мораль — сгинет государство, и потому берет на себя ответственность за все, что происходит: “Наш век свихнулся. О доля зла моя! Наш век должен исправить я”. Гамлет убивает Полония случайно. Тем не менее решительность убить того, который подслушивает чужие разговоры, является свидетельством уверенности героя в своем праве бороться за соблюдение моральных правил даже таким образом. Узнав об ошибке (за одеялом — не Клавдий, а Полоний), принц воспринимает смерть канцлера лишь как справедливое наказание за подлый поступок. Гамлет считает, что он действует по доверенности Бога. Мысль о собственной ответственности за совершенное появляется, тем не менее она не четко структурирована. Герой догадывается, что ему придется отвечать, тем не менее не задумывается над тем, каким образом он заплатит за совершенное. Спустя некоторое время, стараясь уберечь, спасти от яда двора и давления общества любимую Офелию, принц убьет ее веру в любовь как спасение, разрушит ее духовный мир. Гибель Офелии в определенной степени станет следствием, своеобразным счетом, который Небо предъявит Гамлету. Позднее рука Гамлета приблизит и смерть Лаэрта. Смерть Офелии и Лаэрта — последняя страница истории семьи Полония. Не есть ли это своеобразным наказанием Провидения? Cочинение «Характеристика образа Клавдия в трагедии Шекспира «Гамлет» В образе Клавдия запечатлен тип кровавого монарха узурпатора, столь ненавистный гуманистам. Сохраняя маску добропорядочного человека, заботливого правителя, нежного супруга, этот «улыбчивый подлец» не связывает себя никакими моральными нормами: нарушает клятву, совращает королеву, убивает брата, осуществляет коварные замыслы против законного наследника. При дворе он возрождает старые феодальные обычаи, потворствует шпионажу, доносам. «Диксе и злое здесь властвует». Наделенный «волшбой ума, коварства черным даром», Клавдий проницателен и осторожен: он ловко предотвращает поход Фортинбраса на Данию, быстро гасит гнев Лаэрта, превращая его в орудие расправы с Гамлетом, создает видимость коллегиальности в управлении государством. Боясь, что народ вступится за принца, козни против него король ведет очень осторожно: он не верит молве о безумии Гамлета. Конфликт между гуманистом Гамлетом и тираном Клавдием – это конфликт старого и нового времени. Cочинение «Характеристика образа Гертруды в трагедии Шекспира «Гамлет» Сложное чувство вызывает к себе королева. Гертруда – слабовольная, хотя и неглупая женщина. За величавостью и внешним обаянием не сразу определишь, что в королеве нет ни супружеской верности, ни материнской чуткости. Народ Дании далек и чужд королеве. Когда вместе с Лазртом во дворец врываются люди, недовольные королем, она кричит им: «Назад, дрянные датские собаки!» Хлесткие, откровенные упреки Гамлета, адресованные королеве-матери, справедливы. И хотя в конце трагедии ее отношение к Гамлету теплеет, случайная гибель королевы не вызывает сочувствия у читателей, так как они видят в ней косвенную пособницу Клавдия, которая сама оказалась невольной жертвой его очередного злодеяния. Затем, подчиняясь отцу, покорно помогает осуществить «эксперимент» над якобы безумным принцем, чем глубоко ранит его чувство и вызывает неуважение к себе. Молва о безумии принца принимается ею без попытки усомниться, и это тем более странно, что с нею-то Гамлет не притворялся. Она лишь сожалеет: «О, что за гордый ум сражен!..Вельможи, бойца, ученого.Цвет и надежда радостной державы, чекан изящества, зерцало вкуса,пример примерных – пал, пал до конца!» Cочинение «Характеристика образа Лаэрта в трагедии Шекспира «Гамлет» В век Шекспира сохранялись еще многие обычаи средневековья, в частности обычай кровной мести. О нем рассказал драматург в трагедии «Ромео и Джульетта». Слепая сила этого обычая жила и в Лаэрте. Лаэрт прямолинеен, энергичен, смел, по-своему нежно любит сестру, желает ей добра и счастья. Но судя по тому, как, тяготясь домашней опекой, Лаэрт стремится покинуть Эльсинор, трудно поверить, что он очень привязан к отцу. Однако услышав о его гибели, Лаэрт готов казнить виновного, будь это сам король, которому он принес присягу верности. Его не интересует, при каких обстоятельствах погиб отец, и был ли он прав или неправ. Главное для него – отомстить. Зритель понимает состояние Лаэрта-сына, но до того момента, пока тот не вступает в сговор с королем, и совершенно не приемлет Лаэр”а, когда он выходит на состязание с принцем, имея отравленное оружие: Лаэрт пренебрег рыцарской честью, достоинствэм и великодушием, ведь перед состязанием Гамлет объяснился с ним и Лаэрт протянул ему руку. Только близость собственной смерти, сознание того, что сам он оказался жертвой коварства Клавдия, заставляет его сказать правду. Cочинение «Любил ли Гамлет Офелию» Этот вопрос постоянно возникает при прочтении трагедии, но не имеет ответа в ее сюжете, в котором отношения героев не строятся как любовные. Они сказываются иными мотивами: отцовским запретом Офелии принимать сердечные излияния Гамлета и ее повиновением родительской воле; любовным отчаянием Гамлета, подсказанным его ролью сумасшедшего; подлинным безумием Офелии, сквозь которое словами песен прорываются воспоминания о том, что было, или о том, что не было между ними. Если любовь Офелии и Гамлета существует, то лишь прекрасная и невоплощенная возможность, намеченная до начала сюжета и уничтоженная в нем. Офелия не разбивает круг трагического одиночества Гамлета, напротив, дает ему острее почувствовать это одиночество: ее превращают в послушное орудие интриги и делают опасной приманкой, на которую принца пытаются поймать. Судьба Офелии не менее трагична, чем судьба Гамлета, и еще более трогательна, но каждый из них отдельно встречает свою судьбу и переживает свою трагедию. Офелии не дано понять, что Гамлет – человек философской мысли, что в страданиях мысли, правдивой, требовательной, бескомпромиссной, – жребий Гамлета, что гамлетовское «я обвиняю» передает невыносимость его положения в конкретном мире, где извращены все понятия, чувства, связи, где кажется ему, что время остановилось и «так есть, так будет» вечно. Отчужденный от семьи, от любви, Гамлет теряет веру и в дружбу, преданный Розенкранцем и Гильденстерном. Их он отправляет на смерть, которая была уготовлена ему при их, пусть невольном, содействии. Все время казнящий себя за бездеятельность, Гамлет успевает немало совершить в трагедии. Говорят даже о двух Гамлетах: Гамлете действия и Гамлете монологов, весьма между собой различных. Колеблющийся и размышляющий – второй; над первым же еще сохраняет власть инерция общепринятого, инерция самой жизни. И даже инерция собственного характера, как мы можем судить, по своей природе отнюдь не слабого, решительного во всем, пока дело не касается главного решения – мстить. Гамлет – просветившийся в гуманизме человек, которому ради выяснения истины приходится совершить шаг назад, к средневековым понятиям о «совести» и «стране, откуда никто не возвращался». «Совесть», как и гуманизм, стала современным для нас словом, изменив, расширив свое изначальное содержание. Нам уже очень трудно представить себе, как то же слово воспринималось шекспировской аудиторией, обозначая для нее прежде всего страх перед загробным наказанием за свои земные поступки, тот самый страх, от которого новое сознание стремилось освободиться. К людям народа влечет душу Гамлета, к Гамлету – их души, «к нему пристрастна буйная толпа», но это их взаимное тяготение не приводит к их соединению. Трагедия Гамлета – это и трагедия народа. Задумываясь о смысле человеческого существования, Гамлет произносит самый волнующий и глубокий из своих монологов, первые слова которого давно уже стали крылатым выражением: «Быть или не быть, вот в чем вопрос»1. Этот монолог содержит целый клубок вопросов. Тут загадка «безвестного края, откуда нет возврата земным скитальцам», и многое другое. Но главное – выбор поведения в жизни. Быть может, «покорятся пращам и стрелам яростной судьбы?» – спрашивает себя Гамлет. «Иль, ополчась на море смут, сразить их противоборством?». Вот выход, в самом деле, героический. Не для того же создан человек «с мыслью столь обширной, глядящей и вперед и вспять», чтобы «богоподобный разум… праздно плесневел»! Гамлета чаще влечет к философским раздумьям, но уж если судьба вручила ему титаническую миссию восстановить нравственное здоровье рода человеческого, навсегда избавить людей от подлости и негодяйства, Гамлет от этой миссии не отказывается. После этого не слабохарактерностью Гамлета объяснять надо его метания, колебания, умственные и эмоциональные тупики, а историческими условиями, когда народные бунты кончались поражением. Слиться с народом – ни в его борьбе, ни в его временной покорности – Гамлет не мог. Гамлет несет в себе луч великой надежды – горячий интерес к будущему человечества. Последнее его желание – сохранить свое «раненое имя» в памяти потомства, и, когда Горацио намеревается допить остаток яда из кубка, чтобы умереть вслед за другом, Гамлет молит его не делать это. Отныне долг Горацио –рассказать людям о том, что произошло с Гамлетом и почему он так страдал.
Свежее в блогах