Снова о Моцарте и Сальери.

Esprit de L'Escalier Авторская проза 18 ноября 2016 Рейтинг: 0 Голосов: 0 662 просмотра

Долгие годы мне казалось, что лучшее произведение Пушкина – это поэма «Медный всадник».

Написана точно, необыкновенно музыкально, компактно, не размазано, как «Евгений Онегин», о чём сам поэт отзывался: «Пишу новую поэму, в которой забалтываюсь донельзя».

Мне повезло как-то услышать «Медный всадник» в исполнении Журавлёва. Нечто потрясающее! Звучит, как лучшие произведения Моцарта.

И вот в последние годы начинаю склоняться к тому, чтобы признать именно его драму «Моцарт и Сальери» лучшим из всего, что он сотворил.

Перечитывал её раз десять в последнее время и каждый раз поражался точности и тонкости талантливого описания Пушкиным чувств и мыслей двух героев. Гениально! Вневременное, универсальное произведение, доколе жив будет хоть один двуногий.




Но испытываю постоянное раздражение из-за клеветы Пушкина на Сальери.

Кем был реальный Антонио Сальери?

Итальянский композитор, большую часть жизни проживший в Вене. Туда его пригласил придворный капельмейстер Гассман, когда Сальери было всего шестнадцать лет. И тут же он был представлен императору Иосифу Второму, на которого молодой талант произвёл очень хорошее впечатление. В двадцать лет написал свою первую оперу. В двадцать четыре года император дал ему титул «Придворного композитора». А в тридцать восемь он стал «Придворным капельмейстером» и в этой должности пробыл 36 лет, практически до конца своей жизни.

Был дружен с Гайдном. Обучал композиции Бетховена, который в благодарность посвятил ему три инструментальных сюиты.

Его опера «Тарар» по либретто Бомарше, с которым Сальери тоже дружил, была куда популярней у венской публики, чем «Дон Жуан» Моцарта.

А вот Моцарт с ним НЕ ЛАДИЛ!!! И даже рапространял про него клеветническую сплетню, что, якобы, Сальери пытался его отравить! (Думаю, у Моцарта были обострения параноидального бреда). После смерти Моцарта история его болезни была изучена целым консилиумом независимых врачей, была даже, кажется, произведена эксгумация его тела и проверка на наличие яда. Никакого яда не было. Моцарт умер от ревмокардита, которым страдал долгие годы до смерти. (Как сказал один физиолог: «Ревматизм лижет суставы и кусает сердце».) И, в добавок, от избыточного, принятого тогда метода «кровопускания». Слишком много крови было потеряно зря от этой «процедуры», что вызвало критическое падение кровяного давления и, как следствие, асистолию, остановку сердца.

Характер у Моцарта был тоже – прескверный. Ухаживал за сестрой Констанции, но получил отказ. Тогда, наверно с досады и дабы как-то «отомстить» ей, женился на её сестре. Тратил деньги безрассудно и потому, умерев, оставил семье огромный долг и сам был похоронен в Вене в могиле для бедных.




Знаменитая история с «Реквиемом» тоже исследована. Оказалось, что его у Моцарта заказал музыкант-любитель Граф Франц фон Валсегг, который часто заказывал музыкальные произведения у профессиональных композиторов и затем исполнял их, присвоив себе авторство. Плагиатор! «Реквием» не был окончен Моцартом. Но его ученик Франц Ксавьер Зюссмайер восстановил некоторые записи Моцарта, вспомнил, что Моцарт ему напевал, рассказывая о «Реквиеме» и таким образом дописал финал. Того же Зюссмайера Моцарт как-то заподозрил в том, что тот является любовником его жены и даже по крыше залез к нему в спальню, дабы «разоблачить обоих». Конечно, это был просто параноидальный бред.

Так кто кому должен был завидовать по Пушкину?

Сальери, преуспевающий талантливый композитор и придворный капельмейстер, или «неудачник» Моцарт???

Я не говорю о РЕАЛЬНОМ великом таланте Моцарта, в котором нет ни малейших сомнений, а о психологической атмосфере, в которой жили он и Сальери.

Фактически, эта драма Пушкина НЕ о Моцарте и Сальери, а некая УНИВЕРСАЛЬНАЯ коллизия трудолюбивого, но  не слишком наделённого талантом человека и блистательного, даже слегка легкомысленного, таланта. И таких столкновений в реальной жизни много. Поэтому и подходит ко многим случаям и вариантам, о чём писал раньше в заметочке «Василий Иванович Сальери и Вольфганг Амадеус Петька»

15 XI 2016

Похожие статьи:

Авторская проза И снова о гениальностях. (Писульки Эспри де Л'Эскалье)
Авторская проза Пушкин и Сальери (Писульки Эспри де Л'Эскалье)
Авторская прозаСнова о Принципе Художественной Дополнительности.
Авторская прозаПамяти Леонида Васильевича Соловьёва.
Авторская прозаВасилий Иванович Сальери и Вольфганг Амадеус Петька.
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Свежее в блогах

Они кланялись тем кто выше
Они кланялись тем кто выше Они рвали себя на часть Услужить пытаясь начальству Но забыли совсем про нас Оторвали куски России Закидали эфир враньём А дороги стоят большие Обнесенные...
Говорим мы с тобой как ровня, так поставил ты дело сразу
У меня седина на висках, К 40 уж подходят годы, А ты вечно такой молодой, Веселый всегда и суровый Говорим мы с тобой как ровня, Так поставил ты дело сразу, Дядька мой говорил...
Когда друзья уходят, это плохо (памяти Димы друга)
Когда друзья уходят, это плохо Они на небо, мы же здесь стоим И солнце светит как то однобоко Ушел, куда же друг ты там один И в 40 лет, когда вокруг цветёт Когда все только начинает жить...
Степь кругом как скатерть росписная
Степь кругом как скатерть росписная Вся в траве пожухлой от дождя Я стою где молодость играла Где мальчонкой за судьбой гонялся я Читать далее.........
Мне парень сказал что я дядя Такой уже средних лет
Мне парень сказал что я дядя Такой уже средних лет А я усмехнулся играя Словами, как ласковый зверь Ты думаешь молодость вечна Она лишь дает тепло Но жизнь товарищ бесконечна И молодость...