По следам Праведника
Как интересно делать для себя открытия! Пусть даже самые скромные. Вот, к примеру, как произошло моё знакомство со святым Мартином, одним из самых почитаемых праведников в христианском мире.
Всё началось с любимого мною Львова. Несколько раз бывала в нём, к сожалению, только проездом. А для основательного осмотра этого города нужны не часы, а дни и даже недели.
Несколько лет назад, при очередном «набеге» на Львов, я буквально неслась по городу. Времени было в обрез. В руках неустанно работал затвор фотоаппарата, оставляя в своей памяти всё, что ухватил мой цепкий взгляд. Утешала себя мыслью, что потом, по приезде домой, во всём разберусь.
И настал час, когда надо было во всём разобраться.
Среди сотен снимков вдруг остолбенело «спотыкаюсь» на одном фото и не могу вспомнить, где я запечатлела эту белоснежную композицию на фоне тёмной, почти чёрной, стены.
Начались кропотливые поиски в Интернете. Трудность заключалась в неконкретности формулировки вопроса. Как назвать то, что я ищу? Придумывались разные варианты, но всё было тщетно. Четыре дня упорной работы не принесли никакого успеха.
И я ругала себя, что не догадалась сфотографировать адрес на стене дома, украшенного белым всадником.
Именно адрес, или хотя бы название улицы, были бы мне замечательной подсказкой.
Но, может быть, в душе я и не хотела лёгкого пути в поиске? Во — первых, за четыре «безуспешных» дня я много посмотрела и почитала попутно, и это прибавило мне знаний о центре Львова, а, во-вторых, когда, всё-таки, на пятый день, нашла свою скульптуру, радость от находки была на грани ликования! Стоило помучиться ради этого чувства победы и восхищения Интернетом!
Итак, был найден этот уникальный чёрный дом, который называется по-украински « Чорна Кам’яниця» (по-русски «Чёрная Каменица»). В переводе с польского „Kamienica“ означает многоквартирный дом. Здание расположено на площади Рынок, под номером 4. ( Это для тех, у кого будет возможность побывать во Львове.)
Теперь легко было узнать, что за скульптура находится на фасаде Каменицы.
Это «Святой Мартин»! Если бы я была знакома с символикой, присущей его образу, не было бы и поиска. Но именно моё незнание привело к интересному исследованию.
Теперь я всюду и безошибочно определяю Мартина среди других почитаемых героев.
Он непременно изображается на коне, с мечом в руке. Рядом с ним всегда находится пеший человек, обнажённый или плохо одетый, вопрошающий, ждущий помощи.
Мартин стал святым благодаря необыкновенной доброте и великому милосердию. Он назван Милостивым за свою благотворительность и попечение о бедных.
О нём пишут, что родился в 316 году в венгерском городке Саварии, в провинции Римской империи Паннонии. Родители его были язычниками.
Но Мартин рано познакомился с носителями христианской веры и проникся примером подвижника Антония Великого.
Уже в двенадцать лет он захотел стать отшельником, но отец воспротивился этому и решил определить сына на военную службу.
Когда юноше исполнилось пятнадцать лет, родитель, как пишет Димитрий Ростовский, «схватил его, заключил в цепи и силой вынудил принять военную присягу».
Чин конного офицера давал Мартину немалые привилегии, но молодой человек не изменил благочестивого образа жизни. Он относился к своему слуге, как к другу и брату; он оставлял себе из жалования только необходимое, остальное отдавал нуждающимся.
Товарищи и сослуживцы искренне уважали его за простоту и мудрость.
Согласно легенде, когда Мартину было чуть больше двадцати, с ним произошёл знаменательный случай. Войско, в котором он служил, расквартировалось на зимовье в городе Амьене. Зима была чрезвычайно сурова, и Мартин всячески помогал местным беднякам.
Однажды, проходя через ворота города, он встретил закоченевшего нищего. Исполненный сострадания, он скинул с себя плащ, разрезал его пополам и половину отдал несчастному.
Ночью Мартину приснился сон, что в образе бедняка к нему приходил Христос, и это видение стало поворотным пунктом в его судьбе.
Он принимает крещение, и отныне воинская служба ещё больше тяготит его, а мечта о новой подвижнической и уединённой жизни захватывает всё его существо.
Но ещё долгих два года приходится Мартину нести суровую службу в непрестанных боях против алеманнов, германских племён. Перед одним из сражений Мартин смело заявил военачальнику Юлиану об отказе принимать участие в битве. Начальник упрекнул воина в трусости. Что последовало за этим, описывает всё тот же Димитрий Ростовский:
« — Если ты принимаешь мое отречение за трусость, а не за верность, то поставь меня завтра одного, без всякого оружия, в самом опасном месте битвы. Тогда ты увидишь, что без всякого оружия, с одним только именем Христа и знамением Его святого Креста, я безбоязненно буду наступать на ряды неприятеля.
— Пусть будет так, — сказал Юлиан, и приказал отдать Мартина до следующего дня под стражу.
Но на другой день алеманны, при виде прекрасно устроенного войска Юлиана, отправили к нему для мирных переговоров послов с предложением полной покорности. Мир был заключен. После сего, Мартин был освобожден от своей военной присяги и поспешил немедленно оставить войско.»
С того момента и до самой смерти жизнь Мартина была посвящена смиренному служению Богу. Он прошёл тяжкий путь мучительных испытаний, злобных гонений, грубых оскорблений, телесных истязаний, тюремных заключений и смертельных угроз.
Преследуемый духовными противниками, Мартин вынужден был бежать на нелюдимый остров Капрарию, который буквально кишел ядовитыми змеями. Здесь он жил в наряженной работе над своим нравственным совершенствованием, в обществе только одного товарища и в условиях полного аскетизма.
Спустя пять лет тучи над Мартином развеялись. Он покидает остров и едет к своему учителю Иларию в Пуатье. Мартин отказывается от предлагаемого ему духовного сана, желая оставаться простым иноком. Под покровительством Илария Мартин основывает в деревне Лигужи монашескую обитель, куда стали стекаться многие его друзья и ученики .
Так был заложен первый монастырь в Галлии. О Мартине разошлась слава как о святом, исцеляющем тяжело больных и подающем пример своей праведностью и добродетелью.
Когда в городе Туре освободилась кафедра епископа, верующие пожелали видеть Мартина своим святителем, но, зная, что он не стремится занять высокое положение в церкви, пошли на обман.
К святому был подослан человек, слёзно просивший пойти в город и помолиться за его больную жену. Как только Мартин оказался в храме, его окружил народ и хором провозгласил епископом.
Став священником, Мартин не переменился душой. Он оставался скромным в одежде, в еде, в житейских потребностях и по-прежнему служил образцом глубокого смирения.
В уединённом месте, между скалистым берегом и рекой Луарой, он построил деревянную келью для молитвенных свершений. За ним потянулись другие верующие. Кто смастерил хижину, кто заселился в рукотворных горных пещерах.<o:p></o:p>
Так образовалась новая монашеская обитель, которая называлась монастырём Мартина. Здесь действовал строгий устав, о некоторых положениях которого следует упомянуть. Пища принималась раз в день и состояла из хлеба, маслин и овощей. Одежда шилась из сукна грубого верблюжьего волоса, а иноки жили в безусловном послушании и почти в полном безмолвии.
Мартин был непримирим в борьбе с язычеством, за что много раз был изгоняем из городов и селений, где о новой вере ещё никто не знал. Но силой своего внушения и молитвами он иногда успешно обращал язычников в христианство. Вот только родного отца обратить в свою веру не смог.
Зная всё это, можно представить, какой значительной личностью в истории нарождающегося христианства в IVвеке был святой Мартин.
Вернувшись из Львова, вскоре оказываюсь в немецком городке Бад Орбе. Он привлекает чудесным парком, заложенным в 1900 году, И я люблю периодически гулять в нём. Перед входом в парк находится скульптурная композиция, на которую раньше смотрела пустыми глазами. И вдруг — я будто пробуждаюсь от долгого сна – да ведь в ней уже известная мне картина! Всадник и нищий! Святой Мартин! На радостях присаживаюсь на скамеечку и разрешаю себя запечатлеть на фоне!
Приезжаю домой – и снова «ныряю» в Интернет.
Оказывается, Бад Орб, во-первых, находится под покровительством Св. Мартина, что отражено на городском гербе, а, во- вторых, такая же скульптура подарена немцами в начале 2000-х годов подмосковному городу- побратиму Истре!
Начинаю понимать, что львовская находка была не случайной. Как бусинки на ниточку, стали нанизываться мои новые скульптурные встречи с Мартином. Прогулка по немецкому распрекрасному городу Ашаффенбургу в 2013 году дарит мне новую радость. Внимательно осматривая фасад Собора св. Петра и Александра, замечаю моего знакомца, расположившегося под розеткой фронтона, скромного, сравнительно небольшого. Но он же и в жизни был скромным!
Третье открытие ожидало меня во Франкфурте. Если Вы решитесь войти во внутренний двор старого замка Хёхста, Вам придётся пройти через главные ворота. И стоит только приостановиться перед ними и поднять глаза чуть выше уровня четырёх - пяти метров, Вы сразу заметите, что святой Мартин, молоденький и беззаботный, встречает Вас, готовый пожертвовать для Вас своим плащом в случае проливного дождя.
Скульптура старинная, исполнена в примитивном стиле, но, главное, символична. Помните, люди, о милосердии.
Кстати, когда Мартина изображают молодым, это очень верно. Ему же было всего 21 год, когда он совершил свой добрый поступок с дарением одежды. Поэтому львовский Мартин на Каменице неоправданно стар, хотя вся скульптура очень хороша.
Передвигаясь на запад от Франкфурта, попадаем в столицу Земли Райнланд – Пфальц, город Майнц. Бывала там, но в далёкие девяностые, конечно, не обратила внимания на фигуру всадника, высоко поднятого над землёй, на крыше Домского собора.
Эта статуя очень хороша! Как благороден и красив юный римский воин; каким воланом спускается его шикарный плащ; как изящна фигура легкого боевого коня! Не представляю, как фотографу удалось сделать этот великолепный снимок.
Заглянем теперь в некоторые страны Западной Европы. Из Майнца отправимся на авто в Швейцарию. До границы всего 330 км. Заедем в приграничный Базель и погуляем по нему. Конечно, нам посоветуют побывать в Кафедральном Соборе, постройке 14-15 веков. Здание в романском стиле, с двумя башнями, поднимающими свои шпили на высоту выше шестидесяти метров. Правая башня носит название Святого Мартина, и, соответственно, она украшена его скульптурой.
Старинное изваяние Мартина из 15-го века можно найти в Вероне, являющейся одним из самых привлекательных исторических и культурных центров Северной Италии.
В самом центре тосканского городе Лукка находится знаменитый Собор святого Мартина. Первоначально это была церковь, но уже в восьмом веке ей был присвоен статус собора. В течение многих столетий в нём велись большие работы по реконструкции, укреплению фундаментов, украшению наружных и внутренних пространств. Окончательный облик собор приобрёл к началу 17-го столетия. В нём собраны шедевры скульптуры, живописи, резьбы как безвестных мастеров прошлого, так и великих: Доменико Гирландайо, Тинторетто, Федерико Дзуккари, Фра Бартоломео, Маттео Чивитали, Якопо дела Кверча.
В честь святого Мартина внутри собора имеются барельефы, отражающие эпизоды из его жития, а снаружи, под сводами портика, установлена статуя традиционного сюжета удивительной выразительности и изящества.
Нельзя не вспомнить французского города Тура, с которым тесно связана миссионерская деятельность святого Мартина. Во времена Римской Империи город был весьма процветающим, чему способствовали и выгодное положение, и плодородные земли, и предоставленные центральными властями экономические привилегии. Заняв место епископа, святой Мартин снискал на этом поприще невероятную популярность и поклонение верующих.
Он умер в 397 году во время молитвы в городке Канда. Местные жители хотели похоронить его у себя, но монахи Тура тайно вывезли его тело на лодке и организовали похороны, на которых присутствовало неслыханное по тем временам количество монахов — около двух тысяч.
И сейчас город Тур называют городом Святого Мартина, а церковь, возведённая над захоронением останков Святого, является местом неиссякаемого паломничества.
И вернёмся еще раз на Украину, в современное Закарпатье - Ужгород и Мукачево. День святого Мартина отмечают обычно осенью. Католики – 11 ноября, православные – 12 октября. В католическом мире святого Мартина называют Турским, в православном – Милостивым.
Судя по сообщениям печати, в Закарпатье каждый год устраиваются весёлые праздники-шествия с участием конников и пеших горожан.
Как жители французского Тура и немецког Бад Орба, так и жители Мукачево определили Мартина Турского своим покровителем. Возможно, уже скоро работа «Святой Мартин» талантливого украинского скульптора М. Колядко украсит одну из главных площадей города.
«Не заботься о завтрашнем дне: завтрашний день сам будет заботиться о себе» ( От Матфея гл.6, 34) - Одна из заповедей, которыми руководствовался Святой Мартин в своей жизни. Может, и нам иногда следует помнить об этом.
Свежее в блогах