1
О том, что мир вокруг нас не совсем такой, каким он представляется нашему восприятию, догадывались уже давно. Еще Платон считал, что материальная действительность является лишь несовершенным отражением истинной жизни, сосредоточенной в бессмертных образах-идеях. В дальнейшем подобные догадки высказывали многие философы и ученые, начиная с немецкого математика Готфрида фон Лейбница и заканчивая нашим современником, физиком-теоретиком Давидом Бомом, автором фундаментальных работ по теории относительности и квантовой механике.
Так, согласно теории Бома, явления, которые мы воспринимаем органами чувств или при помощи приборов как дискретные, представляют лишь фрагмент реальности, так называемый эксплицитный или развернутый порядок. Но под этим развернутым порядком дискретных явлений находится скрытый или имплицитный порядок неразделимой целостности. И именно этот порядок неразделимой целостности и определяет нашу действительность. Иными словами, физические объекты только кажутся разделенными в пространстве и времени. На самом же деле они объединены неким основополагающим способом, а вселенная напоминает организм, отдельные клетки которого имеют смысл только в их отношении к целому.
Таким образом, выводы, к которым мы пришли в конце предыдущего раздела, не являются чем-то абсолютно новым. Новым, то есть тем, что пока еще никем не предпринималось, является наша попытка, во-первых, определить, что представляет собой сама неразделимая целостность и, во-вторых, построить конкретный механизм, способный наглядно показать, как именно эта целостность создает материальный мир дискретных явлений. Конечно, в нашем распоряжении нет оборудования, необходимого для проведения исследований в области субатомного мира. Не будем мы строить и математические модели этого мира, которые мало что могут нам объяснить. А попробуем решить проблему методом простых рассуждений, опираясь на самоочевидные и хорошо известные факты.
2
Итак, чтобы выяснить, что представляет собой неизвестная нам реальность, вначале надо подумать над тем, как восстановить механизм возникновения образа. Тогда мы смогли бы понять, на каком этапе и как эта реальность формирует образ.
Рассмотрим для этой цели механизм действия одного из органов чувств. И поскольку свыше 90 % получаемой информации приходится на зрение, остановимся именно на зрении. Начнем с того, что восприятие мира в формах возможно лишь постольку, поскольку возможно восприятие цветов в их раздельности. В самом деле, чтобы обозначить границу между двумя предметами, надо иметь по крайней мере два цвета, в которые эти предметы были бы окрашены. Ведь даже если мы видим их черно-белыми, они все равно имеют оттенки, позволяющие глазу отличать их друг от друга. Если бы мир был окрашен в один цвет, воспринимать его мы бы не смогли.
Но для начала видения одних границ между цветовыми полями мало: они уходят в бесконечность и не могут дать определенность, необходимую для создания формы. Такую определенность может дать только некий простейший объект, который являлся бы первым актом восприятия и с которого мозг мог бы начать строительство формы. Таким простейшим объектом может быть только точка, потому что проще точки ничего не бывает. Однако сама по себе точка воспринимаема быть не может: она может образоваться только в результате пересечения двух линий. Поэтому, чтобы точка была воспринимаема зрением, необходимо как минимум три цвета: два граничащих цвета дадут линию, протяженную в обе стороны до бесконечности, а третий цвет – ограничит эту линию другой линией (см. рисунок 6).
Но для формирования образа точки тоже недостаточно. Поскольку точка, как известно, длительности не имеет, сколько бы точек мы ни складывали, в итоге, кроме точки, все равно ничего не получится. Поэтому, чтобы возник образ, мозг должен сначала из совокупности точек создать форму и только потом уже из совокупности форм, как из кирпичей, выстроить образ. Причем, если учесть, что человеческий мозг работает по принципу экономии энергии, форма эта должна быть простейшей, то есть для ее создания мозг должен ограничиваться минимально необходимой информацией. Такой простейшей формой может быть только треугольник, поскольку, чтобы его увидеть, выделив из окружающего фона, мозг должен получить от зрения информацию всего о трех точках. Посмотрим, как на основании информации о трех точках мозг формирует треугольник. Возьмем три произвольно расположенные точки, каждая из которых ограничена тремя цветовыми полями (см. рисунок 7).
Обратим внимание, что все они существуют самостоятельно и ничем друг с другом не связаны. Чтобы мозг мог объединить их в нечто единое, нужно, чтобы все они имели между собой что-то общее, что-то их объединяющее. Мы видим, что разделяют точки друг от друга цветовые поля. Пока каждая точка имеет по три ограничивающих ее поля, все они остаются полностью автономными. Значит, чтобы объединить эти три точки в треугольник, нужно цветовые поля всех трех точек организовать таким образом, чтобы каждая из них имела только по два своих поля, третье же было бы для них общим. Тогда возникшие между граничащими цветовыми полями линии и образуют искомый треугольник.
Нетрудно сосчитать, что в этом случае, если каждая из трех точек будет иметь только по два своих поля, а третье поле у них будет одно на всех, – количество ограничивающих точки цветовых полей в сумме будет равно семи. Вот это и есть тот цветовой спектр, который воспринимается нашим зрением. Но каждая точка, как мы выяснили, имеет по три цветовых поля, а три точки в сумме будут иметь их уже девять. Куда же делись два цветовых поля?
Ответ может быть только один: мозг в целях придания восприятиям формы просто «жертвует» их частью. Он как бы «делает вид», что этих цветовых полей не существует, отправляя их в область невоспринимаемого. Из этого следует, что органами чувств человек воспринимает не семь, а девять цветов спектра, и тот факт, что человеческий мозг воспринимает лишь семь из них, говорит о том, что именно здесь и заложена причина изменения реальности.
Любопытно, что еще Платон в знаменитом своем диалоге «Тимей» утверждал, что поверхность тел бог сотворил из треугольников. По его словам, «…любая глубина должна быть ограничена природой поверхности, а всякая плоская поверхность состоит из треугольников». Разумеется, не надо думать, что эти треугольники можно увидеть глазами, – ведь их бесконечное множество, а построение из них образов происходит на уровне подсознания.
3
Здесь следует обратить внимание на любопытное совпадение, которое прямо-таки бросается в глаза: число цветовых полей, поступающих на сетчатку глаза, соответствует ряду натуральных чисел от «1» до «9». Причем семь из них соответствует числу полей видимого спектра, а два – его невидимой части. При этом заметим, что количество звуков музыкального лада тоже равно семи, а в соответствии с так называемой стереохимической теорией числу «7» соответствует также и количество основных запахов. Не исключено, что и осязание, и вкус подпадают под это правило с той лишь разницей, что они не дифференцированы сознанием в такой же степени, как зрение и слух. Случайно ли это? Не является ли ряд натуральных чисел отражением нашей способности различать цвета и звуки?
Как известно, числа не всегда существовали исключительно для обслуживания наших потребностей в счете. Как сказано в энциклопедии «Мифы народов мира», в архаических культурах число и счет были священными средствами ориентации во вселенной, с их помощью воспроизводилась структура космоса и правила поведения в нем человека. Пифагорейцы, например, считали, что мир есть число, китайский мудрец ХIII века Чжай Шень утверждал, что следование числу дает знание всех вещей, а тамильский поэт VII века Аппар писал о Шиве, что «он – число и цифра для числа». Начало применения чисел в счетно-хозяйственных целях относится к более поздней стадии, когда члены числового ряда утратили свои божественные качества, а сам числовой ряд стал однородным. Значит, возникновение числового ряда связано не с потребностями счета. С чем?
Обратим внимание: когда мы заняты созерцанием картин природы, то невольно ищем в них какой-то порядок, какую-то геометрическую организацию. Это особенно заметно в произведениях живописи, всегда имеющих четкую композицию. Не только на реалистических полотнах, но и в картинах с абстрактным изображением должен присутствовать некий ритм, без которого эти картины просто перестают быть произведениями искусства. Но природа, как известно, геометрических форм не создает. Значит, художник сам наделяет изображаемый объект пропорциями, стремясь тем самым установить с ним гармонические отношения. Не потому ли, что наше восприятие, имея геометрическую организацию, само закладывает в сознание человека такое требование? Но тогда ситуация идеальной гармонии между человеком и внешним миром возможна лишь в том случае, если внешний мир будет организован на основе идеальных геометрических фигур. Например, как мир современных городов.
Нетрудно представить в таком случае, что должен был испытать наш далекий предок, впервые ощутив себя в мире, который становился для него внешним. Скорее всего, это было чувство чудовищного дискомфорта, когда все вокруг воспринималось как один сплошной хаос, без всякой надежды отыскать в нем хоть одну прямую линию. Вот здесь-то у человека и могла возникнуть психологическая потребность придать миру ту форму, которая соответствовала бы формам его восприятия. То есть вначале вывести эти формы в сознание и перенести их на бумагу (глину, пергамент), а затем на их основе выстроить рядом с реальным миром свой, человеческий.
Вероятно, так и появляются точка, линия и треугольник, а также те несколько простых истин, которые мы называем постулатами. Что же касается ряда натуральных чисел, то он, скорее всего, тоже возникает из элементов восприятия. Только однородных, таких, которые были бы общими и для точки, и для линии, и для треугольника. Такими однородными элементами восприятия являются, как мы уже установили, цветовые поля. Поскольку геометрически эти поля выглядят как плоскости, то есть однородно, они-то, как видно, и должны были стать тем эквивалентом, который позволил человеку создать ряд натуральных чисел. Так линия, протяженная в обе стороны до бесконечности и потому неопределенная, видимо, начинает ассоциироваться с числом «2» (разделяет два цветовых поля), точка – первая определенность, с числом «3» (три цветовых поля), а треугольник – с числами «7» (вторая определенность) и «9» (полнота). Остальные числа могли возникнуть в результате их сочетания.
Теперь можно, комбинируя различные элементы, строить математические модели мира, а потом на основании этих моделей вносить в реальный мир свои коррективы. Так возникает воплощенный в числе порядок, олицетворяющий для человека искомую гармонию. И одновременно появляются предпосылки для создания учения об идеальном мире, который может постигаться только при помощи математики и по отношению к которому материальный мир является всего лишь его несовершенным отпечатком.
4
Итак, мы пришли к выводу, согласно которому первые девять чисел натурального ряда возникли из потребности нашего мозга в создании элементарной геометрической формы. Но здесь возникает проблема в определении статуса математики как науки. Если исходить из того, что ряд натуральных чисел – это основа всей математики, то получается, что математика не имеет к реальности никакого отношения. Скорее она представляет собой умозрительную схему того, как мозг, получив информацию от органов чувств, выстраивает из нее структуру созерцаемых нами форм. Не отсюда ли таинственная вездесущность математики, позволяющая использовать ее в самых разных сферах знания: ведь любая информация обрабатывается мозгом по одной и той же схеме?
Однако с другой стороны, математика является безупречным инструментом исследования и описания физических явлений. Ее абстрактные идеи находят полное соответствие во внешнем мире и прекрасно согласуются с опытом. Эвклидова геометрия, гелиоцентрическая система Коперника и Кеплера, механика Галилея и Ньютона, электромагнетизм Максвелла, теория относительности Эйнштейна – все это математика.
Что же, в таком случае, представляет собой математика? Отражает ли она какую-то реальность или же целиком является свободным творением человеческого духа? Или, говоря словами Эйнштейна, «Почему возможно такое превосходное соответствие математики с реальными предметами, если сама она является произведением только человеческой мысли, не связанной ни с каким опытом?». (Все цитаты данного раздела приведены по книге Мориса Клайна «Математика. Поиск истины»).
Следует сказать, что в истории науки вопрос этот породил целую полемику, хотя все множество высказанных на этот счет мнений можно свести к двум основным. Согласно первому из них, «мир человеческого опыта есть по существу творение нашего разума и если бы мы только могли понять, как работает разум, нам удалось бы вывести всю физику, а быть может и все естествознание». Автором данного высказывания является Артур Эддингтон, но сходной точки зрения придерживались также и Кант, и Пуанкаре, и Эйнштейн. Причем, наиболее радикально данную позицию выразил в работе «Прагматизм» американский философ Уильям Джеймс. По его мнению, «Все грандиозные достижения математики и естественных наук… проистекают из нашего неутолимого желания придать миру в наших умах более рациональную форму, чем та, которую придал ему грубый порядок нашего опыта».
Однако, согласно другой точке зрения, математический порядок свойствен самой природе, а законы, выводимые нашим разумом, являются всего лишь отражением этого порядка. В числе наиболее известных ее сторонников можно назвать Вейля, Мостовски, Больцмана, Гельмгольца, Маха, Бриджмена и Планка. Как писал в книге «Философия математики и естественных наук» Герман Вейль, «В природе существует внутренне присущая ей скрытая гармония, отражающаяся в наших умах в виде простых математических законов. Именно этим объясняется, почему природные явления удается предсказывать с помощью комбинации наблюдений и математического анализа. Сверх всяких ожиданий убеждение (я бы лучше сказал, мечта!) в существовании гармонии в природе находит все новые и новые подтверждения в истории физики».
Такая разноголосица мнений существует по одной единственной причине: несмотря на очевидность связи между физическим миром и математическими структурами, вопрос о том, что это за связь, какими причинами она обусловлена, и по сей день остается без ответа. Как признался американский физик Фримен Дайсон, «мы, по-видимому, еще не приблизились к пониманию взаимосвязи между физическим и математическим мирами».
Кант полагал, что ответить на этот вопрос можно лишь в том случае, если станет понятно, как вообще возможна наука математика. Сам же он, как известно, считал, что «всеобщие и необходимые законы опыта принадлежат не самой природе, а только разуму, который вкладывает их в природу». По мысли Канта, мы воспринимаем, организуем и постигаем окружающую реальность не саму по себе, а только в соответствии с формами, заложенными в нас природой. Сама же реальность остается для нас полностью недоступной и является, как он называл ее, «вещью в себе». Поэтому для Канта так и осталось загадкой, почему абстрактные математические истины находят соответствия во внешнем мире.
Проблема, на мой взгляд, решается достаточно просто, если учесть, что механизм человеческого восприятия имеет два уровня. Кант думал, что формы, в которых человек воспринимает мир, возникают вместе с ощущениями, поступающими из внешнего мира. На самом же деле эти формы возникают только на втором этапе восприятия, в связи с появлением у человека памяти (см. «Человек и его восприятие», 5, 6). А ощущения, поступающие от органов чувств, являются физиологическими реакциями и, судя по всему, передают поступающий в организм сигнал неизмененным. Поэтому ощущения являются непосредственным отражением той реальности, которую Кант считал непознаваемой. А поскольку ощущения получили свое отражение в ряде натуральных чисел, этот последний является самой объективной характеристикой этой реальности. Вот почему даже наиболее головокружительные математические модели находят соответствия в реальных процессах.
5
Итак, ровно девять элементов восприятия потребовались нашему мозгу, чтобы сконструировать простейшую геометрическую форму. Но ряд натуральных чисел не ограничивается числом «9». Попробуем выяснить, для какой цели нашему мозгу могли потребоваться числа от «10» и выше?
Существует точка зрения, что числа натурального ряда, увеличиваясь каждый раз на одну единицу, уходят в «дурную» бесконечность. Я полагаю, эта точка зрения в корне ошибочна. Чтобы в этом убедиться, рассмотрим парадокс так называемых трансфинитных чисел. Суть его заключается в следующем. Если взять два ряда целых чисел от 1 до 10, один из которых содержал бы в себе все числа без исключения, а второй только четные, то во втором ряду количество чисел будет в два раза меньше, чем в первом:
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
2, 4, 6, 8, 10
Казалось бы, число целых чисел всегда должно быть больше, чем число четных. Но если взять два ряда чисел, один из которых будет рядом целых, а другой рядом четных чисел, и продолжить их до бесконечности, то окажется, что как бы долго мы их ни продолжали, каждому числу одного ряда будет соответствовать число в другом ряду. То есть их количество будет одинаковым:
1, 2, 3, 4, 5, 6…
2, 4, 6, 8, 10, 12…
В свое время Лейбниц, обративший внимание на это обстоятельство, счел его противоречием. Однако приведенный факт свидетельствовал бы о противоречии лишь в том случае, если бы каждое новое число действительно было больше предыдущего. На самом деле это не так. Числа «11», «12», «254», «12142» и т.д. представляют собой не что иное, как тот же ряд простых чисел, те же «1», «2», «3», только несколько видоизмененных. В самом деле, число «10», следующее после «9», начинает заново ряд простых чисел, потому что 10=1+0=1. Далее, 11=1+1=2; 12=1+2=3 и т.д. Таким образом, можно составить следующую таблицу (см. таблицу 1).
Таблица 1
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9,.......................................………………..
10(1), 11(2), 12(3), 13(4), 14(5), 15(6), 16(7), 17(8), 18(9),.....
19(1), 20(2), 21(3), 22(4), 23(5), 24(6), 25(7), 26(8), 27(9),.....
28(1),...................................................…………………………
..............................................…………………………99(9),.....
100(1), 101(2), 102(3),....................................…………………
.............................................…………………………999(9),....
.........................................................……………………………
1234(1), 1235(2), 1236(3), и т.д.
Что же означают многозначные числа в реальности? Я думаю, многозначность числа свидетельствует о том, что каждое простое число имеет структурное строение и любая его часть, подчиняясь общему порядку, занимает в нем строго определенное место. Например, число «11» не означает, что оно больше числа «10» на одну единицу, а оно означает, что в некой форме, которая выражается числом «10=1+0=1», она занимает фрагмент реальности, состоящий из «1» и еще одной «1». Другими словами, ряд натуральных чисел продолжается не в «дурную бесконечность», как об этом принято думать, а в глубину структуры. Если же структура неисчерпаема, парадокса трансфинитных чисел не существует, так как любое число является только характеристикой одного из ее фрагментов.
Но, если число отражает деятельность мозга по образованию треугольников как простейших строительных форм, из которых должен создаваться образ, и при этом само имеет структурное строение, это может означать только одно: своей структурой число показывает, в каком порядке мозг должен расположить треугольники, чтобы получить зримый образ.
Нет оснований сомневаться, что алгоритм структурирования треугольников ничем не отличается от алгоритма их образования из совокупности цветовых полей. То есть сначала три элемента рождают четвертый (как три цвета – точку); потом три новых элемента рождают следующий (три точки – треугольник), в который входит уже девять первоначальных элементов; потом объединяются три фигуры, состоящие уже из 27 элементов, и т.д. В итоге вся форма оказывается структурирована таким образом, что каждая ее часть становится некой единицей в системе троичности, которая тоже является единицей в системе троичности, а эта, новая система – тоже единица, и так до бесконечности. В качестве наглядного пособия для описания данной структуры я предложил бы так называемый «Круг универсума», из трактата «О предположениях» Николая Кузанского (см. рисунок 8). Благодаря этой нехитрой схеме можно легко вычислить, какую структуру отражает то или иное число.
Таблица 2
10(1) = (1 + 0) + 9
11(2) = (1 + 1) + 9
12(3) = (1 + 2) + 9
13(4) = (1 + 3) + 9
14(5) = (1 + 4) + 9
15(6) = (1 + 5) + 9
16(7) = (1 + 6) + 9
17(8) = (1 + 7) + 9
18(9) = (1 + 8) + 9
19(1) = (1 + 9) + 9
20(2) = (2 + 0) + 18
21(3) = (2 + 1) + 18
22(4) = (2 + 2) + 18
23(5) = (2 + 3) + 18
24(6) = (2 + 4) + 18
25(7) = (2 + 5) + 18
26(8) = (2 + 6) + 18
27(9) = (2 + 7) + 18
28(1) = (2 + 8) + 18
29(2) = (2 + 9) + 18
30(3) = (3 + 0) + 18
31(4) = (3 + 1) + 27
32(5) = (3 + 2) + 27
33(6) = (3 + 3) + 27
34(7) = (3 + 4) + 27
35(8) = (3 + 5) + 27
36(9) = (3 + 6) + 27
37(1) = (3 + 7) + 27
38(2) = (3 + 8) + 27
39(3) = (3 + 9) + 27
Как видим, любое двухзначное число отличается от соответствующего ему простого тем, что состоит из суммы двух чисел. Причем одно из этих чисел состоит из единиц, каждая из которых включает в себя структуру из 9 элементов. Но любое простое число тоже может быть представлено в виде суммы единиц, каждая из которых имеет структуру, состоящую из 9 элементов. Поэтому, если учесть, что каждая входящая в двузначное число единица имеет структурное строение, можно констатировать, что структуры любых соответствующих друг другу чисел между собой подобны.
Следует добавить, что, если исходное число будет больше 40, можно определить его структуру, составив новый Круг универсума, который объединил бы в себе три круга по 40 окружностей. Так же можно составить подобный Круг для определения строения любого многозначного числа, что, на мой взгляд, говорит о глубинной связи, существующей между бесконечностью числового ряда и неисчерпаемостью структуры.
6
Итак, мы выяснили, каким способом мозг формирует образ: сначала из ощущений он строит элементарную геометрическую форму, а потом, группируя в определенном порядке бесчисленное множество таких форм, получает образ. При этом часть ощущений, несущих информацию о реальности, утрачивается. Но надо помнить, что в составлении образа участвуют два фактора – линия и число: линия создает форму, а число выстраивает из совокупности форм структуру образа. Информация утрачивается именно при создании форм. Что же касается структуры образа, она воспринимается непосредственно через ощущения, поэтому соответствует отраженной в числе структуре реальности. Таким образом, хотя сам облик реальности и продолжает оставаться неизвестным, ее структура получает в ряде натуральных чисел свое полное отражение.
Если сказанное верно, любой процесс во вселенной может быть уподоблен числовому ряду. А это означает, что аналогично тому, как в числовом ряде происходит повторение одних и тех же простых чисел, только обладающих более сложной структурой, так и в реальности можно наблюдать периодическую повторяемость качеств, которые ранее проявлялись в большей простоте.
Чтобы проверить верность наших предположений, возьмем периодическую систему элементов Менделеева. Можно убедиться, что изменение свойств элементов в соответствии с увеличением заряда ядра атома на одну единицу происходят только до определенного предела, а именно до числа «9». А дальше они начинают периодически повторяться. Например, свойства магния, имеющего порядковый номер 12 (1+2=3), повторяют свойства цинка – порядковый номер 30 (3+0=3), а заодно и кадмия – 48 (4+8=12=1+2=3). Свойства аргона 18 (1+8=9) повторяют свойства криптона 36 (3+6=9) и ксенона 54 (5+4=9). Аналогично повторяются свойства в цепочке элементов – сера, селен, теллур, имеющих порядковые номера, соответственно, – 16 (1+6=7), 34 (3+4=7) и 52 (5+2=7), а также калий, рубидий, цезий – 19, 37, 55, кальций, стронций, барий – 20, 38, 56.
В свое время, чтобы найти причину периодической повторяемости свойств элементов на фоне неизменности роста заряда атомного ядра, было воздвигнуто такое грандиозное сооружение, как ядерная физика. Была придумана сложнейшая система электронных орбит, обладающих множеством характеристик (квантовых чисел). Сейчас ясно, что свойства элементов зависят от структуры той сущности, которая лежит в основе реального мира и соответствует структуре числового ряда. Значит, числовой ряд является первой в мире моделью мироздания, где зашифрована его структура, воспринимаемая человеком при помощи пяти органов чувств.
Замечательно, что люди издавна чувствовали ритмический характер мироздания. Вот почему монада, или единица, всегда символизировала монолит, «Бога истинного и Отца всего», как сказано в апокрифе Иоанна. Триада, или тройка, – полное равновесие монады и диады, где единица есть Бог Отец, двойка – Бог Мать, а тройка – Бог Сын (а еще это три богатыря, три члена социальной группы и троичный принцип композиции в произведениях искусства – трилогии, триптихи, терцины, вплоть до трилистников «Кипарисового ларца» у Иннокентия Анненского). Что же касается числа девять, то в старой китайской традиции оно используется в значении «все».
Наверное, неслучайно число 64 (единица), которому соответствует количество кодовых слов, или кодонов, в носительнице генетического кода – молекуле ДНК, одновременно соответствует и количеству гексаграмм в китайской классической «Книге Перемен» и количеству клеток на шахматной доске. 64 кодона молекулы ДНК укладываются без остатка в 19 витков ее двойной спирали. Если учесть, что число 19 соответствует 19 годам так называемого Ментонового цикла, лежащего в основании греческого календаря, можно предположить, что состоящий из 19 лет временной цикл представляет генетическую программу, за время выполнения которой человечество отрабатывает все предусмотренные в ней варианты, после чего цикл повторяется (Дюла Харнади). Но тогда «Книгу Перемен», как и игру в шахматы можно рассматривать как модели этого процесса, поскольку 64 клетки шахматной доски, как и 64 гексаграммы «Книги Перемен», тоже охватывают все возможные варианты любой ситуации.
Любопытно, что соответствие числа его внутренней сути наблюдается и в таком феномене, как временные циклы. Это и четыре индусских «Юги» (1728000; 1296000; 864000; 432000 лет), и период зодиакального смещения, равный 2160 лет, и прецессия, в течение которой происходит один полный оборот земной оси. Все они соответствуют числу 9, то есть полноте. И это понятно, потому что завершение каждого из таких циклов знаменуется наступлением коренных изменений в мироздании. Так, согласно индийской периодизации, четыре юги составляют одну махаюгу, а тысяча махаюг, повторяющихся друг за другом, – одну кальпу, или один день Брахмы. В конце каждой кальпы на небе появляются двенадцать Солнц, и они дотла сжигают миры, возрождающиеся затем в новой кальпе.
7
Но что же представляет собой мир, в котором мы живем и частью которого являемся? Что это за субстанция, зрительное восприятие которой возможно лишь поскольку возможно восприятие цветов в их раздельности? «Цвет…, – сказал как-то Николай Кузанский, – пребывает в свете не как в ином, а как в своем начале, потому что цвет есть лишь предел света в прозрачной среде...». Поскольку объективно свет – это электромагнитные волны, допустимо предположить, что все видимое, слышимое и ощущаемое нами представляет собой своеобразный энергетический континуум, некое силовое поле, которое воспринимается зрением как цвет, слухом – как звук, а осязанием – как вещество. Причем, образующей и организующей основой этого поля мы будем считать расталкивающую силу.
Напомню, что понятие расталкивающей силы было введено нами взамен концепции Большого Взрыва, чтобы устранить противоречие, связанное со вторым началом термодинамики (см. «Пространство, вещество и время», 1). Мы предположили тогда, что расталкивающая сила исходит из единого центра (его мы назвали полюсом гравитации) и порождает силу гравитации, являющуюся реакцией на расталкивающую силу и направленную в сторону, ей противоположную. Тогда же мы предприняли попытку выяснить, как под воздействием расталкивающей силы могли образоваться пространство, вещество и время. Однако потом мы выяснили, что пространство, вещество и время реальности не отражают, поскольку являются только формами нашего восприятия. Поэтому сейчас настало время ввести в нашу первую модель коррективы и уточнить, что под воздействием расталкивающей силы возникают не пространство, вещество и время, а некая, пока еще не известная нам структура, которая воспринимает саму себя в формах пространства, вещества и времени.
Посмотрим, что может представлять собой эта структура. Обратимся вновь к «Кругу универсума», так как именно эта схема отражает ее наиболее наглядно. Начнем с самого большого круга, символизирующего весь наш мир или, лучше сказать, универсум, поскольку к данному контексту этот термин подходит в гораздо большей степени. Как видим, Круг включает в себя три окружности – две крайние и среднюю. Мы предположили, что вселенная, символом которой является Круг, возникла в результате взаимодействия двух сил – расталкивающей и гравитационной. Нетрудно догадаться, что одна из крайних окружностей олицетворяет собой расталкивающую силу, другая крайняя – силу гравитации, а центральная – материальную вселенную как результат их взаимодействия.
Таким образом, три окружности, включенные в первый круг, представляют собой триединство из расталкивающей силы, силы гравитации и вселенной. Но каждая из этих больших окружностей в свою очередь тоже включает в себя по три окружности, и каждая из этих окружностей опять включают в себя по три окружности, и так до бесконечности (см. рисунок 9). Значит, все вписанные в Круг универсума окружности представляют собой такие же триединства, каждое из которых состоит из расталкивающей силы, силы гравитации и некоего объекта, величина и значение которого зависят от величины и значения порождающих его сил. В целом же вселенная организована таким образом, что все ее устройство отражается в каждом, даже самом малом фрагменте поля, а любой самый малый фрагмент поля во всей полноте содержит в себе вселенную. Теперь понятно, почему законы математики, выведенные из наблюдений за процессами, происходящими в макромире, оказываются действенными и в мире атома: и вселенная, и атом имеют одну и ту же структуру.
Примечательно, что похожая картина является содержанием некоторых древних текстов. Так, согласно легенде, известной в традициях древнекитайской буддистской школы хуаянь, императрица Ву, оказавшись не в состоянии понять сложности хуаяньской философии, попросила одного из основателей школы Фа Цанга объяснить ей на понятном примере принципы космической взаимозависимости. Фа Цанг выбрал во дворце уставленную зеркалами комнату, подвесил к ее потолку горящий светильник, а затем поместил в центре комнаты маленький кристалл. Когда императрица Ву увидела, что все окружающее отражается в кристалле так же, как и кристалл отражается во всем окружающем, она поняла, как получается, что в Предельной Реальности бесконечно малое содержит бесконечно большое, а бесконечно большое – бесконечно малое (С. Гроф).
Чтобы в полной мере осознать разницу между нынешней нашей моделью и той, которую мы построили на основании современной физической картины мира, нужно понять, почему понятия, которые играют основополагающую роль в теории относительности, не подходят в качестве фундаментальных для квантовой механики. Дело в том, что теория относительности, как известно, описывает физическую реальность в терминах пространства и времени. В квантовой же механике ни пространства, ни времени нет. Там есть волна, то есть вибрация, которая существует вне пространства и времени и которую характеризуют такие понятия, как частота и длина волны.
Но мир, где есть пространство и время – это мир наших восприятий, а мир вибраций, как мы установили, – это, если воспользоваться термином Канта, «вещь в себе», которая для восприятия недоступна. Поэтому теорию относительности можно рассматривать как метафору квантовой механики, а квантово-механический, волновой мир – как мир истинной реальности, о характере которого можно судить только с той или иной степенью вероятности. В данной связи уместно вспомнить так называемый «Миф о пещере», изложенный Платоном в VII книге его «Государства». Там, как известно, прикованные от рождения лицом к стене люди обречены всю жизнь созерцать лишь тени предметов, в то время как сами они непоколебимо убеждены, что эти тени и есть настоящие предметы.
8
Следует заметить, что в нынешней нашей модели функции всех составляющих прежней модели должны измениться самым коренным образом. Ранее, в соответствии с теорией Большого Взрыва, мы представляли себе центр вселенной исключительно в пространственном смысле. И поскольку пространственный центр у вселенной мог быть только одним, соответственно одной могла быть и исходящая из него расталкивающая сила, и порожденная ею сила гравитации. Поэтому понять, как это единообразное действие расталкивающей силы приводит к существующему многообразию форм, в рамках той системы не представлялось возможным.
Теперь же оказалось, что вселенная представляет собой энергетическое поле, а это значит, что каждый фрагмент этого поля имеет свою расталкивающую силу, свою силу гравитации и свой полюс гравитации. Так, любое космическое тело получает присущую ему шаровидную форму именно потому, что формируется под воздействием своей расталкивающей силы и своей силы гравитации. В свою очередь каждая система космических тел (солнечная система или галактика), тоже имеет форму либо шара, либо диска, либо спирали. А это значит, что и каждая система космических тел формируется под воздействием своей расталкивающей силы и свей силы гравитации. И, наконец, венцом всей конструкции является вселенная, имеющая такую же шаровидную форму, как и все входящие в ее состав объекты. Что же касается полюса гравитации, то у каждого космического образования он свой: у звезд и планет – ядро, у галактики и вселенной – «черная дыра». То есть, можно сказать, что ранее полученная нами модель вселенной (см. «Пространство, вещество и время») оказывается частным случаем всеобщей модели универсума.
Можно предположить, что образование каждой конкретной формы и их отличие друг от друга обусловлено положением, которое эти фрагменты занимают в целом. Поскольку в энергетическом континууме напряженность поля, по мере удаления от источника энергии, должна изменяться, а всякий фрагмент поля является законченной энергетической формой, энергетический потенциал этих форм по мере удаления от источника энергии тоже должен изменяться. Так, в зависимости от положения в целом, в каждой точке универсума происходит образование своеобразных энергетических форм или матриц, которые и становятся образующими либо для атомов, либо для растений, либо для животных.
Что же касается самого процесса формообразования, то он, судя по всему, обусловлен действием единого для универсума закона, который проявляет себя в виде взаимодействия между расталкивающей силой и силой гравитации, и выражается, как мы сейчас увидим, отношением золотого сечения.
Напомню: золотое сечение – это геометрическая прогрессия, каждый новый член которой является результатом умножения предыдущего члена на число 1,618 (или на 0,618, если прогрессия убывающая). Главной особенностью этого сечения является его связь со строением живых форм. Количество процессов, порядок которых выражается отношением золотого сечения, поистине неисчислимо. По этому закону происходит размножение видов, распределение листвы на ветвях деревьев, закручивание спиралей на дисках подсолнухов. Даже пропорции человеческого тела тоже связаны отношением золотого сечения. Так, если расстояние от пупка до макушки принять за единицу, то расстояние от пупка до стопы будет равна – 1,618, а полная высота фигуры составит 2,618 или 1,618 2.
Долгое время причины столь широкого распространения этого феномена были неясны. Но в 1986 году вышла книга костромского архитектора И. Шевелева «Принцип пропорции». В ней на основании несложных математических построений было неоспоримо доказано, что отношение золотого сечения имеет непосредственную связь с геометрией сферы. Сама же сфера возникает как результат взаимодействия двух противоположно направленных сил: с одной стороны, это энергия роста живого объекта, а с другой – некая внешняя сила, которую автор считал силой притяжения Земли.
В результате анализа их взаимодействий Шевелевым было получено несколько универсальных кривых, которым в природе соответствуют бесчисленное множество интерпретаций. Это кривые типа «яблоко» и «яйцо», из которых природа создает затем и раковину моллюска, и скорлупу яйца, и мозговую часть черепа, а также другие формы, предназначенные для охраны самых важных и беззащитных частей организма. Так стала понятна зависимость между действующими в природе силами и формами объектов.
Для нас же в исследовании костромского архитектора важно то, что в энергии роста живого объекта мы узнаем расталкивающую силу, а в силе притяжения Земли – силу гравитации. Таким образом, можно констатировать, что все существующие в природе формы образуются в результате действия единого закона, в основе которого лежит отношение между расталкивающей силой и силой гравитации, равное отношению золотого сечения.
И тут мы подходим к главному выводу данного раздела. Он состоит в том, что, поскольку один и тот же закон является образующим и для организма, и для вселенной, ничто не мешает нам сделать вывод, что вселенная в целом, как и любой ее фрагмент, является живым организмом, а образующий ее закон – единым для вселенной законом, представляющим ее генетический код.
Следует обратить внимание, что каждая образующая тот или иной конкретный организм матрица является, с одной стороны, автономным целым, а с другой – частью другого целого, относящегося к более высокому уровню. Поэтому структура поля организована таким образом, что совокупность организмов каждого уровня составляет организм более высокого уровня, в котором другие организмы пребывают в качестве его отдельных органов. Так совокупность индивидов составляет коллективы особей (рой, стая, стадо и т.д.), а коллективы особей размещаются в живой экологической системе, которую тоже можно расценивать как организм следующего уровня.
9
Необходимо различать, по-видимому, энергетическую форму, или матрицу, где происходит зарождение организма, от самого организма. Энергетическая матрица представляет собой энергетический потенциал вселенной, ее генетическую программу или, если воспользоваться термином Платона, ее идею. Поэтому матрица не подвержена изменению. Она содержит в себе прошлое, настоящее и будущее в единовременности и пребывает фактически в том состоянии, которое мы называем вечностью.
Организм является инструментом реализации программы. Возникает он так же, как в физической модели возникает вещество (см. «Пространство, вещество и время», 3), то есть в результате взаимодействия двух сил – расталкивающей и гравитационной. Но, в отличие от физической модели, где форма вещества остается неопределенной, вещество, составляющее организм наполняет конкретную форму, поэтому становится конкретным организмом.
В результате воздействия силы гравитации организм дрейфует к своему полюсу гравитации, по пути излучая, то есть теряя часть энергии. Потеря энергии воспринимается им как смена внутренних состояний и угроза жизни: если уровень внутренней энергии организма выходит за рамки уровня энергии матрицы, организм погибает, так как оказывается на энергетическом уровне, соответствующем положению другого организма. На практике это означает, что простой организм может пребывать лишь в той среде, к которой он приспособлен – птица в воздухе, рыба в воде, дождевой червь в земле, поскольку в энергетическом поле воздух, вода и земля как раз и представляют собой его разные энергетические уровни.
Напротив, расталкивающая сила проявляет себя в виде стремления организма к восстановлению своей внутренней энергии за счет поглощения других организмов, а значит, и других энергий. Процесс наполнения веществом, и, следовательно, энергией формы, представляет собой процесс становления и является способом реализации программы. Таким образом, задача организма как становящегося объекта заключается в восстановления энергии, утраченной в результате его дрейфа к полюсу гравитации и поддержании уровня внутренней энергии на уровне энергии матрицы.
Поскольку утрата энергии, наступающая в результате дрейфа организма к полюсу гравитации, воспринимается им как смена внутренних состояний, а сам дрейф мы определили как время (см. «Пространство, вещество, время», 6), значит, смена внутренних состояний для организма является временем. А из этого следует, что в отличие от матрицы, которая пребывает в состоянии вечности, процесс становления протекает во времени. Причем, процесс этот продолжается до тех пор, пока в ходе своего дрейфа под воздействием силы гравитации организм не достигает полюса гравитации. Тогда становление прекращается, наступает гибель организма, а на освободившемся в матрице месте начинается становление нового организма.
Так матрица не просто порождает один организм за другим, а каждый раз порождает один и тот же организм. Как заметил Шопенгауэр, «удел львов требует львиности, которая во времени предстает как некий бессмертный лев, живущий за счет непрестанно воспроизводящихся индивидов; их рождение и смерть не что иное, как биение пульса этого непреходящего льва». Похоже, в нашей версии эта точка зрения получила свое подтверждение.
Разумеется, следует иметь в виду, что процесс этот происходит не только на уровне индивидов, но на всех уровнях энергетической пирамиды, начиная с субатомных частиц и заканчивая универсумом в целом. В результате каждая живая система, включая и универсум, переживает периоды своего возникновения, становления и гибели. А это значит, что все входящие в универсум живые системы пребывают в состоянии постоянного изменения, обеспечивая, тем самым, изменение условий существования для живых систем более низких уровней. Отсюда и мутации, которые приводят к изменению морфологии организмов и появлению новых видов.
Таким образом, в отличие от теории эволюции, которая объясняет существующую в природе изменчивость биологических видов случайными мутациями, мы получили схему, в которой мутации являются целенаправленными. Их целенаправленность обеспечивается общей для универсума программой становления, в которую программы становления всех входящих в универсум живых систем являются составными частями этой единой программы.
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Свежее в блогах