От Сихры до Окуджавы.

Gala Газета 18 мая 2015 Рейтинг: +2 Голосов: 2 777 просмотров



"Поговори хоть ты со мной,
гитара семиструнная"
            (Аполлон Григорьев)
                                     
В  статье «Поэзия дело тонкое» речь шла о замечательном одесском поэте Игоре Ивановиче Павлове (1931 – 2012).  Интересно, что его предком по материнской линии  был знаменитый  русский композитор и педагог  Андрей Осипович Сихра. 

 Не у всякого читателя, в том числе и у меня,  это имя на слуху, но  его наверняка знают гитаристы,  играющие на семиструнной гитаре.  Время отдалило нас от восемнадцатого — девятнадцатого  веков, в которых жил и творил этот замечательный изобретатель, музыкант- виртуоз, большой композитор  и страстный педагог. 
Познакомимся с ним поближе. Андрей Осипович  Сихра, по происхождению чех, родился  в  Вильнюсе (Вильно), в 1773 году. Его отец был учителем; по всей вероятности, он преподавал музыку, потому что   сумел привить сыну  огромную  любовь к ней и дал ему серьёзное музыкальное образование. 

 Уже в юные годы   Андрей  с успехом  выступает в богатых музыкальных салонах  Вильно с концертами, исполняя  на модной в то время арфе  произведения не только известных композиторов, но и  собственные сочинения.

 В конце XVIII века в России, вслед за Европой, стремительно растёт интерес к классической испанской  шестиструнной гитаре.  Этот инструмент  оказался несравненно привлекательнее по стоимости и удобству пользования, чем  дорогая и тяжёлая  арфа.

 Сихра, как и многие музыканты своего времени, становится горячим поклонником гитары. Научившись  виртуозной игре на гитаре, он не довольствуется её возможностями и усовершенствует инструмент, дополнив его  седьмой, басовой, струной. 

Так появляется принципиально новая  семиструнная русская гитара, или гитара Сихры. 

Сохраняя внешность своей старшей сестры, она приобретает ряд новых свойств: меняется её музыкальный строй, позволяющий  извлекать  совершенно особые призвуки, обертоны; на ней легче брать аккорды и,  благодаря её глубокому, романтичному звучанию, она больше подходит для аккомпанемента входящего  в моду бытового романса и русских народных песен.

 В начале девятнадцатого века молодой гитарист переезжает из Вильно  в Москву. 
В столице он  разворачивает широкую деятельность по пропаганде своего инструмента. 

Ряды его поклонников  стремительно растут, московская публика восторгается его прекрасной игрой, и десятки молодых людей   обучаются у него  мастерству игры на семиструнной гитаре.

Уча других, Сихра учится и сам, он  продолжает совершенствовать гитару, открывает в ней всё новые возможности,  пишет для неё многочисленные  произведения, разрабатывает   методические пособия, создаёт первую Школу игры на гитаре  и  даёт концерты как сольные, так и с учениками. 

Современник Сихры, гитарист П.А. Корин, так отзывался об его игре:  

« Я имел счастье воспользоваться несколькими уроками Андрея Осиповича. Слышал также его игру. Что это была за игра! Не передашь её словами… Право, мне казалось, что  я не на земле, а в раю. Как сейчас, вижу его пальцы – длинные, гибкие, бескостные… Чистота, сила, блеск… Так и сверкают звуки!»

 Москва полюбила выдающегося музыканта  не только за его профессиональный талант, но и за личностные качества.

Современники всегда  подчёркивали его добрый,  уравновешенный и светлый нрав, благожелательность, скромность,  обаяние, ум и мудрость. Его любовь к музыке была безгранична и заразительна, к нему тянулись ученики, почитатели и единомышленники.

 1812 год, – год нашествия Наполеона, — явился переломным в судьбе  А. О. Сихры, ставшего к этому времени уже  маститым  композитором  и педагогом. Он покидает милую ему Москву  и  навсегда поселяется в Петербурге. Популярность  и слава позволяют Сихре легко влиться в музыкальную атмосферу Северной Пальмиры; он близко  сходится с  М. Глинкой, А. Варламовым, А. Даргомыжским; обретает   новых  друзей,   учеников и  покровителей.

В течение двенадцати  лет Сихра выпускает    «Петербургский журнал для гитары»;  выходят в свет « Собрание разного рода пьес», «Практические правила игры на гитаре». 

 Работа Сихры по созданию профессиональной гитарной школы поистине необъятна.  Царь Николай Первый наградил его медалью  «За трудолюбие и искусство».

 Но ничто не длится вечно. Особенно, капризная мода. К середине ХIXвека интерес к гитаре постепенно угасает, и гитарное искусство приходит в упадок.

В высших музыкальных салонах отныне царят  фортепиано,  скрипка и виолончель. 

 Последние годы жизни  Андрея Осиповича проходят в забвении и ужасающей нищете. В одном из некрологов на смерть композитора  в декабре  1850 года было написано: « Если б этот виртуоз …избрал  себе менее неблагодарный инструмент, слава его гремела бы по всей Европе. Кто слушал игру Сихры, не забудет её, кто знал его как человека, всегда будет жалеть о нём».

 Но титанический труд Сихры не пропал даром.Вытесненную из светских кругов семиструнную гитару подхватили средние слои общества  и далее – городские низы.  Гитара становится  излюбленным инструментом мещанских кругов, мелкого чиновничества, купцов, приказчиков, студентов. Она продолжает жить в народе!

Её полюбили и цыгане.  Эти вечно кочующие «странники» увезли семиструнную в далёкие заморские страны, в Бразилию, Аргентину, где она нашла свою вторую Родину. « Цыган был вор, цыган был врун,

Но тем милей вдвойне,

Он трогал семь певучих струн

И улыбался мне,

И говорил: «Учись, сынок.

Учи цыганский счёт-

Семь дней в неделе создал Бог,

Семь струн в гитаре – чёрт,

И он ведётся неспроста

Тот хитрый счёт, пойми,

Ведь даже радуга, и та,
Из тех же из семи

Цветов…"
                       А. Галич.
 
                   

Выдающиеся барды ХХ века Юрий Возбор, Булат Окуджава, Влвдимир Высоцкий, Сергей Никитин, Александр Дольский Ю Александр Галич  при исполнении своих авторских песен тоже не расставались с семиструнной гитарой. Живёт гитара, значит, должно жить и имя её создателя — Сихры Андрея Осиповича.


 

 

Похожие статьи:

ГазетаПрикосновение к краскам
ГазетаПоэзия дело тонкое
ГазетаГипертония, прощай!
ГазетаДавид в скульптуре
ГазетаСлучайность открытия
Комментарии (13)
Esprit de L'Escalier #
29 мая 2015 в 17:54 Рейтинг: +1
Дорогая Gala,
Спасибо Вам за, как всегда, интересное эссе о многом забытом или неизвестном большинству современников. Только благодаря Вам узнал про Сихру и его изобретение и жизнь, полную творчества.
Особенно впечатлила вроде бы незначительная Ваша фраза о переходе интереса к гитаре в "средние и низкие слои общетва". Интересно, что Ваше наблюдение перекликается с остроумным, едким, и, наверно, не очень справедливым афоризмом Горького, сказавшего:
"Гитара -- это любомое орудие труда парикмахеров". Звучит верно (частично!!!) и ядовито. Но вспомним о прекрасных гитаристах виртуозах! Они никак не наяривали "Жестоких романсов" на этом замечательном инструменте! Но картина-то такая висит и привлекает внимание!!!
Ещё раз, спасибо!
Ваш Эспри
Gala #
30 мая 2015 в 10:52 Рейтинг: +1
Вы правы, дорогой Эспри!   Гитара в руках Мастера изумительный инструмент, ничего общего не имеющий с тем, который попадает в руки обывателя в подворотне. Мой любимый „Romance Anonimo“ ведь тоже создан для гитары, и многие гитаристы , даже начинающие, берутся за его исполнение. И что же? Только в руках виртуоза, которые ещё и душу свою вкладывает в музыку, рождаются божественные звуки.
Esprit de L'Escalier #
30 мая 2015 в 15:07 Рейтинг: +1
РАЗУМЕЕТСЯ!
У меня два события произошли почти одновременно: Я прочитал работу Горького, где был этот афоризм и затем увидел  картину Прянишкова. До того они совпали не только по времени, но и по мысли, что это врезалось в память навсегда.
Но, конечно, смысл и картины и высказывания один: В руках тупицы и бездари, стадного раба по натуре, любая вещь или творение опошляются до ИХ, рабов и добровльных холопьев, уровня.
Прекрасный фильм Рязанова "Бесприданница" (По пьесе А. Островского) был опошлён тупицей и бездарью Никитой Михалковым, очевидно, и финансировавшего этот фильм! Иначе художественный вкус Рязанова никогда бы не позволил дать такое дешёвое название трагической пьесе, пожалуй, лучшей, Островского.
Ваш Эспри
Gala #
30 мая 2015 в 15:52 Рейтинг: +1
а. я поняла! Вы имеете в виду "Жестокие романсы" Прянишникова! Одна из моих любимых картин! Ну такой Чудненький кавалер! И наивная барышня...
Esprit de L'Escalier #
30 мая 2015 в 16:01 Рейтинг: +1
Я просто при печатании пропустил "НИ" в фамилии художника. Со мной это часто случается, увы!
Ваш Эспри
Gala #
30 мая 2015 в 19:39 Рейтинг: 0
Macht nichts!
Esprit de L'Escalier #
30 мая 2015 в 21:56 Рейтинг: +1
Vielen Dank!
Gala #
31 мая 2015 в 15:30 Рейтинг: +1
Ещё позволю высказать своё  мнение относительно названия фильма "Жестокий романс". Так ли плохо это название? Глядя на картину Прянишникова, понятно, что всё пение кавалера о любви  это пение обольстителя и враля, но девушка , которая жаждет любви и , конечно, замужества,, этого не понимает и не замечает. Тем драматичнее будут последующие события - соблазн,  обман, крушение девичьих надежд и , возможно, трагическая развязка. С этой точки зрения, название  фильма предопределяет исход драмы. "Романс" -история вроде о любви, а "жестокий" - о лживости обещаний,о тщете мечтаний, о трагизме всей  истории.
Esprit de L'Escalier #
31 мая 2015 в 15:52 Рейтинг: +1
Дорогая Gala,
На сей раз категорически не могу согласиться с Вашим мнением.
Картина Прянишникова описывает именно то, что совершенно верно упомянуто Вами! Но картина эта описывает ДЕШЁВКУ!!! И не трагическую развязку, Вами предсказанную. Прянишников
описывает  "провинциального Дона-Жуана", знающего, КАК уломать своими романсами прислугу. Недаром есть такое ходячее выраэжение для дешёвки:"Роман для горничных". Вся картина посвящена саркастическлому описанию именно этого "романса для горничных". Тем она и хороша!
Называть трагический фильм по пьесе "Бесприданница" так же, как и эта картина -- значит выказывать дурной вкус и полное непонимание сатиры, вложенной художником в описание этой "бытовой сцены".
Михалков в своей творческой импотенции последователен! Та же дешёвка в названии фильма "Утомлённые солнцем" и "Сибирский цирульник". Во всех трёх -- одна и та же  бросающаяся в глаза тупая "игра слов", ибо "режиссёр" на большее НЕСПОСОБЕН! Да, и что ждать от подонка в жизни и на сцене?
Ваш Эспри
Gala #
31 мая 2015 в 16:09 Рейтинг: 0
В человеческих чувствах, дорогой Эспри, нет разницы между душевными страданиями горничной и царицы. Бесприданница Островского недалеко отошла от героини Прянишникова. Она так же бедна, наивна и жаждет счастья. Лишь поэтому я  сравниваю сюжеты картины и пьесы. И вовсе я не уверена, что название фильма  - это не воля Рязанова. У Вас есть об этом точные сведения?
Esprit de L'Escalier #
31 мая 2015 в 17:17 Рейтинг: +1
Дорогая Gala,
В принципе, согласен с Вашей оценкой силы чувств горничной и царицы, ибо НЕТ объективного параметра, измеряющего силу страсти, страдания или счастья. Насчёт названия картины -- это лишь МОЁ ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ. Ибо лезет в глаза пошлость Михалкова, который и в этой картине, как во всех остальных, играет одну и ту же роль -- самого себя. Самодовольного хама, эдакого Ивана Поддубного на арене и в постели! На большее -- не способен ибо!
Ваш Эспри
Gala #
31 мая 2015 в 18:24 Рейтинг: +1
Понимаю Вас.
Esprit de L'Escalier #
31 мая 2015 в 18:41 Рейтинг: 0
Сердечно этому рад!

Свежее в блогах

Они кланялись тем кто выше
Они кланялись тем кто выше Они рвали себя на часть Услужить пытаясь начальству Но забыли совсем про нас Оторвали куски России Закидали эфир враньём А дороги стоят большие Обнесенные...
Говорим мы с тобой как ровня, так поставил ты дело сразу
У меня седина на висках, К 40 уж подходят годы, А ты вечно такой молодой, Веселый всегда и суровый Говорим мы с тобой как ровня, Так поставил ты дело сразу, Дядька мой говорил...
Когда друзья уходят, это плохо (памяти Димы друга)
Когда друзья уходят, это плохо Они на небо, мы же здесь стоим И солнце светит как то однобоко Ушел, куда же друг ты там один И в 40 лет, когда вокруг цветёт Когда все только начинает жить...
Степь кругом как скатерть росписная
Степь кругом как скатерть росписная Вся в траве пожухлой от дождя Я стою где молодость играла Где мальчонкой за судьбой гонялся я Читать далее.........
Мне парень сказал что я дядя Такой уже средних лет
Мне парень сказал что я дядя Такой уже средних лет А я усмехнулся играя Словами, как ласковый зверь Ты думаешь молодость вечна Она лишь дает тепло Но жизнь товарищ бесконечна И молодость...