От Сихры до Окуджавы.

Gala Газета 18 мая 2015 Рейтинг: +2 Голосов: 2 517 просмотров



"Поговори хоть ты со мной,
гитара семиструнная"
            (Аполлон Григорьев)
                                     
В  статье «Поэзия дело тонкое» речь шла о замечательном одесском поэте Игоре Ивановиче Павлове (1931 – 2012).  Интересно, что его предком по материнской линии  был знаменитый  русский композитор и педагог  Андрей Осипович Сихра. 

 Не у всякого читателя, в том числе и у меня,  это имя на слуху, но  его наверняка знают гитаристы,  играющие на семиструнной гитаре.  Время отдалило нас от восемнадцатого — девятнадцатого  веков, в которых жил и творил этот замечательный изобретатель, музыкант- виртуоз, большой композитор  и страстный педагог. 
Познакомимся с ним поближе. Андрей Осипович  Сихра, по происхождению чех, родился  в  Вильнюсе (Вильно), в 1773 году. Его отец был учителем; по всей вероятности, он преподавал музыку, потому что   сумел привить сыну  огромную  любовь к ней и дал ему серьёзное музыкальное образование. 

 Уже в юные годы   Андрей  с успехом  выступает в богатых музыкальных салонах  Вильно с концертами, исполняя  на модной в то время арфе  произведения не только известных композиторов, но и  собственные сочинения.

 В конце XVIII века в России, вслед за Европой, стремительно растёт интерес к классической испанской  шестиструнной гитаре.  Этот инструмент  оказался несравненно привлекательнее по стоимости и удобству пользования, чем  дорогая и тяжёлая  арфа.

 Сихра, как и многие музыканты своего времени, становится горячим поклонником гитары. Научившись  виртуозной игре на гитаре, он не довольствуется её возможностями и усовершенствует инструмент, дополнив его  седьмой, басовой, струной. 

Так появляется принципиально новая  семиструнная русская гитара, или гитара Сихры. 

Сохраняя внешность своей старшей сестры, она приобретает ряд новых свойств: меняется её музыкальный строй, позволяющий  извлекать  совершенно особые призвуки, обертоны; на ней легче брать аккорды и,  благодаря её глубокому, романтичному звучанию, она больше подходит для аккомпанемента входящего  в моду бытового романса и русских народных песен.

 В начале девятнадцатого века молодой гитарист переезжает из Вильно  в Москву. 
В столице он  разворачивает широкую деятельность по пропаганде своего инструмента. 

Ряды его поклонников  стремительно растут, московская публика восторгается его прекрасной игрой, и десятки молодых людей   обучаются у него  мастерству игры на семиструнной гитаре.

Уча других, Сихра учится и сам, он  продолжает совершенствовать гитару, открывает в ней всё новые возможности,  пишет для неё многочисленные  произведения, разрабатывает   методические пособия, создаёт первую Школу игры на гитаре  и  даёт концерты как сольные, так и с учениками. 

Современник Сихры, гитарист П.А. Корин, так отзывался об его игре:  

« Я имел счастье воспользоваться несколькими уроками Андрея Осиповича. Слышал также его игру. Что это была за игра! Не передашь её словами… Право, мне казалось, что  я не на земле, а в раю. Как сейчас, вижу его пальцы – длинные, гибкие, бескостные… Чистота, сила, блеск… Так и сверкают звуки!»

 Москва полюбила выдающегося музыканта  не только за его профессиональный талант, но и за личностные качества.

Современники всегда  подчёркивали его добрый,  уравновешенный и светлый нрав, благожелательность, скромность,  обаяние, ум и мудрость. Его любовь к музыке была безгранична и заразительна, к нему тянулись ученики, почитатели и единомышленники.

 1812 год, – год нашествия Наполеона, — явился переломным в судьбе  А. О. Сихры, ставшего к этому времени уже  маститым  композитором  и педагогом. Он покидает милую ему Москву  и  навсегда поселяется в Петербурге. Популярность  и слава позволяют Сихре легко влиться в музыкальную атмосферу Северной Пальмиры; он близко  сходится с  М. Глинкой, А. Варламовым, А. Даргомыжским; обретает   новых  друзей,   учеников и  покровителей.

В течение двенадцати  лет Сихра выпускает    «Петербургский журнал для гитары»;  выходят в свет « Собрание разного рода пьес», «Практические правила игры на гитаре». 

 Работа Сихры по созданию профессиональной гитарной школы поистине необъятна.  Царь Николай Первый наградил его медалью  «За трудолюбие и искусство».

 Но ничто не длится вечно. Особенно, капризная мода. К середине ХIXвека интерес к гитаре постепенно угасает, и гитарное искусство приходит в упадок.

В высших музыкальных салонах отныне царят  фортепиано,  скрипка и виолончель. 

 Последние годы жизни  Андрея Осиповича проходят в забвении и ужасающей нищете. В одном из некрологов на смерть композитора  в декабре  1850 года было написано: « Если б этот виртуоз …избрал  себе менее неблагодарный инструмент, слава его гремела бы по всей Европе. Кто слушал игру Сихры, не забудет её, кто знал его как человека, всегда будет жалеть о нём».

 Но титанический труд Сихры не пропал даром.Вытесненную из светских кругов семиструнную гитару подхватили средние слои общества  и далее – городские низы.  Гитара становится  излюбленным инструментом мещанских кругов, мелкого чиновничества, купцов, приказчиков, студентов. Она продолжает жить в народе!

Её полюбили и цыгане.  Эти вечно кочующие «странники» увезли семиструнную в далёкие заморские страны, в Бразилию, Аргентину, где она нашла свою вторую Родину. « Цыган был вор, цыган был врун,

Но тем милей вдвойне,

Он трогал семь певучих струн

И улыбался мне,

И говорил: «Учись, сынок.

Учи цыганский счёт-

Семь дней в неделе создал Бог,

Семь струн в гитаре – чёрт,

И он ведётся неспроста

Тот хитрый счёт, пойми,

Ведь даже радуга, и та,
Из тех же из семи

Цветов…"
                       А. Галич.
 
                   

Выдающиеся барды ХХ века Юрий Возбор, Булат Окуджава, Влвдимир Высоцкий, Сергей Никитин, Александр Дольский Ю Александр Галич  при исполнении своих авторских песен тоже не расставались с семиструнной гитарой. Живёт гитара, значит, должно жить и имя её создателя — Сихры Андрея Осиповича.


 

 

Похожие статьи:

ГазетаГипертония, прощай!
ГазетаПоэзия дело тонкое
ГазетаСлучайность открытия
ГазетаДавид в скульптуре
ГазетаПрикосновение к краскам
Комментарии (13)
Esprit de L'Escalier #
29 мая 2015 в 18:54 Рейтинг: +1
Дорогая Gala,
Спасибо Вам за, как всегда, интересное эссе о многом забытом или неизвестном большинству современников. Только благодаря Вам узнал про Сихру и его изобретение и жизнь, полную творчества.
Особенно впечатлила вроде бы незначительная Ваша фраза о переходе интереса к гитаре в "средние и низкие слои общетва". Интересно, что Ваше наблюдение перекликается с остроумным, едким, и, наверно, не очень справедливым афоризмом Горького, сказавшего:
"Гитара -- это любомое орудие труда парикмахеров". Звучит верно (частично!!!) и ядовито. Но вспомним о прекрасных гитаристах виртуозах! Они никак не наяривали "Жестоких романсов" на этом замечательном инструменте! Но картина-то такая висит и привлекает внимание!!!
Ещё раз, спасибо!
Ваш Эспри
Gala #
30 мая 2015 в 11:52 Рейтинг: +1
Вы правы, дорогой Эспри!   Гитара в руках Мастера изумительный инструмент, ничего общего не имеющий с тем, который попадает в руки обывателя в подворотне. Мой любимый „Romance Anonimo“ ведь тоже создан для гитары, и многие гитаристы , даже начинающие, берутся за его исполнение. И что же? Только в руках виртуоза, которые ещё и душу свою вкладывает в музыку, рождаются божественные звуки.
Esprit de L'Escalier #
30 мая 2015 в 16:07 Рейтинг: +1
РАЗУМЕЕТСЯ!
У меня два события произошли почти одновременно: Я прочитал работу Горького, где был этот афоризм и затем увидел  картину Прянишкова. До того они совпали не только по времени, но и по мысли, что это врезалось в память навсегда.
Но, конечно, смысл и картины и высказывания один: В руках тупицы и бездари, стадного раба по натуре, любая вещь или творение опошляются до ИХ, рабов и добровльных холопьев, уровня.
Прекрасный фильм Рязанова "Бесприданница" (По пьесе А. Островского) был опошлён тупицей и бездарью Никитой Михалковым, очевидно, и финансировавшего этот фильм! Иначе художественный вкус Рязанова никогда бы не позволил дать такое дешёвое название трагической пьесе, пожалуй, лучшей, Островского.
Ваш Эспри
Gala #
30 мая 2015 в 16:52 Рейтинг: +1
а. я поняла! Вы имеете в виду "Жестокие романсы" Прянишникова! Одна из моих любимых картин! Ну такой Чудненький кавалер! И наивная барышня...
Esprit de L'Escalier #
30 мая 2015 в 17:01 Рейтинг: +1
Я просто при печатании пропустил "НИ" в фамилии художника. Со мной это часто случается, увы!
Ваш Эспри
Gala #
30 мая 2015 в 20:39 Рейтинг: 0
Macht nichts!
Esprit de L'Escalier #
30 мая 2015 в 22:56 Рейтинг: +1
Vielen Dank!
Gala #
31 мая 2015 в 16:30 Рейтинг: +1
Ещё позволю высказать своё  мнение относительно названия фильма "Жестокий романс". Так ли плохо это название? Глядя на картину Прянишникова, понятно, что всё пение кавалера о любви  это пение обольстителя и враля, но девушка , которая жаждет любви и , конечно, замужества,, этого не понимает и не замечает. Тем драматичнее будут последующие события - соблазн,  обман, крушение девичьих надежд и , возможно, трагическая развязка. С этой точки зрения, название  фильма предопределяет исход драмы. "Романс" -история вроде о любви, а "жестокий" - о лживости обещаний,о тщете мечтаний, о трагизме всей  истории.
Esprit de L'Escalier #
31 мая 2015 в 16:52 Рейтинг: +1
Дорогая Gala,
На сей раз категорически не могу согласиться с Вашим мнением.
Картина Прянишникова описывает именно то, что совершенно верно упомянуто Вами! Но картина эта описывает ДЕШЁВКУ!!! И не трагическую развязку, Вами предсказанную. Прянишников
описывает  "провинциального Дона-Жуана", знающего, КАК уломать своими романсами прислугу. Недаром есть такое ходячее выраэжение для дешёвки:"Роман для горничных". Вся картина посвящена саркастическлому описанию именно этого "романса для горничных". Тем она и хороша!
Называть трагический фильм по пьесе "Бесприданница" так же, как и эта картина -- значит выказывать дурной вкус и полное непонимание сатиры, вложенной художником в описание этой "бытовой сцены".
Михалков в своей творческой импотенции последователен! Та же дешёвка в названии фильма "Утомлённые солнцем" и "Сибирский цирульник". Во всех трёх -- одна и та же  бросающаяся в глаза тупая "игра слов", ибо "режиссёр" на большее НЕСПОСОБЕН! Да, и что ждать от подонка в жизни и на сцене?
Ваш Эспри
Gala #
31 мая 2015 в 17:09 Рейтинг: 0
В человеческих чувствах, дорогой Эспри, нет разницы между душевными страданиями горничной и царицы. Бесприданница Островского недалеко отошла от героини Прянишникова. Она так же бедна, наивна и жаждет счастья. Лишь поэтому я  сравниваю сюжеты картины и пьесы. И вовсе я не уверена, что название фильма  - это не воля Рязанова. У Вас есть об этом точные сведения?
Esprit de L'Escalier #
31 мая 2015 в 18:17 Рейтинг: +1
Дорогая Gala,
В принципе, согласен с Вашей оценкой силы чувств горничной и царицы, ибо НЕТ объективного параметра, измеряющего силу страсти, страдания или счастья. Насчёт названия картины -- это лишь МОЁ ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ. Ибо лезет в глаза пошлость Михалкова, который и в этой картине, как во всех остальных, играет одну и ту же роль -- самого себя. Самодовольного хама, эдакого Ивана Поддубного на арене и в постели! На большее -- не способен ибо!
Ваш Эспри
Gala #
31 мая 2015 в 19:24 Рейтинг: +1
Понимаю Вас.
Esprit de L'Escalier #
31 мая 2015 в 19:41 Рейтинг: 0
Сердечно этому рад!