"Поговори хоть ты со мной,
гитара семиструнная"
(Аполлон Григорьев)
В статье «Поэзия дело тонкое» речь шла о замечательном одесском поэте Игоре Ивановиче Павлове (1931 – 2012). Интересно, что его предком по материнской линии был знаменитый русский композитор и педагог Андрей Осипович Сихра.
Не у всякого читателя, в том числе и у меня, это имя на слуху, но его наверняка знают гитаристы, играющие на семиструнной гитаре. Время отдалило нас от восемнадцатого — девятнадцатого веков, в которых жил и творил этот замечательный изобретатель, музыкант- виртуоз, большой композитор и страстный педагог.
Познакомимся с ним поближе. Андрей Осипович Сихра, по происхождению чех, родился в Вильнюсе (Вильно), в 1773 году. Его отец был учителем; по всей вероятности, он преподавал музыку, потому что сумел привить сыну огромную любовь к ней и дал ему серьёзное музыкальное образование.
Уже в юные годы Андрей с успехом выступает в богатых музыкальных салонах Вильно с концертами, исполняя на модной в то время арфе произведения не только известных композиторов, но и собственные сочинения.
В конце XVIII века в России, вслед за Европой, стремительно растёт интерес к классической испанской шестиструнной гитаре. Этот инструмент оказался несравненно привлекательнее по стоимости и удобству пользования, чем дорогая и тяжёлая арфа.
Сихра, как и многие музыканты своего времени, становится горячим поклонником гитары. Научившись виртуозной игре на гитаре, он не довольствуется её возможностями и усовершенствует инструмент, дополнив его седьмой, басовой, струной.
Так появляется принципиально новая семиструнная русская гитара, или гитара Сихры.
Сохраняя внешность своей старшей сестры, она приобретает ряд новых свойств: меняется её музыкальный строй, позволяющий извлекать совершенно особые призвуки, обертоны; на ней легче брать аккорды и, благодаря её глубокому, романтичному звучанию, она больше подходит для аккомпанемента входящего в моду бытового романса и русских народных песен.
В начале девятнадцатого века молодой гитарист переезжает из Вильно в Москву.
В столице он разворачивает широкую деятельность по пропаганде своего инструмента.
Ряды его поклонников стремительно растут, московская публика восторгается его прекрасной игрой, и десятки молодых людей обучаются у него мастерству игры на семиструнной гитаре.
Уча других, Сихра учится и сам, он продолжает совершенствовать гитару, открывает в ней всё новые возможности, пишет для неё многочисленные произведения, разрабатывает методические пособия, создаёт первую Школу игры на гитаре и даёт концерты как сольные, так и с учениками.
Современник Сихры, гитарист П.А. Корин, так отзывался об его игре:
« Я имел счастье воспользоваться несколькими уроками Андрея Осиповича. Слышал также его игру. Что это была за игра! Не передашь её словами… Право, мне казалось, что я не на земле, а в раю. Как сейчас, вижу его пальцы – длинные, гибкие, бескостные… Чистота, сила, блеск… Так и сверкают звуки!»
Москва полюбила выдающегося музыканта не только за его профессиональный талант, но и за личностные качества.
Современники всегда подчёркивали его добрый, уравновешенный и светлый нрав, благожелательность, скромность, обаяние, ум и мудрость. Его любовь к музыке была безгранична и заразительна, к нему тянулись ученики, почитатели и единомышленники.
1812 год, – год нашествия Наполеона, — явился переломным в судьбе А. О. Сихры, ставшего к этому времени уже маститым композитором и педагогом. Он покидает милую ему Москву и навсегда поселяется в Петербурге. Популярность и слава позволяют Сихре легко влиться в музыкальную атмосферу Северной Пальмиры; он близко сходится с М. Глинкой, А. Варламовым, А. Даргомыжским; обретает новых друзей, учеников и покровителей.
В течение двенадцати лет Сихра выпускает «Петербургский журнал для гитары»; выходят в свет « Собрание разного рода пьес», «Практические правила игры на гитаре».
Работа Сихры по созданию профессиональной гитарной школы поистине необъятна. Царь Николай Первый наградил его медалью «За трудолюбие и искусство».
Но ничто не длится вечно. Особенно, капризная мода. К середине ХIXвека интерес к гитаре постепенно угасает, и гитарное искусство приходит в упадок.
В высших музыкальных салонах отныне царят фортепиано, скрипка и виолончель.
Последние годы жизни Андрея Осиповича проходят в забвении и ужасающей нищете. В одном из некрологов на смерть композитора в декабре 1850 года было написано: « Если б этот виртуоз …избрал себе менее неблагодарный инструмент, слава его гремела бы по всей Европе. Кто слушал игру Сихры, не забудет её, кто знал его как человека, всегда будет жалеть о нём».
Но титанический труд Сихры не пропал даром.Вытесненную из светских кругов семиструнную гитару подхватили средние слои общества и далее – городские низы. Гитара становится излюбленным инструментом мещанских кругов, мелкого чиновничества, купцов, приказчиков, студентов. Она продолжает жить в народе!
Свежее в блогах