1
Из утверждения, что в универсуме каждый организм формируется в соответствии с энергетикой своей матрицы, с неизбежностью следует, что все включенные в универсум организмы были сформированы сразу, не только со всеми характерными для себя морфологическими признаками, но и с программами изменчивости, обеспеченными единым для универсума генетическим кодом. Этот вывод входит в противоречие с теорией эволюции, объясняющей существующее многообразие видов происходящим в течение сотен миллионов лет естественным отбором, но находится в русле так называемой холистической или организмической философии.
Holos, в переводе с греческого, означает – целый, весь. Холизм – философия целостности. Если в соответствии с механистическим мировоззрением, целое является результатом сложения отдельных, входящих в него частей, то согласно холизму, каждая целостность всегда больше своих частей. Понять смысл и назначение любой части можно только исходя из ее отношения к целому. Существует иерархия целостностей: на каждом уровне целое одновременно является частью другого целого относящегося к более высокому порядку. Причем качества каждой целостности обусловлены действием энергетического поля, организующего эту целостность.
Если поискать примеры таких целостностей в реальной жизни, то становится ясно, что речь идет об организмах. Отсюда и второе название этой концепции – «организмическая». Причем в качестве организмов здесь надо подразумевать не только животных и растения, но также, клетки, молекулы, атомы и т.д. То есть все – от субатомных частиц и до вселенной в целом.
В настоящее время философия холизма считается одним из наиболее перспективных направлений мысли и находит применение в науке. Например, в идее морфогенетических полей, в особенности, в понимании их британским биохимиком Рупертом Шелдрейком, который считает, что именно эти поля «ответственны за характерные форму, структуру и организацию систем на всех уровнях сложности не только в сфере биологии, но также в области физики и химии» (см. вступление к книге «Новая наука о жизни»).
Как видим, ход наших рассуждений, который основывался на совершенно других фактах, привел нас, однако, к тем же выводам. Попробуем теперь выяснить, какие следствия вытекают из этих выводов применительно к человеку.
2
Надо сразу сказать, что, несмотря на то, что биологически человек ничем не отличается от других организмов, его положение в универсуме поистине уникально. Он является единственным живым существом, способным осуществлять выход за границы своего энергетического уровня. Причем, если для других организмов такие действия влекут за собой гарантированную гибель, человеку это, как правило, вреда не приносит. Так, живущий в условиях суши организм, не имея природных приспособлений для пребывания под водой (жабры) или в воздухе (крылья), погибнет, если поместить его туда насильственно. Человек тоже не имеет природных приспособлений для пребывания под водой или в воздухе, но может находиться и в той и в другой среде без всякого для себя ущерба.
Происходит это, как мы уже догадались, потому, что человек единственный из всех, умеет создавать для себя искусственную среду обитания. Поэтому если простой организм должен заботиться о соответствии уровня своей внутренней энергии энергетическому уровню природной среды, то человек просто сохраняет присущую ему внутреннюю энергию путем изоляции от внешнего мира. Вот почему, в отличие от простого организма, он может жить на холодном Севере и на жарком Юге, на вершинах гор и в морских глубинах, на поверхности Земли и в Космосе.
Таким образом, если для любого организма уровень его внутренней энергии и энергетический уровень матрицы являются понятиями тождественными, то для человека – это два разных понятия. Это обстоятельство является главнейшей причиной нашего особого положения в природе. Благодаря независимости уровня внутренней энергии от энергетического уровня среды, человек может перемещаться в универсуме на тот энергетический уровень, пребывание на котором соответствует степени его изоляции от внешнего мира.
3
Но человек – не только живое существо, обладающее определенным уровнем внутренней энергии. Он является еще и триединой волновой структурой, которая состоит из расталкивающей силы, силы гравитации и собственно организма (см. «О ряде натуральных чисел», 7). Поэтому, когда триединая волновая структура человека переходит с одного энергетического уровня на другой, это значит, что она пересекает другую триединую волновую структуру, каковой является универсум. Таким образом, происходит явление, сходное с электромагнитной индукцией, когда силовые линии поля универсума пересекаются силовыми линиями поля человека.
Нам известно, что силовые линии поля универсума воспринимаются человеком как пространственно-временные объекты. Значит, подобно тому, как в результате электромагнитной индукции в проводнике возникает электродвижущая сила, так в мозге человека происходит превращение, в результате которого силовые линии поля универсума, накладываясь на силовые линии мозга, преобразуются в пространственно-временные объекты. Я думаю, это превращение носит голографический характер.
Напомню, что вообще голография – это объемное, трехмерное фотографическое изображение любого объекта, получаемое благодаря такому свойству волн, как интерференция, то есть наложение одной волны на другую. Суть его заключается в том, что волна любой природы и любого диапазона частот может принять вид материального объекта, а любой материальный объект, в свою очередь, может быть закодирован, как волна. Чисто технически подобный эффект достигается путем облучения из одного источника фоточувствительной пластины двумя пучками света (как правило, лучами лазера), один из которых отражается от объекта.
Видимо, голограмма как раз и является метафорой той реальности, которую мы определили как волновую структуру поля. Одновременно ее можно считать моделью работы мозга, преобразующего полученные ощущения в формы. Поэтому процессы, происходящие в мозге при соприкосновении двух волновых структур, можно интерпретировать как голографические. Роль пластины выполняет здесь структура мозга, роль нанесенного на пластину изображения – структура мозга, заполненная силовыми линиями поля универсума, а роль луча лазера, эту пластину проницающего, – энергия, излучаемая организмом в ходе его дрейфа во времени к полюсу гравитации. Запечатленное памятью голографическое изображение структуры поля универсума и есть результат индукции.
В свою очередь, пересечение поля человека с полем универсума не может не привести к образованию новой полевой структуры, деформирующей энергетическую матрицу человека, в которой его организм формировался изначально, и закрепляющей тем самым это голографическое изображение уже в памяти универсума. А поскольку каждый последующий организм деформирует изначальную матрицу все больше и, значит, получает форму, отличную от предыдущей, все они также оставляют свои изображения в универсуме. По-видимому, это и есть то, что мы называем кармой – зависимостью формы матрицы от деятельности порождаемых ею организмов.
Если определить теперь функцию мышления как процесс накопления в памяти информации для выработки поведенческих стереотипов взамен утраченного рефлекса (см. «Человек и его восприятие», 5), то необходимо признать, что в основе его лежит совместное с универсумом продуцирование пространственно-временных образов. А это значит, что в процессе мышления участвует не столько мозг отдельного человека, сколько весь универсум в целом. Можно сказать даже, что человек обладает с универсумом общей психикой, а мозг человека по отношению к универсуму является лишь его клеткой, нейроном. Иначе говоря, универсум сам представляет собой огромный мозг, процесс мышления в котором каждый раз осуществляется не отдельной клеткой, а сразу всей его полевой структурой.
4
И здесь следует обратить внимание на одно важное обстоятельство, связанное с изменением статуса человека в структуре универсума. Оно касается изменения функций мозга человека по сравнению с функцией мозга простого организма.
Поскольку каждый простой организм является составной частью структуры универсума и, значит, связан с каждой точкой универсума бесчисленным количеством силовых линий, ему доступна вся заключенная в универсуме информация. Если бы, имея доступ к этой информации, простой организм обладал индивидуальной памятью и мог ее накапливать, размещение этой информации в его мозге привело бы мозг к гибели. Но индивидуальная память возникает лишь в результате отпадения организма от изначальной матрицы и, как следствие, пересечения силовых линий универсума. Простой же организм свою изначальную матрицу не покидает и силовые линии универсума не пересекает. Значит, индивидуальной памяти он не имеет и информацию в своем мозге не накапливает.
Напротив, человек свою изначальную матрицу покинул, и способность накапливать информацию обрел. Но, покинув свою матрицу, он тем самым разорвал связи с универсумом. Поэтому, обретя способность накапливать информацию, он одновременно утратил доступ к информации универсума и оказался способным накапливать лишь ту информацию, которая возникает в процессе пересечения им силовых линий универсума. Таким образом, мозг человека, став накопителем информации, одновременно превращается в своеобразный фильтр, задача которого – отсечь содержащуюся в универсуме информацию и предохранить психику от перегрузок.
В результате общность человека с универсумом оказывается от него скрытой. Мозг как бы «забывает», что составляет с универсумом единое целое. В отличие от других организмов, продолжающих руководствоваться опытом универсума, человек обречен ограничиваться индивидуальным опытом. Информация, которая накапливалась тысячелетиями, стала ему недоступна: отныне она заполняет область универсума, которую серое вещество блокирует. Отсюда характерный для человека страх перед смертью. Имея индивидуальное сознание, человек думает, будто обладает индивидуальным бытием, воспринимая гибель своего организма как гибель самости.
На самом же деле смена заполняющих его энергетическую матрицу организмов – это всего лишь регенерация клеток бессмертной формы. Как сказано в «Брахмабинда упанишаде», «когда в горшке заключено пространство и горшок разбивают, то разбивается горшок, но не пространство. Такова же и жизнь: подобно горшку, вновь и вновь разрушаются различные образы, он же, Атман (тот же универсум – Авт.), и не знает, что они сломаны».
5
Нетрудно заметить, что переход человека с одного энергетического уровня на другой происходит не хаотично, а в определенном порядке: в результате череды таких переходов человек последовательно занимает положения, энергетически соответствующие положениям живых организмов, растений, минералов и даже плазмы. А это значит, что в целом эти переходы являются целенаправленным путем, по которому человечество идет уже многие тысячи лет. Посмотрим, куда ведет этот путь.
Мы установили, что исходным его пунктом была принадлежавшая человеку изначальная энергетическая матрица. Но эта энергетическая матрица находилась в центре природного равновесия, который означает для простого организма состояние гармонии с универсумом и оптимальный режим существования. Значит, деформировав свою энергетическую матрицу, человек покинул центр природного равновесия, а с ним и состояние гармонии с универсумом.
Центр комфорта, в направлении которого происходит дальнейшее продвижение человека, является искусственной средой обитания. Он находится в стороне от центра природного равновесия, а значит, и от состояния гармонии с универсумом. Поэтому для биологического организма центр комфорта может являться только местом гибели (см. «Человек и его восприятие», 5).
Но в энергетике универсума местом гибели, а значит, и полюсом исчезновения, является полюс гравитации (см. «Пространство, вещество и время», 5). Следовательно, продвижение человека в энергетику универсума происходит от центра природного равновесия к полюсу гравитации.
В свою очередь любой путь в направлении полюса гравитации всегда совпадает с направлением силы гравитации (см. «Пространство, вещество и время», 5). Значит, продвижение человека в энергетику универсума происходит под воздействием силы гравитации (в данном случае эту силу, как побуждающую человека продвигаться в энергетике универсума, имеет смысл выделить как самостоятельно действующую энергию и обозначить как волю).
Но под воздействием силы гравитации пребывают все организмы универсума, а продвигаться в энергетику универсума она побуждает только человека. Отсюда следует, что изначальная матрица человека находилась в том месте универсума, где сила гравитации имеет максимальное значение и уравновешивает расталкивающую силу. То есть на его горизонте.
Таким образом, причиной продвижения человека к полюсу гравитации можно считать тенденцию граничной точки универсума в направлении полюса гравитации. Продвигаясь под воздействием воли в энергетике универсума, человек проходит путь, противоположный тому, который прошла расталкивающая сила, когда создала мир. При этом, следуя в направлении полюса гравитации и заполняя свой мозг информацией, он тем самым заполняет информацией и мозг-универсум. В результате получается, что универсум как бы прорастает вглубь самого себя, одновременно запечатлевая в памяти свое голографическое изображение.
Как выразился однажды французский поэт Альфонс де Ламартин, «…человечество подобно ткачу, работающему на станке времен с изнанки. В процессе работы оно не видит ничего, кроме путаницы нитей. Но придет день, когда, взирая на другую сторону ткани, оно узрит картину дивную и величавую, вытканную на протяжении веков его собственными руками».
6
Следует заметить, что представление об универсуме, как об огромном мозге не есть нечто совершенно новое. В индийской метафизике существует понятие «Акаши», с которой наша модель согласуется на удивление точно. Акаша – это тонкая сверхчувственная субстанция, первичная основа мироздания, которая состоит из совокупности мыслеобразов и вмещает в себя информацию обо всем, что было, что есть и что будет. По выражению известного медиума и ясновидца Эдгара Кейса, Акаша представляет собой не что иное, как «коллективную прапамять человечества».
Это понятие, но под иными именами, широко известно также и в среде европейских оккультистов. Так, Папюс и Элифас Леви называли его «тонким эфиром», Алистер Кроули – «Астральным Светом», современные приверженцы оккультного знания, желая, видимо, придать ему оттенок наукообразности, стали именовать «универсальным энергоинформационным полем». А русский поэт Максимилиан Волошин, интересовавшийся вопросами оккультизма, представлял себе скрывающееся за ним явление в виде четвертого измерения пространства, воспринимаемого как время.
«Я время считаю, – писал он, – за наше восприятие четвертого измерения. Точно так же третье измерение будет являться временем для существа второго измерения. В четвертом измерении время станет чисто пространственным отношением. И оттуда человеческая жизнь будет представляться одним цельным куском, идущим от рождения до смерти. Пространственно, конкретно, как длинная лента, – представляете?.. Мы все давно умерли и еще не родились. По этой целой материальной ленте, тянущейся от рождения до смерти, пробегает волна. Волна движется, но частицы материи остаются на своих местах. И вот в этой волне, в этом моменте и движется наше сознание, и наше представление о времени» (письмо Маргарите Сабашниковой от 28 (15) января 1904 года). Это и есть образное описание того состояния, которое на языке оккультистов получило название «тонкого эфира», энергоинформационного поля и которое на самом деле восходит к общеиндийскому понятию Акаши.
Таким образом, среди носителей так называемого эзотерического знания полученная нами модель универсума во все времена, начиная с глубокой древности, имела достаточно широкое распространение. Более того, эта модель как нельзя лучше согласуется с результатами исследований в области человеческой психики швейцарского психотерапевта Карла Густава Юнга.
Как известно, изучая в ходе врачебной практики психический материал, Юнг пришел к выводу, что человеческая психика складывается из трех основных элементов: сознания, личного бессознательного и коллективного бессознательного. Сознание – это та часть психики, которая находится в непосредственном взаимодействии с окружающим миром. «Личное бессознательное, по словам Юнга, содержит утраченные воспоминания и вытесненные (намеренно забытые) тягостные представления». Что же касается коллективного бессознательного, то, как объясняет Юнг, оноотделено от личного и «имеет коллективную, универсальную и безличностную природу, которая одинакова во всех индивидуумах. Это коллективное бессознательное не развивается индивидуально, но наследуется».
То есть коллективное бессознательное, по Юнгу, «содержит в себе психический материал, коренящийся не в индивидуальном опыте, а в некой надличностной стихии, которая может быть истолкована как вселенский разум», включающий индивидуальные разумы в качестве своих составных элементов. «На человеческом плане оно проявляется в виде совокупности архетипов – врожденных структурообразующих элементов психики, своего рода «внутренних осях», по которым и происходит дальнейшая «кристаллизация» всех душевных и психических процессов» (Б. Беренс).
Вот в этом выведенном Юнгом коллективном бессознательном, где каждая точка будучи архетипом того или иного явления, одновременно представляется хранилищем сведений обо всех метаморфозах, когда-либо произошедших с ним в ходе космической эволюции, мы и находим соответствие с нашей моделью универсума. В самом коллективном бессознательном мы видим блокируемый индивидуальной памятью и не воспринимаемый нами универсум, а в архетипах – матрицы тех или иных организмов.
Надо сказать, что догадка Юнга о существовании коллективного бессознательного была убедительно подтверждена опытами американского психотерапевта Станислава Грофа, разработавшего методику выхода человека за пределы сознания. Есть и попытки художественного описания бессознательного. Из числа наиболее известных можно вспомнить тибетскую книгу мертвых «Бардо Тёдол», «нагваль» Карлоса Кастанеды, а также художественное пространство кинофильмов «Твин Пикс» и «Матрица».
Но если согласиться с представлением об универсуме как о волновой структуре, в которой каждая точка является матрицей того или иного организма, становятся понятными многие явления, которые до последнего времени считались необъяснимыми. Так, если представить себе возможным кратковременное отключение механизмов индивидуальной памяти, получают объяснение явления «творческого озарения», которые в этом случае могут быть интерпретированы как результат проникновения сознания в ту область бессознательного, которая содержит искомый материал.
В то же время, если проникновение в бессознательное возможно в принципе, то возможно проникновение в любую точку вселенной, в любой организм, в любую эпоху. А значит, возможны явления, которые во все времена воспринимались как чудо: ясновидение, предсказание будущего, чтение мыслей на расстоянии. Отсюда феномены Ванги, Кейса, духовидца Сведенборга.
По-видимому, у некоторых, особо одаренных людей, в результате медитации, молитвы или острого переживания механизмы индивидуальной памяти могут быть ослаблены. И тогда человек, направляя поток энергии на соответствующий участок своего мозга, становится способным перенестись в любую избранную им точку универсума. В результате ему открываются миры, галактики, чужие мысли, прежние жизни, животные и растения, вершины гор и морские глубины. Он обретает способность излечивать болезни и предсказывать будущее, видеть, что происходит за тысячи километров от него и что происходило в прошлом веке, определять, кем был в прежних воплощениях и кем будет в последующих. По существу, он сам становится универсумом, способным мыслить самого себя.
Вообще, проникновение в бессознательное – это, судя по всему, то состояние, которого человек во все времена стремился достичь в ходе всякого рода мистических практик – от христианского исихазма до ритуального полового акта в тантризме. Эти, разработанные на протяжении тысячелетий приемы, ставящие целью соединение человека с богом, на деле являются не чем иным, как способами ослабить защитные механизмы индивидуальной памяти и вывести человеческое сознание за пределы собственного мозга.
7
Исходя из сказанного, не составит труда представить себе и эсхатологию универсума. Судя по всему, она состоит из двух основных периодов.
Первый – внеисторический, физиологический период, который я бы назвал до-культурным. Это время, когда процесс познания еще не начинался и человек пребывал в своей изначальной энергетической матрице, составляя с универсумом нераздельное целое. Его можно охарактеризовать как состояние сна без сновидений, характерное для простых организмов.
Второй – принадлежит эпохе культуры. Это период нашей человеческой истории, в котором мы пребываем и сейчас. Его смысл – в освоении человеком универсума с целью заполнения его информацией о самом себе.
Их отличие – в характере восприятия. Человек эпохи сна без сновидений воспринимает мир непосредственно через ощущения. Эти восприятия физиологичны, возникают во времени и представляют собой реакцию организма на утрату им части своей энергии. Поэтому, хотя сами ощущения отражают мир таким, каков он есть, организмом они «расцениваются» как смена внутренних состояний и памятью не фиксируются.
Напротив, человек эпохи культуры воспринимает мир через образы. Эти восприятия внеприродны и вызваны перемещением человека в энергетическом континууме универсума. Они хоть и не отражают реальности непосредственно, зато становятся ее метафорой и запечатлеваются в памяти универсума. Но поскольку, перемещаясь в энергетическом континууме, человек эпохи культуры перемещается и во времени, восприятия этой эпохи так же базируются на ощущениях, как и восприятия до-культурной эпохи.
Можно предположить, что в конце второй эпохи состоится наступление третьей эпохи, когда универсум будет заполнен мыслеобразами целиком. Тогда завершится движение человека в энергетическом континууме, а вместе с ним и движение во времени, составляющее основу для возникновения ощущений.
Если это произойдет, то состоится вхождение человека в новое качество, позволяющее ему воспринимать мир непосредственно, без участия ощущений, как бы телепатически. В этом случае человек станет существом трансцендентным, способным к виденью целостному и вневременному. Нечто подобное мы можем себе представить по аналогии с тем состоянием, которое описали как проникновение в область бессознательного в результате отключения механизмов индивидуальной памяти.
Любопытно, что в «Алмазной сутре» сказано буквально следующее: «Когда мысли касаются феноменов чувственного мира, они захватываются ими и появляется воспринимающий, появляется «Я», появляются другие личности и отношение к ним. Когда мышление свободно от чувственного мира, тогда нет мыслящего, и мышление осуществляется уже не индивидуальным умом, а разумом самого Будды, обладателя Наивысшей Совершенной Мудрости». Эти слова убеждают меня в том, что в своих размышлениях я ни в чем не нафантазировал и нахожусь на правильном пути.
8
Возникает вопрос: является ли деятельность человека в системе универсума предопределенной или же она полностью случайна? С одной стороны, человек фактически представляет собой своеобразный инструмент, посредством которого универсум воссоздает образ самого себя. Но с другой, нельзя не признать, что своей миссией человек оказывает на универсум действие прямо-таки разрушающее. Происходит смещение одной части универсума относительно другой, что равносильно распадению единого организма. Такое явление можно сравнить, пожалуй, с раковой опухолью, когда метастазы, внедряясь в организм, разрушают его ткани. Видимо, так бывает, когда в генетическую программу закрадывается ошибка, и некоторые клетки начинают развиваться произвольно, вне зависимости от направления жизнедеятельности организма.
Более того, продвижение человека в энергетику универсума чревато и для самого человека. В этом легко убедиться, представив себе, что может случиться, если вдруг исчезнет все, посредством чего человек изолирует себя от внешнего мира, – высотные дома, самолеты, теплоходы, электростанции, – словом все, что делает нашу жизнь комфортной и привлекательной. Не надо обладать изощренным воображением, чтобы понять: человечество погибнет. Причина состоит в том, что человек окажется в энергетических условиях, для него как биологического вида неприемлемых. Наш организм не приспособлен ни для полетов в воздухе, ни для нахождения под водой, ни для движения со сверхзвуковой скоростью.
Таким образом, миссия, осуществляемая в универсуме человеком, опасна и для универсума, и для человека. Между тем она происходит. Почему? Значит, либо несовершенной оказалась сама программа универсума, либо человек для этой миссии избран не случайно. Но если предположить первый вариант, то остается непонятным, как удалось человечеству избежать печальной участи динозавров: ведь в своем соперничестве с универсумом оно просто не выдержало бы конкуренции. Однако если предположить, что универсум сам заинтересован в миссии самопознания, тогда придется признать, что вариант использования для этой цели человека является для него (для универсума), может быть, наименее разрушительным.
Чтобы прояснить свою мысль, воспользуюсь аналогией. Представим себе пирамиду из камней (см. рисунок 10).
Мы видим, что, если в ее нижних этажах изменить положение хотя бы одного камня, нарушится равновесие всей пирамиды. Начнется ее перестройка, которая будет продолжаться до тех пор, пока не установится новое равновесие. В то же время, если изменить положение камня, находящегося на самом верху, целостность всей пирамиды не нарушится. Такое положение камня свидетельствует о его неустойчивости, об относительной автономности по отношению к другим камням, а значит, и о возможности для него трансформаций.
Генетическая программа, по-видимому, тоже своего рода пирамида. Если из нижних этажей биосферы исключить тот или иной биологический вид, это неизбежно должно сказаться на конфигурации генетического кода вселенной в целом. Возможно, уничтожение человеком морской коровы как раз и привело к ошибкам в коде и, как следствие, к таким заболеваниям, как рак или СПИД. Но то, что человек в генетической пирамиде находится на граничном месте, делает, как мне кажется, взаимоотношения между ним и универсумом вполне приемлемыми. Посмотрим, в чем заключаются эти взаимоотношения.
9
Мы помним, что роль, которая отводится простому организму, состоит в функции, выполняемой им в данной природной среде (см. «Человек и его восприятие», 2, 3). Если еще раз прибегнуть к аналогии, можно сравнить такой организм с узлом некой машины: его действия предельно рациональны, они отработаны до автоматизма и предпринимаются в соответствии с функциями самой машины. Таков был и человек, пока пребывал в качестве простого организма в своей изначальной матрице. Как и другие организмы, он исполнял роль одного из органов универсума, а его действия, подчиненные рефлексу, были целесообразны и безошибочны.
Но, чтобы осуществлять миссию познания, человеку пришлось покинуть свою изначальную матрицу. Тем самым он освободил себя от подчинения тому основному для универсума закону, который предписывает каждому организму находиться в пределах своей матрицы. А освободившись от подчинения этому закону, человек перестал быть его функционирующим органом. Иначе говоря, он стал существом свободным. Если раньше он мог действовать лишь в рамках своей функции, то сейчас у него появилась свобода выбора.
Но с утратой роли функционирующего в организме органа человек утрачивает и рефлекс, а с ним и способность к безошибочности действий. Вот тут-то и таится опасность произвола. Дело в том, что, получив право на свободу выбора и оставшись при этом в условиях универсума, человек отнюдь не обрел свободу от действующих в универсуме законов. А поскольку руководствоваться рефлексом он больше уже не может, свой выбор отныне он вынужден осуществлять на основании умозрения, которое формируется в соответствии с характером его внеприродной деятельности. В результате решение принимается на основании мнения, и свобода выбора, в таком случае, вполне может привести к ложному выбору (подробно об этом см. раздел «О природе морали»).
Как правило, этот последний заключается в стремлении придавать «хаотическим», с точки зрения человека, природным процессам субъективно понимаемого «порядка». Но «упорядочивание» природы, ее «покорение» ведет к нарушению всей системы, что неизбежно сказывается на ее жизнедеятельности в целом. Поэтому универсум, как всякий стремящийся к выживанию организм, реагирует на эту ситуацию включением механизмов саморегуляции. И когда степень нарушения равновесия достигает критического уровня, возрастающее напряжение приводит к сбросу энергии, что выражается в войнах, революциях и экологических катастрофах.
В свою очередь и человек, являясь энергетической копией универсума, тоже находится под воздействием тех же сил. У него тоже есть механизмы саморегуляции. Они заключаются в его биологической сущности, которая вынуждает заботиться о необходимом для жизни равновесии и пробуждает чувство самосохранения. Поэтому когда действия человека выходят за рамки допустимых, в психике его тут же возникает реакция, которая проявляет себя как чувство ностальгии по состоянию гармонии с универсумом.
Чтобы понять, что представляет собой эта реакция, мы должны уяснить, что, покинув свою изначальную матрицу, человек поселил у себя в душе чудовищное противоречие. С одной стороны, он вынужден двигаться в сторону полюса гравитации, угрожающего ему гибелью, а с другой – это движение удаляет его от природного положения в универсуме. Поэтому как субъект познания, человек, влекомый волей, стремится в области, грозящие ему гибелью, а как биологическое существо испытывает чувство ностальгии по центру природного равновесия. При этом, однажды переступив черту, он отрезал себе путь к отступлению, поскольку, деформировав свою энергетическую матрицу и встав на путь изоляции от природы, вернуться к жизни в условиях естественной природы он уже не мог.
В результате создается ситуация, зеркальная по отношению к той, которая возникает при создании универсума расталкивающей силой: воля действует как расталкивающая сила, а ностальгия по изначальной матрице – как сила гравитации. Но воля направлена в сторону, обратную творению, поэтому ее вектор противоположен вектору расталкивающей силы и совпадает с вектором силы гравитации. А ностальгия, вектор которой направлен в сторону, противоположную силе гравитации, векторно совпадает с расталкивающей силой. Поэтому полюс гравитации и горизонт тоже меняются местами. Полюс гравитации у человека находится там, где у универсума находится горизонт, а горизонт – в полюсе гравитации (см. рисунок 11).
Возникает как бы новый универсум – универсум человека, где все объекты выполняют противоположные функции. Теперь стремление человека достичь своего горизонта означает стремление к познанию и расширение постигаемого мира. Но одновременно это означает приближение к полюсу гравитации универсума, а значит, угрозу жизни. Поэтому в противовес стремлению к познанию, как страх смерти, возникает ностальгия по своему, человеческому полюсу гравитации, который находится на горизонте универсума и соответствует центру природного равновесия и состоянию гармонии с универсумом.
Таким образом, человечество, как и универсум, является саморегулирующейся системой, где всякий уход от центра природного равновесия и распадения целого рождает обратные связи, стремящиеся эту целостность восстановить. Как мы вскоре увидим, взаимодействие двух начал – стремления ко внеприродному познанию и ностальгии по энергетической матрице – породили все известные нам формы культуры (как взаимодействие расталкивающей силы и силы гравитации породили все известные нам формы жизни). С одной стороны, это различные формы социума, в которые последовательно переформируется все разрушающаяся первобытная общность. А с другой – такие сугубо человеческие феномены, как членораздельная речь, мифология, религия, искусство, письменность и архитектура. Словом, тот грандиозный собор или храм, который был создан человеком взамен покинутой им энергетической ниши.
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Свежее в блогах